Сообщение молитва как жанр религиозной литературы

Сообщение молитва как жанр религиозной литературы в полной и расширенной версии, специально для Вас.

ЖАНР МОЛИТВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Жанр молитвы и его место в литературе

Молитвой является словесный жанр, обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва — это разговор с Богом: «обращение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом». [9, с.31].

Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства. Диалогичность молитвы отмечают многие исследователи, например, Л. В. Балашова, М. Войтак и священнослужители, например, по словам Игумена Филарета, «молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва». Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [10, т.6]; «лирическая поэзия… изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания.

Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании изучены лирические произведения Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Осипа Мандельштама, можно сделать выводы о том, что лирика данных поэтов связана с религией и молитвенным жанром. Религиозное восприятие мира лежит в основе их мировоззрении. В данном исследовании нами рассматривается не просто молитва в религиозном понимании этого слова, а особый поэтический жанр — стихотворная молитва и другие формы обращения к Богу и Высшим силам. Также мы выяснили, что стихотворная молитва многое взяла от канонической. Путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу движется молитвенная лирика Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама.

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Изучая жанр стихотворной молитвы, мы пришли к выводу о том, что многие писатели 20 века включали данный жанр в свое творчество.

У А. Ахматовой молитва носит эпитафический характер. можно сделать вывод, что важнейшая особенность ахматовской поэзии в жанровом отношении — это процесс скрещивания известных ранее традиционных жанров и их взаимопроникновения (плача и эпитафии. послания и эпитафии).

Что, касаемо творчества Н. Гумилева можно сказать следующее: эпистолярное наследие поэта, его статьи и рецензии, свидетельства его современников подтверждают: особое место в ряду поэтов, чьи произведения существенно повлияли на образный мир, эволюцию и эстетику поэта-акмеиста, принадлежит трём авторам — Пушкину, Тютчеву и Баратынскому. Эстетические воззрения Гумилёва, касающиеся понимаия им категорий прекрасного, трагического, гармонического, соотношения реального и идеального, художественной бытийиости, открытости личности миру Бога, «оприродненности» творчества и боговдохновенности поэта, являются осознанным развитием эстетических принципов трёх крупнейших русских романтиков, названных Гумилёвым создателями образцовых творений.

Представление об акмеистах как о поэтах, цитирующих произведения своих предшественников, должно быть конкретизировано в связи с осмыслением композиционной значимости цитаты, узнаваемой, представленной частично или с трудом угадываемой из-за её изменения; с синтезирующим свойством художественного сознания Гумилёва; с обоснованием поэтом роли поэтического Слова, выявляющего формирование индивидуальной и, одновременно, общей мифологии: принадлежа автору, оно является собственностью всех, кто его слышит и вновь произносит Слово в сакральном акте создания стихов.

Осмысление внимания Гумилёва к произведениям Тютчева, в круг которых введены новые стихи, позволяет преодолеть одностороннюю трактовку философской лирики классиков раннего и зрелого русского романтизма как создавшей трагическую картину мира и представившей образ страдающего лирического героя. Восприятие поэтом-акмеистом напряженного драматизма философской лирики Тютчева и одновременное усиление им увиденной у классика тенденции гармонизации введением в стихах поэта XX века мотива открытости лирического героя миру, созданному Творцом, становится важнейшей составляющей национальной поэзии.

На основе изучения важнейших для Гумилёва традиций выясняется, что его религиозность связана не с обязательной воцерковленностыо поэта, но является значимым принципом его эстетической программы. Такой подход актуализирует мнение самого поэта, в котором искусству отведена роль важнейшей формы приближения к особо содержательному религиозному мироощущению.

Полнота восприятия наследия классиков русской поэзии XIX века Гумилёвым сказалась на творчестве его последователей и друзей по Цеху. Важное для поэзии Серебряного века и осуществленное именно акмеистами возвращение полноты звучания, значения, ощущения слова как художественного события сделало вновь востребованными точность, предметность, плановость, эти основные свойства поэзии Пушкина, философичность, напряженно преодолеваемый драматизм творчества Тютчева, способность к образным обобщениям лирика Баратынского. Следуя принципам русских романтиков, Гумилёв своим выверенным по камертону национальной классики поэтическим творчеством и своей судьбой верного долгу чести офицера оправдал высокое предназначение русского поэта.

Осип Мандельштам определял акмеизм как «тоску по мировой культуре». Постижение действительности становится для него прежде всего постижением многообразия исторических культур. Современность проецируется на мифологию, читается в знаках и символах ушедших времен. Метасюжетом лирики Мандельштама является в сущности освоение «чужого» и превращение его в «свое». В стихотворении «Я не слыхал рассказов Оссиана…» поэт о себе говорит: «Я получил блаженное наследство — / Чужих певцов блуждающие сны», предчувствуя непонимание в своей эпохе: «и не одно сокровище, быть может, / Минуя внуков, к правнукам уйдет».

Ясность и простота как свойства акмеистической поэзии у Мандельштама представляют собой не простоту заложенных смыслов, а определенность очертаний предметов реального мира и отчетливость границ между ними.

Ахматова, Гумилев и Мандельштам все эти поэты — поэты акмеисты. Художественное течение акмеизм возникло как попытка преодоления кризиса символизма, как попытка решения вопроса отношения искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Стремление вернуть поэзию у реальной жизни из мистических туманов символизма объединило ряд поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам.

Читайте так же:  Молитва любовь к Богу

Наиболее общие особенности этого направления: 1. Всегда помнить о непознаваемом, но только «не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» (Н. Гумилев);

  • 2. «Мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий» (С. Городецкий), при этом акмеисты не ставили задач решения социальных проблем;
  • 3. Художественное пространство произведений было перенесено в эстетизированную старину, «вещный мир стилизованной современности, замкнутый круг интимных переживаний;
  • 4. Разработка отношений прошлого, настоящего и будущего России с интересом не к переломным эпохам истории (характерно для символистов), а эпохи бесконфликтные со стилизацией под идиллию гармонического человеческого общества.
  • 5. Любовная тема развивается в любовную игру, жеманную и легкую, а не связана с прозрениями в другие миры, как у символистов;
  • 6. За программным акмеистическим жизнеутверждением стоит внутреннее депрессивное настроение;
  • 7. Призыв возвратиться их иных миров к реальности был вызван признанием культа первоначал жизни (вариант названия течения — адамизм).

Новизна эстетических установок была ограниченной, поэтика определена туманно — создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли. Так как акмеизм объединил поэтов разных по своим идейным установкам, то творческие судьбы А.Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева (рассмотренные в данном реферате) складывались во внутренней полемике с акмеизмом. Литературовед Лев Аннинский говорит о самостоятельности и оригинальность творчества поэтов, некогда объединившихся в кружок «Цех поэтов»: «Акмеизм остается в истории как одно из ярчайших направлений поэзии Серебряного века, противостоящее и символизму с его мистическими туманами, и футуризму с его утопическими проектами. Однако живое и перспективное развитие поэзии определяется не деятельностью тех или иных «цехов», а судьбой великих поэтов, втянутых в эти «цеха». В акмеизме это: Гумилёв, Ахматова, Мандельштам…».

Еще в заключение можно сказать, что Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств»; «лирическая поэзия изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа». Лирический текст имеет свои законы, которым подчиняется каждый входящий в него элемент.

По мнению М.С. Руденко, «поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного». Молитва как жанр лирического произведения за счет таких характерных черт как исповедальность и диалогичность получила большое распространение в русской литературе. К жанру молитвы в своем творчестве обращались такие поэты как А.С. Пушкин, Ф.Н. Глинка, Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие.

Стихотворная молитва, как особый поэтический жанр

Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик указывает на то, что для квалификации жанровой природы речи необходимо не только выявление типовых действий говорящего, но и определение целого круга многомерных отношений: участники коммуникации (минимум два), предмет речи, предлагаемый адресантом, предмет речи, воспринятый и, может быть, дополненный адресатом — вот четыре точки в пространстве коммуникативного акта, которые представляют минимальный набор объектов, вступающих во взаимоотношения в ходе реализации того или иного речевого жанра. Он же выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие [13, с. 4, 7, 9, 12]. Словом «молитва» определяют особое духовное состояние человека. Сложно дать однозначное определение этому феномену духовной жизни, поскольку это состояние изменчиво. В энциклопедии «Христианство» дается следующее определение, основанное на противопоставлении земной (телесной) и небесной (духовной) жизни: молитва является «вместилищем всей духовной жизни или самой духовной жизнью в движении и действии» [9, с. 142].

Стихотворная молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы.

В истории русской поэзии есть незаслуженно забытые имена. Федор Николаевич Глинка — русский поэт, создавший большое количество стихотворений, известен современному русскому читателю только как поэт-декабрист, автор романсов «Сон русского на чужбине» и «Не слышно шуму городского…». Молитва для Ф.Н. Глинки всегда была важным способом духовного самосовершенствования: «К Тебе, мой Бог, спешу с молитвой: / Я жизнью утомлён, как битвой! / Куда своё мне сердце деть? / Везде зазыв страстей лукавых; / И в чашах золотых—отравы, / И под травой душистой —сеть. / Там люди строят мне напасти; / А тут в груди бунтуют страсти! / Разбит мой щит, копьё в куски, / И нет охранной мне руки!» [16].

В стихотворении Николая Языкова «Молитва» перед читателем встает преддверье рая, «таинственные врата». Мы видим, что поэтам важно сохранить себя не столько для жизни земной, сколько для жизни небесной: «Молю святое провиденье: / Оставь мне тягостные дни. / Но дай железное терпенье, / Но сердце мне окамени» [17].

Подражания молитвам, начиная с XVIII века, получают многообразные поэтические формы. В них или варьируются излюбленные мотивы псалмов, или с помощью пейзажной детали и психологических подробностей индивидуализируется ситуация молитвы. Именно этим путем — путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу — движется молитвенная лирика Анны Ахматовой: от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов.

Не отрываясь от традиционной формы изложения содержания: «Дай мне горькие годы недуга, / Задыханье, бессонницу, жар, / Отыми и ребёнка, и друга, / И таинственный песенный дар — / Так молюсь за твоей литургией / После стольких томительных дней, / Чтобы туча над тёмной Россией / Стала облаком в славе лучей» [18, с. 492].

В «Молитве» А. Ахматовой чувствуется страх: страх за Родину, за судьбу России, за себя и своих близких. Это произведение — на редкость бескорыстная молитва, в которой Родина больше чем сын, больше, чем друг, даже больше, чем чары: «таинственный песенный дар». Такой же страх за жизнь мы видим в «Молитве» О. Мандельштама: «Помоги, господь, эту ночь прожить, / Я за жизнь боюсь: за свою рабу… / В Петербурге жить — словно спать в гробу».

Стихотворная молитва есть даже у революционной Ольги Берггольц, что свидетельствует о том, что поэтесса жила с верой в душе, однако ее представление о Боге отнюдь не христианское, скорее языческое: «Да будут слезы эти как молитва. / А на врагов — расплавленным свинцом / пусть падут они в минуты битвы / за всех, за всех, задушенных кольцом» [19].

Читайте так же:  Заговоры молитвы в день рождения

В христианской лирике Николай Степанович Гумилева — русского поэта и критика Серебряного века, основателя акмеизма — есть стихи, заставляющие задуматься о Боге, о вечности, о своем ближнем: «Мечты Господни многооки, / Рука Дающего щедра, / И есть еще, как он, пророки — / Святые рыцари добра». [20].

Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. Ф.И. Тютчев подчеркивает, что атеизм современного мира порождает грандиозную проблему — именно вера и ее проявление в молитве противостоит антихристанским революционным тенденциям. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

Контуры жанра молитвы намечаются уже в юношеских стихотворениях И.А. Бунина «Под орган душа тоскует…» (1889), «В костеле» (1889), «Троица» (1893) и др. Молитвенное обращение ко Христу первоначально сопрягается здесь с эстетическим переживанием таинственно-величавого храмового пространства, овеянного «куреньем мглы» и увенчанного скорбным «Христа распятьем», а также звучания органной музыки, в которой «мука о земном» преображается «песнью небесных сил».

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

Раздел 1.Молитва и аспекты в её изучении

1.1. Молитва как объект изучения теологии

Молитва – необходимая часть жизни каждого христианина. Святые отцы в своих поучениях, советах и проповедях всегда признавали непреложность и полезность молитвы. Сам Господь Иисус Христос проводил уединенные часы, которые посвящал общению со Своим Божественным Отцом.

Молитва — обращение верующего к Богу, а также канонизированный текст этого обращения. Она часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. В авраамических религиях молитва подразумевает словесное содержание, однако зачастую сопровождается нормированными движениями, как то коленопреклонения, поклоны, крестные знамения и т. п. Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает ее в сложный семиотический текст, объединяющий личную и коллективную психологии, традиции и воззрения.

Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерковление своей жизни, то есть ее одухотворение. Для того, чтобы его стяжать, человеку, прежде всего, необходимы вера и молитва. Вера в христианстве, это, в первую очередь, доверие Богу, доверие Его промыслу. Человек нуждается в спасении со стороны Бога, его помощи, прощении грехов, а потому и молится, обращается к Богу через молитву. Можно сказать, что молитва есть проявление веры человека.

Исследователь М. Войтак утверждает, что прежде всего религия является событием, действием. Она охватывает всю совокупность человеческого поведения, направленного на сферу священного, на все то, что философы называют религиозным актом. В числе его слагаемых находится предмет религии — таинственная, труднодоступная, трансцендентная сфера сакрума. Поэтому религиозный язык получает особую референцию. Верующий человек пользуется языком как средством интерперсонального общения как в межчеловеческом измерении, так и в контакте со сферой сакрума. Так функционирует слово Бога, направляемое к человеку, что приравнивается к Откровению или мистической встрече, и слово человека, направленное к Богу, — молитва в широком понимании этого термина.[11. C.5 ]

“В молитве как речи, — подчеркивает Б. Вельте [1995: 20], — человек говорит к Богу и с Богом. Человек называет Бога и высказывает самого себя”.

Итак, православие требует безусловной сознательности молитвы; никакой расплывчатости, неопределенности оно в этой области не допускает. «Молясь и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими»[Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1904. С. 197.] Ценность религиозного диалога человека с Богом связывается при этом с тремя основными аспектами молящегося : религиозного ожидания (надежды), религиозного понимания (веры), преданности (любви).

В Православии можно выделить три формы существования молитвы, закрепленные в традиции : 1) устную молитву, приобретающую форму через слова, произносимые вслух или в мыслях, 2) размышление, 3) созерцание, которое является даром, выслушиванием Божьего Слова.

Сообщение молитва как жанр религиозной литературы

МОЛИТВА КАК ОСОБЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Крицкая Наталья Викторовна

канд. филол. наук, доцент ГУДОВ «ВО ИРО», г. Витебск,
Республика Беларусь

Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик указывает на то, что для квалификации жанровой природы речи необходимо не только выявление типовых действий говорящего, но и определение целого круга многомерных отношений: участники коммуникации (минимум два), предмет речи, предлагаемый адресантом, предмет речи, воспринятый и, может быть, дополненный адресатом — вот четыре точки в пространстве коммуникативного акта, которые представляют минимальный набор объектов, вступающих во взаимоотношения в ходе реализации того или иного речевого жанра. Он же выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие [3, с. 4, 7, 9, 12].

В Толковом словаре русского языка молитва толкуется как «1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращенное к Богу, к святым». Молитва — это акт любви, в которой любовь к Богу проявляется более всего, так как все способности человеческой души через молитву сознательно и актуально обращаются к Богу и соединяются с ним [6, с. 362].

Словом «молитва» определяют особое духовное состояние человека. Сложно дать однозначное определение этому феномену духовной жизни, поскольку это состояние изменчиво. В энциклопедии «Христианство» дается следующее определение, основанное на противопоставлении земной (телесной) и небесной (духовной) жизни: молитва является «вместилищем всей духовной жизни или самой духовной жизнью в движении и действии» [7, с. 142]. Конечно, это наиболее общее определение, но вместе с тем оно четко локализует молитвенное событие в жизни верующего.

В Библейской энциклопедии молитва толкуется как «возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу» [2, с. 292]. Св. Иван Златоустый утверждал, что «молитва — это определенный якорь для тех, кому угрожает опасность; это сокровище, которое способно обогатить и излечить физически».

Читайте так же:  1 час молитвы

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической. Изначально коммуникативная функция канонической молитвы — обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью. В.А. Мишланов в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведе­нием. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов» [5].

В данной статье нами рассматривается не просто молитва в религиозном понимании этого слова, а то, что Э.М. Афанасьева обозначает как особый поэтический жанр — стихотворная молитва. В этом жанре создается «новая эстетическая реальность», в которой важную роль играет богообщение и «установка молящегося (трансцендентная или имманентная) на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения» [1, с. 17].

Стихотворная молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы. В истории русской поэзии есть незаслуженно забытые имена. Федор Николаевич Глинка — русский поэт, создавший большое количество стихотворений, известен современному русскому читателю только как поэт-декабрист, автор романсов «Сон русского на чужбине» и «Не слышно шуму городского…». Молитва для Ф.Н. Глинки всегда была важным способом духовного самосовершенствования: «К Тебе, мой Бог, спешу с молитвой: / Я жизнью утомлён, как битвой! / Куда своё мне сердце деть? / Везде зазыв страстей лукавых; / И в чашах золотыхотравы, / И под травой душистойсеть. / Там люди строят мне напасти; / А тут в груди бунтуют страсти! / Разбит мой щит, копьё в куски, / И нет охранной мне руки!» [8].

В стихотворении Николая Языкова «Молитва» перед читателем встает преддверье рая, «таинственные врата». Мы видим, что поэтам важно сохранить себя не столько для жизни земной, сколько для жизни небесной: «Молю святое провиденье: / Оставь мне тягостные дни. / Но дай железное терпенье, / Но сердце мне окамени» [10].

Подражания молитвам, начиная с XVIII века, получают многообразные поэтические формы. В них или варьируются излюбленные мотивы псалмов, или с помощью пейзажной детали и психологических подробностей индивидуализируется ситуация молитвы. Именно этим путем — путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу — движется молитвенная лирика Анны Ахматовой: от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов, не отрываясь от традиционной формы изложения содержания: «Дай мне горькие годы недуга, / Задыханье, бессонницу, жар, / Отыми и ребёнка, и друга, / И таинственный песенный дар — / Так молюсь за твоей литургией / После стольких томительных дней, / Чтобы туча над тёмной Россией / Стала облаком в славе лучей» [7, c. 492].

В «Молитве» А. Ахматовой чувствуется страх: страх за Родину, за судьбу России, за себя и своих близких. Это произведение — на редкость бескорыстная молитва, в которой Родина больше чем сын, больше, чем друг, даже больше, чем чары: «таинственный песенный дар». Такой же страх за жизнь мы видим в «Молитве» О. Мандельштама: «Помоги, господь, эту ночь прожить, / Я за жизнь боюсь: за свою рабу… / В Петербурге жить — словно спать в гробу»

Стихотворная молитва есть даже у революционной Ольги Берггольц, что свидетельствует о том, что поэтесса жила с верой в душе, однако ее представление о Боге отнюдь не христианское, скорее языческое: «Да будут слезы эти как молитва. / А на врагов — расплавленным свинцом / пусть падут они в минуты битвы / за всех, за всех, задушенных кольцом» [11].

В христианской лирике Николай Степанович Гумилева — русского поэта и критика Серебряного века, основателя акмеизма — есть стихи, заставляющие задуматься о Боге, о вечности, о своем ближнем: «Мечты Господни многооки, / Рука Дающего щедра, / И есть еще, как он, пророки — / Святые рыцари добра». [11].

Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. Ф.И. Тютчев подчеркивает, что атеизм современного мира порождают грандиозную проблему — именно вера и ее проявление в молитве противостоит антихристанским революционным тенденциям. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

Контуры жанра молитвы намечаются уже в юношеских стихотворениях И.А. Бунина «Под орган душа тоскует…» (1889), «В костеле» (1889), «Троица» (1893) и др. Молитвенное обращение ко Христу первоначально сопрягается здесь с эстетическим переживанием таинственно-величавого храмового пространства, овеянного «куреньем мглы» и увенчанного скорбным «Христа распятьем», а также звучания органной музыки, в которой «мука о земном» преображается «песнью небесных сил».

Стихотворная молитва приписывается преданием и Н.В. Гоголю. Впервые она была напечатана в «Собрании листков для душеполезного чтения», опубликованном по Благословению Святого Афонского Ильинского скита, под названием «Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице».

В последние годы издаётся множество работ, посвящённых проблеме религиозности сознания и творчества А.С. Пушкина. В связи с этим внимание исследователей привлекает творчество поэта 1830-х годов, особенно богатое использованием церковнославянизмов и библейской образности. Молитва представлена в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны…», которое включает в себя переложение Великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина.

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Таким образом, духовный потенциал богословия соединяется с культурными возможностями языка и литературы. Изучение стихотворной молитвы — прекрасный пример содружества лингвистики, литературоведения, лингвокультурологии. С одной стороны, она может быть рассмотрена как связь с великими идеями христианства, с другой — как жанр, с третьей — исследуется ее язык как средство существования культурно-религиозных установок общества [4, с. 81]. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

Молитва как жанр религиозного языка

направление 0203 – филология

специальность 6.020303 – филология («русский язык и литература»)

Курсовая работа студентки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1 курса группы 1-Р

канд. филол. наук, доцент

Раздел 1.Молитва и аспекты в её изучении………………..

1.1. Молитва как объект изучения теологии……………………………..

1.2. Молитва как объект изучения культурологии..……………………

Читайте так же:  Молитва чтобы зрение восстановилось

1.3. Молитва как объект изучения теолингвистики……………

1.4. Жанрово-стилистические особенности молитвы. Виды молитв……..

Раздел 2.Языковые Особенности молитвы. Анализ молитвы………

2.1. Структура и композиция молитвы……………………………………..

2.2. Фонетические особенности молитвы ………………………………….

2.3. Семантические особенности молитвы…………………………………

2.4. Лексические особенности молитвы…………………………………..

2.5. Синтаксические особенности молитвы……………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

До недавнего времени в силу разных причин религиозный язык, понимаемый как совокупность жанровых разновидностей, функционирующих в сфере религии, оставалась за рамками лингвистического изучения. «Современная наука опирается на понятие жанра как один из наиболее эффективных объясняющих механизмов при рассмотрении ситуаций использования языка, механизмов порождения и интерпретации речи, что позволяет рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.

Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Так, для религиозных текстов характерна более высокая, чем в бытовой речи, формально-смысловая организованность, искусность. »[Прохватилова О.А. 1997. С.43]

Актуальность выбранной темы определяется следующим причинами:

религиозный язык является одним из древнейших и важнейших типов общения, вместе с тем в науке о языке его признаки были изучены мало;

изучение религиозного языка осуществляется в теологии, философии, психологии, социологии и теолингвистике. Поэтому синтез различных аспектов описания религиозного языка в лингвистическом исследовании позволяет расширить потенциал лингвистической теории за счет привлечения достижений, полученных в смежных областях знания;

молитва — как жанр религиозного языка сложилась на протяжении длительного исторического периода, и поэтому ее описание позволяет понять не только природу данного языка, но и принципы жанрового устройства общения в целом;

определяется повышенным интересом лингвистов к молитвам как жанру религиозного языка и к языковым особенностям церковнославянского языка, как основному языку православных молитв;

изучение языковых характеристик религиозного языка дает возможность раскрыть специфику языковых и речевых средств, используемых в институциональном общении;

в основу выполненной работы положена следующая гипотеза: религиозный язык представляет собой сложный коммуникативно-культурный феномен, основу которого составляет система определенных ценностей, которая реализуется в виде определенных жанров и выражается посредством определенных языковых и речевых средств.

Целью данной работы является характеристика молитвы как жанра религиозного языка. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

попытаться понять, что такое религиозный язык;

отметить отличительные особенности религиозного языка;

выделить основные жанры религиозного языка;

дать определение молитвы как жанра религиозного языка;

выделить основные виды молитв;

определить жанрово-стилистические особенности молитв.

Объектом исследования является православные молитвы, которые понимаются как общение, основная интенция которого — поддержание веры или приобщение человека к вере. В качестве предмета изучения рассматриваются жанры и языковые характеристики религиозного языка.

Материалом исследования являются основные православные молитвы, такие как «Отче Наш», «Молитва Ангелу Хранителю», «Молитва предначинательная», «Песнь Богородицы».

Научная новизна работы состоит в определении конститутивных признаков молитвы, в выделении и объяснении её основных функций, в характеристике её жанров, в описании коммуникативных особенностей молитвы как жанра религиозного языка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа вносит вклад в развитие теории языка, характеризуя один из его вариантов – религиозный язык, с позиций теолингвистики, аксиологической лингвистики, теории речевых жанров.

Выполненное исследование основано на положениях, доказанных в работах К. Бюлера, М. Бахтина, А. К. Гадомского, В. И. Гараджа , Н. К. Грунского, Е. Зигабена, В. И. Карасика ,К. А. Кузьмина , Н. В. Матусевича , Н. Б. Мечковской , М. А. Селищева, Г. А. Хабургаева, Р. О.Якобсона и других исследователей.

Методы исселедования — описательный и сопоставительный. Они заключаются в следующем: описательный метод – наблюдение, обобщение, интерпретация и классификация материала; сопоставительный метод – это исследование описание одного языка через системное сравнение с другим языком с целью прояснения его специфичности; а также – наблюдение, контекстологический метод, стилистический анализ, метод компонентного анализа.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения с образцами молитв.

В первой главе работы – «Молитва и аспекты в её изучении» — рассмотрено содержательное и знаковое пространство религиозного языка, описаны участники общения, также молитва была рассмотрена с точки зрения религии, культуры и лингвистики.

Во второй главе — «Особенности молитвы. Анализ молитвы»- была рассмотрена структура молитвы, был проведён подробный фонетический, лексико-синтаксический анализ основных православных молитв.

В заключении отражены полученные выводы.

Список литературы включает в себя … источник.

Приложение включает в себя некоторые православные молитвы.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты могут найти применение в вузовских лекционных курсах по языкознанию, истории русского языка, межкультурной коммуникации, лингвистике текста, теории дискурса, социолингвистике и психолингвистике, при проведении спецкурсов и спецсеминаров и написании работ различного типа.

1.1.Жанрово-стилистические особенности молитвы. Виды молитв

С целью описания религиозного языка в современной русской теолингвистике используются различные подходы. Один из таких подходов связан с теорией речевых жанров. В рамках этого направления изучаются проповедь, молитва, различные этикетные жанры (приветствие, прощание, утешение, поздравление, благодарность, извинение и т.д.). Исследователи , работающие в этом направлении, допускают, что религиозный язык в рамках этого подхода может рассматриваться как система жанров, с присущими каждому из них стилистическими особенностями.

Одним из основных жанров религиозного языка является молитва. Молитва – это обращение к Богу. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает какой-либо ответной реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва – это разговор с Богом, своего рода обращение к нему, а всякое обращение предполагает ответ, а значит молитва есть беседа с Богом. По мнению М.М. Бахтина, «каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою, определяющую его как жанр типическую концепцию адресата» [6. С.79]. Адресат «диалогических» жанров различен: это может быть человек (реальный или воображаемый), группа людей, наконец, высшая духовная сила, Бог. Адресат задает тональность общения: обращения в молитве имеют сакральный характер. К Богу человек обращается с просьбой, благодарностью, внутренним вопросом. Но если молитву рассматривать как диалог, то эта связь будет невербальной.

В православии молитву рассматривают с разных точек зрения: где она совершается, каким образом, её содержание, характер (например, молится человек один или идёт на службу и храм) и т.д. Подразделение молитв в определённой степени условно и введено лишь для той цели, чтобы помочь верующим правильно организовать свою молитву. По этому принципу молитву можно условно разделить на домашнюю (частную) и церковную или общественную (соборную) молитвы.

Читайте так же:  Молитва людмила чешская

— Домашняя (частная) молитва. Это уединённая молитва. Её широким смыслом является общение с Богом в сердце каждого человека. В доме (квартире) православного человека отводится для неё специальное место-красный угол. Все члены семьи (если они конечно все православные) помимо уединённой молитвы каждого, молятся вместе, что усиливает эффект.

— Церковная или общественная (соборная) молитва. Это общая молитва православных христиан в храме (молитвенном доме, часовне). Возглавляют её священнослужители. Соборная молитва, по словам Христа, считается сильнее частной: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» [Мф., 18:19 – 20]. Церковная молитва неким образом развивает молитвенное чувство, помогая поддерживать живую связь души с Богом. Поэтому считается, что домашняя молитва обязательно должна дополнятся церковной (участием в богослужения).

Молитва каждого молящегося человека индивидуальна. Её содержание зависит от духовных переживаний молящегося, жизненных обстоятельств, каких-либо личных аспектов. Однако любая молитва как план выражения, несёт за собой определённый план содержания, мотив обращения к Богу(призыв, просьба, благодарение и т.д. ). На этом основании можно выделить такие виды молитв:

1)Молитва-прошение. Молитва-прошение означает “смиренное горячее моление” или “просьбу”. Это нечто гораздо более прочувствованное сердцем, чем обычная просьба. Чаще всего люди просят Бога помочь им в житейских нуждах, укрепить в различных испытаниях, уберечь душу от греха. С православной точки зрения, Богу известны нужды каждого, но чтобы Он мог дать благодатную помощь, человек должен попросить о ней.

— среди кратких прошений – «Господи, благослови», «Господи, спаси и сохрани». Яркий пример просительных молитв на богослужении – ектений с припевами «подай, Господи» и «Господи, помилуй

2) Покаянная молитва

— это просьба о прощении грехов («Господи, прости», «Боже, будь милостив мне грешному!»). К такой молитве человек прибегает, когда раскаивается в поступке, за который ему стыдно перед Богом и перед людьми.

— примером молитвы-покаяния служит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»). Среди особо построенных молитвенных произведений – канонов – есть покаянные: например, канон святого Андрея Критского, который читают в храмах в начале Великого поста, покаянные каноны Иисусу Христу и Богородице, читаемые верующим перед исповедью (есть в любом молитвослове) и др. К покаянным молитвам относится Иисусова молитва. В православии молитва покаяния вводит человека в Царство Божие. Слово “покаяться” означает “изменить”, то есть повернуться и пойти в другом направлении. Посмотрим, что говорит Библия о покаянии: “Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грех. Да придут времена отрады от лица Господа” [Деяния 3:19,20].

3)Молитва-благодарение. -Православный человек благодарит Бога, когда получает просимое («Благодарю Тя, Христе Боже…», «Слава Богу»). Те или иные блага в своей жизни, о которых он не просил, он считает милостью Бога к себе и тоже благодарит за них. Если желаемое не исполнилось, православный христианин благодарит Бога всё равно, поскольку верит, что Господь любит его и устраивает всё для спасения его души. А то, что не осуществилось, возможно, преждевременно или вредно для него, только человек не всегда знает об этом – ему трудно постичь премудрость Божию. Для всех случаев, даже в скорбях, подходит благодарственная молитва «Слава Богу за всё». За все благодарите. [1 Фес. 5, 18]. Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога. (Прп. Исаак Сириянин ).

4) Хвалебная молитва (славословие)

Основывается на чувстве благодарности Богу и основана на личном духовном опыте, в котором человек постигает любовь и милость Бога к нему. Одна из таких хвалебных молитв: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе».В этой молитве молящийся ничего не просит, а только славит Бога. Ее можно сказать короче: «Слава Богу». Произносится она по окончании дела в знак на благодарности Богу за Его милости. Хвалениями начинаются и заканчиваются многие молитвы и любое церковное богослужение («Благословен Бог наш…», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу…» и др.)

5)Молитва-ходатайство. Посредническая молитва за других людей. Апостол Павел верил, что через ходатайство люди могут измениться. Человек молится за : за своих родных и близких, а также за мирян, за священнослужителей, за Церковь в целом, т.к. все православные люди, с церковной точки зрения, братья и сёстры. Православные молятся также о стране и её властях; молятся не только о живых, но и об умерших христианах, а также обо всех людях. В частных молитвах православные христиане могут ходатайствовать перед Богом за некрещеных, за самоубийц, прося при этом, чтобы Бог не принял их молитву за грех. В случае тяжёлых испытаний, болезней, трудно разрешимых проблем принято обращаться за молитвенной поддержкой к другим, выражая просьбу в форме: «Сестра (брат), помолитесь о …» (излагается предмет, например, «о здоровье тяжело болящей рабы Божией…). Существует форма молитвы по соглашению, когда несколько человек, горячо ходатайствую перед Богом за кого-то (что-то), договариваются читать определённые молитвы, Евангелие или Псалтирь. Если православный человек терпит несправедливые притеснения от другого, он старается не держать зло на своего недоброжелателя и, наоборот, молится за него. Считается, что такая молитва («об искоренении вражды») налаживает взаимоотношения.

Все перечисленные виды молитвенных обращений не существуют обособленно, многие молитвы, особенно церковные, соединяют в себе и хвалу богу, и прошение, и покаяние, поскольку молитвенное общение православного человека с Богом должно быть гармоничным и естественным.

Молитва – это обращение к Богу. Молитва – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Культура русской речи 2003: 332].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр.

Сообщение молитва как жанр религиозной литературы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here