Молитва софия шамординская

Молитва софия шамординская в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Преподобная София Шамординская

05 октября — Собор Тульских святых.

Еще в 1987 году, за год до прославления в лике святых преподобного Амвросия старца Оптинского, его духовная дочь и первая настоятельница Шамординского монастыря схимонахиня София (Болотова), годы жизни 1845-1888, была прославлена в лике местночтимых святых Тульской епархии, как София Шамординская.

Написанных по благословению икон с изображением преп. Софии Шамординской ТРИ.

1. Икона «Всех Святых», в земле Российской просиявших, находится в Храме Христа Спасителя, в нижнем храме Преображения Господня.

2. Икона «Собор Тульских Святых» находится в кафедральном соборе города Тулы.

3. Икона преподобный Амвросий старец Оптинский и преподобная София Шамординская находится в иконостасе алтаря Казанского собора в Шамордино. (фото Басов А.Н.)

За эти годы материалы по прославлению матушки Софии в лике преподобных российских святых были несколько раз поданы в Комиссию Патриархии.

На ее могилке паломники оставляют сотни записочек с просьбами, мольбами о помощи, и чудесами. Берут и увозят с собой домой песочек с могилки. Свидетельства о чудесных исцелениях и помощи по молитвам матушки Софии собираются и записываются в специальную тетрадь в Казанском соборе для дополнения материалов по прославлению и составления жития.

В 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, что в Шамордино была проведена работа по составлению жизнеописания схимонахини Софии.

Красочная иллюстрированная фотографиями брошюра (92 полосы) напечатана мной в феврале 2007 года и продается в иконной лавке монастыря.

Ознакомиться с этим произведением можно на моей страничке «Схимонахиня София».

Чудеса по молитвам матушки Софии продолжаются, почитание ее возрастает. Об этом свидетельствует большое количество писем, получаемых обителью. Искренняя благодарность и сердечное волнение, с которыми люди излагают свидетельства чудотворений, не вызывают сомнения в их подлинности.

Тропарь, глас 2-й

В подвизе послушания великому старцу Оптины Амвросию, неусыпно трудилася еси даже до смерти, преподобная мати Софие, устрояя убогим пустынь Шамординскую, темже и мы, чада твоя, прилежно вопием ти: моли Христа Бога спастися новому стаду обители сея.

Ин. Тропарь, глас 4-й

Богатство уметы вменив, нищету возлюбила еси, да Христа приобрящеши, преподобная мати Софие, завет великого старца Амвросия исполнив, обитель Шамординскую убогим воздвигла еси, подвизаяся ревностно и благочестно. Темже во обителях горних водворяяся, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Евангельские заповеди исполнив, преподобная мати Софие, была еси чадолюбивая матерь сирым и убогим. Сего ради вопием ти радостно: обрела еси велию милость у Бога.

Cхимонахиня София (Болотова, 1845-1888)

Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это – крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она заботилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Старалась утвердить их в истинно святоотеческом понимании монашества как подвига любви к Богу и людям, подвига смирения и покаянной молитвы. Любя всем сердцем Старца и будучи глубоко преданной и послушной ему, она своим примером воспитывала и вразумляла сестер.

Придавая первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию, при постоянно увеличивающемся числе сестер (к 1888 году в обители их было 250), матушка София заботилась, прежде всего, о возведении большого каменного Казанского собора, разбивка фундамента которого была сделана под ее непосредственным руководством и затем изготовлен его проект. При ней был построен кирпичный завод, где специально изготовляли строительный материал для будущего собора. На устроение обители матушка София использовала все свои личные средства и обители завещала все свое состояние. Ее стараниями были также устроены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского; открыта богадельня, построена водокачка и многие хозяйственные постройки, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Также были открыты детские ясли и затем приют, при котором была начальная школа, где сестры занимались с детьми первоначальным обучением чтению и письму, Закону Божию, что было в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Но самое главное, матушка София под водительством старца Амвросия в основание нашей обители заложила личный подвиг послушания, смирения и любви. Сколько душ было спасено и спасается сейчас в нашей обители, устроенной ее трудами! Сколько исцелений получают болящие по ее молитвам!

Первая настоятельница нашей обители схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.

130-летие со дня кончины прп. Софии Шамординской

Сегодня, 6 февраля, Шамординская пустынь отмечает 130-летие со дня кончины первой настоятельницы прп. Софии Шамординской (1845-1888). Память первоначальницы нашей обители чтится с особым трепетным и благоговейным чувством. Матушка София смогла не только отстроить начинавшуюся обитель, но под руководством прп. Старца Амвросия создать крепкую духовную основу для монашеской жизни.

София Михайловна Болотова родилась 16/29 июля 1845 года в семье, происходившей из старинных дворянских родов Болотовых и Бибиковых. Приехав в Оптину пустынь к старцу Амвросию, стала его преданным духовным чадом. По благословению прп. Амвросия София Михайловна помогала ему в делах устройства создаваемой Казанской женской общины в Шамордине. В 1884 г. поступила в число сестер этой общины и после принятия монашеского пострига, совершенного старцем Амвросием, назначена первой настоятельницей. С этого момента вся жизнь матушки Софии стала полностью посвящена обители и руководству насельниц. Строгость и требовательность к себе и при этом необычайное милосердие и сострадательность к ближним снискали ей любовь и уважение не только сестер, но и простых рабочих и местных жителей. За время настоятельства матушки Софии в обители построены сестринские кельи, кирпичный завод, две часовни, деревянная водокачка и многие другие хозяйственные сооружения. Созданы различные мастерские, устроена богадельня и приют для детей. По благословению старца Амвросия начато возведение Казанского собора.

Читайте так же:  Молитва в болезни о выздоровлении

В 1886 г. по причине усилившейся болезни матушка София была пострижена в великую схиму прп. Амвросием. Скончалась 24 января/6 февраля 1888 г., похоронена за алтарем строившегося Казанского собора.

Чудеса и исцеления по молитвам к схимон. Софии стали происходить сразу после ее кончины и продолжаются до настоящего времени. В 1987 г. матушка София прославлена в Соборе Тульских святых (день памяти 22 сентября / 5 октября).

К молитвенному заступлению матушки прибегают и сестры обители и многочисленные паломники. Вот только несколько чудесных случаев помощи прп. Софии Шамординской.

«Я, раба Божия Е., приехала с группой в Оптину пустынь. Это была моя первая поездка в Россию. Во вторую ночь в Оптиной пустыни душевно мне было очень плохо. Мирские проблемы меня не оставляли. Ночью мне снится сон, что приходит матушка, она со мною разговаривает, но в то же время мы не открываем рот. Не помню, о чем мы говорили с ней, но точно помню, она мне говорит: «Я молюсь за тебя». Проснувшись, я рассказала сестре своей, но не придала значения, думала, что это пустой сон и не надо забивать голову.
На третий день мы с группой поехали в Шамордино. Нам в поездке рассказывали об обители. Когда мы приехали, то пришли приложиться к крестам на могилках первых настоятельниц у Казанского собора, и когда я увидела фотографию матушки Софии, то я узнала матушку, которая приходила ко мне во сне. Я еще раз повторюсь, что я никогда не была в России. Тогда я только начала становиться на православный путь, в такие чудеса не верила, а возле могилки даже расплакалась. Я много получала утешений по молитвам матушки Софии. Действительно, я чувствую, как матушка молится за мою грешную душеньку. И я утвердилась, что дивен Бог в чудесах. Мое сердце рвется всегда приехать в Шамордино, поклониться матушке и поблагодарить за все».

«Господи, благослови! Я, р. Б. Н., в паломнической поездке в Оптину пустынь побывала в Шамординской обители впервые. Старшая группы так живо и с душой рассказывала о схимонахине Софии, что я решилась попросить святую о помощи моей младшей дочери Софье, страдающей аллергическим коньюктивитом. Так как ни один из вариантов лечения не помогал, я обратилась к Господу через святую Софию. Когда я вернулась из паломнической поездки и помазала глаза дочери святым маслом из лампадки на могиле схимонахини Софии, ей стало гораздо лучше, так что с тех пор нет нужды в лекарствах».

«Благодарю матушку Софью за ее молитвы Господу!
Оставляла записочку матушке о том, чтобы Господь совершил чудо и народились детки у супругов Евгения и Екатерины. В октябре 2007 года у них родились двойняшки.
Благодарю Господа нашего! Верю в молитву заботливой Софиюшки!»

«Несколько лет назад у нас погиб папа. Мы остались втроем: мама, я и брат. Мама стала пить. В православном лагере, который проходил осенью 2004 года в Шамордине, в творческой мастерской «Портрет одной монахини» мы узнали о схимонахине Софии, первой настоятельнице обители. После этого занятия мы пошли на могилу матушки Софии помолиться. Я молилась матушке, чтобы по ее молитвам мама перестала выпивать. Когда я вернулась домой, мой брат рассказал мне, что в дни, когда я была в монастыре, мама не пила совсем. А потом, после того как летом 2005 года мой брат помолился у матушки Софии на могилке, мама совсем перестала пить водку».

«Раба Божия София! Я прошу Вас мне помочь купить велосипед».

«Помоги папиному здоровью. Раба Божия София, помоги мне учиться на 4 и 5 и выучить таблицу умножения».

Редкие Богослужебные тексты

здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.

София Шамординская прп. Тропарь, кондак

Тропари и кондак преподобной Софии Шамординской 24.01

Тропарь, глас 2:
В подвизе послушания великому Старцу Оптины Амвросию неусыпно потрудилася еси даже до смерти, преподобная мати Софие, устрояющи убогим пустынь Шамординскую, темже и мы, чада твоя, прилежно вопием ти: моли Христа Бога спастися новому стаду обители сея.

Ин тропарь, глас 4:
Богатство во уметы вменивши, нищету возлюбила еси, да Христа приобрящеши, преподобная мати Софие, завет великаго Старца Амвросия исполнивши, обитель Шамординскую убогим воздвигла еси, ревностно и благочестно подвизающися. Темже во обителех горних водворяющися, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 3:
Евангельския заповеди исполнивши, преподобная мати Софие, сирым и убогим матерь чадолюбивая была еси. Сего ради радостно вопием ти: обрела еси велию милость у Бога.

София Шамординская, прп.

Схимонахиня София (София Михайловна Болотова) – первая настоятельница Казанской Амвросиевской женской Пустыни родилась в 1845 году.

В 1884 году она была назначена настоятельницей общины. Скончалась в 1888 году.

Еще при жизни Великий Старец преподобный Амвросий сказал о ней, своем любимом духовном чаде: «…Мать София свята!».

Матушка София всецело была предана руководству преподобного Амвросия, являясь его помощницей в устроении основанной им женской обители. При ней была открыта богадельня, детский приют, положено начало иконописной мастерской.

Будучи сама воплощением любви и смирения, она старалась привить эти качества сестрам. При жизни ее ставили в один ряд со святыми и великими женами древности, которые составляют славу Церкви.

Читайте так же:  Молитва чтоб легче родить

В 1987 году пречислена к лику местночтимых святых Тульской епархии.

Шамордино: любимое детище преподобного Амвросия Оптинского

Игумения Сергия (Щербакова)

В нынешнем году Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь отмечает 135-летие со дня основания. Женская община в сельце Шамордино, расположенном между старинными городами Калугой и Козельском, была учреждена Определением Святейшего Синода от 13–20 июня 1884 года. А день освящения домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, созданной стараниями преподобного старца Амвросия, считается днем создания монастыря. Первой настоятельницей обители стала духовная дочь старца монахиня София (Болотова).

История и современность, труды сестер по возрождению монастыря и спасению своих душ – эти аспекты легли в основу нашей беседы с настоятельницей монастыря матушкой игуменией Сергией (Щербаковой).

О полунощнице, или как укреплялся дух любви к богослужениям

Матушка, меня поразили многие факты из жизни будущей первоначальницы вашей обители. И в первую очередь то, что когда она, вдова из древнего благочестивого дворянского рода, стремилась к монашеству, ее духовник отец Амвросий неожиданно благословил ей выйти замуж за пожилого козельского помещика. Лишь после его смерти батюшка облек свою преданную духовную дочь в иноческое одеяние. Чуть позже он совершил ее постриг в мантию с оставлением прежнего имени, а незадолго до кончины матушки – постриг в великую схиму.

Со своей стороны скажу, что жизнь есть жизнь, и в ней всякое бывает: самые неожиданные примеры подвижничества, великого смирения или противления воле Божией. Вот и Софья Михайловна из послушания духовному отцу соединилась с человеком, обремененным многими болезнями. Ухаживая за ним с христианским терпением, она училась отречению от своей воли. Для нее этот период стал своего рода подготовительной школой перед поступлением в монастырь, в котором матушка за столь короткий срок своего настоятельства (чуть более трех лет) смогла не только отстроить зарождавшуюся обитель, но и под руководством преподобного Амвросия создать крепкую духовную основу для монашеской жизни.

Начиная наш разговор об обители, нельзя не вспомнить Вашу предшественницу – приснопамятную матушку Никону (Перетягину), много сделавшую для того, чтобы в возрождающейся в 90-е годы обители «прижился» наиболее полный богослужебный устав, включающий ночные полуношницу и утреню. Вы ведь из числа первых сестер и, наверное, все это помните?

Теперь Вам Господь судил все поддерживать. Матушка Сергия, нельзя обойти вниманием еще одну дату: пять лет назад Святейшим Патриархом Кириллом Вы были возведены в сан игумении. Получилось ли у Вас за это время установить добрый контакт с духовником обители, какой был у Вашей предшественницы и наставницы? Не случается ли такого, что сестра не знает, кого слушаться: духовника или игумению?

Наш батюшка архимандрит Поликарп не просто духовно опытный пастырь. Он настоящий Божий человек, а с такими людьми, как правило, бывает легко. Я поступила сюда в декабре 1990 года, и с той самой поры батюшка является моим духовным отцом. Когда меня назначили игуменией, то увидела в действии тот его принцип, что был ему присущ при матушке Никоне, а именно: главный человек для сестер – это игумения, и с ее мнением духовник считается. Он может в чем-то помочь, что-то подсказать, но делает это осторожно, тактично, никогда не идет наперекор. Я в свою очередь тоже стараюсь к нему прислушиваться. Видимо, Господь так управляет, что мы с батюшкой имеем на многое похожие взгляды. В важных вопросах монастырской жизни расхождений у нас практически нет.

«Послушания даются в основном по потребности монастыря»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Матушка, в монастыре более ста насельниц. Удается ли помнить имя каждой сестры?

А каков принцип распределения послушаний? Учитываются ли при этом задатки, склонности к той или иной работе, образование?

В Переделкино?

Да, в Патриаршей резиденции. Еще при Святейшем Патриархе Алексии там обустроили скотный двор, и несколько наших сестер было туда командировано.

Какие еще у нас есть традиционные для монастыря послушания, кроме вышеперечисленных? Уборка храмов и благоустройство территории, огороды, курятник, пасека. Также имеются мастерские церковных ремесел.

Среди профессий, которые действительно могут пригодиться в монастыре, стоит назвать профессию медика. Такие сестры могут работать в монастырской больнице или богадельне, но общие послушания у них тоже бывают. Или другой пример востребованной мирской профессии: одна из сестер, имея высшее образование, два года преподавала в православной гимназии, в монастыре она пригодилась в том же качестве и обучает сестер.

Прежде были пробы, теперь – серьезная учеба

Матушка, в ряду важных событий этого года можно назвать еще одно – обитель вошла в число 12 соискателей, получивших свидетельство о церковной аккредитации Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Сестры любят учиться? Они готовы нести увеличившуюся нагрузку – и послушания исполнять, и ходить на занятия, сидеть за учебниками и сдавать зачеты?

Я бы сказала так: несмотря на свою загруженность, сестры учатся с желанием. Все это начиналось еще при матушке Никоне, но тогда были пробы: занятия проходили раз в неделю – в воскресные дни сестры изучали Священное Писание. Был период, когда образовательный процесс прерывался. Затем он возобновился, так как мы уже поняли его важность и необходимость. В то же время учеба не была обязательной. Но когда на Архиерейском Соборе 2011 года Святейший Патриарх Кирилл поставил перед православным монашеством задачу получения качественного духовного образования, мы ясно осознали, что это очень своевременно. Затем в 2015 году Высший Церковный Совет принял «Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви». Цель была поставлена, оставалось подумать, как организовывать учебу, чтобы сестрам для получения образования не приходилось выезжать из обители. Вскоре нам представилась такая возможность, когда две наши насельницы завершили богословское образование в ПСТГУ.

Читайте так же:  Что такое очистительная молитва после родов

До этого долгое время мы занимались в трапезной. Но наш эконом монахиня Власия (Ушакова), став директором нашей катехизаторской школы, сразу поставила вопрос о необходимости иметь отдельное помещение для занятий. На территории монастыря находится построенный еще в советское время деревянный дом. Мы его полностью обустроили под школу со всем необходимым для учебного процесса.

Как именно проходят занятия?

В старшей группе у нас учится около 40 человек, в младшей – порядка 30. Занятия проводятся также и в богадельне, пожилые монахини охотно их посещают. Меня это радует, поскольку учеба углубляет их знания и способствует молитве.

В катехизаторской школе на данный момент преподаются четыре предмета: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, православное вероучение, общая церковная история. В новом учебном году мы планируем ввести еще два: история Русской Православной Церкви и основы богослужебного устава. Но по условиям аккредитации должно быть восемь предметов, так что на очереди остаются церковнославянский язык и история православного монашества.

В течение учебного года сестры обязательно пишут по изучаемому предмету четыре контрольные работы, за которые выставляются оценки по пятибалльной системе. Что касается итогового зачета, то сестра отвечает по билету и получает «зачет» или «не зачет». Есть сестры, которым в связи с их послушаниями тяжело осваивать сразу несколько дисциплин. Поэтому возможен вариант, когда сестре будет разрешено изучать в течение учебного года только один предмет. Куда нам спешить? Мы год поучимся и два, и три, и шесть… В этом деле главное усвоить материал, а не поставить галочку. Сестры должны пользоваться своими знаниями, иметь церковный взгляд и твердо стоять в истине. Ни для кого не секрет, что немало ересей и расколов зародилось именно в монастырской среде из-за недостатка книжного образования, да и общего развития. Это наша давняя и общая беда, с которой сейчас ведется борьба. Дело трудное, но необходимое.

Можете рассказать о преподавателях монастырской школы?

Монахиня Власия (Ушакова), проживающая в монастыре с 1991 года, в свое время изъявила желание учиться на заочном отделении в ПСТГУ (миссионерский факультет). За год до нее этот же факультет закончила инокиня Анимаиса (Комарова): до прихода в монастырь она была студенткой светского вуза, но, избрав монашескую судьбу, оставила его. Мы подумали, что молодой сестре необходимо завершить образование, и ее направили в ПСТГУ. Причем, когда мать Власия и мать Анимаиса начинали учиться, они не предполагали, что будут преподавать в монастыре. Но в процессе перехода на новый этап учебы все как-то естественно вышло: сестры проучились дополнительный год, чтобы иметь право преподавания, и вот теперь они преподают у нас церковные дисциплины. Третья – монахиня Нектария (Мареева), о которой я уже упоминала. Она сейчас попутно обучается в ПСТГУ дистанционно по специальности «Теология», до окончания остается еще полтора года. Так что учебное дело у нас протекает вовсе не на любительском уровне, а напротив, очень ответственно и серьезно: классный журнал, учебники, учебные пособия, конспекты, рефераты – все по образцу классической школы.

Стоит добавить еще несколько слов об аккредитации Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Когда об этом зашла речь, мы сразу поняли, что если получим аккредитацию, то не только шамординские сестры смогут обучаться в стенах нашей школы. В глубинке, где мы находимся, есть небольшие епархиальные женские монастыри и монашеские общины, насельницам которых тоже надо учиться. И некоторые из них уже обращались к нам. Сегодня мы готовы принять их для совместной учебы с нашими сестрами.

О многих сторонах жизни монастыря довелось услышать от матушки настоятельницы. Особенно тронул рассказ о 105-летней схимонахине Серафиме (Бобковой), ставшей живым связующим звеном между старым и новым Шамордино. Маленькой девочкой, приезжавшая в Оптину пустынь с бабушкой, она сподобилась благословения преподобного Амвросия Оптинского. До революции Ирина и ее сестра поступили в Казанскую Амвросиевскую пустынь, стали рясофорными послушницами. После закрытия обители путь Ирины в родной Гомель оказался долгим, со многими скорбями и потерями духовно близких людей. Там, на родине, она была пострижена в мантию, позже – в схиму. Жила в миру. Услышав, что почти через 70 лет вновь открылась ее родная обитель, она захотела вернуться. Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий засомневался: человеку 105 лет, дорога не близкая, но братия подготовила удобную для нее машину, и 24 июля 1990 года схимонахиня Серафима прибыла на свою духовную родину. Она отошла ко Господу 3 ноября 1990 года во время всенощной под престольный праздник обители. Ее могилка стала первой возле алтаря возрожденного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В письменных воспоминаниях одной из сестер, ухаживавших за старицей, есть такие строки: «Видимо Господь, зная мою слабость и неустроенность души, в самом начале монашеского поприща заложил краеугольный камень, дал на малое время приобщиться к подлинному монашеству, увидеть конец его подвига. И потом, в минуты невыносимых тягот, этими воспоминаниями согревается, оживляется душа».

…В любимом детище преподобного старца Амвросия на каждом шагу чувствуется дух преемственности. Может, поэтому долгие монастырские службы, по свидетельствам молящихся, проходят на одном дыхании?

Фото: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

Игумения Сергия (Щербакова)
Беседовала Нина Ставицкая

Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)

Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. Обитель основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства.

Содержание

История

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Читайте так же:  Молитва маме от рака

Незаменимой помощницей преподобного Амвросия в устроении пустыни была всецело преданная старцу его духовная дочь схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). 1 октября 1884 года в день открытия обители матушка София была назначена ее первой настоятельницей, а обитель стала называться Казанскою в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери. Вся жизнь Шамординской пустыни проходила под старческим руководством: богослужебный устав, монастырские порядки, строительные дела, назначение послушаний и др. устраивались с благословения преподобного Амвросия. Число насельниц обители пополнялось большей частью сестрами, которых направлял сюда сам батюшка. Приезжая в Шамордино, он все осматривал, размечал места для строительства будущих храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. Несмотря на то, что схимонахиня София только четыре года управляла обителью, ей удалось многое сделать за это время и заслужить безграничную любовь сестер. В 1987 году первоначальница Шамординской обители была прославлена в Соборе Тульских святых.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Благодаря щедрому покровительству известного московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки: величественный Казанский собор, здание богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», водокачка. При его же содействии были созданы различные мастерские: живописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, коверная и др.

В годы гонений на Православие Шамординскую пустынь постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках. Все земли и угодья обители стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. Но без Божиего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок. Все созданное трудом сестер было разорено безбожной властью.

С марта 1990 года в Шамординской пустыни возобновилась монашеская жизнь. Настоятельницей была назначена игумения Никона (Перетягина, 1941-2012), насельница Рижского монастыря. Вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Этот храм является одним из основных в обители, в нем ежедневно совершается весь богослужебный круг.

Сохранившаяся до наших дней келья батюшки Амвросия сейчас находится около храма, недалеко от места своего исторического расположения.

13 августа 2005 года после завершения основных восстановительных работ был освящен Казанский собор, главный храм монастыря. Святейший Патриарх Алексий II и прибывшие с ним архиереи освятили помимо центрального еще два боковых престола.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) были вновь открыты монастырская богадельня и больница, для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Обитель имеет собственное подсобное хозяйство: молочную ферму, огороды, поля, пасеку, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства. Сейчас в Шамордине подвизается более ста тридцати сестер, все они находятся на полном обеспечении, получая от обители все необходимое.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне пустынь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение, что стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей. Эту дату можно считать началом периода расцвета, когда самые тяжелые восстановительные работы были завершены, физические перегрузки первых лет отошли в прошлое и основные силы сестер перенаправлены на духовный труд как основную цель монашеского звания.

Скорбной страницей в истории этого благодатного времени стала безвременная и скоропостижная кончина дорогой и приснопамятной матушки игумении Никоны, последовавшая 28 мая 2012 года. Только вера в бесконечную милость, которую должна обрести у Господа ее праведная душа, помогла сестрам перенести эту утрату.

В настоящее время обитель живет под руководством новой настоятельницы – игумении Сергии (Щербаковой), возведенной в игуменский сан 6 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре г.Москвы. Матушка Сергия, бывшая более двадцати лет в монастыре и помогавшая почившей игумении Никоне в делах, продолжила сложившиеся традиции и сложившийся монастырский уклад.

В 2015 году по случаю 25-летия возрождения обители Святейший Патриарх Кирилл вновь посетил Шамординскую пустынь и наградил Казанский собор, отмечавший 10-летие со дня своего освящения, правом служения в нем с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия, матушки Софии возрожденная Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.

Читайте так же:  Молитва на вразумление дочери

Храмы

  • Казанский собор — главный храм обители

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

  • Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского

В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в которой, приезжая в обитель, жил Старец. Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После смерти стараниями духовного чада С.В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр.

  • Храм в честь Пресвятой Троицы

Церковь во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия, 1/14 октября 1884 года, в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь перед Ее чудотворным образом возносил свои молитвы смиренный старец Амвросий.

  • Храм в честь иконы Божия Матери «Утоли моя печали»

В северной части обители стараниями и на средства Анны Яковлевны Перловой в конце XIX века выстроено двухэтажное кирпичное здание богадельни. При ней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящение которого было совершено 25 октября/7 ноября 1902 года Калужским архиепископом Вениамином.

Преподобная Софи ́ я (в миру Соломо ́ ния) Суздальская

Дни памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Краткое житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру Со­ло­мо­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня, бы­ла до­че­рью бо­яри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Са­бу­ро­ва. В 1505 го­ду на нее пал вы­бор на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Со­ло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной. Чтобы иметь на­след­ни­ка, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич ре­шил же­нить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 но­яб­ря 1525 г. ве­лел по­стричь Со­ло­мо­нию в мо­на­хи­ни. На­силь­но по­стри­жен­ная с име­нем Со­фия, Со­ло­мо­ния бы­ла со­сла­на под стра­жу в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, где по­дви­га­ми из­гна­ла из серд­ца мир­ские по­мыс­лы и все­це­ло по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Князь Курб­ский на­зы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню «пре­по­доб­ною му­че­ни­цею». В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ния, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­твор­ни­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на по­сы­ла­ла в Суз­даль «на ве­ли­кую кня­ги­ню Со­ло­мо­ни­ду, а во ино­цех Со­фию, бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». Пат­ри­арх Иосиф пи­сал к Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о пе­нии над Со­фи­ей па­ни­хид и мо­леб­нов. Пре­по­доб­ная Со­фия пре­ста­ви­лась к Бо­гу в 1542 го­ду. В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии.

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.

Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».

Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».

Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

Молитва софия шамординская
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here