Содержание
тбъоще нпмйфчщ
цБЦДБ вПЗБ
чУЕНПЗХЭЙК, ЧЕЮОЩК, РТБЧЕДОЩК Й НЙМПУЕТДОЩК вП-
ЦЕ, ДБК ОБН, ОЕУЮБУФОЩН, РПУФХРБФШ РП фЧПЕК ЧПМЕ, ДЕ-
МБФШ, ЮФП фЩ ИПЮЕЫШ, Й ЧУЕЗДБ ИПФЕФШ ФПЗП, ЮФП фЕВЕ
ХЗПДОП, ЮФПВЩ, ЧОХФТЕООЕ ПЮЙЭЕООЩЕ, ЧОХФТЕООЕ
РТПУЧЕЭЕООЩЕ Й ПЗОЕН уЧСФПЗП дХИБ ЪБЦЦЕООЩЕ, НЩ
НПЗМЙ УМЕДПЧБФШ РП УФПРБН ЧПЪМАВМЕООПЗП уЩОБ фЧП-
ЕЗП, зПУРПДБ ОБЫЕЗП йЙУХУБ иТЙУФБ, Й фЧПЕА ВМБЗПДБ-
ФША ДПУФЙЗОХФШ фЕВС, П чУЕЧЩЫОЙК, лПФПТЩК Ч фТПЙ-
ГЕ УПЧЕТЫЕООПК Й еДЙОУФЧЕ РТПУФПН ЦЙЧЕЫШ Й ГБТ-
УФЧХЕЫШ ЧП ЧЕЛЙ ЧЕЛПЧ. бНЙОШ.
уЧ. жТБОГЙУЛ бУУЙЪУЛЙК
фТЙУЧСФПЕ
нПМЙФЧБ, ФПТЦЕУФЧЕООП РТПЧПЪЗМБЫЕООБС пФГБНЙ IV-ЗП
иБМЛЙДПОУЛПЗП чУЕМЕОУЛПЗП уПВПТБ (451 З.).
уЧСФЩК вПЦЕ, уЧСФЩК лТЕРЛЙК, уЧСФЩК вЕУУНЕТФОЩК,
РПНЙМХК ОБУ.
уЧСФЩК вПЦЕ, уЧСФЩК лТЕРЛЙК, уЧСФЩК вЕУУНЕТФОЩК,
РПНЙМХК ОБУ.
уЧСФЩК вПЦЕ, уЧСФЩК лТЕРЛЙК, уЧСФЩК вЕУУНЕТФОЩК,
РПНЙМХК ОБУ.
нПМЙФЧБ РТПУМБЧМЕОЙС
чУЕНПЗХЭЙК, уЧСФЕКЫЙК, чУЕЧЩЫОЙК Й чЕМЙЮБКЫЙК
вПЦЕ, МАВПЕ ВМБЗП, ЧЩУЫЕЕ ВМБЗП, ЧУЕ ВМБЗП, ОЙЛФП
ОЕ ВМБЗ, ЛТПНЕ фЕВС ПДОПЗП, фЕВЕ ЧПЪДБЕН НЩ ЧУА ИЧБ-
МХ, ЧУА УМБЧХ, ЧУЕ ВМБЗПДБТЕОЙЕ, ЧУА ЮЕУФШ, ЧУЕ ВМБЗП-
УМПЧЕОЙЕ Й ЧУЕ ВМБЗБ. бНЙОШ.
уЧ. жТБОГЙУЛ бУУЙЪУЛЙК
уФСЦБОЙЕ ДПВТПДЕФЕМЕК
нПМЙФЧБ РЕТЕД ТБУРСФЙЕН
чУЕЧЩЫОЙК, УМБЧОЩК вПЦЕ, ПУЧЕФЙ ФШНХ УЕТДГБ НПЕЗП
Й ДБК НОЕ ЙУФЙООХА ЧЕТХ, СУОХА ОБДЕЦДХ Й УПЧЕТЫЕО-
ОХА МАВПЧШ, ТБЪХНЕОЙЕ Й РПЪОБОЙЕ, ЮФПВЩ ЙУРПМОЙМ
С фЧПА УЧСФХА Й ЙУФЙООХА ЧПМА.
уЧ. жТБОГЙУЛ бУУЙЪУЛЙК
нПМЙФЧБ П РПДТБЦБОЙЙ иТЙУФХ
зПУРПДЙ йЙУХУЕ иТЙУФЕ, НПМЙН фЕВС, РПНПЗЙ ОБН УНЙ-
ТЕОЙЕН ПФЧЕТЗОХФШ ЗПТДЩОА, УПЛТХЫЙФШ ВЕДОПУФША
ОБЫХ БМЮОПУФШ, РПВЕДЙФШ ФЕТРЕОЙЕН ЗОЕЧ Й РПДТБЦБ-
ОЙЕН фЕВЕ ЙУЛПТЕОЙФШ ОБЫЕ ОЕРПУМХЫБОЙЕ Й УБНП-
МАВЙЕ. бНЙОШ.
уЧ. бОФПОЙК юХДПФЧПТЕГ
рТПЫЕОЙЕ П ДХИЕ НЙМПУЕТДЙС
зПУРПДЙ йЙУХУЕ иТЙУФЕ, пФГЕ НЙМПУЕТДОЩК, УДЕМБК
ФБЛ, ЮФПВЩ НЩ ВЩМЙ НЙМПУЕТДОЩНЙ Л ОБН УБНЙН
Й Л ВМЙЦОЙН, ОЙЛПЗДБ ОЙЛПЗП ОЕ УХДЙМЙ, ОЕ РПТЙГБ-
МЙ, ЧУЕЗДБ РТПЭБМЙ ПВЙЦБАЭЙН ОБУ Й ЧУЕЗДБ ПФДБЧБ-
МЙ УЕВС Й ВМБЗБ ОБЫЙ УМХЦЕОЙА ВМЙЦОЙН. бНЙОШ.
уЧ. бОФПОЙК юХДПФЧПТЕГ
нПМЙФЧБ П РТБЧЕДОПУФЙ
зПУРПДЙ ВМБЗПК, НПМЙН фЕВС ЧПКФЙ Ч ДПН ОБЫЕК УПЧЕ-
УФЙ, ЮФПВЩ ПЮЙУФЙФШ ОБЫЙ УЕТДГБ ПФ ЪБЛЧБУЛЙ ЖБТЙ-
УЕКУЛПК Й ДХТОЩИ НЩУМЕК, ЛПФПТЩЕ ТБЪТЩЧБАФ Й ТБЪ-
ТХЫБАФ ОБЫХ ДХЫХ. зПУРПДЙ, ЧПУУФБОПЧЙ Ч ОБЫЕН ТБ-
ЪХНЕ НЙТ Й РПЛПК, ОБЛПТНЙ ИМЕВПН фЧПЕК ЧПМЙ, ЮФП-
ВЩ НЩ ХДПУФПЙМЙУШ РТЙВМЙЪЙФШУС Л фЕВЕ. бНЙОШ.
уЧ. бОФПОЙК юХДПФЧПТЕГ
нПМЙФЧБ уЧСФПНХ дХИХ
п, уПФЧПТЙФЕМШ дХИ, РТЙДЙ,
й ДХЫЙ ЧЕТОЩИ РПУЕФЙ,
дБК УНЕТФОЩН ОЕВБ ВМБЗПДБФШ,
юФПВ УПФЧПТЕООПЕ УРБУФЙ.
фЩ — хФЕЫЙФЕМШ ЧУЕК ЪЕНМЙ,
фЩ — вПЗ Й МХЮЫЙК вПЦЙК ДБТ,
нЙТПРПНБЪБОШЕ УЕТДЕГ,
цЙЧПК ТПДОЙЛ, МАВЧЙ РПЦБТ.
фЩ — ВМБЗПДБФШ УЕНЙ ЭЕДТПФ
й УЙМБ ЧЕЮОПЗП пФГБ,
фЩ — ТЕЮШ, ЪБЧЕЭБООБС ОБН,
рТЕПВТБЪЙЧЫБС УЕТДГБ.
уЙСОШЕН ТБЪХН РТПУЧЕФЙ,
уЕТДГБН МАВПЧШ УЧСФХА ДБК
й ОБЫЙ ВТЕООЩЕ ФЕМБ
йУРПМОЙ ЛТЕРПУФЙ фЧПЕК.
чТБЗБ ДБМЕЛП ЙЪЗПОЙ,
дБ ВХДЕФ У ОБНЙ фЧПК РПЛПК
дБ ПФЧТБФЙНУС НЩ ПФ ЪМБ,
юФП ЙУЛХЫБЕФ ТПД МАДУЛПК.
чЕДЙ ОБУ Л зПУРПДХ пФГХ
й ДБК РПЪОБФШ ОБН уЩОБ РХФШ,
й фЩ, ДЩИБОЙЕ МАВЧЙ,
дП ДОЕК УЛПОЮБОШС У ОБНЙ ВХДШ.
пФГХ оЕВЕУОПНХ ИЧБМБ,
чП УМБЧЕ У оЙН ЧПУЛТЕУЫЙК уЩО,
й ФПФ, лФП ХФЕЫБЕФ ОБУ,
пО уЧСФ, Й ЧЕЮЕО, Й ЕДЙО.
рПНПМЙНУС.
вПЦЕ, лПФПТПНХ ПФЛТЩФП ЛБЦДПЕ УЕТДГЕ Й ДМС лПФП-
ТПЗП ОЕФ ОЙЮЕЗП ФБКОПЗП, ПЮЙУФЙ ЙЪМЙСОЙЕН дХИБ
уЧСФПЗП ОБЫЙ УЕТДГБ, ЮФПВЩ НЩ НПЗМЙ УПЧЕТЫЕООЩН
ПВТБЪПН МАВЙФШ фЕВС Й ХДПУФПЙМЙУШ ЧПУИЧБМСФШ фЕВС
Ч ЧЕЮОПУФЙ. нПМЙН фЕВС ЮЕТЕЪ иТЙУФБ, зПУРПДБ ОБЫЕ-
ЗП. бНЙОШ.
рТЙЧЕФУФЧЙЕ рТЕУЧСФПК дЕЧЕ
тБДХКУС, чМБДЩЮЙГБ, уЧСФБС гБТЙГБ, вПЗПТПДЙГБ дЕЧБ
нБТЙС, ЙЪВТБООБС пФГПН ОЕВЕУОЩН. фЕВС пО ПУЧСФЙМ
ЧПЪМАВМЕООЩН уЩОПН уЧПЙН Й уЧСФЩН дХИПН хФЕ-
ЫЙФЕМЕН, Ч фЕВЕ ВЩМБ Й ЕУФШ ЧУС РПМОПФБ ВМБЗПДБФЙ
Й ЧУЕ ВМБЗП. тБДХКУС, дЧПТЕГ еЗП; ТБДХКУС, лПЧЮЕЗ еЗП;
ТБДХКУС, дПН еЗП. тБДХКУС, оБТСД еЗП; ТБДХКУС, тБВБ
еЗП; ТБДХКУС, нБФШ еЗП, ЪЕТГБМП ДПВТПДЕФЕМЕК, ЛПФП-
ТЩЕ НЙМПУФША дХИБ уЧСФПЗП ЙЪМЙЧБАФУС Ч УЕТДГБ ЧЕТ-
ОЩИ, ЮФПВЩ ЙЪ ОЕЧЕТОЩИ ДЕМБФШ ЧЕТОЩИ вПЗХ.
уЧ. жТБОГЙУЛ бУУЙЪУЛЙК
нПМЙФЧБ чМБДЩЮЙГЕ НЙТБ
рТЕУЧСФБС вПЗПТПДЙГБ, ЧПЪОЕУЕООБС ЧЩЫЕ ИПТПЧ БО-
ЗЕМШУЛЙИ, НПМЙН фЕВС, ОБРПМОЙ УПУХД ОБЫЕЗП УЕТДГБ
ОЕВЕУОПК ВМБЗПДБФША, ДБК ОБН ЧПУУЙСФШ ЪПМПФПН НХД-
ТПУФЙ, РПДДЕТЦЙ ОБУ УЙМПА фЧПЕЗП ЪБУФХРОЙЮЕУФЧБ,
ХЛТБУШ ОБУ ДТБЗПГЕООПУФСНЙ фЧПЙИ ДПВТПДЕФЕМЕК,
РТПМЕК ОБ ОБУ, пМЙЧБ ВМБЗПУМПЧЕООБС, ЕМЕК фЧПЕЗП
НЙМПУЕТДЙС, ДБ РПЛТПЕФ ПО НОПЦЕУФЧП ЗТЕИПЧ ОБЫЙИ,
ЮФПВЩ НЩ ХДПУФПЙМЙУШ РТЙВМЙЪЙФШУС Л ЧЕТЫЙОБН
ОЕВЕУОПК УМБЧЩ Й ПВТЕМЙ ВМБЦЕОУФЧП Ч ЧЕЮОПУФЙ.
бНЙОШ.
уЧ. бОФПОЙК юХДПФЧПТЕГ
нПМЙФЧБ УЧ. жТБОГЙУЛХ
уЧСФПК жТБОГЙУЛ, вЕДОСЛ бУУЙЪУЛЙК, ФЩ РПДТБЦБМ
зПУРПДХ Ч УНЙТЕОЙЙ Й РПУМХЫБОЙЙ, ФЩ У УПЧЕТЫЕО-
ОЩН ДПЧЕТЙЕН РПУМЕДПЧБМ ЪБ оЙН Ч ВЕДОПУФЙ Й УМБ-
ВПУФЙ, ФЩ У ТБДПУФША РТЙОЙНБМ УФТБДБОЙЕ, РТЕЪТЕ-
ОЙЕ Й ЙУРЩФБОЙС ТБДЙ еЗП ЙНЕОЙ; РПНПЗЙ ОБН РПД-
ТБЦБФШ ФЧПЕНХ РТЙНЕТХ. рТПУЙН ФЕВС, НПМЙУШ П ОБУ,
ЮФПВЩ НЩ ЧУЕЗДБ ВЩМЙ ЧЕТОЩНЙ РПУМЕДПЧБФЕМСНЙ
ОБЫЕЗП уРБУЙФЕМС Й ХДПУФПЙМЙУШ ОЕВЕУОЩИ ВМБЗ.
бНЙОШ.
нПМЙФЧБ УЧ. бОФПОЙА юХДПФЧПТГХ
уЧСФПК бОФПОЙК, ПВТБЪЕГ УЧСФПУФЙ, РПНПЗЙ НОЕ ВЩФШ
ЙУФЙООЩН ИТЙУФЙБОЙОПН, ЧЕТОЩН ВМБЗПДБФЙ Й ПВЕ-
ЭБОЙСН, ДБООЩН НОПА РТЙ УЧСФПН ЛТЕЭЕОЙЙ.
фЩ ЧЙДЙЫШ, УЛПМШЛП ФТХДОПУФЕК Й ПРБУОПУФЕК НЕОС
ПЛТХЦБЕФ. уПДЕМБК ФБЛ ЮФПВЩ С УНПЗ РПВЕДЙФШ ЧУЕ ЙУ-
ЛХЫЕОЙС Й НПЗ УНЕМП УЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБФШ П УЧПЕК ЧЕТЕ.
хНПМЙ зПУРПДБ УПФЧПТЙФШ ЧП НОЕ УЕТДГЕ, УРПУПВОПЕ
МАВЙФШ вПЗБ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП ОБ УЧЕФЕ, УЕТДГЕ, ЗПФПЧПЕ
РПЛПТСФШУС ЧПМЕ вПЦЙЕК — ДБЦЕ ФПЗДБ, ЛПЗДБ пО ФТЕ-
ВХЕФ ПФ НЕОС ЦЕТФЧЩ Й УБНППФЧЕТЦЕОЙС. оБДЕМЙ НЕОС
ФБЛПК ЫЙТПФПК ДХЫЙ, ЮФПВЩ С РПУФПСООП СЧМСМ ЮЙУ-
ФХА Й ЙУЛТЕООАА МАВПЧШ Л УЧПЙН ВТБФШСН Й ОЙЛПЗДБ
ОЕ ЪБНЩЛБМУС Ч УЕВЕ, Б ЧУЕЗДБ ВЩМ ЗПФПЧ УМХЦЙФШ УЧП-
ЙН ВМЙЦОЙН, ХФЕЫБФШ УФТБЦДХЭЙИ, РПНПЗБФШ ОХЦДБА-
ЭЙНУС. иПДБФБКУФЧХК ЪБ НЕОС Й РТЙВБЧМСК НОЕ УНЕ-
МПУФЙ УЧПЙН РТЙНЕТПН, ЮФПВЩ С НПЗ ЦЙФШ Й ХНЕТЕФШ
Ч ВМБЗПДБФЙ Й ДТХЦВЕ У вПЗПН. бНЙОШ.
нПМЙФЧБ ПВ ЙУГЕМЕОЙЙ ВПМСЭЙИ
вПЦЕ, ъБЭЙФБ ОЕНПЭОЩН, СЧЙ УФТБЦДХЭЙН ТБВБН
фЧПЙН NN. УЙМХ фЧПЕК РПНПЭЙ, ЮФПВЩ РПД РПЛТПЧПН
НЙМПУЕТДЙС фЧПЕЗП ПОЙ ПВТЕМЙ ЪДПТПЧШЕ ДХИПЧОПЕ
Й ФЕМЕУОПЕ Й ЧНЕУФЕ У ОБНЙ Ч ТБДПУФЙ РТПУМБЧМСМЙ
фЧПЕ йНС. нПМЙН фЕВС ЮЕТЕЪ иТЙУФБ, зПУРПДБ ОБЫЕЗП.
бНЙОШ.
нПМЙФЧБ ЪБ ХУПРЫЙИ
рПНСОЙ, зПУРПДЙ, ХУПРЫЙИ ТБВПЧ фЧПЙИ N Й N Й РТЙ-
НЙ ЙИ НЙМПУФЙЧП Ч гБТУФЧП фЧПЕ; ХРПЧБЕН, ЮФП Й НЩ
ЧНЕУФЕ У ОЙНЙ УМБЧХ фЧПА УПЪЕТГБФШ ВХДЕН ЧЕЮОП,
ЛПЗДБ ПФТЕЫШ фЩ ЧУСЛХА УМЕЪХ У ПЮЕК ОБЫЙИ, ЙВП ХЧЙ-
ДЕЧ фЕВС, вПЦЕ, МЙГПН Л МЙГХ, НЩ ЧУЕ ХРПДПВЙНУС фЕВЕ
ОБ ЧЕЛЙ Й фЕВС ВЕЪ ЛПОГБ ВХДЕН УМБЧЙФШ. нПМЙН фЕВС
ЮЕТЕЪ иТЙУФБ, зПУРПДБ ОБЫЕЗП. бНЙОШ.
уФ. чЕЮОЩК РПЛПК ДБТХК ЙН, зПУРПДЙ.
пФЧ. й УЧЕФ ЧЕЮОЩК ДБ УЧЕФЙФ ЙН, ДБ РПЛПСФУС Ч НЙТЕ.
бНЙОШ.
Молитвы в бесовских напастях и искушениях
Молитва Честному Кресту 1
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Или кратко:
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ : я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Перевод: Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». 2
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
О, ди́вный чудоде́йственною си́лою четвероконе́чный и трисоста́вный Кре́ст Христо́в! У подно́жия твоего́ во пра́х распросте́ртый, поклоня́юся ти́, честно́е Дре́во, отгоня́ющее от на́с вся́кое де́монское стреля́ние и освобожда́ющее на́с от все́х бе́д, скорбе́й и напа́стей. Ты́ бо еси́ Дре́во жи́зни, ты́ еси́ очище́ние возду́ха, освяще́ние свята́го хра́ма, огражде́ние на́шего жили́ща, охране́ние одра́ моего́, просвеще́ние ума́ моего́, се́рдца и все́х мои́х чу́вств. Твое́ свято́е зна́мение огражда́ет мя́ со дня́ моего́ креще́ния, оно́ со мно́ю и на мне́, во вся́ дни́ живота́ моего́, на су́ше и на вода́х, оно́ же сопровожда́ть мя́ бу́дет до моги́лы, осени́т и пра́х мо́й, оно́ бо, свято́е зна́мение чудоде́йственнаго Креста́ Госпо́дня, возвести́т все́й вселе́нной о часе́ всео́бщаго воскресе́ния ме́ртвых и после́дняго стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Бо́жия.
О, Кре́сте Всечестны́й! Осене́нием твои́м вразуми́, научи́ и благослови́ мя, недосто́йнаго, всегда́ несомне́нно ве́рующаго в непобеди́мую си́лу твою́, огради́ мя от вся́каго врага́ и супоста́та, исцели́ вся́ неду́ги моя́ душе́вныя и теле́сныя.
Г о́споди, Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий! Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго. Ами́нь.
Псалом 45
Бо́г на́м Прибе́жище и Си́ла, Помо́щник в ско́рбех обре́тших ны́ зело́. Сего́ ра́ди не убои́мся, внегда́ смуща́ется земля́, и прелага́ются го́ры в сердца́ морска́я. Возшуме́ша и смято́шася во́ды и́х, смято́шася го́ры кре́постию Его́. Ре́чная устремле́ния веселя́т гра́д Бо́жий: освяти́л е́сть селе́ние Свое́ Вы́шний. Бо́г посреде́ его́, и не подви́жится: помо́жет ему́ Бо́г у́тро зау́тра. Смято́шася язы́цы, уклони́шася ца́рствия: даде́ гла́с Сво́й Вы́шний, подви́жеся земля́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль. Прииди́те и ви́дите дела́ Бо́жия, я́же положи́ чудеса́ на земли́: отъе́мля бра́ни до коне́ц земли́, лу́к сокруши́т и сло́мит ору́жие, и щиты́ сожже́т огне́м. Упраздни́теся и разуме́йте, я́ко А́з е́смь Бо́г: вознесу́ся во язы́цех, вознесу́ся на земли́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль.
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. Придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем. Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова. 2
Молитва у Распятия
К 30-летию кончины протоиерея Константина Быстриевского [1]
В 1929 году один петергофский священник прощался со своим храмом. В притворе он остановился, закрыл глаза и представил себе «голгофский путь» на сибирский лесоповал вместе с женой и детьми. Казалось, жизнь кончена, надеяться не на что. Вдруг он ощутил, как непонятная радость наполняет его сердце… «Чему ж тут радоваться?! — подумал он, — должно быть, от переживаний схожу с ума».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Протоиерей Константин Алексеевич Быстриевский (а это был он) родился 20 мая 1889 года в Петербурге. После окончания Новгородской семинарии с 1911 года служил диаконом, а с 1914 и до 1929 года — священником в храмах Петергофа. Затем отбывал ссылку в городе Тара Омской области, а с 1936 года жил в Новгороде. После Отечественной Войны, на волне «новой политики» по отношению к Церкви, отец Константин возвратился в Ленинград и начал служить в Николо-Богоявленском, а затем кладбищенском храме на Смоленском кладбище. Годы брали своё, но священник, о котором можно сказать «родился в епитрахили», не мог уйти «на покой». С 1967 года отец Константин — руководитель богослужебной практики семинаристов в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной академии и семинарии, а затем, по благословению великого митрополита Никодима (Ротова) — духовник семинаристов и всей Ленинградской митрополии. Он был награжден всеми возможными для священника наградами; но его главная награда — любовь студентов, понимавших, что этот чудом выживший человек приобщает их к богатейшей духовной и литургической традиции нашего безвозвратно ушедшего прошлого.
В начале-середине 1970-х (для нашей митрополии — отнюдь не «застойных»!) отец Константин, ещё статный, бодрый и румяный [2] , учил нас, семинаристов, премудростям пономарского дела: как правильно подавать кадило, кланяться и выходить со свечой. Оказывается, свещеносцы на Великом входе, стоящие во время возглашений перед солеёй, должны проводить духовенство до Царских врат, остановиться и, после каждения их диаконом от престола, взять свечи в другие руки, совершить противоположные друг другу развороты на 360˚ лицом к молящимся, и лишь после этого уйти в алтарь. Наш наставник очень плохо видел, хотя и носил очки с толстенными линзами, и иногда это приводило к забавным казусам. Помню, как свещеносец, выйдя из алтаря северными дверьми, вместо того, чтобы остановиться на солее (во время чтения Евангелия), зачем-то бодро шествует в притвор, а отец Константин, стоя у престола, тщетно ждет его появления. Затем молящимся предстает такая картина: слева из-за Царских врат высовывается голова седовласого старца; прикрыв сверху глаза ладонью, он пристально, как впередсмотрящий на корабле, вглядывается в безбрежную даль…
Помимо богослужебной практики и исповеди семинаристы встречались с уважаемым батюшкой во время факультативных пастырских уроков. Мне запомнилось обсуждение важнейшего для будущего пастыря вопроса о личном пути: остаться ли одиноким или создать «малую церковь». — «А какой путь, вы сами думаете, труднее?» — «Конечно же, первый!» — звучит самоуверенный глас. И начитавшийся аскетических книг юнец бойко начинает говорить о «монашеских подвигах». — «А вот я, — кротко возражает многоопытный отец Константин, — считаю, что женатому священнику труднее: потому что монах, как бы он ни жил, отвечает за себя одного, а семейный пастырь — в первую очередь за своих близких!»
Уроки перерастали в воспоминания. Отец Константин, несмотря на перенесенные испытания, и в преклонные годы оставался большим ребенком, считая всех нас одной дружной семьей. Мы слушали доверительные рассказы о том, как в 1905 году забывшие долг и честь студенты Императорских Духовных школ рьяно участвовали в революционных бунтах; о том, какой он, «Костя», в молодости был «видный парень»; как его диаконский голос, когда он служил в храме Петергофского Императорского дворца, понравился императрице, и по её протекции он получил сан иерея; как в 1918 году большевики дважды приговаривали его к расстрелу, но Господь хранил его; как в годы ссылки он в канун больших праздников уходил из поселка в лес и там совершал «словесную Службу», делая вид, что не замечает своих сотоварищей, из-за соседних деревьев внимавших забытым песнопениям… Разумеется, администрация ЛДА (по указу «свыше») скоро прикрыла эти чересчур назидательные для того времени «уроки жизни».
Тогда же мы узнали тайну тех минут 1929-го года: «…Да что же я, с ума схожу, что ли! Как вдруг, открыв глаза, увидел: батюшки мои (тут отец Константин звонко хлопал себя ладонью по лбу), да ведь я стою перед Распятием!» Действительно, могут ли наши испытания сравниться с тем, что пережил и дал нам в вечное наследие Спаситель. «Ребята, — часто повторял нам отец Константин, — всегда молитесь у Распятия, хотя бы минутку, даже после долгой службы или когда пробегаете мимо храма по своим делам». Семинаристы моего времени эту заповедь исполняли. Помнят ли её нынешние студенты?
Господь отметил праведника: взял его в Свои обители в праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1979 года), к тому же пришедшийся на воскресенье! С того дня минуло уже 30 лет, но взлетающий к небесам голос отца Константина по-прежнему звучит в ушах, а уроки изящного пономарства не забываются. Вечная тебе память, дорогой Наставник!
Примечания
[1] Очерк опубликован в рубрике «Имена» в журнале «Вода живая: Санкт-Петербургский Церковный вестник. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии» (2009. № 11). Для настоящего воспроизведения текст автором просмотрен и немного дополнен.
[2] Дело в том, что у него была какая-то уникальная подгруппа крови, и его духовный сын, врач из отряда космонавтов, обещал ему минимум 110 лет жизни. Увы! Из-за неверного укола, который отцу Константину «вкатила» неопытная медсестра, он почти ослеп (простой человек умер бы) и в результате прожил «всего лишь» 90 лет!
Молитва, произнесенная перед Распятием
Молитва была составлена св. Франциском весной 1206 г., т. е. в самом начале его монашеского служения. Согласно его житиям, в то время, когда он читал эту молитву, он услышал голос, исходивший от Креста: „Франциск, иди и восстанови дом Мой”.
Молитва сохранилась в списках на двух языках: латинском и итальянском. Из-за разночтений текста в различных списках вначале высказывались сомнения в ее подлинности, но после открытия новых рукописей ее принадлежность св. Франциску можно считать несомненной.
ORATIO ANTE CRUCIFIXUM DICTA Summe, gloriose Deus, illumina tenebras cordis mei et da mihi fidem rectam, spem certam et caritatem perfectam, sensum et cognitionem, Domine, ut faciam tuum sanctum et verax mandatum. Textus italicus 1 Altissimo glorioso Dio, illumina le tenebre de lo core mio et da me fede dricta, speranзa certa e caritade perfecta, senno et cognoscemento, signore, che faзa lo tuo santo e verace commandamento. Amen. | МОЛИТВА, ПРОИЗНЕСЕННАЯ ПЕРЕД РАСПЯТИЕМ Всевышний Боже славный, освети тьму сердца моего и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание, Господи, чтобы исполнил я Твое святое и истинное призвание. |
Гимн брату Солнцу
Это поэтическое произведение св. Франциска, написанное на умбрийском наречии, представляет собой первое стихотворение на итальянском языке, поэтому значение этого памятника необычайно велико не только с духовной и теологической точек зрения, но и с точки зрения итальянского языка и литературы. Гимн этот является предметом многочисленных исследований, библиография которых насчитывает более 200 книг и статей.
Гимн был написан св. Франциском незадолго до смерти, летом 1225 г. в хижине, построенной для него около церкви св. Дамиана, т. е. той церкви, где он впервые услышал голос Господа. Франциск был совершенно болен, так как, помимо общего истощения и незаживающих ран — стигматов, у него началось обострение хронического воспаления век — болезни, которой он заразился во время своей миссионерской поездки на Восток. Мучительная операция, которую его уговорили сделать,— прижигание каленым железом — не дала никаких результатов. И в этом состоянии, когда глаза его не могли без ужасной боли видеть солнечный свет, св. Франциск написал хвалебную песнь брату Солнцу.
Этот гимн, в котором отразились духовные прозрения святого, не только положил начало литературе Ренессанса, но и выразил новое мироощущение. Это был настоящий, но христианский Ренессанс, Ренессанс христианской догматики о сотворенности мира благим Богом, излившим Свою благость в это замечательное творение. На протяжении веков в христианском сознании в более или менее явной форме присутствовала мысль о некой презренности материального мира, противостоящего миру духовному, а в еретических течениях, особенно в тех, что были идейно связанных с манихейством, она приводила к явному осуждению всего материального как источника зла. Современные Франциску катары называли огонь орудием диавола, он же назвал его братом. В устах св. Франциска написанный им гимн был молитвой благодарности Богу за этот прекрасный мир, который Он создал для людей.
ГИМН БРАТУ СОЛНЦУ Всевышний, всемогущий, благой Господь, твои суть хвалы, слава, честь и всякое благословение (ср. Откр. 4, 9.11) Тебе единому, Всевышний, подобают, и никакой человек не достоин тебя назвать. Восхваляем Ты, мой Господи, со всем Твоим творением (ср. Тов. 8, 7), начиная с господина брата солнца, который есть день и которым Ты освещаешь нас. И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несет знак от Тебя, Всевышний. Восхваляем Ты, мой Господи, и за сестру луну и звезды (ср. Пс. 148, 3), которые на небе Ты сотворил яркими, драгоценными и прекрасными. Восхваляем Ты, мой Господи, за брата ветра и за воздух, и облака, и ясность, и всякую погоду (ср. Дан. 3, 64-65), через которую даешь Ты пропитание своим созданиям (ср. Пс. 103, 13-14). Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру воду (Пс. 148, 4-5), которая полезна весьма и доступна и ценна и чиста. Восхваляем Ты, мой Господи, за брата огня (ср. Дан. 3, 66), которым Ты освещаешь ночь (ср. Пс. 77, 14), который и сам прекрасен и приятен и мощен и силен. Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру нашу мать землю (ср. Дан. 3, 74), которая нас поддерживает и направляет, и производит различные плоды с яркими цветами и травой (ср. Пс. 103, 13-14). Восхваляем Ты, мой Господи, за тех, которые оставили все ради любви к Тебе (ср. Мф. 6, 12), и приняли на себя уничижение и мучение. Блаженны те, кто примут это в мире (ср. Мф. 5, 10), потому что Тобой, Всевышний, увенчаются. Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру смерть телесную, которой никто из людей живущих не может избежать. Горе тем, которые умирают в смертных грехах; блаженны те, кого настигнет она в исполнении Твоей святой воли, кому смерть, настигнув, не причинит зла (ср. Откр. 2, 11; 20, 6). Восхваляйте и благословляйте Господа моего (ср. Дан. 3, 85), Благодарите и служите Ему с великим смирением. | ГИМН БРАТУ СОЛНЦУ О добрый Господи, великий, всемогущий, Хвала Тебе, благодаренье, слава! Один достоин славы Ты и чести, А из людей достойных нет, кто смел бы Произнести Твое святое имя. Хвала Тебе, Господь, в Твоих твореньях. Ты создал брата-солнце, что сверкает Могучим блеском с неба, день дает нам, И образ Твой напоминает видом. Хвала Тебе, Ты создал месяц, звезды; Как ясно с неба льют они сиянье! Хвала Тебе за ветер, воздух, небо, За облака, за всякую погоду, Которую даешь Ты в помощь твари. Хвала за кроткую сестрицу нашу воду, Веселую, прозрачную как слезы. Хвала Тебе за то, что брат-огонь Твоим веленьем освещает ночи, Такой красивый, яркий и могучий. Хвала Тебе за землю, нашу мать, Которая нас на себе покоит, Заботится о нас, плоды приносит И травы разные и пестрые цветочки. Хвала Тебе за тех, чье сердце склонно Прощать людей, любви Христовой ради, Кто утешает нас в болезнях, горе, Блаженны те,— они почиют в мире, И ангелы украсят их венцами. Хвалите же, благодарите Бога, Служите Господу со страхом и смиреньем. За смерть телесную хвалю Тебя Господь, Сестру могучую, которой не избегнет Никто живущий. Горе тем, кого застанет Она в грехах, но как блаженен будет, Кто свято дни своей проводит жизни! Сестра их смерть не причинит им боли. Перевод А. Ельчанинова |
Служба страстям Господним
О том, что автором этой службы является св. Франциск свидетельствует «Житие св. Клары», написанное, как полагают, св. Фомой Челанским. Время ее составления неизвестно.
Предназначенная для прославления и воспоминания о страдающем Христе, эта служба представляет собой собрание определенным образом подобранных псалмов и некоторых других стихов из Священного Писания, как правило, из Нового Завета. Подобные молитвы в соответствии со средневековой традицией соединялись с каноническими часами,— так же поступил и св. Франциск. Характерной особенностью молитв святого является повторение некоторых их фрагментов в качестве рефрена.
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; Нарушение авторского права страницы
Молитва перед распятием — Prayer before a Crucifix
Часть серии на |
Преданность к Иисусу в католической церкви |
---|
Молитва перед Распятием является римско — католическая молитва к Иисусу , который сказал , стоя на коленях перед распятием . Часто говорят , по католикам после причастия или после мессы .
Верующие получают частичную индульгенцию , если они читают молитву после Причастия перед распятием. По пятницам Великого поста , потакание является индульгенцией .
Молитва пятая ко Господу Иисусу Христу
Молитва пятая ко Господу Иисусу Христу
Похожие главы из других книг
Молитва 8-я, ко Господу Иисусу Христу
Молитва 8-я, ко Господу Иисусу Христу Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей,
Молитва Господу Иисусу Христу о спасении Отечества
Молитва Господу Иисусу Христу о спасении Отечества Господи Иисусе Христе, Боже наш!Прими от нас, недостойных рабов Твоих, усердное моление сие и, простив нам вся согрешения наша, помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас, и не воздаждь им по делом их, но по
Молитва к Господу Иисусу Христу о детях
Молитва к Господу Иисусу Христу о детях Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю детей наших, которых Ты даровал нам, исполнив наши моления. Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости и да не коснется души их ничто
Молитвы Господу Иисусу Христу
Молитвы Господу Иисусу Христу К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна восстав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя и введи
Молитва ко Господу Иисусу Христу
Молитва ко Господу Иисусу Христу Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Превечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в последния дни, благоволением и содействием Святаго Духа, изволивый рождену быти от Пресвятыя Девы яко младенцу, повиену и положену во ясли. Сам Господи, в
Господу Иисусу Христу
Господу Иисусу Христу Тропарь, глас 2Манассию от уз и горькаго заточения молитв ради свободивый, Всещедрый Боже, и раба Твоего, нами ныне молящагося, от уз и заточения свободи, и от всякаго злато обстояния избави, яко Един Человеколюбец.Кондак, глас 5Яко милосердия источник
Ежедневная молитва о счастье и благополучии детей Господу Иисусу Христу
Ежедневная молитва о счастье и благополучии детей Господу Иисусу Христу Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи
Канон ко Господу Нашему Иисусу Христу
Канон ко Господу Нашему Иисусу Христу Глас 2Песнь 1Ирмос: Некогда погубила во глубине всё войско фараоново превосходящая сила, воплотившееся же Слово истребило зловредный грех, – препрославленный Господь; ибо Он славно прославился.Припев: Иисусе сладчайший, спаси
Молитва Господу нашему Иисусу Христу
Молитва Господу нашему Иисусу Христу Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, по неизречённому Твоему человеколюбию в конце веков облёкшийся в плоть от Приснодевы Марии! Славим Твоё спасительное о нас промышление, мы, рабы Твои, Владыка; воспеваем Тебя, ибо чрез Тебя мы
Молитва первая ко Господу Иисусу Христу
Молитва первая ко Господу Иисусу Христу Господи святый, в вышних живый и на смиренныя призираяй, и всевидящим оком Твоим призираяй на всю тварь! Тебе преклоняем колена душ и телес наших и молимся Тебе: простри десницу Твою невидимую от святаго жилища Твоего, благослови
Молитва вторая ко Господу Иисусу Христу
Молитва вторая ко Господу Иисусу Христу Господи щедре и милостиве, долготерпеливе и многомилостиве! Услыши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша; во еже
Молитва третья ко Господу Иисусу Христу
Молитва третья ко Господу Иисусу Христу Благий Человеколюбче, премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый! Пред Твоим величеством рабски припадающе, смиренно молимся: призри, Благосерде, на рабы Твоя, и якоже древле исцелил еси
Молитва четвертая ко Господу Иисусу Христу
Молитва четвертая ко Господу Иисусу Христу Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия, за еже недостойну ми быти; но во очищение и освящение души же и тела, и во обручение будущия жизни и Царствия. Мне же, еже прилеплятися Богу,
Молитва шестая ко Господу Иисусу Христу
Молитва шестая ко Господу Иисусу Христу Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый! Даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу
Молитва седьмая ко Господу Иисусу Христу
Молитва седьмая ко Господу Иисусу Христу Господи Иисусе Христе, Боже мой, посещаяй тварь Свою, Емуже явлены страсти моя и немощь естества нашего человеческаго и крепость супостата нашего! ТыСам покрый мя от злобы его, зане сила его крепка, естество же наше страстно и сила
Молитва покаянная (из канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу)
Молитва покаянная (из канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу) Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; страствори моему телу от обоняния
Молитвы Господу Иисусу Распятому
Молитвы Господу Иисусу Распятому
На кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, кровь Твою пролияти на кресте изволил еси, юже аз, окаянный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и нивочтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на распятаго
Видео (кликните для воспроизведения). |
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира! Се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек понести, да всем нам во всяких печалех, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, Всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе Человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго? Не вем, душа бо и тело и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, Благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым страстем Твоим, и вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя, грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданием Твоим, сподобилюся видети славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.