Содержание
Молитва от маловерия. Апостолу Фоме
ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА
Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, иеверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.
О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Русская Православная Церковь
Николаевский Собор
Авторское право © 2012-2019.
Разработчик: Капитула Ян
При обуревании души неверием
Первоверховному апостолу Павлу
Тропарь, глас 4-й:
Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите; мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2-й:
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.
Молитва:
О, святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий ветие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольский обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго, возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хромаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Апостолу Фоме
Тропарь, глас 2-й:
Мученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.
Кондак, глас 4-й:
Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.
Молитва:
О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
В маловерии
Евангелие по Марку ( Мк.9:24 )
Ве́рую, Го́споди, помоги́ моему́ неве́рию!
Псалом 33:2-11
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ его́ во усте́х мои́х. О Го́споде похва́лится душа́ моя́: да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся. Возвели́чите Го́спода со мно́ю, и вознесе́м и́мя его́ вку́пе. Взыска́х Го́спода, и услы́ша мя́ и от все́х скорбе́й мои́х изба́ви мя́. Приступи́те к нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся. Се́й ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от все́х скорбе́й его́ спасе́ и́. Ополчи́тся а́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся его́ и изба́вит и́х. Вкуси́те и ви́дите, я́ко бла́г Госпо́дь: блаже́н му́ж, и́же упова́ет на́нь. Бо́йтеся Го́спода, вси́ святи́и его́, я́ко не́сть лише́ния боя́щымся его́. Бога́тии обнища́ша и взалка́ша: взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
Перевод: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. *
Молитва в маловерии
Благословлено к келейному использованию
архиепископом Амвросием (Щуровым)
Благодарю́ Тя́, ми́лостивый Го́споди, я́ко яви́л ве́лие попече́ние о душе́ мое́й, да́руя е́й благо́е и спаси́тельное уче́ние Це́ркви Свое́й свято́й. Не посрами́ же ве́ру мою́, но па́че приведи́ мя́ ко спаси́тельному Твоему́ Го́рнему Ца́рствию. Сози́жди в душе́ мое́й Ца́рствие Свое́ и сподо́би в не́м неисхо́дно пребыва́ти, да не во осужде́ние и поги́бель бу́дут мне́ Твои́ за́поведи, но во исправле́ние, оставле́ние грехо́в и в ве́чную жи́знь по сла́внем Твое́м прише́ствии, ами́нь.
Маловерие
Малове́рие — 1) недостаточно твёрдая убежденность в истинности учения Церкви о Боге как о Творце, Промыслителе, Спасителе и Судье мира; 2) недостаточно твёрдое упование на Божественный Промысл; 3) ненадлежащее следование Божьему закону, проявляющееся в послаблениях в отношении соблюдения религиозно-нравственных требований, уклонении от исполнения христианского долга; 3) колебание в вере, сомнение относительно Божественных совершенств и возможностей ( Мф.14:31 ).
Признак маловерия – лень, теплохладность, ропот. Фактически любой грех является следствием маловерия.
Сомнение и маловерие – как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?
– Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? ( Мф.14:31 ). Маловерие – это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам ( Мк.9:22 ). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество. игумен Нектарий (Морозов)
Если вера именуется даром Божьим, то не является ли Бог Виновником маловерия или отсутствия веры?
Вера, как и всё доброе, существующее в мире, и действительно артикулируется как Божественный дар. Однако это не означает, что отсутствие веры у неверующих или маловеров должно интерпретировать в том грубом смысле, что они обделены этим даром по Божественной скупости или Божественному недосмотру.
Вера, в широком значении слова, есть союз между Богом и человеком. Сам Господь, будучи абсолютно Самодостаточным, не нуждается в этом союзе. В нём нуждается человек: ради спасения и наследования вечной блаженной жизни.
Возможность приобщится к этому союзу предоставлена всем без исключения людям, как дар, ибо Бог желает спасения всем и на всех изливает Свою благодать. Принять или не принять этот Божественный дар — зависит от человека. Ведь Господь никого не спасает насильно, по принуждению ( Мф.16:24 ).
Для того, чтобы человек сознавал, для чего ему, собственно, необходим союз с Богом, Бог даровал спасительное учение. Основные положения этого учения могут восприниматься не иначе как на основе доверия Богу, уверенности в истинности Его путей. Это внутреннее состояние тоже обозначается как вера ( Евр.11:11 ). Доверять или не доверять Богу, и в какой именно степени, опять же, зависит от человека, от его добровольного выбора.
Как известно, со Своей стороны Бог сделал всё необходимое, мыслимое и немыслимое, для того, чтобы расположить человека к доверию, послушанию. На протяжении многих веков Он являл Свою милость народам, наставлял, исцелял, совершал чудеса и знамения. Наконец, Сын Божий, приняв образ раба, став Человеком, принёс Себя в Искупительную Жертву, умерев за нас на Кресте, после чего воскрес, вознесся на Небо, образовал Церковь, наделил её спасительными средствами, утвердил иерархию.
И если кто, по каким-то личным соображениям, не желая довериться Господу, остаётся неверующим или маловером, то виновником такого состояния является не Господь, но сам человек.
Поскольку верующим, в строгом осмыслении, именуется тот человек, кто не только признал и доверился Богу, но и ревностно исполняет обязанности христианина (в том числе каждодневные), постольку тот, кто этого не делает, тоже может быть назван маловером.
Достаточно часто причиной подобного отношения к религиозному долгу служит леность, суетливость, несобранность, безответственность. Ясно, что и при таком положении вещей виновником маловерия является не Бог, призывающий к трезвению и духовной борьбе, но сам христианин.
Молитва в маловерии
Верую, Господи, помоги моему неверию!
Псалом 33, 2-11
Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.
Молитва о избавлении от искушений
Не попусти на меня, Владыко Господи, искушение или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением.
По свидетельству духовной дочери старца Георгия, прозорливой старицы схимонахини Олимпиады (Ивановой), преподобноисповедник Георгий явился ей во сне после смерти и сказал, как надо молиться:
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что божия Матерь называется «язвою бесов», ибо нет возможности бесу погубить человека лишь бы только человек не отступил от прибегания к Божией Матери.
Надежда всем концем земли, Пресвятая Владычица Богородице, не грушайся мене скверного во дерзновенных молениях уст моих и помози мне угасить пламень греховный, очисти ум мой от лукавых помыслов, исцели и облегчи недуги моя, утиши бурю злых нападений. Пречистая Владычица, утоли печали, сокрушающие мое сердце, и защити покаянием от мрака греховного, Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалех Скорая Утешительница. За толикия Твои милости до последнего моего издыхания славословити Тя имам. Пресвятая Богородица, спаси мя грешного. Аминь.
О Всемилостивая Владычице! Огради мя от злых бесов, искушающих мя, и от лукавых человек и дай мне познать их лукавство.
О, Пресвятая госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и избави мя, грешного раба Твоего, от напрасные клеветы, от всякия беды и напасти и внезапные смерти. Помилуй мя в дневных часех, и во утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя; стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякого злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех: но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная. Пречистая Богородице спаси нас. Владычице, прими молитвы раб Твоих, и избави ны от всякия нужды и печали.
Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, несумненная и единственная моя Надеждо, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!
Преподобный Серафим Саровский явился страцу Сампсону за три часа до его ареста. Вошел неслышно в светлом балахончике в келлию, склонился над спящим и медленно, очень внятно стал читать молитву, которую иеромонах Сампсон назвал «Всемилостивой». Он прежде этой молитвы не знал, но сразу понял, Она, всемилостивая, спасет и сохранит.
О ВЕРЕ И МАЛОВЕРИИ
Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова
Порой так случается, что люди верующие вдруг начинают проявлять малодушие и маловерие. Наиболее ярко это проявляется перед лицом опасности, особенно смертельной. Почему это происходит и как с этим бороться? А бороться с этим надо. Иначе как жить, если не верить в то, что Господь управляет всем: и Вселенной и каждым человеком; если не верить, что Бог спасет нас и от грехов и от смерти. Если человек теряет веру, его душа начинает тонуть, потому что ей не на что опереться. «Не будь неверен, но верен», — говорил Господь Фоме.
В Евангелии от Марка рассказывается о том, как Воскресший Господь «явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили».
Когда Христа распяли, ученики, конечно, горько плакали, потому что утрата их была очень велика. Но вот приходит Мария Магдалина, которую апостолы прекрасно знали, потому что она всегда с ними ходила и тоже была ученицей Спасителя. И говорит: «Я была у гроба и видела воскресшего Иисуса, с Ним беседовала, и Он мне сказал, чтобы все мы шли в Галилею, там Он нас встретит». А они ей не верят.
Почему так происходит? Почему смерти легче поверить, чем бессмертию? Когда умирают близкие, душа плачет. Это говорит о том, что душа никак не может со смертью согласиться. И люди стараются о смерти не думать, боятся произносить само это слово. Говорят: если что случится. Человек хочет совсем изгнать смерть из своей жизни, хотя каждый знает, что умрет. Это нежелание думать о самом главном моменте нашей жизни – переходе в вечность – связано с помраченностью нашей природы.
Почему всякой неправде человек верит охотней? Потому что сам состоит из неправды, и всякая неправда, всякая ложь ему ближе. Вот поэтому, хотя Господь три года говорил Своим ученикам, что Ему надлежит быть «схвачену в Иерусалиме, распяту и в третий день воскреснуть» – не могли же они это забыть, – но это ушло из их сознания. Нечто подобное происходит и с нами.
Сколько человеку ни говори, что тот, кого ты оплакиваешь, отмучился; что у него ничего больше не болит; что земная жизнь его закончилась в самый благоприятный для него момент; что Господь забирает человека тогда, когда он наиболее готов к этому, и поэтому смерть не зависит ни от того, что врачи упустили, ни от какой-то другой случайности, – но человек все равно не соглашается, все равно плачет. Происходит неверие истине.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И в этом наша большая беда, потому что Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», даже если крестится. Крестятся-то почти все, но этого недостаточно. Крещение может быть спасительным, только если оно сопряжено с верой в то, что существует Бог, существует загробная жизнь. Но и этого, оказывается, недостаточно для спасения души. То, что Бог существует, очевидно, но нужно веровать Самому Богу. Надо научиться веровать тем словам, которые Господь сказал. А именно этого нам часто и не хватает. Господь сказал: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам». А апостол Иаков говорит: когда ты просишь у Бога, не думай о том, что Господь тебе не даст, потому что если ты будешь думать: то ли даст, то ли нет, – то ничего не получишь. И если бы мы каждый раз, когда у нас есть в чем-то нужда, действительно, как в дверь, стучали своей молитвой с твердой верой, что Господь даст, – то Господь бы и дал.
Часто люди спрашивают о том, какую молитву надо читать. Человек думает, что все от слов зависит: в таком порядке читать или в таком, молитву одного святого или другого. Какая разница? Можешь вообще одну молитву читать: Господи, помилуй. Этого достаточно. Но человек не верит в это.
Ему говорят: не бойся ни бабок, ни колдунов, ни чародеев, ни знахарей. Что ты так трепещешь? Это все идолы. Но нет, человек маловерен. И поэтому устрашается: а вдруг нападут? а вдруг убьют? а вдруг заболею? Как будто это может быть вдруг. В Евангелии сказано, что без воли Божией волос с головы человека не падает, а мы все равно этому не верим, мы считаем: это тот мне сделал, та мне наколдовала. Пока мы будем так думать, пока у нас не будет твердой надежды на Бога, мы никогда не сможем стать христианами и спасти свою душу, потому что спасение души требует от человека именно веры.
С чего начинается духовный путь человека? Не с того, что его сразу осеняет благодать Божия и он становится святым. Нет, сперва он должен поверить. Вот Церковь и учит: исполняй заповеди, и тогда, в результате исполнения этих заповедей, на тебя сойдет благодать Божия. Можно этому не поверить и ничего не делать – и тогда благодати Божией не достигнешь. А можно поверить: раз Господь сказал, что так оно будет, значит, так и будет. И никакие доказательства не нужны. Нужно только доброе благорасположение слушать слова Господни, слагать их в своем сердце и исполнять в своей жизни.
Путь к Царствию Небесному, к благодати Божией долог. Поэтому Господь на спасение души отводит нам всю жизнь. Но пока мы не поверим, что в результате этого подвига, в результате этих трудных усилий мы достигнем спасения, мы, конечно, ничего сделать не сможем. Если человек не верит, что он когда-нибудь станет художником, то сколько ни занимайся, ничего у него не выйдет. Так же и здесь. Если мы не верим своему спасению, не верим, что Господь спасает нас от грехов, если мы забываем о том, что Бог вообще управляет всем: каждым процессом и во Вселенной, и в нашем организме, – если мы забываем это, перестаем в это верить, то сразу начинаем тонуть.
Как в Евангелии, когда Господь приблизился к лодке и ученики испугались, подумали, что это призрак, а Он им говорит: «Это Я, не бойтесь». И Петр сказал: «Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Господь говорит: «Иди». И Петр сразу поверил. И вот Петр пошел, сделал по морю один шаг, второй, третий. А тут волны. Он отвлекся на секундочку, помысел какой-то в голову вошел, и он испугался. А раз испугался – значит, сразу стал тонуть. И закричал: «Господи! Спаси меня». Господь ему говорит: «Зачем ты усомнился?» – взял его за руку и втащил в лодку.
Но сначала-то Петр шел по воде. И не один Петр, много людей в истории Церкви ходили по воде, даже не задумываясь над тем, вода это или суша. И почему Петр все-таки смог сделать несколько шагов, а Мария Египетская вообще всю реку перешла? Почему они смогли? Потому что нисколько не сомневались в Боге.
Но наше сомнение тоже понятно. Оно происходит оттого, что Бог от нас далеко; оттого, что мы все время от Него отвлекаемся; оттого, что мы о Боге не думаем и не молимся Ему. А если бы мы Богу молились, то мы бы во всем, во всем Ему доверяли. И мы бы знали, что ничего с нами не случится никогда без Промысла Божия. А если по Промыслу Божию с нами что-то случается, значит, это зачем-то Богу нужно. И действительно, если мы оглянемся назад, то увидим, что в нашей жизни есть закономерности. И многие вещи, которые мы когда-то воспринимали как страшную трагедию, принесли нам огромную пользу – не материальную, конечно, а духовную, потому что благодаря этому мы смогли приблизиться к Богу.
Господь говорит: будьте как дети. Маленький ребенок полностью доверяет отцу и матери. Вот его подбрасывают вверх и ловят, а он не боится. Ему в голову не может прийти, что мать или отец его уронят. Вот так же и человек, который имеет полное доверие Богу, страха лишается совершенно. Потому что, когда человек соединяется с Богом, вся его земная жизнь как бы меркнет, перестает иметь большую ценность. Бог есть Дух, Который живет в ином, высшем мире. Поэтому когда человек соединяется с Духом, он соединяется с иным миром и, живя здесь, на земле, сердцем принадлежит тому миру, а все то, что происходит в этом мире, совершенно иначе воспринимает.
Что самое страшное для современного человека? Смерть. И когда он сталкивается со смертью, то ужасается. А для человека духовного, который соединился с Духом Божиим, смерти нет. Потому что вот душа в теле, а вот эта душа вышла из тела. И что? Человек же жив, он есть, он существует. Для того, кто не знает иного мира, смерть – трагедия, потому что ему кажется, что он с умершим человеком расстается навсегда. Он всю свою жизнь, вот такую короткую, воспринимает как вечность, а тот человек уже ушел туда, в мир иной. Но ведь это же временно, он временно недоступен для непосредственного общения. Но если мы молимся за него, разве наши души не общаются?
Разве мы не чувствуем, что Господь слышит наши молитвы? Поэтому нам надо действовать по своей вере всегда, упорно, борясь с собой, борясь со своими страхами, борясь со своей ленью, со своим малодушием, маловерием, все время прося у Бога, чтобы Господь нашу веру укрепил. Как Он Фоме сказал: «Не будь неверен, но верен». Цель нашей жизни в этом: верны ли мы? И если верны, тогда Господь примет нас навсегда, тогда наша вера разрешится.
Поэтому как ребенок на руках отца чувствует себя спокойно, так и мы должны быть спокойны, нам нечего бояться, если мы Богу верны. Господь долготерпелив. Он зовет каждого, но Он никого не заставляет. Он предоставляет каждому из нас полную свободу. Евангелие есть? Есть. Сын Божий на землю приходил? Приходил. Церковь создал? Создал. С помощью Таинств крещения, а потом покаяния, причащения ты можешь соединяться с Богом? Можешь. Ты можешь свою душу очищать от греха и возвращать себе подобие Божие, чтобы войти как принц в Царствие Небесное. А если не хочешь – не надо, никто тебя заставлять не будет.
Но мы все время по мелочи отвлекаемся от Бога, все время отрекаемся, все время идем назад, все время падаем. А нужно, как только упали, встать, отряхнуться и опять делать шаг вперед. Нам нужно быть твердыми, терпеливыми и мужественными, потому что другого пути нет. И каждый шаг на этом пути – это шаг веры. Верь! Каждый раз, когда вечером или утром встаешь на молитву – хочется тебе молиться или не хочется, спешишь ты или не спешишь,– постой секундочку и подумай: ведь ты с Богом разговариваешь. Верь, что Он тебя слышит. И как только ты проникнешься этой мыслью, ты уже не сможешь читать шаляй-валяй и лишь бы как, тебе будет стыдно. Потому что Господь за тебя Кровь пролил, а тебе, видишь ли, некогда, у тебя, оказывается, на земле есть какие-то еще дела.
Так же и с храмом. Всего дороже должна быть встреча с Богом, потому что это – соединение с самым любимым, самым желанным, самым ожидаемым. А мы об этом забываем, этому не верим. Потому-то это Евангелие написано для нас. И не надо осуждать апостолов за то, что они на первых порах оказали такое неверие. Нам самим надо становиться все лучше и лучше и очищать свое сердце до такой степени, чтобы и на нас, как на них в Святую Пятидесятницу, Дух Святой сошел, и мы познали, что такое Царство Небесное, и увидели бы Живого Бога. Аминь.
Маловерующий
Г-ди Всевышний, я, потомок иудейской и славянской крови, прошу Тебя укрепить мою христианскую веру.
Воистину, слаб я телом и духом, и не особо надеюсь на спасение, несмотря на двадцатилетний возраст.
Но Твоя милость позволяет даже «жидовствующим» искать утешение через Мессию, посланника Твоего.
Ибо Символ Веры есть надежда :
Верую во единого Бога Отца Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век,
Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна,
рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу,
Им же вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,
и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца .
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Его же Царствию не будет конца.
И в Духа святого, Господа, Животворящаго,
Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном
споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Аминь.
КАК ОБРЕСТИ ВЕРУ И ИЗБАВИТЬСЯ ОТ МАЛОВЕРИЯ?
1. Можно ли просить у Господа веры людям?
Можно просить, чтобы Господь привел к вере мужа, дитя или близкого человека: чтобы вразумил, укрепил. Сейчас у многих людей ум помраченный, не понимают, что Бог есть. Многие наши прихожане жалуются: «На работе постоянно слышу: «Зачем в церковь ходишь? Зачем детей туда водишь, портишь их?» Те, кто задают такие вопросы, несчастные люди — они не знают о том, что сами идут в преисподнюю ада и детей за собой ведут. Вырастут такие дети потенциальными преступниками. Ко мне женщина подошла, рассказывает, что сын освободился из тюрьмы, такой гневливый, злой. Запустил табуреткой в маленького семилетнего братишку, чуть не убил. Добирается до матери. Что делать? Я ее спрашиваю:
— Сколько раз в году в церкви бываешь?
— Редко хожу.
Молитв никаких не знает, постов не соблюдает, в грехах еще и не начинала каяться. Вот, теперь такие плоды и пожинаем.
2. Как обрести веру и избавиться от маловерия?
Вера у всех есть. Одни верят, что Бог есть, а другие верят, что Его нет. Для того, чтобы избавиться от безбожия, внутри в человеке должна начаться нравственная жизнь. Человек должен покаяться, а когда мы будем каяться, а в особенности молиться, то мы почувствуем Господа около себя или же в себе. Тогда человек никогда уже не будет сомневаться — есть Бог или же нет. Он и так знает, что Господь в нем живет. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8), так говорит Сам Христос.
Вера — дар Божий; Христос говорит: «Ко Мне никто не придет, если Отец Мой не призовет». Человек сам должен сделать шаг навстречу Богу, ради Господа оставить дурные привычки, страсти. Тогда Господь будет совсем рядом. А Господь нас никогда не оставляет, это мы Его оставляем. Душа наша нераскаянная, в пороках и страстях, находится во тьме, потому она Бога и не видит, и не чувствует. Ее очистить надо.
3. Почему говорят, что без Церкви нельзя научиться правильно верить в Бога?
Мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учебы в институте не получим образования, точно так же и без Церкви нельзя научиться вере. В Церкви совершаются все таинства, здесь Господь — наш Отец и Учитель — принимает общую молитву и покаяние каждого. Начиная с таинства Крещения, человек здесь проходит всей жизнью и отправляется в вечность. Церковь — это школа, которая готовит граждан для Неба. Потому святые отцы говорят: кому Церковь — не Мать, тому Господь — не Отец.
Молитва от сомнений и маловерия
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СОМНЕНИИ
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
Мысли на каждый день года
СВ.ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Моя жизнь во Христе, часть 1
Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение — хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, — что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [cр. Мф. 9, 28] И тогда будет по вере твоей.
Бог, как вечная Истина, не терпит в нас и мгновения сомнения в истине.
Когда на пути к Богу будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнение и неверие сердца, также сердечную злобу иногда к лицам, заслуживающим безусловное почтение и любовь, равно и другие страсти, не возмущайся ими, но знай, что они — дым и смрад врага, который пройдет от единого мания Господа Иисуса Христа.
Диавол часто хватает нас за сердце наше зубами своими. Какими зубами? Неверием, сомнением, теснотою и всеми страстями.
Если истина чего-либо открыта в божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом св. мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть диавольское кичение ума и сердца.
Только в простоте сердца, без сомнения молитесь.
Часть 2
В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности и сомнения и дьявольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло.
Сомнение в истине всегда убийственно для души. Всякая истина есть дыхание Духа Божия: слово Божие, творения св. отцов и учителей Церкви, слова и творения, дела всякого благочестивого и любящего истину человека.
Мы большей частью живем в сомнениях, маловерии, неверии, очи имуще и не видяще, уши имуще и не слышаще, сердце окаменено имуще [ср. Мрк. 8, 17, 18]. Надо беречься одебеления сердца.
Не сомневайся ни в какой истине; маловере, почто усумнелся еси [Мф. 14, 31]? Беда от нашего сомнения и самомнения.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
Аскетические опыты, том 1
Грешники! ободримся. Для нас, именно для нас, Господь совершил великое дело своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостию. Престанем колебаться! престанем унывать и сомневаться!
Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!
…не сомневайся душою твоею, и не расслабляйся сердцем твоим ни по какой причине, но вспоминай Апостольское слово: “аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
Сочинения, том 5
…желаю и молю Спаса всех Бога, да покроет всякий грех неведения Своим безпредельным милосердием, да разсеет Своим Божественным светом туман сомнений, покрывающий некия души; да приведет овцы, яже не суть от двора сего, в единый двор единаго пастыря Иисуса Христа.
…молись с простосердечною верою, с искренним признанием своего недостоинства, но не возмущай себя, и не ослабляй молитвы сомнением о милосердом призрении Божием: и будет по вере твоей; и молитва веры будет тебе во спасение.
Други разума, не охотно покаряющагося вере! Не преграждайте вере пути к благодати Божией мудрованиями человеческими. Не убивайте в себе истины веры сомнением; не разсекайте ея изысканными и истязательными вопрошениями, холодным раздроблением мертвых понятий.
Действенны только молитва, молчание и любовь
Из «Слов о воспитании детей»
Действенны только молитва, молчание и любовь. Вы поняли плоды молитвы? Любовь в молитве, любовь во Христе действительно помогает. Пока вы будете любить детей только человеческой любовью, которая часто эгоистична, их поведение будет плохим. Но когда ваша любовь друг к другу и к вашим детям станет христианской и святой, у вас не будет никаких проблем. Святость родителей спасает детей. Для того чтобы это произошло, необходимо, чтобы Божественная благодать подействовала на души родителей. Никто не становится святым сам по себе. Та же самая Божественная благодать впоследствии просветит, согреет и оживотворит души детей.
Часто мне звонят даже из-за границы и задают вопросы о своих детях и о других вещах. Вот позвонила одна мать из Милана и спросила, как ей вести себя с детьми. Я сказал: «Молись и, когда нужно, говори с детьми с любовью. Больше молись и меньше говори. Всем требуется много молитвы и мало слов. Не будем навязчивыми, нужно тайно молиться, а потом уже говорить, и Господь даст нам почувствовать, восприняты ли наши слова другими людьми. Если нет, мы не станем говорить. Будем только тайно молиться, поскольку своим многословием мы становимся назойливыми и вынуждаем других противиться, а иногда и возмущаться. Поэтому лучше через тайную молитву обращаться к сердцу других людей, чем к их ушам.
Послушай, что я тебе скажу: молись, а потом говори. Так поступай со своими детьми. Если ты все время будешь давать им советы, то они будут им в тягость, и, когда они вырастут, то будут ощущать давление. Так что предпочитай молитву. Говори с ними через молитву. Говори все Богу, а Бог будет говорить с ними. Не надо давать детям советы голосом, который слышат их уши. Ты можешь делать и это, но прежде всего нужно говорить о своих детях Богу. Говори: “Господи Иисусе Христе, просвети моих деток. Я Тебе их вверяю. Ты мне дал их, но я слаба и не могу их направить, поэтому прошу Тебя: просвети их”. И Господь будет говорить с ними, и они скажут: “Ох, не следовало огорчать маму тем, что я сделал!” И это будет их внутреннее чувство, по благодати Божией.
Вот что является идеалом: чтобы мать разговаривала с Богом, а Бог с ребенком. А иначе ты говоришь, говоришь, говоришь… Все это в одно ухо влетает, из другого вылетает, и в конце концов начинает восприниматься как давление. И когда ребенок вырастает, наступает реакция — он начинает так или иначе внутренне мстить отцу и матери за то, что они давили на него. А в идеале должна говорить любовь во Христе и действовать святость отца и матери. Сияние святости, а не человеческие усилия делают детей хорошими».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Когда дети травмированы и страдают по какому-то серьезному поводу, не беспокойтесь из-за их сопротивления и грубости. В действительности они не хотят вести себя так, но не могут иначе в трудные моменты. Потом они раскаиваются. Но если вы раздражаетесь и впадаете в гнев, то становитесь на сторону лукавого, и он всеми вами играет.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.