Содержание
Молитвы перед началом и по окончании всякого дела
Без молитвы не следует начинать никакого дела, достаточно про себя произнести «Господи, благослови», а по окончании «Слава Тебе, Боже!» или при неопределенных обстоятельствах — «Господи, да будет воля Твоя».
Митрополит Иларион (Алфеев): В течение всего дня старайтесь почаще вспоминать о Боге. Если вам плохо, обратитесь к Нему с молитвой: «Господи, мне плохо, помоги мне». Если вам хорошо, скажите Богу: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя за эту радость». Если вы волнуетесь о ком-то, скажите Богу: «Господи, я беспокоюсь о нем, мне больно за него, помоги ему». И так в течение всего дня — что бы с вами ни происходило, обращайте это в молитву.
Молитва перед началом всякого дела
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Б лагослови́, Го́споди, и помоги́ мне́, гре́шному, соверши́ть начина́емое мно́ю де́ло, во сла́ву Твою́.
Г о́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Единоро́дный Безнача́льнаго Твоего́ Отца́, Ты́ бо ре́кл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми, я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же. Го́споди мо́й, Го́споди, ве́рою объе́м в души́ мое́й и се́рдце Тобо́ю рече́нная, припа́даю Твое́й бла́гости: помози́ ми́, гре́шному, сие́ де́ло, мно́ю начина́емое, о Тебе́ Само́м соверши́ти, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, моли́твами Богоро́дицы и все́х Твои́х святы́х. Ами́нь.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
Господи Иисусе Христе, Сын Единородный Безначального Твоего Отца, Ты говорил нам пречистыми устами Твоими: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Господи мой, Господи, верую всей душой и сердцем сказанному Тобою, припадаю Твоей благости и молюсь Тебе: помоги мне, грешному, сие дело, мною начинаемое, для Тебя Самого совершить, во имя Отца и Сына и Святого Духа, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых. Аминь.
Молитва по окончании дела́
Исполне́ние все́х благи́х Ты́ еси́, Христе́ мо́й, испо́лни ра́дости и весе́лия ду́шу мою́ и спаси́ мя́, я́ко еди́н Многоми́лостив, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Д осто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем.
Перевод: Полнота всех благ Ты, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси меня, Единый Многомилостивый, Господи, слава Тебе.
Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.
Молитвы о помощи в учёбе
Молитвы всегда с нами: в радости и бедах, чаяниях и просьбах. Успех в жизни важен для каждого. Не меньшей важностью является успешная учёба ребёнка в школе. Молитвы на хорошую учёбу помогут справиться со школьной нагрузкой. Как будет учиться ваш ребёнок, как будет относиться к урокам, таким и будет его отношение к жизни и работе в будущем. Хорошие оценки стимулирует на труд, вырабатывают усидчивость, стремление к успеху, наполняют его новыми познаниями, с которыми будет лёгок и интересен его жизненный путь.
Учёба в школе: как помочь ребёнку хорошо учиться с помощью молитвы
Не все одинаково способны и талантливы. И пусть зачастую более удачливыми по жизни становятся двоечники в школе, всё же правило это не всегда работает на все 100%. И безусловно, хорошая оценки у детей — радость и чувство удовлетворения родителей, как и самих детей.
Молитвы на хорошую учёбу несут подспорье и подстраховку в школьный процесс усвоения знаний. Без знаний не может быть хороших отметок. Часто случается так, что ребёнок усерден в своём труде, аккуратен, но в силу сложности программы, своего характера он не может овладеть знаниями. Таким детям важна Божья помощь. Будем просить у Святых старцев благодати для успехов в учении.
Молитвы перед началом учёбы
Самые важные молитвы, которые помогут вам и вашим детям освоить знания.
Молитвы на хорошую учёбу к Иисусу Христу для содействия
Одна из самых сильных молитв к Господу Богу нашему об успешной учёбе для детей перед началом учебного года. Можно читать всегда, когда возникнет в том необходимость.
Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший — открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.
Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих, и так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты — Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ещё одна молитва-обращение к Богу, более простая, короткая и понятная. её может читать сам ваш ребёнок.
Преблагий Господи ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Ныне присно и во веки веков. Аминь.
Молитва о помощи на учёбу Пресвятой Богородице перед её иконой «Воспитание»
О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных, и во чреве матери носимых.
Укрой их ризою Твоего Материнства, соблюди их в страхе Божием и послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабам Твоим.
Молитва о школьных успехах Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче непостижимых откровений, девственниче и возлюбленнейший наперсниче Христов Иоанне, приими со свойственным тебе милосердием нас, грешных (имена), прибегающих под твое сильное заступление и покровительство!
Испроси Всещедраго Человеколюбца Христа и Бога нашего, Иже пред очесы твоими излиял еси кровь Свою дражайшую за нас, непотребных рабов Своих, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас, и да сотворит с нами по милости Своей; да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, научая нас обращати вся оная в славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По кончине же временныя жизни нашея да избегнем мы, святый апостоле, немилосердных истязаний, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем под твоим руководством и покровительством Горняго онаго Иерусалима, егоже славу во откровении ты зрел еси, а ныне наслаждаешися оныя радости, обещанныя избранным Божиим.
О, великий Иоанне, сохрани вся грады и страны христианская, весь сию, храм сей, посвященный святому твоему имени, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, избави от всякия беды и напасти, и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и испроси нам Его милосердие; О, великий и непостижимый Боже, Альфо и Омего, источниче и предмете нашей веры! Се на умоление Тебе предлагаем святаго Иоанна, егоже Ты сподобил еси познати Тебе, неисповедимаго Бога, в неизреченном откровении. Приими его о нас ходатайство даруй нам исполнение прошений наших, во славу Твою: а паче всего соверши нас духовным совершенством, к наслаждению жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителех. О, Небесный Отче, создавый вся Владыко, Душе духов, Всесильный Царю! Коснися перстом Твоим сердец наших, да и они, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою, и бренная тварь духовна сотворится, в честь и славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва об учёбе Преподобному Сергию Радонежскому
Преподобный Сергий Радонежский признан покровителем всех учащихся. Потому молитва к нему имеет особую силу.
Молитва о детях, которым трудно дается учение
Есть детки умненькие, но плохо воспринимающие учение в школе, то ли в силу своего характера, то ли воспитания, то ли не вписываются в среду. Как правило при правильном подходе к ним, они начинают лучше заниматься. Пусть им поможет эта молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, воистину вселивыйся в сердца двенадцати апостолов и силою благодати Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных языков, уста их открывший, так что они начали говорить на иных наречиях, — Сам, Господи Иисусе Христе, Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отрока сего (отроковицу сию) (имя), и насади в сердце его (ея) Святое Писание, которое рука Твоя пречистая начертала на скрижалях законодателю Моисею, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Для атеистов, для людей иных вероисповедований, невоцерковленных помогут заговоры для успешной учёбы.
Может вам будет интересна статья о защите детей, как уберечь ребёнка молитвой и заговором читайте здесь.
С началом нового учебного года — 2019! Пусть он станет успешным и удачным для всех, кто отправляется в страну знаний .
Молитва перед началом занятия и после окончания урока.
Чтение, пение и разучивание молитв и церковных песнопений.
Чтение и слушание Евангелия и других книг Священного Писания.
4. Чтение и слушание жизнеописаний Святых (или фрагментов житийных текстов).
Рассказы о православных святынях (иконах, храмах и т. д.).
Рассказы и беседы о Богослужении Православной Церкви.
Рассказы и беседы о церковных праздниках, церковно-истори-ческих событиях.
Душеполезные рассказы из святоотеческих книг (христианское нравоучение).
Рассказы и беседы по Родной истории.
Рассказы и беседы о православных традициях и церковной культуре.
Практические занятия (рисование, переписывание текстов, репетиции к праздникам).
Выражение личного отношения к изучаемой теме преподавателя и учащихся.
Отдельно взятый урок не обязательно будет содержать все эти элементы. Но при подготовке урока, чтобы раскрыть тему, нужно стараться максимально использовать их. Это поможет сделать занятия содержательными и интересными.
Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Со старшими школьниками и взрослыми эти же темы можно прорабатывать глубже, опираясь на Священное Писание, Жития Святых и творения Святых Отцов.
Составители настоящих программ считают, что посещать уроки ознакомительного цикла вполне могут и некрещеные дети, если они и их родители желают этого. В этом случае обучение их и будет оглашением, которое Богу содействующу завершится принятием Святого Крещения.
Если занятия проводит священник, то ему необходима помощь со стороны катехизаторов. Если занятия ведет не священнослужитель, то необходимо, чтобы некоторые уроки (не менее одного раза в месяц) все же проводил священник.
Нельзя считать, что современные дети вообще не знают ничего церковного, даже если они только начинают церковную жизнь. Они, как правило, видели церковную службу (хотя бы по телевизору), видели святые иконы (хотя бы в репродукциях), знают некоторые церковные слова, слышали о главных церковных праздниках, имеют хотя бы самое общее представление о заповедях Божиих. Поэтому обучение Закону Божию должно начинаться с выяснения того, что дети уже знают и понимают. Затем, благодаря урокам по Закону Божию, их знания будут расширяться и углубляться.
Уроки по Закону Божию следует начинать всегда в благоговейно-молитвенной атмосфере, по проходить они должны интересно и радостно для воспитанников. Для того чтобы каждый урок был интересен для учащихся и побуждал их к самостоятельной работе, весьма полезно применять развивающие, активные методы обучения.
К активным методам обучения относятся уроки-обсуждения, маленькие конференции, игровые уроки (викторины, работа по группам), рисование, раскрашивание, работа над праздничными сувенирами, поделками, просмотры видео- и диафильмов, прослушивание церковной музыки, разучивание церковных песнопений и лучших стихотворений на религиозные темы, постановка сцен и спектаклей к праздничным концертам и тому подобное. Эти методы особенно необходимы для детей, которые делают первые шаги в Церкви.
ПРОГРАММЫ
Й год обучения.
Тема года: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ».
(Ознакомительный курс).
первые две темы — вводные.
тема 1: «ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ».
Урок знакомства. Можешь ли ты назвать свое имя полностью — так, как оно приводится в церковном календаре? Знаешь ли ты, в честь какого Святого (какой Святой) ты получил (получила) имя во Святом Крещении? День тезоименитства (в обиходе — День Ангела).
Кто, когда и как нарекает имя человеку (младенцу)? Пример наречения имени из Евангелия: Лк. 1 глава. (Чтение и пересказ).
Что означают наши христианские имена? Перевод имен из православного греческого месяцеслова: Александр, Николай. Ирина, Зоя, Анастасия. Перевод других имен из церковного календаря.
Почему человека, получившего святое христианское имя (при крещении или перед крещением; молитва на наречение имени может быть прочитана священником на 8-й день) не следует называть, употребляя прозвища и клички.
[Для младших школьников можно ввести игровой элемент, когда все дети спрашивают друг друга: «КАК ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ?» В ответ каждый называет правильно свое имя. Это помогает детям сразу познакомиться и создать в группе атмосферу христианской любви и доброжелательности ].
Как называть свое имя, подходя к исповеди и Святому Причащению.
Церковное звучание имен наших родных, друзей. Перевод этих имен (если имеют перевод).
тема 2: «ПРИВЫЧНЫЕ СЛОВА И ПРЕДМЕТЫ’.
Что в окружающем нас мире, в окружающей жизни говорит нам о Христианстве, о Церкви, о церковных традициях и обычаях?
О чем постоянно напоминают нам наши календари? (Год указывает на Рождество Христово, от которого прошло почти 2 тыс. лет; Воскресение Христово вспоминается каждую неделю).
Названия церковных праздников: Пасха, Троица, Крещение и т. д.
Радоница, пасхальное шествие к могилам наших усопших родных.
Названия городов: Благовещенск, Архангельск, Петропавловск, Ставрополь (Город Креста), Петербург и др.
Фамилии: Вознесенский, Успенский, Преображенский, Никольский, Мироносицкий, Архангельский и др.
О чем гласит красный крест на автомобиле «Скорой помощи»?
Слова «спасибо» и «прощай».
Христианские истоки нашей родной истории и культуры. Церковные сюжеты в русской литературе и искусстве (пример: стихотворение А. С. Пушкина на слова молитвы Преподобного Ефрема Сирина «Отцы пустынники. «).
Церковь и церковная жизнь в истории Отечества. (Пример: Куликовская битва).
тема 3: «НАШ ХРАМ»
Где находится наш приходской храм? В честь кого он носит имя? В какие дни мы чаще всего приходим в храм? (Воскресенье).
Повесть временных лет о послах князя Владимира в Софии Константинопольской. («Такой красоты нигде не видели!»)
Что мы видим в нашем храме? Что слышим? Что мы делаем в храме?
Колокольный звон. Крест. Иконы. Алтарь. Свечи.
Исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн.
Другие храмы нашего города. Какие мы знаем храмы в Киеве, Москве, Петербурге, других городах? Храмы Московского Кремля. Кто бывал в этих храмах? (Слайды, фото, альбомы).
тема 4: «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»
Выражение «Святая Русь!» Молитва: «Русь Святая! Храни веру Православную, в нейже тебе утверждение». (Из стихиры Всем Святым, в земле Российской просиявшим). Мф. 28, 19-20.
Многочтимые Святые Русской Православной Церкви.
Празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси.
«Повесть временных лет» Преподобного Нестора Летописца о Крещении Руси. Икона В. М. Васнецова «Крещение Руси». Стихотворение А. Толстого, посвященное Крещению Руси.
Крещение Руси и наше крещение. Крещение Руси как начало церковной жизни в нашем Отечестве. Наше крещение как начало нашей церковной жизни.
Наши крестные родители. Молитва за своих крестных родителей. Почему нам всегда следует помнить о своем крещении.
Тема 5: НАШИ МОЛИТВЫ
Молитва — наше общение с Богом. «Молитва — царица добродетелей» (Святитель Иоанн Златоуст).
Какую молитву мы чаще всего слышим в храме? («Господи, помилуй!» Потому что всегда и во всем нуждаемся в милости и помощи Божией).
Краткие молитвы: «Господи, благослови!» «Господи, помоги!» «Господи, прости!» «Пресвятая Богородице, спаси нас!» «Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!»
Молитва «Отче наш». Откуда и как мы научились этой молитве?
Молитва «Богородице Дево, радуйся!». Из каких евангельских слов составлена эта молитва?
Как в молитвах своих мы славословим Бога, благодарим Его, просим прощения за свои грехи и молимся о своих нуждах. Пример спасительного действия молитвы. (Из житий Святых).
Молитва домашняя утром и вечером. Молитва перед принятием пищи и после трапезы. Молитва перед учением. Молитва за родителей, за родных и друзей.
Необходимость молитвы за всех умерших христиан, за усопших близких и родных.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Удивительная заповедь из послания Святого Апостола Павла: «Непрестанно молитесь!» (2 Сол. 5, 17). Иисусова Молитва.
тема 6: «КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ»
Крест Христов. Евангелие о распятии Иисуса Христа, крестной смерти и славном Воскресении.
Чем мы обычно сопровождаем свою молитву? (Крестным знамением). Правильное перстосложение, его значение. В какие моменты церковной службы и домашней молитвы мы знаменуем себя крестом? (При троическом славословии, при чтении Трисвятого, «Приидите поклонимся», на каждом прошении ектений, при начале или окончании молитвы).
Смысл и значение крестного знамения. (Священнодействие, через которое мы желаем привлечь себе спасительную силу Божию — Божественную Благодать, которая заступает, сохраняет и милует нас).
Молитва «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Молитва «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста. «
Благословение Крестом в храме. Крестообразное благословение архиерея, священника, родителей.
Крест на куполах храмов, на священных одеждах, сосудах и т. д. Крест над могилой православного христианина.
Крест — великая церковная святыня, которая всегда с нами.
тема 7: «ВОСКРЕСЕНЬЕ — ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ»
Какой день недели (седмицы) всегда напоминает нам о Воскресении Иисуса Христа? Пасха — Светлое Христово Воскресение. Пасха — радость о Воскресении Христовом.
Воскресный день в жизни православного христианина. Как мы должны стараться проводить Воскресный день. Святость Воскресного дня.
Каждый Воскресный день Церковь через Богослужение и особенно через причащение Святых Христовых Тайн обновляет в нас пасхальную радость.
О чем говорит нам Воскресная церковная служба? Пасхальные признаки этой службы. (Молитва «Воскресение Христово видевше», другие пасхальные элементы службы).
Икона Воскресения Христова: «Сошествие Христа во ад».
тема 8: «БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ»
Литургия как пасхальная служба. Тайная (Таинственная) Вечеря и установление Таинства Святого Причащения. Евангелие о Тайной Вечери. Заповедь Иисуса Христа: «Сие творите в Мое воспоминание!» Молитва: «Вечери Твоея. «.
Литургия как Жертва. Христос — Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира и искупивший нас, принеся Себя в Жертву за наши грехи. Наше участие в Литургии. Проскомидия, просфора.
Литургия как Евхаристия (Благодарение). За что мы всегда должны благодарить Господа? Чем мы можем лучше всего выразить свою благодарность Богу? (Участие в Евхаристии).
Икона «Тайная Вечеря».
тема 9: «ЕВАНГЕЛИЕ»
Евангелие — благая, радостная Весть о Воскресшем Спасителе нашем, о Его Рождестве, учении, чудесах и о том, что совершил Иисус Христос ради нашего спасения.
Значение слова «евангелие» в дохристианские времена.
Слово «Евангелие» у Христа и Апостолов.
Имена Святых Евангелистов.
Где в храме находится Святое Евангелие? Когда оно читается? Как мы относимся к этой Святой Книге?
Благословение детей (Мк. 10 глава).
Что мы знаем из Евангелия? (События из земной жизни Иисуса Христа, притчи, чудеса, заповеди).
Древнерусские миниатюры в Евангелии.
тема 10: «ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
Пасха Христова — праздников Праздник. Время каких великих церковных праздников зависит от времени Пасхи, и каких не зависит?
Как Церковь готовит нас к великим праздникам? (Многодневные посты, говение). Спасительный смысл церковных праздников и постов.
Воскресный день как празднование в честь Воскресшего Христа Бога нашего.
Праздники в честь Святых Угодников Божиих и многочтимых икон.
Престольный (храмовой) праздник.
Праздник в честь Святого, имя которого дано мне при Святом Крещении.
Заповедь Божия о почитании праздничного (Святого) дня.
Божественная Литургия как средоточие и вершина церковного праздника. Наставление Преподобного Серафима о том, что именно Причащением Святых Христовых Тайн мы наилучшим образом можем почтить церковный праздник.
Как проводить праздничный день? (Литургия. Домашняя молитва. Чтение Священного Писания и душеполезных книг. Служение ближним).
тема 11: «ЗАПОВЕДИ БОЖИИ»
Что такое ЗАПОВЕДЬ? Какие заповеди Бога людям чрез пророка Моисея? Заповеди Господа нашего Иисуса Христа (из Евангелия, в частности, из Нагорной проповеди).
Заповедь о почитании родителей. Значение слов «почитать», «чтить».
Грехи против этой заповеди и обещание Божие за хранение этой заповеди. Пример Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Молитва за родителей. Родительское слово. Родительское благословение.
Заповедь о том, чтобы не говорить пустых, худых и скверных слов.
Тяжесть греха сквернословия.
Заповедь о милостивом отношении к людям, о милостыне. Тяжесть греха воровства.
Другие заповеди Христовы. Заповедь о прощении ближнего. Прощеное Воскресенье.
Первая и большая заповедь (двуединая заповедь о любви к Богу и ближнему). Примеры из Евангелия и жизнеописаний Святых.
Заповеди и наше спасение.
заключительная тема 12: «ДЛЯ ЧЕГО МЫ ИЗУЧАЕМ ЗАКОН БОЖИЙ?»
Занятие-беседа по пройденным темам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Дополнительным материалом к курсу «Первые шаги в церковной жизни» могут стать уроки, посвященные великим церковным праздникам, которые празднуются в течение учебного года: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим и Пасха, Вознесение Господне и День Святой Троицы.
Церковный календарь, как камертон, задает тональность всей церковной жизни. Поэтому уроки, посвященные этим праздникам могут входить в программу ознакомительного курса.
Примерный план урока:
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы
Как правильно построить урок в воскресной школе — Наталья Тарасова
Как правильно построить урок в воскресной школе? Опытом делится Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви «Преображение», г. Орел.
«У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат.»
Вступление
У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа — это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения — помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.
Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.
1. Цель и главная мысль урока
У вас есть тема, к примеру, «Заблудшая овечка» ( Лк.15:3-7 ) Во-первых, определите для себя ОДНУ главную мысль. В этой библейской истории, можно найти множество истин — главных мыслей, которые вы хотели бы донести детям. Но есть золотое правило: «ОДИН УРОК — ОДНА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ».
Поэтому определите для себя ее сразу и запишите. Как же ее выбрать? Взять ту, которая в пособии прописана? Ту, которая на ваш взгляд наиболее важна? По каким критериям выбирать главную мысль урока:
1. Ваша главная мысль должна отвечать на потребности ваших детей. Вы знаете свою группу учеников. Если это дети неверующие, значит их основная потребность в отношениях со Христом. Если дети ваши уже покаялись, то для них в той же истории главная мысль может быть другая.
2. Доверьтесь Святому Духу. Вы не можете знать все, а Бог может. Исходя из главной мысли, определите для себя цель урока:
1. Что дети должны узнать (1 факт, 1 истина, касающаяся лично каждого ребенка)
2. Как они должны ответить на эту истину?
И далее весь урок у вас строится для достижения конкретной цели.
2. Структура урока
Подготовка класса и приветствие
Библейский урок у вас начинается задолго до того, как вы встанете перед детьми и призовете их к молитве. Конечно, учитель должен прийти заранее в класс и приготовить место. Посмотреть, достаточно ли стульев, света, протерта ли пыль в классе. Приготовить, расставить, разложить, повесить, все необходимые пособия. И вы встречаете каждого ребенка, уделяете внимание каждому. Это очень важный момент. Дети приходят и видят, что их ждут, им рады.
Молитва в начале урока
Как правило, молится учитель. В начале урока можно узнать о нуждах и благодарностях. Не забывайте записывать молитвенные нужды, а потом уточнять, как ответил Бог, что произошло, что изменилось. Будьте внимательны к проблемам и нуждам детей. Цените их желание молиться с вами и просить у Бога помощи.
Прославление
Поете ли вы с детьми? Для меня, немузыкального человека, это самая трудная часть. Поэтому я привлекаю себе в помощь поющих подростков, они готовят песни по темам уроков, и они проводят музыкальную часть. Песни должны соответствовать возрасту детей, теме урока, обстановке в классе. Если вы поете перед Библейской историей, не стоит петь те песни, которые очень шумные, заводят детей, отвлекают от урока. Песни могут быть прекрасным повторением. Больше всего я люблю те песни, которые повторяют Библейскую историю, или Золотые стихи, положенные на музыку.
Повторение прошлого урока
«Повторение — мать учения». И это действительно так. КАЖДЫЙ урок у вас должно быть повторение прошлых истин. Через 4-5 уроков мы проводим повторение пройденного, т.е. повторяем весь блок, прежде чем перейти к новому блоку историй. Конечно, повторение должно быть в игровой форме, особенно у малышей. Познавательно и интересно — так должен проходить у вас весь урок, и повторение в том числе.
Методов множество — командные игры, задания, ребусы, головоломки. Используйте и современные технологии, благо ноутбуки и планшеты есть у многих.
Вступление к библейской истории
Вступление — это крючок, на который вы цепляете внимание детей. Поэтому оно очень важно. Вступление должно соответствовать вашей главной мысли, возрасту детей, быть понятным, коротким и ярким. Ни в коем случае не говорите : «А сейчас я вам расскажу, как Бог за шесть дней сотворил мир». В общем-то, после этой фразы урок можно и заканчивать. Дети потеряют интерес. Ваша задача — зародить в них ожидание и нетерпение.
Что может служить вступлением:
— короткая жизненная история
— фокус
— игра
— мозговой штурм
— предметный урок
— ролик
— опрос
— исторические факты
— факты из СМИ
— примеры из жизни
— опыты
Иногда библейская история может начинаться не со вступления, а сразу. Но начало должно быть неожиданным и ярким: восклицание, или прямая речь героя, звуки.
Важное правило: вступление — всего лишь мостик к библейской истории. Поэтому если вы хотите провести какую-то игру, рассказать историю, показать ролик и т.д., которые по вашему мнению подходят к главной мысли, помогут достичь цели, но они занимают более 3-х минут, лучше отложите их для закрепления или повторения.
Библейская история
Даже если вы рассказываете знакомую историю, которую неоднократно читали, слышали, и, может быть, даже рассказывали, заново прочтите текст в Библии. Рассуждайте над ним. Ответьте на вопросы: Кто? (действующие герои) Что происходит? (факты, события) Где? (место, географическое положение) Когда? (время дня, хронологическая последовательность). Прочтите комментарии.
Далее я рекомендую вам прописать историю. В зависимости от определенной главной истины и цели урока одна и та же библейская история будет звучать по-разному. Ваша главная мысль должна красной нитью проходить через весь урок, и через библейскую историю. Поэтому она должна быть очень короткой и понятной. Ее можно повторять неоднократно: «Иисус хочет, чтобы дети общались с Ним, поэтому Он сказал ученикам… Но так как Иисус хочет общаться с тобой, ты можешь молиться Ему всегда. Он не бывает занят.» и т.д. (Главная мысль «Иисус хочет иметь общение с детьми»).
Библейская история должны иметь четкую структуру:
– Вступление
— Основное изложение истины, ведущее к кульминации
— Кульминация (она только одна, и после нее повествование плавно нисходит на нет и следует вывод. Иногда педагогу трудно остановиться, и после кульминации он снова и снова нагнетает события, возвращается к истории. Это ошибка. Вы потеряете внимание детей, угаснет их интерес и не сможете достичь цели).
— Завершение
— Вывод и применение
В Библейской истории должна быть прямая речь героя. в общем-то лучше большую часть ее рассказывать от первого лица (героя), вставляя пояснения — речь автора. Пропустите историю через сердце, представьте, что чувствовал главный герой, что должны почувствовать дети? И тогда она оживет. Но не увлекайтесь, чтобы не сказать лишнее.
Применение
К каждому уроку вам нужно продумывать практическое применение. Когда вы определяете цель, то продумываете, как дети должны ответить на ту Библейскую истину, которую узнают. Библейская история должна произвести какие-то изменения в жизни ребенка, изменения в отношениях с Богом, с ближними, научить ребенка новому, помочь справиться с жизненными ситуациями. Практическое применение — это метод, который помогает ребенку любить и слушаться Бога. В зависимости от возраста детей, вашей цели вы выбираете метод, который поможет указать ребенку правильный путь.
Что может быть практическим применением:
1. Молитва:
После того как вы открыли детям новую истину о Боге и отношениях с Ним, можно попросить детей помолиться вместе на уроке, просить их молиться о чем-то конкретном в течение недели.
а. Молитва — благодарность.
б. Молитва — ходатайство за других.
в. Молитва — прославление.
г. Молитва покаяния (если ребенок готов к такой молитве).
д. Молитва — просьба о личной помощи.
2. Практическое домашнее задание:
а. Рассказать о Христе одному человеку в течение недели.
б. Позвать друга в церковь.
в. Конкретная помощь ближним (родителям, друзьям и т.д.)
г. Записать свои мысли.
д. Чтение Библии и размышления.
е. Регулярная молитва и т.д.
3. Совместная деятельность с детьми:
а. Участие в служении в церкви.
б. Участие в уборке, субботнике и т.д.
в. Поход, экскурсия (с целью научиться чему-то, практиковать какие-то моменты в жизни)
г. Посещение больных, интернатов и т.д.
4. Учить взаимоотношениям с Богом.
Практическое применение должно быть конкретным, т.е. чтобы чему-то научиться, ребенок должен или сразу после урока что-то сделать, или в течение недели.
Если мы учим детей отношениям со Христом — доверять Ему, слушаться, надеяться на Него, то встает вопрос — как быть, как учить детей тому, на что требуется вся жизнь.
— Попросите рассказать в какой ситуации Бог помог, ответил на молитву, защитил и т.д. Наверняка у кого то из детей похожая ситуация была в жизни.
— Проиграйте возможные ситуации с детьми, или обсудите их.
а. Если ты остался дома один, и тебе страшно, как ты думаешь, как ты можешь поступить? (помолиться)
б. Если ты поступил плохо, и не можешь быть радостным, общаться с родителями, что нужно делать?
в. Если твой друг обидел тебя, но он попросил прощения, как ты можешь поступить?
и т.д.
На самом деле возможностей практического применения истины в жизни множество. Поставьте перед собой задачу — не просто рассказывать библейскую историю, а учить детей применять Слово в жизни. Призовите на помощь Дух Святой, Он будет руководить вами во время подготовки.
Закрепление
Для закрепления можно использовать разные методы, очень часто нельзя разделить закрепление и практическое применение. Все части урока направлены на достижение вашей цели. Поэтому и закрепление, и применение могут взаимодополнять друг друга или быть одним целым.
— игра
— просмотр клипов, видео, роликов
— прослушивание аудио файлов
— беседа по малым группам, со всей группой детей
— практические действия
— чтение Библии
— жизненные истории, факты, статьи СМИ и т.д.
— вкусняшка по теме
— поделка
— совместная поделка
— вопрос-ответ
Золотой стих
Это обязательная часть урока. В каждом уроке у вас должен быть один стих из Библии, соответствующий главной мысли и цели. Слово Божие — это и закрепление вашей истины, и применение, потому что оно меняет жизни, реально действует в сердцах людей.
Завершающая молитва
Во время молитвы важно проговорить еще раз ту главную мысль, которая была у вас на уроке. Попросить Бога помочь ее применять в жизни.
Молитва должна быть конкретной, четкой, целенаправленной. Используйте простые слова, не вдавайтесь в многословие.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Автор: Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви «Преображение», г. Орел.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.