Молитва как правильно молиться

Молитва как правильно молиться в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Что такое молитва, и как правильно молиться

Молитва – это возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу.

Молиться Богу можно всегда и везде, потому что Бог находится везде и во всякое время готов слышать нас.

Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела. Такая молитва называется домашней, или частной.

В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда мы свободны от своих занятий, мы вместе с другими верующими собираемся для молитвы в храм Божий. Такая молитва называется общественной, или церковной.

Мы состоим из души и тела, а потому молитва наша бывает и внутренняя, и внешняя. Но, как душа важнее тела, так и внутренняя молитва важнее внешней. Иногда человек может молиться только внутренней молитвой. Так, пророк Моисей помолился умом и сердцем Богу, без произнесения слов, и по его прошению Красное море разделилось (см.: Исх. 14:15). Но эта молитва не должна становиться у новоначальных христиан постоянной, иначе и тело наше, и душа расслабятся.

Поскольку Бог благоволил составить человека из души и тела, то внешняя молитва также нужна. Как сказал апостол Павел, «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он Свою духовную молитву являл и словами, и благоговейными движениями тела, например, возведением очей на небо, преклонением колен и лица на землю (см.: Мф. 26:39, Ин. 17:1, Лк. 22:41).

Как правильно молиться

  1. Молящийся должен верить во Христа. Как сам Он сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23).
  2. Старайся, по-возможности, молиться уединенно и тайно. «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).
  3. Прежде чем начать молиться, постарайся простить всех, на кого имеешь обиду. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25).
  4. Молись как грешник кающийся, а не как праведник. Когда молитва не одушевлена покаянием – тогда не благоволит к ней Господь. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). См. также притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18: 10-14).
  5. Необходимо верить в то, что получишь от Создателя просимое, иначе Бог не исполнит прошения. «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24).
  6. Молись со вниманием. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Невнимательная молитва обращается в пустословие. Правильный способ ее совершения – заключать ум в произносимых словах молитвы и при этом стараться сохранить его во внимании.

Богу не угодна молитва, заключающаяся только в движении языка. Он говорит: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15: 8-9).

  1. Необходимо понимать смысл молитвы.

Часто молитвенные тексты проговаривают без понимания их смысла. Такой подход скорее свойствен чародеям, чем христианам. Поэтому нужно стараться понимать каждое слово молитвы. Апостол Павел говорит: «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:19).

  1. Когда чувствуешь сухость, ожесточение, наваждения от злых сил – не бросай молитву. Проси у Бога помощи и укрепления для молитвы. За твой подвиг против сердечного нечувствия снизойдет к тебе милость Божия.
  2. Все помыслы (даже самые благие!), мечтания, размышления, образы, которые возникают во время молитвы, отвергай.

Сохраняй свой ум немечтающим, безóбразным, безвидным, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Если во время молитвы тебе представился чувственно или изобразился сам собою в уме вид Христа, или Ангела, или какого святого, – какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обращай на него никакого внимания, не вступай с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и душевному повреждению.

Следует помнить, что святые иконы приняты Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и чувств, а отнюдь не для возбуждения мечтательности.

  1. Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Содержи сердце в глубоком спокойствии.

Истинная молитва не совместима с артистичностью. Она не должна произноситься, словно напоказ, подчеркнуто красноречиво, с разгорячением, в эмоциональном возбуждении. От этого оживает наше «я», в душу входит высокомудрие. Молитва должна проникнуться простотой, безыскусственностью, тогда лишь мы ощущаем себя созданием, предстоящим Всесильному и Всеблагому Богу. Простота чужда всякой неискренности, фальши, неестественности, искусственности, она не нуждается в личине. Душа, исполненная простоты, ни с кем себя не сравнивает, всех видит лучше себя, она не мнит о себе, но поставляет себя перед Богом такой, какой является на самом деле, потому что всецело предает себя Богу. Таков должен быть дух настоящей молитвы.

  1. Не нужно многословить, когда молишься. Господь заповедал: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7-8).
  2. Исполнение или неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией. «…Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Читайте так же:  Молитва беременным Матроны

Не принято молиться мужчине в головном уборе, а женщине с непокрытой головой. По словам апостола Павла, «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11: 4-5). Это покрывание женщиной своей головы – не пустая формальность, но знак для Ангелов: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:10).

Принято молиться стоя, показывая, что мы стали детьми Небесного Отца, перед Которым мы предстоим лицом к Лицу. Но если мы болеем или очень устали, то можно молиться и сидя. Как говорил прп. Серафим Саровский, «лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах». Покаянные молитвы лучше произносить, стоя на коленях.

Молитва для православных на русском Богу на исцеление: как молиться

В православии имеется немало божественных текстов, среди которых молитва Богу на исцеление пользуется большой востребованностью у христиан, особенно тех, кто болеет сам или имеет нездорового родственника. Это почитаемое мирянами моление Иисусу, по мнению священников, обладает силой небывалой. Главное — просьба через Сына о помощи у Него. Отмечается, что ежедневное прочтение оберегает от всяких негативных моментов, которые встречаются на пути у каждого человека в повседневной жизни.

Даже, если болезнь подкашивает человека, делает его раздражительным и порой озлобленным, не надо замыкаться от всего мира, не надо завидовать здоровым, лучше обратиться к священным словам.

Молитва Иисуса Христа

Уже давно принято думать, что православные тексты, особенно молитвы, есть мостик, перекинутый от людей к небесным силам. Это надежный способ общения Бога с мирянами. Глубокая по своему содержанию, данная молитва Богу об исцелении, небольшая по объему. Кто являлся ее составителем установить точно за давностью времени уже не представляется возможным. Многие богословы относят ее к текстам Макария Египетского. В христовой молитве как бы сконцентрированы основные истины христианства:

  • просьбы грешника о прощении;
  • Господь исповедует Христа;
  • Иисус Христос не говорится, но обязательно Сын Божий.

Чтение столь несложного на первый взгляд текста очень важно для людей обоего пола. Запомнить легко, так как слов немного.

В чем оказывает помощь

Существует, к сожалению, ошибочное мнение, что молитва Христа предназначается только для монахов. Читать может каждый. Ее сравнивают с упражнением для души. Это нужно для того, чтобы человек не замыкался исключительно на собственных чувствах и страстях. Она несет:

  • крепость ослабленному сомнениями духу;
  • помогает в обретении благодати Божией;
  • делает сердце чище и восприимчевей для обитания Святого Духа.

Как правильно молиться о здравии

Известно очень много молитвенных текстов, у многих из них свое конкретное предназначение. Есть и правила чтения, которым надо следовать. Чтобы верно провести обряд, используя молитву Иисуса, достаточно не отступать от ряда простых установок:

  • избегать машинального заучивания и проговаривания, надо вникать в смысл произносимых слов;
  • сконцентрировать внимание именно на данном тексте;
  • подобрать для таинства тихое место;
  • мысленно обращаться к Богу, преклоняясь и веря безоговорочно в Него.

Иногда, при отсутствии возможности читать, можно слушать бесплатно самому или дать это сделать больному, если он находится в здравом уме и сознании.

С какими проблемами обращаться?

В первую очередь просят о выздоровлении или облегчении страданий тяжело больного. Однако, есть и другие просьбы:

  • избавить от дурного глаза недоброжелателя;
  • желание, чтобы власть помиловала нарушившего закон.

Для того, чтобы молитва возымела действие, ее прочитывают на протяжении четверти часа. Для тех, кто только начал свой молитвенный путь, достаточно будет десятикратного повторения. Затем постепенно, со временем, надо увеличивать время на чтение.

О молитве Иисусовой

И. Брянчанинов — известный святитель, указывал, что данные слова есть восхождение к Господу по ступенькам. Вот, что он выделил:

Последняя, наивысшая точка восхождения, требует вдумчивого понимания произносимого текста, а все остальные мысли в этот момент просто не должны быть в голове у человека. Работы Игнатия Брянчанинова посвящены во многом описанию каждой из указанных ступеней.

Сильные молитвы Богу на исцеление от болезни

К сожалению, многие начинают молить Господа о помощи лишь когда попадают в сложный период своей жизни, особенно это касается всяких недугов. Начинаются посещения храмов и обращения к святым угодникам. Чем больше болезнь завоевывает человека, тем сильнее он отчаивается и устремляется к чтению православных текстов. Очень надеется, что чтение молитвы Богу о выздоровлении быстро вернет его в прежнее состояние.

При этом важно, чтобы молящийся покаялся искренне в своих грешных делах, простил всех и все, да и сам вымолил прощение у тех, кого обижал. Больной должен изменить свой взгляд на то, что его окружает. Возможно, он много не видел или не хотел знать. Очень часто, вернув свое здоровье, человек забывает о том, что было с ним раньше и все начинается у него снова. Как результат, еще больше разрушается организм, и новые недуги начинают его побеждать.

Можно ли побороть болезнь молитвой?

Как бы скептики не усмехались, но жизнь доказала, что исцеление молитвой от болезней происходило не раз среди истинно верующих. При несчастливых стечениях обстоятельств, разрушающих тело недугах, молитву читать надо. Однако, делается это от всей души с несокрушимой верой.

Читайте так же:  Молитва благодарственная всем Святым

До того момента, как больной начинает произносить священные слова, если он не верил или сомневался, он не мог бы изменить ситуацию, в которой находится. Как только из его уст исходит искреннее прошение, пропитанное твердой верой, болезнь начинает потихоньку отступать. Однако, это не значит, что надо все пускать на самотек. Молитвенный труд может быть долгим и должен быть регулярным.

Вот тут могущество Господа и начинает проявляться. Оно исцеляет и воздает каждому по вере. Читая или нашептывая молитву, важно понимать, что происходит превращение человека в другого, и новые жизненные взгляды надо нести до конца своих дней. Иначе никакого благотворного действия от совершаемых таинств не будет.

Сильные молитвы Богу об исцелении от болезней

Сделать душу и тело здоровыми помогают священные тексты, обращенные к Господу. Молитвы придадут сил не только самому молящемуся, но и его близким: больному малышу или супругу, родственникам. Болезнь, если не отступит мгновенно, то обязательно смягчится и перестанет терзать.

Мощь молитвенных фраз давно признана православными. Проговаривать их можно в любом подходящем для молитвы месте. Чтобы просьба шла правильно, всегда надо помнить о правилах, соблюдать которые по силам каждому. При этом важно, чтобы объект, за которого посылают прошения на Небеса был крещен.

Заключение

Для достижения поставленных в жизни целей человеку важно быть здоровым физически и душевно. Если все-таки недуг наступает или одолел уже полностью, нельзя забывать просить помощи об исцелении у Высших сил.

  • Молитва помогает справиться со стрессом и вызванным им заболеванием.
  • Посылать свои прошения надо правильно и регулярно.
  • Молиться следует с определенным душевным настроем и в подходящем для таинства месте.
  • В некоторых случаях можно молитву просто слушать, используя разные источники.

Как молиться дома: какие молитвы читать?

Зачем молиться дома?

Зачем нам нужны молитвы дома, если мы ходим в храм? Как правильно молиться дома? Может ли молитва быть вменена человеку во грех, если он «неправильно» или «плохо» молится?

Каждый христианин хочет, чтобы его молитва была услышана. В катехизисе для христиан мы читаем важные слова:«Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Разговор с Богом, молитвенный диалог — это естественная потребность верующего человека. Можно ли молиться неподобающим образом? Скорее, человек может совершать ошибки, но мы постараемся кратко рассказать о том, как правильно молиться дома.

Как правильно молиться дома?

  • Молитва — это не список требований.

К кому нам обращаться с нашими просьбами, как не к Небесному Отцу. Часто мы просим о помощи в решении даже самых мелких бытовых проблем, и в этом нет ничего плохого! Но, что, если они не исполняются? Не стоит таить обиду на Бога. Когда мы приводим маленького ребенка ко врачу, чтобы вылечить его и сделать болезненный укол, малыш плачет, мы жалеем его, но знаем — так будет лучше для него, хоть он в силу младенчества пока не может этого понять. Возможно, Господь так же смотрит на наши просьбы «помочь найти новую работу» или «познакомить с хорошим женихом». Господь видит тайное и для нашего же спасения не вмешивается в нашу историю.

  • Молитвослов рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Мы не можем сказать, что один текст молитвы лучше, а другой — хуже. Но иногда молитвы составлены с участием странных суеверий и со словами, совершенно далекими от жизни Церкви. Нередко можно увидеть такие парадоксальные сборники молитв, как «молитвы на удачу в казино», «молитвы для богатства и власти», «молитвы от лихого глаза и изгнания злых духов». Можно молиться и своими словами, но логично, что текст молитвы не противоречит христианскому вероучению, которое стоит хорошо изучить. Чтобы не ошибиться можно воспользоваться молитвословом, который составлен в Церкви.

  • Разнообразнее — не значит лучше.

Вы произносите «Отче наш», знаете нашу главную — евхаристическую молитву и никогда не обращались к новым текстам? Душа знает, чего просит. Даже, если все вокруг ищут новые молитвословы для «келейной молитвы», верьте, что Господь ждет от нас не высот выдающегося красноречия, а искренней веры и покаяния.

  • Не стоит ждать «особого состояния».

Да, молитва призвана помочь нам «достучаться до Неба», отвлечься от наших мирских сует, чтобы обратиться к самым важным для человека вопросам. Но не стоит ждать, что во время молитвы вы впадете в некий транс, увидите видения, обязательно станете свидетелями некого христианского чуда. Иногда, мы знаем из Жития Святых, во время молитвы действительно происходят чудеса. Но, если духовный опыт пока не позволяет достичь этого, то помните, что молитвенное общение с Богом — уже есть чудо.

  • Не молитесь неодушевленным предметам.

Это может показаться странным, но иногда по незнанию люди, которые молятся в Церкви Господу нашему, вдруг начинают дома молиться природе, небесным светилам, куличу, абстрактному мирозданию. Не стоит уподобляться язычникам.

  • Не стоит молиться формально.

Если вы очень устали, хотите спать, плохо себя чувствуете, но, вздыхая, думаете «надо помолиться, вдруг, иначе Господь накажет меня», молиться не стоит. Как правильно молиться дома, если молиться сейчас не получается? Бог ждет от нас диалога, но это — не формальная беседа, а искреннее и живое общение. Не стоит считать Церковь карательным органом и думать «что же будет, если я не помолюсь». В вопросах веры нет места слепому формализму. У каждого таинства, у каждого действия есть глубокий смысл. Смысл молитвы в общении с Богом, не формальном общении.

Читайте так же:  Какую молитву читать у Матроны

Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

  1. Утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…» и один раз Символ веры.
  2. Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
  3. После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
  4. Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.

Что обычно содержится в православном молитвослове?

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи.

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

Читайте так же:  Молитва для удачной покупки дома

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Читайте так же:  Об очищении молитва

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Домашняя молитва

Молитва, как известно, бывает общественная и домашняя. Первая возносится в храме всеми присутствующими, а домашняя – это частная молитва, которую человек возносит вне храма, но не обязательно в доме.

Обязательно ли молиться дома?

К Богу можно взывать везде, где бы человек ни находился:

Бог – есть Дух, Он пребывает повсюду и услышать нас может везде, на любом месте.

Святые учили часто повторять про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного».

Она создает правильный покаянный настрой, заставляет всегда помышлять о Боге. Ее можно творить везде, занимаясь различными делами.

Так ум не рассеивается, и Благодать Божия невидимо укрепляет человека. Конечно, общественная молитва ценится выше, чем частная. Но молиться надо обязательно вне храма, чтобы сохранить то чувство, что мы получаем в церкви.

Дома молиться удобнее, чем в других местах, потому что можно уединиться, успокоиться, настроиться на нужный лад. Можно зажечь свечку, прочесть акафист или канон. Но тем, у кого в доме есть дети, особенно маленькие, конечно, сделать это очень трудно. Но ведь Господь знает все особенности жизни данного человека и не взыщет строго с таких родителей. Важно понимать, что наши молитвы нужны нам более, чем Богу. Он, конечно, радуется, когда мы обращаемся к Нему, ждет этого от нас. Но Он – самодостаточен и не нуждается ни в чем.

Как нужно молиться дома?

Для людей более-менее незанятых на домашнем послушании, не имеющих детей и внуков, либо престарелых родителей, за которыми нужен постоянный уход, должны вычитывать утреннее и вечернее правило. Текст этих молитв можно найти в любом православном молитвослове.

Для особо ревностных христиан существует круглосуточный цикл, который состоит из:

Сейчас по причине большой занятости мало кто вычитывает это все, а совсем недавно еще, в прошлом веке, ревностные христиане совершали данный круг молитвословий.

Перед причастием надо обязательно вычитать положенное правило, которое тоже есть в молитвослове. Для унывающих и пребывающих в жизненных трудностях есть замечательный канон ко Пресвятой Богородице, читаемый в скорби.

Об усопших надо тоже молиться дома, в первые сорок дней после смерти желательно вычитывать акафист о единоумершем. Сразу после смерти человека надо прочесть последование на исход души. Если человек сам лишил себя жизни, то домашняя молитва о его несчастной душе становится единственным способом поминания, так как в церкви молиться о нем запрещено.

Конечно, важен не сам текст молитвы, а правильный настрой. Поэтому к молитве надо готовиться особым образом. Святой Антоний митрополит Сурожский советует перед началом любой молитвы просто сесть в одиночестве и помолчать, представляя себя пред очами Божиими. Так придет спокойствие, тишина, правильный настрой, и только после этого надо начинать молиться.

Также важно не только говорить к Богу, но и услышать Его ответ. Для этого после молитвы не нужно сразу бросаться на домашние дела, а опять же, помолчать несколько минут. Хорошо почитать Священное Писание, ведь через него Господь разговаривает с нами.

Какие иконы нужно иметь дома?

Каждый христианин должен иметь в своем жилище иконы:

К этому обязательному перечню можно добавлять любые иконы святых, на которых отзывается сердце. Также хорошо иметь венчальные иконы и молиться перед ними, с зажженными венчальными свечами, в тот момент, когда возникают семейные неурядицы и ссоры.

Если в доме есть ребенок и он плохо спит, можно молиться перед иконой св. Спящих Отроков во Эфесе. Болящим надо обязательно иметь дома образ святого Пантелеимона Целителя.

Говорят, что охраняет дом от пожара икона Божией Матери «Неопалимая Купина», а от нечистых духов – «Семистрельная».

Хорошо иметь в доме лампадку, которая бы горела перед образами. Этот древний обычай показывает наше горящее любовью к Богу сердце. Огнем «четверговой свечи» зажигали лампадки наши предки, и она горела вплоть до Отдания Пасхи.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here