Содержание
- 1 Чудотворные иконы Матери Божией Элладской Православной Церкви
- 2 Молитва иконе корень иессеев
- 3 Икона Богородицы Корень Иессев Мировлитисса
- 4 Успенский женский монастырь
- 5 Икона «Древо Иессеево»
- 6 Святыни Южной Греции и островов. Часть 4 — Андрос
- 7 Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)
- 8 Донская икона Богородицы: история, легенды, списки, неизвестные факты
- 9 Храм святителя Николая: иконы и фрески
Чудотворные иконы Матери Божией Элладской Православной Церкви
Икона Успения Божией Матери
Икона Успения Божией Матери — святыня монастыря Малеви, расположенного в горах на полуострове Пелопоннес. Сюда святым равноапостольным императором Константином были переселены жители Афона, после того, как полуостров был навечно отдан во владения монахам.
Монастырь Малеви был первым монастырем на Пелопоннесе, и более пятисот лет в его стенах и храмах не утихала молитва, пока все иноки не погибли от голода, начавшегося после снегопада в суровую зиму, когда горный монастырь оказался отрезанным от мира.
В 1116 году монастырь был возрожден, но уже на новом месте, выбранном Самой Божией Матерью: Ее икона, исчезнувшая из старого монастыря, была найдена там, где сейчас расположен монастырь.
Чудотворная икона покрыта тончайшей серебряной ризой, на которой стоит дата изготовления — 1362 год. Но икона гораздо древнее — в Греции считают, что это одна из семидесяти икон, написанных самим святым евангелистом Лукой.
После Второй мировой войны сильно разрушенный монастырь стал женским, и сестры начали восстанавливать обитель, которая прославилась на весь мир чудом, явленным здесь в 1964 году.
В марте этого года древняя монастырская икона Успения Божией Матери начала благоухать, сильный запах ощущался во всей обители, а 17 апреля, накануне Субботы Акафиста, икона стала источать миро — сперва молочно-белого, а затем голубого цвета. Икона мироточит по сегодняшний день — истекающее миро имеет золотистый цвет.
Запах его такой сильный, что однажды паломники, направлявшиеся в монастырь по горной дороге, ощутили благоухание за тридцать километров! Миро, которого часто бывает так много, что оно стекает на аналой, а затем на пол храма, раздается многочисленным паломникам, приезжающим в монастырь не только со всей Греции, но и со всего света.
Из всех чудес, которые явлены Божией Матерью по молитвам пред Ее иконой (в монастыре хранится пятнадцать толстых томов со свидетельствами об исцелениях), самые известные — исцеления от бесплодия.
Икона Пресвятой Богородицы Корень Иессеев
Икона Пресвятой Богородицы Корень Иессеев («Мировлитисса»), пребывает в Никольском монастыре на острове Андрос. Название иконы основано на словах пророка Исайи о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1).
Эта икона Божией Матери с древних времен находилась в Константинополе, в знаменитом Влахернском храме.
После падения Константинополя святыня была перенесена сперва на подворье Никольского монастыря, а в XVII веке — и в сам горный монастырь на удаленном острове.
Здесь она пребывает уже триста лет, став главной святыней древней обители, основанной еще в XI веке.
Неисчислимое количество чудес явлено Божией Матерью по молитвам пред этим чудотворным образом. Но есть и особое чудо, выделяющее этот образ из ряда чудотворных икон, — с давних времен, уже сотни лет, икона мироточит.
Это чудо отразилось даже в наименовании — в Греции эту икону Божией Матери называют «Мировлитисса», то есть «Мироточивая».
Аромат мира распространяется внутри храма и по всей территории монастыря, но особенно сильное благоухание чувствуется возле чудотворной иконы. Благоухающее миро истекает со святого лика Пресвятой Богородицы непрерывной струйкой, и временами мироточение так обильно, что братии приходится прикладывать ватки.
Эти ватки, пропитавшиеся миром, укладываются в целлофановые пакетики и на больших подносах уносятся в алтарь, а затем раздаются паломникам в благословение от Божией Матери и от святой обители. К сожалению, сейчас эта икона спрятана за железной сеткой — в Греции иконы тоже воруют.
Ковчег с платом от мироточивой иконы Божией Матери сейчас пребывает в Киево-Печерской лавре. В 2001 году наместник Киево-Печерской лавры епископ Вышгородский Павел с братией, совершая паломничество по Греции, прибыл на остров Андрос, где они присоединились к крестному ходу с чудотворной иконой Божьей Матери.
Во время крестного хода икона мироточила так сильно, что миром пропиталось полотенце, на котором несли икону. Это полотенце было передано в дар братии Киево-Печерской лавры. Сейчас оно находится в алтаре Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах. Исходящее от него благоухание мира за прошедшие годы не умалилось и ощущается по сей день.
Вышитая бисером икона Пресвятой Богородицы Умиление
Молитва иконе корень иессеев
Древо Иессеево (Корень Иессеев, Лоза Иессеева) — иконографический сюжет, представляющий собой аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа. Изображение «Древа» встречаются как в иконописном, так и во фресковом и мозаичном исполнении. Появление композиции в виде «Древа» связывают со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1).
Икона «Древо Иессеево» представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа. Греческое название иконы – «Мировлитиса».
Внизу в центре — Иессей.
Нижний ряд (слева направо): Царь Иосафат, Царь Асса, Праотец Авраам, Царь Давид, Царь Соломон, Царь Иосия, Царь Иофам.
2 ряд снизу: Праотец Исаак, Праотец Иаков, Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом Христом, Царь Манассия, Царь Езекия.
3 ряд снизу: Царь Ахим, Св. Иосиф Обручник, Праотец Иаков, Царь Елиаким.
Вверху слева: Святые Иоаким и Анна. Справа: Прав. Елисавета и Захария.
Икона Богородицы Корень Иессев Мировлитисса
Остров Андрос – второй по величине остров Кикладской группы.
Андрос.Фото с сайта — origin2.ethnos.gr
Горные пейзажи, оливковые рощи, традиционные бело-голубые постройки составляют основное богатство острова.
Духовная жизнь Андроса также насыщена: около сорока храмов и часовен, а также четыре крупных монастыря. Самый известный из них – стоящая в ущелье обитель Святого Николая Чудотворца, в 5 километрах от деревни Апикия.
Построен монастырь был в VIII веке, и таким образом расположен, чтобы его не было видно часто нападавшим на остров пиратам.
Под алтарной частью храма Николая Чудотворца протекает святой источник, известный со времен основания святой обители.
Православным Греции этот монастырь известен, прежде всего, как место пребывания чудотворного образа Богородицы Корень Иессеев. Икона изображает родословную Иисуса Христа по линии Девы Марии – роду царя Давида, сына пророка Иессея. Внизу иконы изображен пророк Иессей, а из груди его прорастает ствол; в центре – Богородица с Младенцем Христом – вершина древа; по бокам – ветви: так изображены пророки, предсказавшие приход Спасителя.
До завоевания Константинополя османами этот образ Богородицы находился в знаменитой Влахернской церкви. После захвата великого города икона была тайно перевезена в Никольский монастырь острова Андрос.
Успенский женский монастырь
город Александров
Икона «Древо Иессеево»
Монастырская икона «Древо Иессеево» XVIII в.Древо Иессеево — символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессея: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Исаия,11:1).
В иконописном подлиннике XVII века «Ерминии», составленном Дионисием Фурноаграфиотом, дается такое описание композиции иконы:
«Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: — первый — Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола — рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа». Там же предлагается изображать «Древо Иессеево» в южном крыле паперти.
Икона нашей обители, действительно, находится на южной паперти Троицкого собора.
Изображенные на иконе «Древо Иессеево»:
Внизу в центре — Иессей.
Нижний ряд (слева направо): Царь Иосафат, Царь Асса, Праотец Авраам, Царь Давид, Царь Соломон, Царь Иосия, Царь Иофам.
2 ряд снизу : Праотец Исаак, Протец Иаков, Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом Христом, Царь Манассия, Царь Езекия.
3 ряд снизу : Царь Ахим, Св. Иосиф Обручник, Праотец Иаков, Царь Елиаким.
Вверху слева : Святые Иоаким и Анна. Справа : Прав. Елисавета и Захария.
Текст на свитке Иессея
Что древле обещал в Едеме Бог Адаму,
Что после подтвердил изустно Аврааму,
В кончине лета то свершить благоволил,
И милости Свои над нами удивил.
От Иессеева се корня ветвь явилась,
Вселенна вся плодом Ея вдруг оживилась.
Се Дева в рождестве и прежде рождества,
В Себе невместный огнь вмещает Божества.
И по рождении в век Дева пребывает,
Печати девства огнь, прошед, не повреждает.
Какое таинство являют небеса,
Коль сладкая щедрот посеялась роса.
Род смертный яко прах под облаком вращался,
Как червь, так человек повсюду пресмыкался.
Грех, клятва, смерть и ад его трезали дух,
Геенским пламенем он был объят вокруг.
Но се от Бога Бог, от Девы Сын Рожденный,
Как солнце, разогнал весь оный мрак сгущенный.
Ликуй Вселенная, и пламенем любви
Благодарение Спасителю яви.
Ищи спасенья в Нем, и купно с правой верой
В дар добродетелей плод приноси созрелой.
На Нем Едином все надежды утверждай,
И Матерь Божию на помощь призывай.
При помощи Ея препоны разрушатся,
Вселезлобные враги падут и сокрушатся.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия
Святыни Южной Греции и островов. Часть 4 — Андрос
В этот день у нас началось морское путешествие… Из порта Рафина мы отплыли на остров Андрос. Это самый северный остров Киклад. Он пользуется большой популярностью среди греков, как места отдыха в выходные дни и отпуска. Как для нас — русских паломников, так и для греков — также больших любителей совершать паломничества этот остров интересен двумя святынями — икона «Корень Иессеев» и св.мч.Марина.Первая обитель, которую мы посетили — это монастырь Святителя Николая. Главная святыня монастыря — икона Божией Матери «Корень Иессеев», написанная в XV веке. Она была подарена подворью этого монастыря в Константинополе знаменитым храмом Богородицы во Влахерне.
Икона Божией Матери «Корень Иессеев»
После захвата Константинополя турками в 1453 году, икону перевезли сюда на о. Андрос. В 1986 году было обнаружено, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти всё время покрыт тонким слоем мира. Братия монастыря собирает его и раздаёт как благословение паломникам.
Икона Николая Чудотворца, лик и руки которого вышиты из волос
Так же мы приложились к частицам мощей святых: святого Космы Этолийского, апостола Андрея Первозванного, святителя Парфения Лапсанского, святителя Николая Чудотворца и др. Также в храме хранится икона святителя Николая, лик и руки которого вышиты волосами раскаявшейся знахарки, когда-то увлекавшейся магией. Эту икону раскаявшаяся женщина вышивала на протяжении двенадцати лет.
Второй монастырь на этом острове посвящен святой мученице Марине. Храм монастыря белого цвета и раньше называли его белым голубем. Но сейчас в монастыре идут строительные работы, и храм по Греческой традиции (кстати очень удобной и верной) теперь находится во внутреннем дворике монастыря.
Монастырь мученицы Марины
Эта обитель постоянно подвергалась разорению. Она была то мужской, то женской… Как-то в 1975 году митрополит Сироса, Тиноса и Андроса Дорофей, скорбя о запустевшей обители, попросил диакона Киприана восстановить монастырь. Тот отказался, так как имел другие намерения. Но в ту же ночь ему явилась святая Марина сказала: «Меня, Марину, и двух моих духовных сестер, Параскеву и Екатерину, указ Оттона изгнал из монастыря, и теперь мы живем чуть выше. Открой монастырь, и мы вернемся туда жить. Меня будешь видеть каждый день. Будем трудиться вместе, чтобы возродить обитель. Выполни поручение своего архиерея. Ты слышал это, Киприан?» Сегодня архимандрит Киприан Химонас — игумен мужского монастыря святой Марины. Тогда он послушал святую и с лопатой в руках трудился пять лет, чтобы восстановить монастырь, который с 1976 года приобретает все большее благолепие.
Мы пропели тропарь перед чудотворной иконой великомученицы Марины, приложились к частице ее мощей и наш батюшка совершил помазание елеем. Все это время насельник монастыря архимандрит Херувим пел акафист мученице.
, а затем угощал нас кофе, вином и лукумом….
Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)
Вторая половина XVII в.
¦ 17. Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)
Вторая половина XVII века
Дерево, темпера. 97 × 56
Находилась в собрании П. И. Щукина
ГТГ, инв. 12929
Золото и красочный слой местами потерты, некоторые надписи утрачены, другие — частично поновлены. Во время реставрации XIX века по всем четырем краям иконы была надставлена рама.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В основе сюжета «Древо Иессеево» лежит текст пророчества Исаии о грядущем Боговоплощении: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его; и почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( ), а также ряд близких по смыслу ветхозаветных пророчеств. Помимо предков Иисуса Христа, изображенных в соответствии с родословием из Евангелия от Матфея ( ), здесь представлены пророки и некоторые ветхозаветные и новозаветные сюжеты, объединенные общей темой пришествия Христа в мир и его спасительного служения.
1 Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. СПб., 1877. С. 98.
Остальные медальоны заняты изображениями пророков с развернутыми свитками и некоторыми ветхозаветными и новозаветными сценами. Центральную композицию обрамляют с трех сторон фигуры античных философов и сивилл, которые также держат в своих руках свитки с текстами пророчеств. Большинство философов опознаются по фрагментарным надписям и более или менее традиционным текстам на свитках 2 .
2 Для идентификации святых мы использовали древнерусское сочинение «Пророчества еллинских мудрецов». С. 358–368.
- Елисей (Елисит) Древоделец (?);
- Симеон Богоприимец;
- Иоаким;
- Богоматерь с Младенцем на престоле;
- Иосиф Обручник;
- Иоанн Предтеча;
- Ефам Езрахит;
- Лествица Иакова;
8а. Пророк Варух;
9а. Неизвестный пророк;
10а. Праотец Иаков;
12а. Праотец Матфан;
13а. Пророк Иеремия;
- Вручение скрижалей Моисею;
14а. Пророк Осия;
- Пророчество Сивиллы Южной (царицы Савской);
15а. Пророк Захария;
- Три отрока в пещи огненной;
16а. Пророк Аггей (?);
17а. Праотец Елеазар;
19а. Праотец Елиуд;
- Христос Эммануил на троне (Видение Иезекииля);
20а. Пророк Иоиль;
- Помазание Давида на царство;
21а. Пророк Амос;
22а. Пророк Илья;
23а. Неизвестный пророк (Исаия?);
24а. Праотец Ахим;
26а. Праотец Садок;
27а. Пророк Елисей;
- Акафист Богоматери, икос VI;
28а. Пророк Наум;
29а. Пророк Гедеон (?);
- Праотец Манассия (?); [[30а. Пророк Иезекииль (?);
- Праотец Есром;
31а. Праотец Азор (?);
33а. Праотец Елиаким;
34а. Пророк Софония;
35а. Пророк Даниил;
- Псалом 84: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» ( ) (фрагментарная нечитаемая надпись);
36а. Пророк Аввакум (?);
37а. Праотец Мельхиседек (?);
38а. Праотец Авиуд;
40а. Праотец Зорававель;
41а. Пророк Авдий;
42а. Пророк Иона;
43а. Пророк Михей;
45а. Праотец Салафииль;
47а. Праотец Ехония;
48а. Пророк Иессей;
49а. Пророк Аарон;
- Неизвестный философ (текст надписи на свитке, как правило, приписывается Плутарху);
- Плутарх (?);
- Лисимах;
- Анаксорид;
- Хелон;
- Солон;
- Диоген (?);
- Евридит (?);
- Аристотель;
- Афродитиан;
- Неизвестный философ;
- Иисус, сын Сирахов (?);
- Сивилла;
- Сивилла;
- Пророк Валаам;
- Сивилла;
- Неизвестный философ;
- Сивилла;
- Менандр (?).
Изображения родословия Иисуса Христа в виде генеалогического древа известны в западном и восточнохристианском искусстве начиная с IX века (наиболее ранние византийские примеры относятся к XII в.). Большинство
¦ исследователей, вслед за Э. Малем, полагало, что эта иконография сложилась на Западе и была занесена в Византию крестоносцами 3 . По другой версии, она могла возникнуть одновременно как на Западе, так и на Востоке — причем на основе общих раннехристианских прототипов 4 .
3 Mâle E. L’art du XIIe siècle in France. Paris, 1924. Р. 169–175.
4 Обзор научных концепций по вопросу о происхождении иконографии «Древа Иессеева» — см.: Milanović V. The Tree of Jesse in the Byzantine mural painting of the thirteenth and fourteenth centuries // Зограф, № 20. Београд, 1989. С. 48–60.
Что касается развернутой иконографии «Древа Иессеева», включавшей в себя, наряду с предками Христа, изображения пророков, ветхозаветных и новозаветных сцен и некоторых других сюжетов, то она получает распространение в христианском искусстве с XIII–XIV веков. По мнению М. Тейлора, исследовавшего рельефное изображение «Древа Иессеева» на вратах собора в Орвието (1310–1330), эта иконография была создана в Орвието в 1262–1264 годах, в период борьбы с ересью катаров, а затем воспроизведена в ряде сербских и византийских памятников 5 . Однако, согласно дошедшим до нас свидетельствам, развернутое изображение «Древа Иессеева» существовало уже в базилике Рождества Христова в Вифлееме 1169 года 6 . Основой для подобной иконографии, по мнению исследователей, могли послужить не только сами библейские сюжеты, но и литургические тексты: праздничная служба Рождества Христова, а также службы в неделю святых отец (за неделю до Рождества) и святых праотец (за две недели до Рождества) 7 .
5 Taylor M. D. Historiated Tree of Jesse // DOP. 1980–1981, № 34. № 34. Р. 143–148.
6 Diel Ch. Manuel d’art byzantin. Paris, 1926. V. 2. Р. 564. См. также: Milanović V. The Tree of Jesse in the Byzantine mural painting of the thirteenth and fourteenth centuries // Зограф, № 20. Београд, 1989. Р. 51–52; Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 424.
7 Milanović V. The Tree of Jesse in the Byzantine mural painting of the thirteenth and fourteenth centuries // Зограф, № 20. Београд, 1989. Р. 57–58; Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 424.
В XVI–XVII веках развернутая иконография «Древа Иессеева» получает широкое распространение на Афоне (трапезная лавры Св. Афанасия 1536 г., Дохиар 1568 г.) и в Северной Молдове (Хумор 1530–1535 гг., Сучава 1532–1534 гг., Молдовица 1537 г., Воронец 1547 г. и Сучевица ок. 1600 г.). По составу сюжетов эти позднейшие росписи очень близки рассматриваемой иконе. Еще более близкую аналогию для нее представляют русские памятники XVI века — фрески галерей Благовещенского собора Московского Кремля 1563–1564 годов 8 и икона 1568 года из церкви Св. Ильи в Вологде (Вологодский музей) 9 . Не исключено, что икона из Третьяковской галереи представляет собой сокращенную реплику благовещенских росписей.
8 Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 419–429.
9 Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX в. Л., 1980. № 62–64. С. 138–140.
Согласно традиционным толкованиям, пророчество Исаии, положенное в основу иконографии «Древа Иессеева», не только указывает на грядущее явление Мессии, но и разъясняет смысл Его спасительного служения — как благого действия Премудрости в мире. Таким образом, уже в ветхозаветном тексте была заложена возможность символической интерпретации исторической генеалогии Христа, а следовательно, создания особого иконографического типа, который бы не только иллюстрировал библейский текст, но и соответствующим образом его истолковывал.
Вслед за богослужебными песнопениями, связанными с праздником Рождества Христова, развернутая композиция «Древа Иессеева» не только излагает историю Боговоплощения, но и трактует ее как часть предвечного замысла о твари. Идея предопределенности Боговоплощения и спасительного служения Сына Божия раскрывается здесь через изображения пророков и ветхозаветных пророческих сцен. При этом само древо Иессеево воспринимается также как прообраз крестного древа, т.е. напоминает о грядущей жертве Христа (на подобное толкование указывает наличие на иконе персонажей из апокрифических сказаний о крестном древе — Сивиллы Южной и Елисея Древосечца). Что же касается новозаветных сюжетов и прежде всего праздничных композиций, раскрывающих основные моменты земного служения Христа, то они, в свою очередь, указывают на свершение того, что было предопределено Божественной Премудростью.
Детали |
[A] Деталь А |
Донская икона Богородицы: история, легенды, списки, неизвестные факты
Про Димитрия Донского и Феофана Грека
По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.
Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.
Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.
Донская икона из Большого собора Донского монастыря
Были ли казаки?
Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто.
Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.
Украшение Успенской коломенской церкви, построенной в 1379-1382 годах, также относится ко временам, более поздним, нежели Куликовская битва — росписи для неё Феофан Грек выполнял уже в 1390-е годы. Так что, весьма вероятно: Донской иконы вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле не было. По крайней мере, той иконы, которую мы знаем сейчас, там не было совершенно точно.
Сам же сюжет о принесении иконы появился во вступлении к вкладной книге монастыря лишь в XVII столетии и представляет собой отдельную повесть. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.
Образ воинской славы
Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.
Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».
Донская и её списки
Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.
Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.
Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.
Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».
В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.
Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.
Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.
Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря
Храм святителя Николая: иконы и фрески
Мироточивая икона Божией Матери «Корень Иессеев»
В наши дни множество паломников приезжают в монастырь, желая помолиться перед известной иконой Богоматери «Корень Иессеев» (день празднования — 2 июля). Эта икона, написанная в пятнадцатом веке, находится в храме святителя Николая, на иконостасе, слева от Царских врат. Изначально она была подарена подворью монастыря святителя Николая в Константинополе (подворье называют “Влахсерай”) знаменитым храмом Богородицы во Влахерне. В 1453 году, после захвата Константинополя турками, икону перевезли на хранение в монастырь. Икона заключена в серебряный оклад, на ней изображена Богоматерь, сидящая на престоле с Божественным Сыном на руках. У Ее ног изображен пророк Иессей, отец царя Давида, из рода которого, согласно пророчествам, произошел Мессия. Из Иессея, как из корня, растет ствол с образом Господа и Богородицы; по обеим сторонам имеются ветви, а на них — образы тех пророков, которые предсказывали приход Христа. Справа от Царских врат находится парная икона Господа.
В 1986 году, придя в храм однажды утром, отец Дорофей обнаружил, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти все время покрыт тонким слоем мира, чудесным образом источаемого иконой. Братия собирает его и раздает как благословение паломникам. Перед иконой висят маленькие серебряные диски (греки называют их «тамата»), свидетельствуя о сотнях чудес, совершившихся по предстательству Божией Матери.
Один из самых поразительных случаев произошел в 1991 году. Это было чудесное исцеление знакомой автора данной книги, врача из Франции по имени Анна Гилье, у которой обнаружили быстротечную форму рака. Анна, имеющая медицинскую практику на Корсике, приехала в монастырь из Франции с матерью, сестрой и маленьким сыном, чтобы помолиться перед иконой Богородицы и посоветоваться с архимандритом Дорофеем, своим духовным отцом. 15 августа они присутствовали на Всенощном бдении под Успение, а после службы пошли в свою комнату. Они легли и уже уснули, и тут Анну разбудило видение: Женщина очень высокого роста в одеянии настоятельницы монастыря. Анна твердо верит, что это была Богородица. Мать, сестра и сын Анны слышали, как она долго говорила с кем-то, хотя второй голос был слышен неясно; однако они не могли повернуть голову, чтобы посмотреть, Кому принадлежал голос, — все трое рассказывают, что какая-то невидимая сила, казалось, удерживала их от этого.
Из того разговора Анна помнит только, что много раз отвечала на какой-то вопрос словом «да»; она думает, что ее просили что-то сделать, и она обещала. На следующее утро она рассказала о ночном происшествии настоятелю, и он также почувствовал, что Анна говорила именно с Богородицей. Через несколько дней, по возвращении на Корсику, она снова сдала анализы. Обнаружилось, что опухоль полностью исчезла. Ее лечащие врачи никак не могли поверить результатам анализов, поэтому их пришлось повторить несколько раз. В конце концов, они подтвердили, что Анна абсолютно здорова.
У женщины из соседней деревни под названием Стенис врачи признали сына психически больным. Сказали, что ему придется провести остаток дней в инвалидном доме. Она поехала к нему в инвалидный дом, взяв с собой ватку, пропитанную миром от иконы Богородицы, осенила его крестным знамением с этой ваткой в руке, и он тотчас исцелился.
Третий случай известен многим жителям Южной Греции. Он произошел с женщиной из Афин, у которой долго не было детей. Она приехала помолиться в монастырь и попросила дать ей пропитанную миром ватку. Настоятель благословил ее, дал ей с собой кусочек ваты. Она не стала просто мазаться миром, как положено, а, помолившись, проглотила ватку. Скоро, к своей великой радости, она забеременела. Муж ее тоже был счастлив. Когда спустя девять месяцев родился ребенок, врач заметил, что он что-то держит в кулачке. Врач разжал ручку ребенка, и в ней оказался кусочек ватки, все еще пахнущий миром. Об этом событии сообщили греческие газеты, мать младенца прислала архимандриту Дорофею письменное подтверждение свершившегося в их семье чуда.
Однако после зачатия Ирина сильно нервничала при мысли о родах, особенно когда думала об ужасном состоянии многих российских роддомов. Я предложила ближе к концу беременности вместе ежедневно читать акафист Пресвятой Богородице, молиться Матери Божией о благополучных родах. Примерно за месяц до предполагаемого дня родов я позвонила ей, чтобы договориться о чтении акафиста, но ее свекор мне ответил, что накануне Ирину увезли в роддом, и она уже родила некрупного, но здорового мальчика, и что роды длились всего четыре часа!
Известно, что в середине XVI века на Андросе побывала прмц. Филофея Афинская. Собирая милостыню на нужды благотворительности, она сошла на берег в порту Гаврион и прошла много миль от порта до монастыря, чтобы попросить братию о помощи. Св. Филофея была не только деятельной и самоотверженной настоятельницей, но и финансировала так называемые «подпольные рельсы», то есть каналы, по которым рабы из числа христиан и обратившиеся в Православие мусульмане могли бежать, обрести свободу и оказаться в безопасности. 3 Икона Богородицы «Корень Иессеев» в то время уже находилась в монастыре, и св. Филофея наверняка молилась перед ней.
В притворе храма святителя Николая есть фреска пятнадцатого века с изображением Богоматери, которая за последние двенадцать лет несколько раз начинала плакать. Особенно заметно это было во время войны в Персидском заливе в 1991 году и в начале конфликта в Сербии. Эта фреска, написанная прямо на каменной стене, постоянно издает аромат лилий, но запах этот легче и нежнее, чем у самих цветов, и явно отличается от запаха духов. Я сама видела, как плачет эта икона: слезы текли из глаз Божией Матери так обильно, что внизу на полу образовывалась небольшая лужица, и монахи ее бережно вытирали. Следы от слез сохранялись несколько дней.
Еще в притворе этого храма есть замечательная вышитая икона святителя Николая, созданная в семнадцатом веке. История ее такова: однажды настоятель поехал по делам монастыря в Смирну и там встретил одну малообразованную женщину по имени Триандафила, которая, как выяснилось, была известной знахаркой и не только лечила травами, но и занималась магией. Среди тех, кому помогло ее лечение, был богатый турецкий паша, подаривший ей за это мешок золота. Настоятель Иаковос поговорил с ней о той опасности, которой она подвергает и себя, и других, используя магию. Она раскаялась, поехала с ним на Андрос, поселилась там в деревне Мессарион и приняла постриг с именем Леонида. Она одиннадцать лет вышивала икону святителя Николая. Нити, которыми вышиты лик и руки Святого — это ее собственные волосы. Одно из паникадил в храме и серебряные оклады у икон Спасителя и Богородицы на иконостасе также подарены ею.
Некоторые современные чудеса св. Николая
Каждый год на праздник святителя Николая настоятель отец Дорофей раздает молящимся пакетики с пшеницей, освященной на праздничной литии. Несколько лет назад один местный рыбак пришел в храм и поспешил к алтарю, чтобы получить такую пшеницу уже после того, как отец Дорофей отдал последний пакетик. Вместо пшеницы настоятель дал ему маленький пузырек масла из лампады над иконой святого. Рыбак положил его в карман куртки и ушел. Спустя несколько недель в море его застал внезапный шторм. Он был опытным моряком, однако берег был далеко, а шторм бушевал с таким неистовством, что он опасался, как бы его лодка не опрокинулась. Он начал молиться святителю Николаю, и, вспомнив о пузырьке с маслом, вынул его из кармана и вылил в море. Ветер тотчас стих, и почти сразу вода вокруг лодки стала гладкой, как стекло. Рыбак поплыл домой, на Андрос, благодаря Святого за заступничество.
Рыба к празднику
В 1980-х годах отец Дорофей был знаком с настоятелем небольшого скита на Горе Афон возле деревни Карулия, где есть храм в честь свят. Николая. В один из дней памяти Святителя в скиту не оказалось рыбы, и братии предстояло есть на праздник только бобы и хлеб. Настоятель отец Дамаскин огорчался, что праздничная трапеза будет такой скудной, и молился святителю: «Прости, но у нас нет рыбы, чтобы почтить твой день». Через несколько часов в скит прибыл рыбак с большим мешком рыбы. Он положил мешок на пол и сказал: «Это вам».
Настоятель спросил, откуда он, и рыбак ответил, что он со второго полуострова, 7 но во время лова его снесло с курса ветром и ему пришлось высадиться за много миль от дома, на афонском берегу. Он оказался вдали от населенных пунктов, где можно было бы продать рыбу на рынке до того, как она протухнет. К его удивлению, из леса вышел старичок и спросил, откуда рыбак прибыл. Рыбак рассказал ему, и старичок ответил, что купит у него рыбу. Заплатив, он велел нести рыбу в скит «на мой праздник». Будучи простым человеком, рыбак не задумался над этими странными словами. Настоятель спросил, как выглядел старичок. Рыбак показал на икону святителя Николая и ответил: «Вот так». Братия встретили праздник с великой радостью. Настоятель, рассказывая эту историю отцу Дорофею, посетовал, что к большому своему сожалению не догадался выкупить у рыбака те деньги, что дал ему Святой.
Несколько лет назад в монастырь приехала женщина из Салоник. Она рассказала настоятелю и братии следующую историю: однажды она шла в церковь со своим четырехлетним сыном. Ребенка что-то привлекло на дороге, и он вырвал свою ручку из руки матери и бросился на проезжую часть. К нему на большой скорости приближался огромный грузовик. Перед тем, как грузовик наехал на мальчика, она выкрикнула имя святителя Николая. Ребенок очутился под грузовиком. Когда грузовик отъехал, она в ужасе подбежала к тому месту, боясь увидеть сына мертвым. Однако мальчик поднялся на ноги без видимых признаков повреждения. На вопрос о том, не поранился ли он, сын как ни в чем не бывало ответил: «Да нет, старенький дедушка лежал поверх меня на дороге».
Около двадцати лет назад, когда отец Дорофей еще жил в монастыре один, двое из тех фермеров, что арендовали у монастыря землю, выдвинули неразумное требование — чтобы монастырь официально передал им право собственности на эту землю. Они угрожали, что в противном случае у монастыря будут неприятности. Однажды ночью они подошли к стенам монастыря с намерением исполнить свою угрозу. Приблизившись к большим центральным воротам (сейчас там тяжелая деревянная дверь с железным засовом, а тогда был просто арочный проем), они столкнулись с седовласым, седобородым старичком, с небольшой лысинкой, одетым в длинную коричневую накидку. Он остановил их со словами: «Ступайте прочь, я здесь!» Они грубо ответили: «Ну, а нам-то что? Прочь с дороги, дед!», и попытались войти, толкая его. Он сказал властным голосом: «Взгляните на меня!» Они с удивлением повернулись к нему и увидели, как из глаз у него полились лучи света. Они в ужасе бросились бежать в соседнюю деревню под названием Апикия и рассказали всем, что видели Святого.
В следующий день памяти святителя Николая, вскоре после этого события, один из этих двоих фермеров принес на праздник огромный артос. 8 Настоятель спросил его с улыбкой: «Вы все еще планируете доставить мне неприятности?», и тот в смущении ответил мягко: «Нет,» и отдал о. Дорофею свое приношение.
До острова Андрос:
До острова Андрос как минимум раз в день, в 8 часов утра, идет паром от порта Рафина на восточном побережье Аттики возле городка Марафон, а также с островов Тинос и Миконос. Летом паромы ходят чаще, обычно два раза в день; зимой и в ненастную погоду — реже.
Если вы едете из Афин, садитесь на паром до Андроса в порту Рафина. Чтобы доехать до Рафины, можно либо взять такси, либо сесть на автобус, который отходит каждые двадцать минут от остановки на улице Мавроматеон (Mavromateon) в Афинах. Остановка находится возле парка Аэрос (Aeros), в двух кварталах на восток от станции метро «Виктория». На автобусе нужно доехать до конечной остановки в Рафине. Билеты на паром продаются в кассе на пристани. За четыре часа паром доставит вас в порт Гаврион на острове Андрос.
До монастыря святителя Николая:
В порту Гаврион поспешите сойти с парома, у пристани ждут автобусы, на которых можно доехать до городка Андрос (Хора). От Хоры (Chora) до монастыря едут либо на такси (20 минут в пути), либо на автобусе от центрального автовокзала. Автобус отходит в 14:15 ежедневно. Он довезет вас до дороги из гравия, ведущей в монастырь, по которой нужно идти еще километр вниз в ущелье. Вы увидите монастырь после поворота.
До монастыря «Зоодогос Пигис»:
Возьмите такси в порту Гаврион или в соседней деревне Батси (Batsi). Попросите водителя отвезти вас в «Зоодогос Пигис» (местные жители иногда называют его просто “Айя”). Монастырь расположен над деревней Батси.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: Монахиня Нектария Мак-Лиз. Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. М.,Русский Паломник, 2007.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.