Молитва и тропарь лазарю четверодневному

Молитва и тропарь лазарю четверодневному в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Молитва и тропарь лазарю четверодневному

Иконы Целительница (тропари и кондак)

Л юбо́вию, Чи́стая Де́во,Твою́ святу́ю ико́ну почита́ющим,/ и Бо́жию Тя и́стинную Ма́теpь пpославля́ющим,/ и ве́pно поклоня́ющимтися/ Цели́тельница яви́ся,/ вся́кое зло и боле́зни от сих удаля́ющая,// я́ко Всемогу́щая.

Ин тропарь, глас 4:

Я ́ко пресве́тлая звезда́, просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Твой о́браз, Цели́тельнице. Пода́ждь у́бо и нам, Богоро́дице Мари́е, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.

П редста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Новости

    13 Ноябрь 2019

Обновления на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:

Обновления на сайте

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

* Мученикам

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Память святого праведного Лазаря Четверодневного

Память 17 октября

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения ( Иоан. 11:3 .). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом ( Иоан. 11:11 .), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе 6750 . После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь ( Иоан.12:1–2 ). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря ( Иоан.12:9–11 .). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.

Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре 6751 , где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии 6752 , где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов». Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:

Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Иоан.11:17–44 . Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью, и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками.

Китий – город на южном берегу острова Кипра, близ нынешнего местечка Ларнока. Это – один из 9 старинных финикийских городов. По нему и весь остров назывался у евреев Хетим. Впоследствии, как и другие города Кипра, он был занят греками.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

17/30 Пророка Осии (820 г до Р. X.). Преподобномученика Андрея Критского (767). Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898). Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница» (XIX).

Тропарь пророку Осии, глас 2

Проро́ка Твоего́ Оси́и па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:/ спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас тойже

Пра́выми стезя́ми после́дуя за́поведем Го́спода твоего́, проро́че Оси́е,/ испо́лнився Ду́ха Свята́го/ и, прие́м дар проро́чествия,/ провозгласи́л еси́ Изра́илю Христо́во, хотя́щее в после́дняя ле́та бы́ти, прише́ствие,/ облича́я заблу́ждшия лю́ди от пути́ пра́ваго/ и наставля́я на путь, веду́щий в Вы́шний Иерусали́м,/ иде́же ны́не предстоя́,/ моли́ся непреста́нно о всех нас.

Ин кондак, глас 4

Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая,/ сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Оси́е сла́вне.

Величание

Велича́ем тя,/ проро́че Бо́жий Оси́е,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас/ Христа́ Бо́га на́шего.

Тропарь преподобномученику Андрею Критскому, глас 4

По́стнически предподвиза́вся на горе́,/ у́мная враго́в ополче́ния всеору́жием креста́ погуби́л еси́, всеблаже́нне,/ па́ки же ко страда́льчеству/ му́жески обле́клся еси́,/ уби́в Копрони́ма мече́м ве́ры,/ и обои́х ра́ди венча́лся еси́ от Бо́га,/ преподобному́чениче Андре́е приснопа́мятне.

Кондак, глас 3

Пра́зднует днесь Ца́рствующий град/ пра́здник пресве́тлый светоно́сныя твоея́ па́мяти,/ вся́кий призыва́я град и страну́,/ ра́дуется бо, я́ко име́я сокро́вище ве́лие,/ многострада́льное твое́ те́ло,/ Андре́е му́чениче, Правосла́вия свети́льниче.

Ин кондак, глас 8

Му́жества тезоимени́тому 20 благодаре́ние,/ я́ко благоче́стия тайноглаго́льнику,/ похва́льная воззове́м от любве́ тебе́, богоблаже́нне./ Но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ от вся́ких лю́тых ны спаси́, да пое́м:/ ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподобному́чениче Андре́е,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов/ и собесе́дниче а́нгелов.

Тропарь праведному Лазарю Четверодневному, другу Божию, епископу Китийскому, глас 4

Я́ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:/ спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.

Кондак, глас 8

Взы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:/ ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.

Величание

Велича́ем тя,/ святы́й пра́ведный Ла́зарю,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас/ Христа́ Бо́га на́шего.

Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Изба́вительница», глас 4

Избавле́ние Принося́щая всем,/ от се́рдца Тебе́ призыва́ющим,/ принеси́ избавле́ние ско́рое и нам,/ в лю́тых беда́х прибега́ющим/ и в Тебе́ еди́ной избавле́ние на́ше по Бо́зе полага́ющим.

Читайте так же:  Молитвы и икона всецарица

Ин тропарь, глас тойже

я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́, святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бед, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас тойже

Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́,/ бе́дствовавший с ве́рою прите́кше,/ заступле́нием Твои́м изба́витися от злых,/ но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га,/ и нас свободи́ от лю́тых обстоя́ний, вре́менных и ве́чных,/ да зове́м Ти:/ ра́дуйся, Изба́вительнице от всех бед.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния/ всем с ве́рою притека́ющим.

То есть соименному или тождеименному с мужеством. Имя Андрей в переводе с греч. значит – мужественный.

Молитва и тропарь лазарю четверодневному

Тропарь перенесению мощей, глас 4:

Я́ ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:// спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.

Кондак перенесению мощей, глас 8:

В зы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:// ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.

Молитвы Лазареву Воскрешению

При земной жизни Иисус Христос совершил множество разных чудес, но величайшее из них — воскрешение праведного Лазаря. С давних пор это событие празднуется Церковью как доказательство Божественной силы Иисуса Христа: совершается служба, читаются молитвы.

Лазарево Воскрешение, также Лазарева суббота, Суббота святого и праведного Лазаря, Малая Пасха по своим богослужебным особенностям является совершенно уникальным днём — единственным, когда воскресная служба совершается не в воскресенье. Как и на службах воскресных после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по «Непорочнех Ангельский собор удивися», после чего воскресные тропари: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». Затем седален, песнопение «Воскресение Христово видевше», псалом 50 и канон празднику, по завершению которого возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш». По сути вся служба Лазаревой субботы предвосхищает радость главного христианского торжества Пасхи.

Помимо праздничных служб славят Господа нашего и дома, келейно, читая молитвы праведному Лазарю Четверодневному. Делают это как с целью воспоминания произошедшего чуда, совершенного в удостоверение грядущего воскрешения всех мёртвых, так и для укрепления собственной веры во всесильного Бога.

Читать молитвы Лазареву Воскрешению

Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праведному Лазарю Четверодневному, глас 8-й

Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

Молитва святому праведному Лазарю

Молитва Лазареву Воскрешению

О празднике Лазарева Воскрешения

Воскрешение Лазаря

К сожалению, нам не известно о том, когда стали праздновать Лазареву субботу. Но традиция эта очень древняя: о ней сообщают Иоанн Златоуст, Аврелий Августин и другие христианские писатели, жившие в IV-V вв. н.э. 7 и 8 веком датируется создание акафиста и канона праздника, которые поются на праздничных богослужениях и в наши дни.

Суббота 6-й седмицы Великого поста. Воскрешение праведного Лазаря

Всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.
Ин. 11, 27

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симона фарисея (Мф. 26, 6), родом из Вифании. Господь часто во время своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. 11, 3, 5, 11). Лазарь умер, но Господь воскресил его, придя на четвертый день после его смерти. Услышав о воскресении Лазаря, Иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11, 47-48).

Воскрешение праведного Лазаря

Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 49-50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12, 10). Лазарь удалился на остров Кипр, где в последствии он поставлен был от Апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви» т.2

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

«Прежде Твоих страданий, желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа в руках своих знамя победы, вопием Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне». (Осанна в вышних – спасение с небес.)

Евангелие от Иоанна

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

Читайте так же:  Молитва о здоровье пациента

Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Китийский

Лазарь был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин.11:3, 5, 11).

Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, друг Божий, епископ

После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин.11:17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).

После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин.12:9-11), где впоследствии был поставлен епископом.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре.

Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз – и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин.11:1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, – тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.

А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX–Х вв., построенной над могилой Лазаря. Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35х17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру – большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера – гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м.

Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь – друг Божий». Рака – как стол, как бы ванна большая, каменная – 1,3х0,8х0,7 м. Храм – с колокольней, по длине храма проходит галерея 2,5-3 м высоты, как коридор по поверхности двора, есть боковые двери: северные и южные, с запада – большие входные. И имеются две кафедры боковые для проповедников. Это место также почитается всеми православными христианами как великая святыня, как доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия. Воскресение Лазаря явило власть и могущество над смертью.

Воскрешение Лазаря

Очень странная эта земная жизнь среди людей, когда стремишься служить окружающим, а они ждут только чего-то яркого, феерического, ждут примитивных чудес: дай нам богатства, удовольствий; а вот тех их — накажи, унизь, а то и уничтожь.

Даже явление наивысшей земной — неземной славы должно происходить под покровом ночи только в присутствии трёх учеников-свидетелей на горе. Это помазание от Отца делает Царем Славы. Но чьим Царем? Где тот народ, который пожелает над собой иметь Преданного, Униженного, Избитого, Казненного?

Читайте так же:  Молитва о здоровье больного мужа

Такого и сами Ученики Его не сразу принимают. Он им говорит о Своих страданиях, смерти, а они пытаются выпросить себе места славные у Его престола…

Слышать не слыша — это мы умеем. Слышим, но как умело все в свою пользу переворачиваем, перекручиваем! Священное Писание сегодня для многих уже не Церковь своими устами излагает. Враг человеческого рода его трактует. И мир склоняет свои уши к убаюкивающему шепоту лукавого.

Лазарь умер ! — без обиняков сообщает Господь, говоря, что возвращается в Иерусалим. И Фома единый от двенадцати восклицает: Так пойдем же и мы с Ним и умрем!
Красивая решительность в лозунге прозвучала, но мы-то помним, что случилось все тогда иначе…

Дорога в Иерусалим лежит через Виффанию. Тогда уже Виффания положила в тайную глубину тления друга Христова- Лазаря. Смерть горем потрясла сестер Марфу и Марию. Она своей безысходностью кружила в доме неутешных свой танец торжества над всеми ныне живущими. Смерть оставалась единственной земной правдой, через которую невозможно было переступить. Ей не получится изменить.

Все человечество настолько верно ЕЙ, что и Соломон восклицает: любовь крепка как смерть! О, Соломон, вкусивший смерть, тебе еще не ведомо было, что Бог есть Любовь! Сам Жизнодавец идет, чтобы разрушить стереотип победы смерти. Идет переступить через нее, чтобы затем добровольно впасть в ее жадные объятия истощанием человеческой природы.

Из цветущей Галилеи, от величественной копны посреди Эздрелонской долины- Фавор, шествует кавалькада паломников в Иерусалим через безжизненные холмы Иудейской пустыни. И эта пустынность обдавала лицо путников жаром смертельной дани: все ТАМ будем!
Чего спешить к гробной пещере умершего? Что теперь там искать? — там тлен, там смрад, там торжество плодов Адамова падения.

Но Учитель шествует по, с детства знакомому, пути поклонников и за Ним его Ученики, видевшие множество различных чудес Господа. Видели.
А что это видение без ведания дает? В лучах народной славы, которой время от времени окружали Сына Человеческого , люди, они купались, получали усладу и надежду. Они гордились своим Учителем.

Помните как Лука и Клеопа в беседе по дороге в Эммаус горько упрекали Его: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.»?

Они надеялись, а Он их так горько разочаровал. Разочаровал, что позволил измываться над Собой. Они ведь, в этом видели Его слабость. Видели только измождение.
В их глазах Он должен был оставаться Чудотворцем, грозным Царем, карающим направо и налево и в Его сиянии они должны были быть выше всех…

Христиане, горе тем, кто и ныне в Христе ищет своей славы, своего земного благополучия, богатства! Господь –утешитель, но не устроитель земного удовольствия и покоя.
И Лазаря Он пришел извести из недр земли, из гноя, оторвать от снедения червей , не ради земного счастья: уже сразу по воскресению своему из мертвых, друг Христов вынужден был бежать на неведомый Кипр, спасая воскрешенную Господом жизнь.

У гробной пещеры в Виффании стоит Владыка жизни. Еще камнем завален узкий, низкий вход в место, где лежит разлагающееся тело. Он один знает, что намерен совершить. Но не делает это без Отца. Потому молится, призывая Творческую Силу от Отца- Духа, чтобы вспомнили все потом Его слова об общем Воскрешении из мертвых всех.

Как было это давно. И сегодня звучит словно сказка. Но как же радостно сердцу, которое верит. Потому что невозможно не верить Ему, Тому, Который сначала по-человечески восплакал над гробом, а потом воззвал: «Лазаре гряди вон. »

И ты сам, всей своей, связанной по рукам и ногам, душою выходишь с завязанными глазами наружу, из этой своей вони, из этого тленного разложения страстями. Выходишь, выползаешь, извиваешься по-змеиному, но идешь к Свету Жизни. Потому как Он позвал. И Лазарь (Елеазар) – это ты! Твоя душа.

Вместе с Раскольниковым, вместе с блудницей Соней Мармеладовой, стоишь пораженный до неизведанных глубин сердца над этой пропастью гроба безбожия, от куда был позван. И понимаешь жить со Христом – это творить новое! Это – Пасха! Сначала Крестная. В ней очищение. Но ведь по ней Пасха Света! Пасха радости!

Елиазар — в переводе — тому, кому помогает Бог. А кому не помогает? Всем помогает. Мы все — Лазари. Просто надо дать повод, возможность такую, чтобы Бог помогал. Нужен труд. Над собой, над душой. Трудящемуся поспешит помощь и не оставит в одиночестве гробной тьмы.

— 23 апреля (переходящая) – Воскрешение
— 30 октября – Перенесение мощей

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного, глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного, глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Лазарева суббота

С Лазаревой субботы церковные песнопения начинают вести верующих по стопам Господа. Времени Его земной жизни осталось менее недели. Час великого Исхода близок. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…», – слышим мы пение праздничного тропаря.

«Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью страстей. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и, наконец, решимость идти навстречу опасности.

Иисус с глазами, полными слез, у гробницы; сёстры, подавленные горем; смущение Марфы, отваленный камень и властный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь!» Безмолвная фигура в саване на пороге склепа… Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, объявляет Себя ее победителем».

Воскрешение Лазаря. 1673. Никита Павловец

Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых.

Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста (суббота Лазарева), перед праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем).

Ради точности следует заметить, что здесь богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим (см. Иоанн 11:54.)

Сам же «Лазарь Четверодневный», или «друг Божий», – это гостеприимный житель Вифании (предместья Иерусалима), брат Марфы и Марии, в доме которого останавливался Иисус Христос (Лука 10:38-41; Иоанн 12:1-2).

Его воскрешение из мертвых на четвертый день (отсюда прозвание), совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы (Иоанн 11:47-53).

Читайте так же:  Благодарственная молитва по причащению

Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона (о. Кипр). В конце IX в. его мощи перенесли в Константинополь. Память – 17/30 октября и в субботу Лазареву.

На утрене Лазаревой субботы звучат некоторые воскресные песнопения, прославляющие Воскресение Христово: это тропари «Ангельский собор удивися», песнь «Воскресение Христово видевше» и другие. А на литургии в эту субботу вместо «Святый Боже» поют «Во Христа крестившеся, во Христа облекостеся» — потому что в древности этот день вместе с Великой Субботой был преимущественно крестильным днем. И если в Великую Субботу в Византии крестили взрослых, то в Лазареву субботу — маленьких детей. Поэтому многие византийцы в этот день также отмечали день своего крещения.

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь.

В последствии воскресший Лазарь станет епископом Китийским. Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на о.Кипр и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского.

И остальные 18 лет святой праведный Лазарь был пастырем христианской общины города (45 — 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь.

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии (о. Кипр). Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа». Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый (886-911), узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на на мастеров и строительство нового храма во имя Праведного Лазаря.

Само событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого.

Воскрешение Лазаря. Синай, монастырь Св. Екатерины, XII в.

В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ
Тропарь, глас 1

О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Кондак, глас 2.
Подобен: Вы́шних ища́:

Всех ра́дость Христо́с, / И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра Воскресе́ние, / су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, / и бысть о́браз Воскресе́ния, / всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.

Вместо Достойна, поем ирмос, глас 8:

Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, / огнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, / пе́сньми велича́ем.

Молитва святому праведному Лазарю
Молитва Лазареву Воскрешению

30 октября — память прав. Лазаря Четверодневного

Сегодня Церковь празднует день праведного Лазаря, прозванного «Четверодневным» за то, что Господь воскресил его на четвёртый день после смерти, тем самым явив миру Славу Божию.

Праведный Лазарь был ро­дом из Вифа­нии близ Иеру­са­ли­ма, брат Ма­рии и Мар­фы. Во вре­мя Сво­ей жиз­ни Гос­подь лю­бил их и ча­сто по­се­щал их дом в Вифа­нии, на­зы­вая Ла­за­ря Сво­им дру­гом (Ин.11:3,5,11).
По­сле преж­девре­мен­ной смер­ти Ла­за­ря, про­лив сле­зы над его гро­бом, Гос­подь, как Все­силь­ный, вос­кре­сил его из мерт­вых, ко­гда Ла­зарь уже че­ты­ре дня ле­жал во гро­бе и уже смер­дел (Ин.11:17-45). Это чу­до вос­по­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью в ше­стую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста (Ла­за­ре­ва суб­бо­та).
По­сле сво­е­го вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь уда­лил­ся на ост­ров Кипр, так как пер­во­свя­щен­ни­ки по­ло­жи­ли убить его (Ин.12:9-11), где впо­след­ствии был по­став­лен епи­ско­пом.
По пре­да­нию, Ла­зарь, бу­дучи епи­ско­пом, удо­сто­ил­ся по­се­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­лу­чил от Нее омо­фор, сде­лан­ный Ее ру­ка­ми.
Лазарь жил на Кипре в тишине своих размышлений и трудов. Он никогда не улыбался после своего воскрешения, ибо прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Прожил праведный Лазарь Четверодневный на острове Кипре около тридцати лет. Как умер святой — неведомо, но погребли его христиане с честью в каменном саркофаге, там же рядом позднее были погребены и другие епископы. После многих разрушений от войн и землетрясений город переместился в другое место, а погребение древних архиереев, оказавшись под завалами, было забыто.

В июне 2013 года Россия обрела мощи праведного Лазаря. Ковчег со святыней был передан Первоиерарху Русской Церкви Патриарху Кириллу в храме святого Лазаря Четверодневного в городе Ларнаке.
«Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением Царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш».
Отныне останки праведного Лазаря хранятся в столичном Зачатьевском женском монастыре.

«Господи, — говорят посланные сестрами Лазаря ко Христу, — тот, кого Ты любишь, болен». «Нет ничего нового в том, — говорит протоиерей Александр Шаргунов, — что те, кого любит Бог, болеют. Мы все знаем, как во время Великого поста обостряются у нас искушения, скорби, выявляются наши недуги, не только душевные, но и телесные. И великое утешение для нас, когда мы болеем, в том, что многие молятся за нас. И в этом также смысл наших болезней.
Многие молятся за нас, возносят свои молитвы к Богу. Кто-то сказал, что чудо — это молитвы многих, на которые Бог ответил.
Сам Господь любит нас и знает все, что происходит с нами, и заботится о нас там, где кажется, что Он не торопится с помощью, откладывая ее. При первом нашем слове Он слышит нас, но как бы медлит, желая явить большую милость. Он ждет, когда покаяние наше станет подлинно глубоким. Когда наш молитвенный плач, с которого начинался Великий пост: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю», — будет у нас исходить поистине из глубины.

Так и теперь, среди безутешного горя Своих друзей в Вифании Господь все время помнит о них, но не спешит к ним. Но когда все доходит до последнего предела, Бог показывает, что наступило Его время.
Например, когда умирает священник и гроб с его телом обносят вокруг храма, поют «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение». Бог Помощник, когда уже никто и ничто не может помочь. Пусть и нас сегодня выведет из глубин греховных, из глубин отчаяния знание того, что предел нашей беды — Божий час.
Завершился наш Великий пост, мы стоим радостно со свечами и вербами в храме. Завтра вечером мы услышим, что Господь грядет на вольную Страсть. «Не двенадцать ли часов во дне?» — говорит Он, вступая в Свои Страдания. Жизнь человеческая — день. И Великий пост — день.
Кто ходит днем, тот не спотыкается, тот твердо идет, потому что свет дня освещает его путь, и он видит, куда он идет.
Когда кончается день, наступает ночь. И когда кончается Четыредесятница, приходит мрак Креста, оттого что среди полудня солнце погаснет, от шестого часа до девятого. А вернее сказать, такой ослепительный свет исходит от Креста, что ничего не видно для наших слабых глаз.

Читайте так же:  Молитвы на арамейском языке текст

Да, на самом деле, — все наоборот. Жизнь наша — ночь, а смерть — день. Великий Пост — ночь, а Страстная Седмица — день. Ночь — это жизнь без Христа, жизнь, где господствует грех. Но нужен Свет мира — Христос, чтобы мы увидели тьму, в которой мы идем, спотыкаясь и вновь поднимаясь, к Его Кресту. Смысл всей нашей жизни и нашего Великого Поста заключается в том, чтобы мы увидели это до последней глубины.
Но есть иная ночь — полная слепота, когда человек не отличает жизнь от смерти. Ночь, в которую вышел Иуда с Тайной Вечери, после того, как омочил руку в солило. В мире теперь ночь, та самая ночь, когда человечество уходит от Христа Бога и грех всецело овладевает им. Наступает в мире тьма, когда никто не может делать, только Христос.

Да будет дано нам в эти дни не быть среди тех, кто сегодня со всеми приветствует Его, а завтра со всеми будет кричать: «Распни Его». А быть среди друзей Христовых, среди учеников Господа. Не как Иуда, но как Фома, который, услышав о смерти Лазаря, о том, что Господь идет в убийственный Иерусалим, в отчаянии и в верности своему Господу взывает: «Идем и мы умрем с Ним». Или как Петр, который на Тайной Вечери от полноты любящего сердца скажет: «Господи, с Тобой готов на смерть и в темницу». Хотя и Фома, и Петр споткнутся в своей вере, но когда их отчаяние, их устремленность ко Господу достигнут предела, Господь явит им славу Своего Креста и Воскресения.
Эта болезнь, говорит Христос о Лазаре, — не к смерти. Не к смерти, но к славе Божией. Пусть будет дана нам сегодня радость узнать, что все болезни, которые посылает нам Господь, все наши поражения, которым Он попускает быть, — не к смерти, но к славе Его. Если Бог прославляется нашими скорбями, задумаемся, как мы должны переносить их. Пусть все, кого любит Христос, знают, что для того даются нам эти сегодняшние страшные испытания, чтобы Сын Божий прославился и в нас, совершив великое чудо, подобное воскрешению мертвых.

Он дает возможность злу показать в полноте свою силу, чтобы все увидели, что может сделать Бог. Поэтому никто пусть не смущается, глядя на то, что происходит вокруг нас. Никто пусть не страшится своих грехов, если взор его всегда устремлен ко Господу, как в праздник Входа Господня в Иерусалим. Он вступает во Святой Град среди нашего ликования, чтобы заплатить за эту славу дорогой ценой — Своей Крестной смертью.
Мы приобщаемся этой славе, чтобы и нам, когда неизбежно придет наш час, и мы будем испытаны в верности Господу, было дано не оттолкнуть свой крест, а с радостью принять его и увидеть, что испытания, которые мы должны понести, — честь и милость, дарованные Господом. Наша слава и путь к еще большей славе, к вечной Пасхе Его».

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного, глас 4
Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного, глас 8
Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

Величание
Величаем тя, святый праведный Лазаре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление!
Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.
Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения.
Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!”
И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.
Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго.
И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва и тропарь лазарю четверодневному
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here