Содержание
Молитва и пост
Одна из самых насущных и желанных потребностей человека — еда. Конечно, у нас есть множество других желаний, но они не так тесно связаны с вопросом нашего выживания.
Молитва и пост высвобождают силу, способную контролировать наши желания и похоти. Враг пытается украсть, убить и погубить нас при помощи похоти плоти, очей и жадности. Когда мы контролируем свою похоть и жадность через искреннюю молитву и пост, враг не может причинить нам вреда. Во время поста и молитвы наши сердца омываются, очищаются и наполняются Святым Духом, мы становимся способными ниспровергать силу сатаны.
Пост приводит нас к смирению перед Богом. В сравнении с одиночной молитвой, молитва с постом дает нам силу, превосходящую наше разумение. Если мы не молимся с постоянством и периодически не постимся, мы теряем особую привилегию иметь проявление силы Божьей внутри нас. К тому же очень важно поститься и молиться правильно.
Пост должен начинаться с покаяния
Если мы постимся и молимся без понимания самого смысла поста, наш пост и молитва окажутся бессмысленными.
а) Мы должны покаяться в грехе. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мат. 3:2). Если мы искренно хотим поститься и молиться, мы должны прежде всего покаяться в грехе. Иначе наш пост и молитва не будут приняты Господом.
б) Мы должны оставить мирские удовольствия во время поста. Просмотр телевидения, чтение журналов или разговоры с друзьями не приносят пользы посту. Бог желает, чтобы мы были в смирении, а подобные удовольствия могут стать нам помехой.
в) Мы должны полностью сконцентрироваться на Боге. Мы должны отложить все дела во время поста. Это одна из причин, по которой Молитвенная гора является хорошим примером места для проведения поста и молитвы. Это отделенное место, и мы не рискуем быть искушенными похотью плоти, очей и гордостью житейской. Мы можем быть сконцентрированы на Господе всем нашим сердцем.
г) Мы должны прощать других. Мы также должны отречься от таких грехов, как ненависть, гнев, жалоба и ропот. Чудесная сила поста и молитвы никогда не проявится в нас, пока мы не приведем наши сердца в правильное положение перед Богом. Таким образом, чтобы поститься и молиться, находясь в воле Бога, будучи принятым Им, мы должны сделать эти четыре шага: 1) отречься от греха; 2) оставить удовольствия мира; 3) полностью сконцентрироваться на Боге; 4) прощать других.
Цель и сила поста
Многие люди постятся и молятся без понимания цели поста и молитвы. Очень важно знать, почему пост и молитва приносят силу.
а) Пост имеет власть ослаблять узы зла. Дьявол приходит украсть, убить и погубить. Петр предупреждал нас об этом, когда писал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
После избрания двенадцати учеников Иисус повелел им «изгонять бесов» (Мар. 3:15). Мы тоже можем иметь такую же силу изгонять злых и нечистых духов, духов лжи и духов прорицания.
Дьявол — часть духовного мира, — не естественного. Поэтому мы должны бороться посредством силы поста и молитвы.
В Евангелии от Марка в девятой главе мы видим пример проявления силы поста и молитвы. Сойдя с горы Преображения, Иисус, Петр, Иаков и Иоанн вернулись к ученикам, вокруг которых собралась большая толпа людей. Ученики спорили с фарисеями и книжниками об одержимом мальчике. Бессильные ученики оказались в затруднительной ситуации.
Увидев Иисуса, отец мальчика сказал: «Учитель, я привел моего сына, одержимого духом немым. Если можешь, сжалься над нами и помоги». Иисус отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Потом Он запретил нечистому духу, приказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». Нечистый дух оставил мальчика. Ученики были озадачены.
Оставшись наедине с Иисусом, они спросили его: «Почему мы не могли изгнать беса?» Иисус сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
б) Пост имеет силу освобождать от тяжелого бремени. Многие люди обременены плохими привычками и переживаниями. Они не могут освободиться от них, потому что попались в ловушку сатаны.
Даже после раскаяния злые намерения могут зарождаться в голове человека. Нас можно сравнить с вымытой свиньей, которая все равно возвращается валяться в грязи. Только через пост и молитву злые намерения могут полностью 1 оставить нас.
Многие люди страдают от таких зависимостей, как курение, алкоголь или наркотики. От них невозможно получить освобождение только медицинским путем. Только через силу поста и молитвы эти заболевания могут быть полностью исцелены.
в) Пост имеет силу выпустить измученных на свободу. Люди двадцать первого столетия живут в скоростном индустриальном обществе. Ускоренный ход жизни с тревогами и заботами может вызвать сильную депрессию и меланхолию, которые зачастую приводят к умственным расстройствам. Врачи считают, что около шестидесяти процентов всех заболеваний в мире вызваны стрессом.
Не так давно в Корее умственно больной студент зарезал ножом профессора прямо у дверей аудитории. Это яркий пример, насколько остро злонамеренные люди нуждаются в Иисусе Христе, чтобы получить свободу от напряжения и стресса. Ключ к свободе от стресса — пост и молитва. Только тогда наше тело, ум и душа будут полностью свободны от бремени стресса.
Люди, которые постоянно молятся и постятся на Молитвенной горе, общаясь с Господом и исполняясь Святым Духом, способны наслаждаться свободой и миром в Иисусе Христе. И тогда стресс уходит прочь.
г) Пост имеет силу разбивать иго. Наша жизнь полна различных проблем, больших и маленьких. Эти проблемы являются нашим игом. Пост и молитва имеют власть разбить любое иго.
Если вы изучите жизни великих мужчин и женщин Библии, вы увидите, что они постились и молились. Моисей дважды брал сорокадневный пост с молитвой (см. Втор. 9:9, 18). Иисус постился и молился сорок дней и ночей (см. Лук. 4:1, 2). Апостолы Иисуса постились каждый раз, встречаясь с большими трудностями. Пост и молитва ведут нас к победоносной христианской жизни.
Действия, которые должны сопровождать пост и молитву
В Книге пророка Исайи (58:7) написано об определенных действиях, которые должны сопровождать пост и молитву. Недостаточно просто поститься и молиться. Мы должны сопровождать наш пост и молитву особым поведением.
Мы должны разделить свой хлеб с голодными. Если мы безразличны к людям, находящимся в острой нужде, наш пост и молитва становятся неэффективными. Мы должны сделать для этих людей все, что в наших силах.
Мы также должны предоставлять наши дома бездомным. На улицах много людей, которым некуда пойти. У них нет своего дома. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовек» (2 Кор. 9:9). Слишком много людей увлечены лишь собой и своими нуждами. Они пренебрегают и не желают видеть нужды тех, кто находится рядом с ними. Живя победоносной христианской жизнью, мы должны испытывать сострадание к ближним и отвечать на нужды других с большим усердием.
Полноевангельская церковь Йодо ведет разносторонние служения. Наша программа побуждает членов церкви делиться своим материальным имуществом с нуждающимися людьми. Мы оказываем помощь домам престарелых, инвалидам, церквям в сельской местности и некоторым другим организациям. Перед тем, как начать это служение, я открыл свой шкаф и обнаружил несколько костюмов, которые я не носил четыре или пять лет. Хотя я их не носил, но выбросить их было жалко. Таким образом, прежде чем начать служение, я отдал эти костюмы нуждающимся людям. Сейчас, открывая свой шкаф, я каждый раз испытываю приятные чувства. Мы должны делиться одеждой с бедными. Бог неоднократно призывал нас оказывать материальную помощь нашим близким. Когда мы делимся с нуждающимися, наша молитва и пост будут эффективными.
Пророк Исайя также учит нас не пренебрегать самими собой. Мы можем быть настолько поглощены нуждами других, что будем пренебрегать нуждами собственной семьи.
«Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Некоторое время назад один незнакомый человек пришел ко мне в офис и попросил предоставить ему офис в нашей церкви. В ходе нашего разговора я задал ему вопрос о его семье. Он широко улыбнулся и сказал:
— Пастор, вы не должны беспокоиться обо мне. Ради служения Богу я отверг мою жену и детей.
Не скрывая возмущения, я воскликнул:
— Вы отвергли семью? Тогда наша церковь отвергает вас как прокаженного. Пожалуйста, покиньте мой офис.
Как человек может посвятить себя служению Богу, если он не заботится о своей собственной семье и детях? Как он может разбираться с духовными нуждами членов церкви, когда сам не заботится о нуждах своей семьи?
Когда мы постимся и молимся, мы должны быть твердо уверены в том, что восполнили нужды своей семьи. Только тогда наша молитва и пост будут эффективны.
Результаты поста и молитвы
«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: „Вот Я!»» (Ис. 58:8,9). «Тогда откроется как заря свет твой» — ваше понимание Слова Божьего будет обновлено. Вы будете способны понять истину Писания, которую не понимали раньше, до поста и молитвы.
«И исцеление твое скоро возрастет» — вы переживете освобождение от болезней и физических немощей.
«И слава Господня будет сопровождать тебя» — вы будете переживать новые благословения и преуспевание в том, что вы делаете.
«Вот Я!» — вы увидите потрясающие ответы на ваши молитвы.
Пусть Бог обильно благословит вас и откроет вам новую силу и освобождение через эффективную молитву и пост.
Слово о посте
Возлюбленные о Господе братия!
В послании к Евреям св. апостол Павел говорит верующим: »Наставляйте друг друга . ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Евр. 3:13–14 ). » Παρακαλειτε εαυτους « – значит в данном месте: убеждайте друг друга в необходимости сохранить верность Христу, призывайте друг друга неотступно следовать за Ним, просите друг друга не ослабевать в трудах и подвигах ради исполнения Его святых заповедей, – ибо только таким путем возможно для нас действительно облечься »в Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 13:14 ).
Будучи ныне приглашен взойти на эту кафедру, и я почитаю своим долгом исполнить это апостольское увещание и обращаюсь к вам с наставлением о святом воздержании, как чрезвычайно важном способе возгревать наше усердие в подвиге последования Христу.
Почему я избрал эту тему для моего слова к вам? – Этому есть две главные причины. Одна заключается в том, что для спасительной жизни по духу воздержание столь же необходимо, как и любовь, милосердие и вера ( Гал. 5:22–23 ). Вторая состоит в том, что мы уже вступили или готовимся вступить в период внутренней подготовки к празднику Св. Пасхи, которая, согласно древнейшей церковной традиции, требует от нас поста, усиленной молитвы, духовного очищения и вообще разумного воздержания от всего, что может уводить в сторону от пути следования за Христом.
Событие славного Воскресения Христова открыло нам вход в вечное Его царство ( 2Пет. 1:11 ). Слово Божие говорит нам, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все Оживут. Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор. 15:22, 20 ). Но, конечно, невозможно вступить в это царство, не воскреснув духовно, не совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового – по образу Создавшего его ( Кол. 3:9–10 ).
Именно поэтому в самом акте нашего духовного рождения – в таинстве святого крещения – неразрывно сочетаются две вещи: благодатный дар новой жизни во Христе и обещание доброй совести Христу, за нас умершему и воскресшему. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:3–4 ).
Приняв крещение, человек еще не становится достойным вечной жизни. Правда, в нем восстанавливается расположение души к добру, желание жить для Христа. Богословы называют это изменение человека к лучшему первоначальным оправданием. Но праведность, полученная в крещении, может быть и утрачена человеком. Слишком велик соблазн плотской жизни – по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2:8 ). И тот, кто внимателен к себе, кто проверяет свои мысли и поступки, подвергая их на суд слова Божия и своей совести, тот часто, к прискорбию своему, видит, как далек он от христианского идеала святости и чистоты. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов ( 1Ин. 1:8 ).
Конечно, в крещении мы освобождаемся от всякой греховной скверны и получаем благодатную помощь для дальнейшей добродетельной и угодной Богу жизни. Но «если нужно получить царствие,– говорит св. Иоанн Златоуст, – то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в добродетелях» (На посл, к Ефес. Бес. 16:1). – «Для сохранения чистоты нам не достаточно только креститься и уверовать: но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (На Иоан. Бес. 10:3).
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим« ( Ин. 14:23 ). Изъясняя это место, известный русский подвижник XIX века епископ Феофан Затворник писал: «Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщается с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокаивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей,– в ней все еще остаются следы страстей, – неприятный Господу запах греха. Он и не успокаивается в нем, как бы не доверяя ему и еще только изготовляя Себе покойную в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей» (Письма к одному лицу в Петербурге. СПб., 1881, с. 26–27).
Православная Церковь с древнейших времен приготовляет верующих к достойному празднованию Св. Пасхи посредством продолжительного сорокадневного поста, называемого Великим. Самая продолжительность его имеет целью напомнить о том духовном подвиге и борении, в котором пребывал в пустыне искушаемый от диавола Господь наш Иисус Христос ( Мф. 4:2 ). Строгое воздержание в пище имеет целью то же укрепление духовных сил и достижение внутренней сосредоточенности, которой достиг Он – наш Подвигоположник – Своим полным воздержанием от пищи.
По учению Православной Церкви пост есть Божественное установление ( Мф.6:18, 9:15 ), соблюдавшееся святыми апостолами ( 2Кор. 6:5 ) и завещанное Церкви посредством апостольского предания (см. Апостольские Постановления, 5:13: «Да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем»).
Цель поста заключается в создании такого внутреннего настроения души, при котором человек, смиряя себя пред Богом и признавая свою греховность и недостоинство, в то же время делает усилие пресечь свою греховную волю, отрешиться от греховных навыков и решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.
О целях и значении поста в жизни православного христианина ярко говорят песнопения, исполняемые в дни подготовки к Великому посту и отчасти в дни самого поста.
Еще за три недели до начала св. четыредесятницы поется умилительная молитва: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию».
Евангельские чтения о мытаре и фарисее, о блудном сыне – предостерегают верующего от ложного понимания поста и указывают ему путь к посту истинному и полезному для души. Перед самым наступлением четыредесятницы, в так называемое Прощенное воскресенье, совершается трогательный обряд, во время которого верующие испрашивают друг у друга прощение взаимных обид, помня слова Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф. 6:14 ).
В самые дни поста Церковь напоминает постящимся о том, что истинный пост есть не простое воздержание от пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей» (Стихира на стих, в понедельник вечера 1-й седмицы) и «от всякия вещественныя страсти отчуждение» (Стихира на стих, во вторник вечера 1-й седм.).
Но с особенной силой раскрывается сущность поста в трогательной, много раз в день повторяемой молитве св. Ефрема Сирина, где Церковь испрашивает, как дары милости Божией, следующие плоды покаянного настроения и воздержания:
«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Возлюбленные о Господе братия!
У каждой церкви есть свои обычаи. Разнообразными способами выражают они благоговение пред величием Божиим и возбуждают в душе молящихся чувства и настроения, приличные христианину. И в дни, предшествующие светлому празднику Воскресения Христова, различным образом совершается подготовка к достойной его встрече. Но за этим многообразием форм скрывается одно и то же – для всех нас общее, святое и обязательное. Это – желание проверить нашу верность своему Господу, испытать свою совесть, вспомнить: не нарушили ли мы в чем-либо обетов, данных при святом крещении. Это – решимость отказаться от греховных пристрастий, от злых и порочных дел, от всякой вражды и неприязни. Это – смиренная мольба о прощении наших падений и о новом очищении душ наших от всякой греховной скверны, удаляющей от Бога. Это – просьба о помощи в нашем повседневном служении Христу, в исполнении Его заповедей, в борьбе с грехом. Это – наконец, смиренное предание себя милосердию Божию в надежде на то, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» ( 2Кор. 4:14 ), если только не пребудем беспечными в исполнении Его воли.
Пусть же эти святые чувства, желания, стремления и надежды наполняют сердца наши в наступающие предпасхальные недели и дни. Пусть возгорится в нас огонь Божественной любви к нашему Искупителю, друг ко другу и ко всем. Пусть оставленный нашим Спасителем мир приносит свои драгоценные плоды в нашей личной, семейной и общественной жизни, в наших церквах, во всем христианском братстве и во всем мире.
Бог же, богатый милостью ( Еф. 2:4 ), да освятит нас ( 1Сол. 5:23 ), да поможет нам пребыть пред Ним неоскверненными и непорочными ( 2Пет. 3:14 ), соединенными в любви ( Кол. 2:2 ). И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и промышления наши во Христе Иисусе ( Фил. 4:7 ) Господе нашем.
ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 25 по Пятидесятнице
Видео (кликните для воспроизведения). |
Крестильный малый храм
Великое освящение храма
- Главная
- Проповеди священников Сергия Ганьковского и Глеба Козлова
- Воскресные проповеди
- Неделя сыропустная, Прощеное воскресение
- Проповедь «О ПОСТЕ И МОЛИТВЕ.»
Проповедь «О ПОСТЕ И МОЛИТВЕ.»
Неделя сыропустная, Прощеное воскресение
Римлянам, гл. 13, ст. 11 — гл. 14, ст. 4
От Матфея, гл. 6, ст. 14-21
Проповеди священника Сергия Ганьковского
Проповеди священника Глеба Козлова
О ПОСТЕ И МОЛИТВЕ.
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хорошо и уютно человеку с самим собой! Сам себя всегда понимаешь, сам себе всё прощаешь, сам с собой всегда договоришься. Если сам с собой пребываешь в мире, а так бывает, когда совесть спит и не раздражает своими бесконечными уколами, тогда тебе никто не нужен: ни человек, ни Бог. Пребывающий в мире с самим собой более всего на свете ценит покой, ищет покоя и ужасно раздражается, когда домогательства ближних и дальних лишают его этого вожделенного покоя. И, как следствие, любая скорбь, любое испытание, попущенное ему Промыслом Божиим, воспринимается им как трагедия и абсолютное зло. Святые Отцы называли это привычное состояние души падшего человека «самостью» и почитали его самым главным препятствием на пути к Богу, в Царство Небесное. И понятно – почему: целью жизни живущего только для себя человека является самосозерцание, а не созерцание Бога, и ищет такой человек не правду Божию, а лишь свою собственную правду. Совершенно то же произошло когда-то и с Адамом. Стоило только ему, обитавшему в Раю, то есть в месте, где и совершается самое полное, самое радостное богообщение, стоило только ему, совращённому сатанинскими посулами, заняться собой самим, как Рай перестал быть для него Раем, а сделался землёй скорби, поросшей «тернием и волчцами» (Быт.3.18).
На самом деле, живя в мире, сотворённом Богом, если и стоит, что созерцать, чем восхищаться, что боготворить, что постигать всеми силами души своей, так это Его – Творца и Причину мира. Если Он действительно Творец и Причина, в чём мы, христиане, сомневаться не можем, то всё остальное по отношению к Нему – вещи с неизбежностью вторичные. Познавать Бога мы можем разными способами, но обязательно – отвлекаясь от самих себя, отказываясь от самосозерцания, жертвуя собой, своим временем, своим покоем для этого воистину важнейшего дела жизни.
Грехопадение Адама совершилось, когда он заменил данные Богом цели и приоритеты жизни теми, которые лукаво нашёптывал ему змей-искуситель. После этого все силы падшей души человека устремились не к Богу, а к самому себе. В повседневной жизни эта смена стремлений выразилась очень просто: сначала я думаю о еде, о работе, о своём положении в обществе и о прочих столь же «важных» предметах, а если время останется – тогда можно и помолиться или в церковь пойти. Потому-то и трудно нам совершать молитву, потому-то и находим мы всякий раз важные причины для того, чтобы оставаться с чем угодно: со своими мыслями, с выдуманными страстями телесериалов, с домашними хлопотами, с интересными книжками, – только не с Богом! Однако память сердца, память души, которую не способны истребить в человеческом существе никакие грехи, всё-таки вновь и вновь возвращает нас и мыслями, и надеждой, и упованием на нашу духовную родину, в дом нашего Отца.
Для того-то мы и постимся, для того и ограничиваем себя в естественном, положенном нам «по закону», для того и отказываемся от безусловно необходимого телу, чтобы доказать прежде всего самим себе, что мы – не только и не столько «тело»! Нет в мясе никакого греха. И уж тем более нет никакого греха, например, в молоке. Просто нам необходимо доказать себе, объяснить себе на живом и непосредственно нас самих касающемся примере, что мы не пище принадлежим, а чему-то большему, чему-то иному. Вот мы и молимся, вот мы и постимся, вот мы и боремся со своими собственными привычками и страстями. Боремся и тем самым медленно, но верно начинаем отвыкать от «земли», от «плоти и крови», которые «Царства Божия не наследуют» (1.Кор.15.50), и прилепляться к Небу. А если мы прилепляемся к Небу, то это значит, что мы можем стать – Божьими. Сначала – наёмниками, потом – слугами и рабами, а там, если повезёт, – свободными и святыми Сынами Царства и Света. Аминь.
Поучение в пятую неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою
«Благо , – говорил архангел Рафаил Товитам, – молитва с постом, милостынею и правдою» ( Тов. 12:8 ). Великое благо – такой пост! Благо он для грешников как единственная дверь для исшествия из плотского состояния, для вступления в спасительную пажить покаяния и для неисходного пребывания в этой спасительной пажити. Великое благо он – не для одних грешников: великое благо он – для праведников, великое оружие в руках их. Во все время земного странствования они не покидают его, им удерживают себя в чистоте и святыне. Пост свой они основывают на милости; пост свой они полагают в основание молитве; молитвою веры ( Иак. 5:15 ) приемлют все просимое ими ( Мк. 11:24 ).
И повсюду Святый Дух законополагает соединение поста с молитвою. «Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим , – взывает Господь к грешникам устами другого пророка, увещевая и ободряя их к покаянию, – в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу» ( Иоиль 2:12–15 ). Опыт силы поста и молитвы показали кающиеся Ниневитяне. Уже изречено было Богом определение на них, уже оно возвещено было им пророком Ионою; уже пророк, удалившись за город, пристально смотрел на город и ежечасно ожидал сбытия грозного пророчества. Но Ниневитяне прибегли к покаянию, доказывая неподдельность покаяния оставлением лукавых деяний, усиленным постом, усиленною молитвою, – «и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори» ( Ион. 3:10 ). В Новом Завете Господь возвестил, что пост соделается общим подвигом всех учеников Его, «егда отъят будет от них небесный жених» – Господь, вознесением на небо ( Лк. 5:35 ). И как ученикам Господа Иисуса не поститься на земле, как не плакать на ней, как не облачаться в одежду печали, когда Сокровище их, единственное Сокровище, далеко от них, когда путь к Нему преисполнен трудностей, – наветуется ужасными и по числу и по злобе разбойниками!
Возлюбленные братия! Познав значение и силу духовных оружий – милостыни, поста и молитвы, поспешим препоясаться этими оружиями. Стяжем милость, облечемся в благость, по наставлению и убеждению апостола ( Кол. 3:12 ). Отличительною чертою характера нашего, постоянною отличительною чертою поведения нашего да будет милосердие 70 . Вне милости не будем искать правды 71 .
Проповедь о посте
Отцы Церкви охарактеризовали пост как средство молитвы, говоря: «Первое вещество молитвы есть голод». Моисей, держа многодневный пост, увидел на горе Бога лицом к Лицу и разговаривал с Ним, подобно тому, как обычный человек разговаривает со своим другом. Постясь, пророк Илия увидел Бога в веянии тихого ветра, а также удостоился того, чтобы вознестись над землёй, ясно прообразуй тем самым Вознесение Господа Иисуса Христа от земли на Небо. Сам Христос, постясь в пустыне, победил общего искусителя, разрушил его направленную против людей силу и сокрушил его злое владычество, освободив человека.
Видите ли, каковы дарования поста? Видите ли, приятия сколь великих благ удостаивается посредством поста человек? Даже противоположные воздержанию страсти, то есть ненасытность и развращённость, ясно показывают пользу, которую пост приносит человеку. Наслаждение – это причина не только греха, но и нечестия. И наоборот, пост и воздержание помогают не только в добродетели, но и в богопочитании, которое должно быть постоянно рядом с постом и воздержанием. Когда человек насыщается сверх меры, это мешает его душе печаловаться по Богу о своих грехах и находиться в умилении, которое помогает твёрдому покаянию, необходимому для спасения. Ведь без сокрушенного сердца невозможно покаяться по-настоящему. Сокрушает же сердце и заставляет скорбеть о своих грехах ограничение себя в пище и сне, а также очищение чувств.
Богач, о котором повествует Христос в Евангелии, говорил себе так: «У тебя много добра, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:16–21 ). Этими словами он соделал себя не только достойным вечного наказания, но и недостойным даже сей земной жизни. Давайте же, братья, говорить себе противоположные слова: «Будем воздерживаться и поститься, бодрствовать и быть собранными, смиряться и злострадать ради нашего спасения».
Постясь и молясь, давайте уберём из нашей души всё злое, что мы имеем против кого-то. Давайте без остатка отдадим себя любви. Постараемся как можно лучше понять друг друга. Воодушевимся любовью и благоделанием, говоря друг о друге доброе. Будем размышлять только о добром пред Богом и людьми. Тогда наш пост будет безукоризнен и достоин похвалы пред Богом, а наши прошения Ему во время поста станут Ему благоприятны.
Диавол зачастую всеми силами пытается сделать наш пост бесполезным, внушая нам быть эгоистичными, пытаясь сделать нас подобными евангельскому фарисею, который, хотя и постился, и молился, оказался без Божественной помощи. Давайте же будем молиться и поститься с сокрушенным сердцем, зная о том, что всякий гордец нечист и Господь его не принимает. Давайте признавать за собой долг перед Господом за Его многие и великие благодеяния. Тогда наш пост станет по-настоящему чистым и богоугодным. Если мы будем держать именно такой пост: духовный и телесный – и при этом молиться, то в нас погаснет пламя плотской похоти, гнев приручится подобно льву, и мы сможем наступать на всю силу вражию.
Пост дарует очень многое. Любая иная добродетель, например молитва, кротость или целомудрие, украшает либо душу, либо тело. Пост же и воздержание укрощает восстания телесные. Он угашает бешенство гнева и похоти, делает мысль чистой и безоблачной, поскольку очищает её от испарений, которые происходят от множества пищи, и от тяжести, которую она вызывает. Постом и воздержанием смиряется внешний человек, тогда как одновременно обновляется человек внутренний. Где-то сказано: «Толстое брюхо не рождает тонкого ума». Когда живот посредством поста и воздержания, становится тонким, то ум тоже не может не утончиться. Пост и воздержание – двойная ограда, и тот, кто живёт в посте и воздержании, наслаждается обильным миром. Итак, устремляясь к этим добродетелям, будем избегать чревоугодия, возлюбим воздержание и облобызаем наступившие постные дни. Пост делает слух тела чутким по отношению к душе, он очищает мысли. И тогда человек с любовью поспешает к Богу. Апостол Павел говорит о себе, что в голоде и жажде, в посте он провёл много времени.
Для тебя, брат, пост не длится бесконечно. Ты воздерживаешься от пищи и воды лишь до захода солнца 2 . Так разве пост в определённые Церковью дни не под силу почти каждому человеку – в меру его собственных сил? Или же ты жалеешь свою плоть и избегаешь поста, полагая, что он приводит к истощению? Нет, на самом деле пост приводит к противоположному результату. Насыщение, по природе своей, вызывает боль в суставах, много иных заболеваний происходят от невоздержанного питания, человек, злоупотребляющий пищей, чувствует себя очень плохо. А вот пост, напротив, родитель здоровья. Чревоугодник же разрушает своё тело, делая его слабым и болезненным.
В невоздержании участвуют все чувства. Давайте же будем поститься всеми чувствами. Если ты постишься, воздерживаясь от скоромных яств, то будь внимателен и к помыслам, появляющимся в глубине твоей души, к любопытству и недоброжелательству. Пусть твой слух будет закрыт для осуждений других людей и разного рода злошептаний. Ведь иначе злоба, которую ты избегаешь, ограничивая воздержанием одно чувство, может проникнуть тебе в душу через чувство другое. Мы состоим из души и тела. Истинный пост тот, в котором участвуют все чувства, который очищает и исцеляет всего человека. Исцеление души постом, братия, поистине человеколюбивое дело. Потому-то отцы Церкви и побуждают нас к посту в эти священные дни.
Во время поста на постящихся нападают злобные видимые и невидимые звери. Откровенно нападает желание пищи и телесного наслаждения. Тайно нападают тщеславие, гордыня и лицемерие. Пост и невоздержание находятся по отношению друг к другу в таком же положении, как жизнь и смерть. Пост есть заповедь жизни, и эта заповедь была дана ещё первому человеку. Бог заповедал Адаму поститься в раю, для того чтобы сохранить жизнь и Божественную благодать, данную ему от Бога. Диавол, желая вытолкнуть Адама и Еву из жизни и сделать их чуждыми Божественной благодати, лукавым образом нашёптывает совет не воздерживаться. Бог не создал смерти, Он не получает удовольствия от того, что гибнут люди. Итак, кто хочет обрести жизнь и благодать от Бога? Пусть такой человек избегает смертоносного невоздержания и прибегает к боготворящему посту и воздержанию, чтобы вновь, радуясь, вернуться в рай.
Сорок дней постясь на горе, святой пророк Моисей воспарил на высоты боговидения и принял от Бога скрижали богочестия. И в это самое время еврейский народ, пируя и напиваясь под горой, ниспав в нечестие, сотворил идола-тельца по образу египетского бога Аписа. И если бы Моисей не оказался ходатаем к Богу за свой народ, то Бог нисколько не пожалел бы его соплеменников. Поэтому, если мы тоже нуждаемся в милости Божией, то не будем напиваться и отяжелять себя пресыщением, поскольку за этим последует блуд и нечестие. И боговидец Илия тоже предварительно очищал себя постом.
Давайте же убоимся того, что и мы, предавшись чревоугодию, отпадём от благословения Божия. Давайте предадим себя истинному посту. Господь наш Иисус Христос восприяв плоть, став ради нас Человеком и постясь, явил нам способ, которым одерживается победа над диаволом. Так он победил искусителя, который всяческими способами воздвигался против него. Своим ученикам Господь так сказал о бесе немом и глухом: «Сей род не исходит иначе, кроме как молитвой и постом» ( Мф. 17:21 ). Не будем же увлекаться ненасыщаемостью чрева и наслаждением гортани. Будем отставлять от себя пищу, ещё не наевшись. Пусть человек питается тем, что у него есть, согласно со своей немощью, не прибавляя к необходимому излишества. Пусть человек довольствуется пищей, уклоняясь от наслаждения, довольствуется соразмерностью, уклоняясь от невоздержания и злоупотреблений. Цель, ради которой среди христиан был установлен пост – очищение души.
Если у тебя есть возможность, то отдавай избыток своей пищи для утешения малоимущим. Ведь ныне ты питаешь себя с воздержанием, не откладывай же избытки на завтра. Насыти того, кто голоден. Присовокупи к посту усиленную молитву. Святые больше всех остальных добродетелей упражнялись в молитве и посте. Когда все члены нашего тела злострадают в посте, они в один голос воззовут ко Господу в молитве. И справедливым образом эта молитва станет благоприятна пред Богом, Который по справедливости воздаст тому, кто по собственному произволению предаёт себя труду поста.
Церковный устав в постные дни предписывает не только воздержание от скоромной пищи, но и вкушение постной не ранее определённого часа
Испытайте силу молитвы и поста
О посте и молитве
Постараемся ответить на вопросы:
• Что такое пост?
• Цель поста?
• Кем и для кого установлен пост?
Можно начать с чтения с книги Исход 19:10; и 14-15: «Бог сказал Моисею: пойди к народу и освяти его, пусть вымоют одежды свои. и проведи черту со всех сторон и скажи: «берегитесь прикасаться к подошве горы, и воздержаться от физической близости с женами».
Бог дал народу наглядный урок. Никто не должен восходить на гору Почему? Потому что Бог свят, а народ грешен! Грех разделил народ с Богом. Вот для чего была проведена черта: «берегитесь прикасаться к горе».
Цель Бога: Вести народ в обетованную землю; приблизить его к Себе и сделать его нравственно чистым.
Для этого Бог дал Израильскому народу постановление об очищении:
«Да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте. Ибо сей день очищает вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чистыми пред лицем Господним» Лев 16:29-30
Как происходило очищение от греха? Чтение из книги Лечит 16:21-24
В этот день, 10 июля, народ находился в стане и знал, что священник приносит жертвы за грех:
• На голову живого козла священник возлагал руки и исповедал все беззакония, все преступления и грехи сынов Израилевых и отпускал козла с нарочным человеком в пустыню, где он там погибал.
• Второе жертвенное животное приносилось во всесожжение за священника и за народ. Кровью его окроплялся жертвенник, скиния, святое святых, народ очищались этой кровью.
«И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов »- Лев 16:33-34.
Пост — это день очищения избранного Богом народа от их грехов и беззаконий.
Пост — это день общения с Богом – Флп. 4:6 -7.
Цель поста: достичь внутреннего смирения избранного народа пеерд Богом. Видя святость Бога и свою греховность, человек смирялся.
Кем, когда и для кого установлен пост? Пост был установлен Богом для народа Израиля, избранного народа, чтобы очистить его, приблизить к живому Богу и научить поклоняться Ему.
Какое постановление дано нам? Мы тоже избранный Богом народ. Мы тоже находились в плену греха, в духовном Египте, и Бог вывел нас на свободу и ведет в Царство Небесное.
Мы тоже имеем вечное постановление – заповедь Господа Иисуса Христа о Вечере Господней. Принимая Вечерю, мы вспоминаем страдания Христа, доколе Он придет.
• Один раз в месяц объявляется пост и молитва для всех членов церкви.
• Это день нашего очищения от греха и освящения.
Как происходят наше очищение и освящение?
В Ветхом Завете для очищения и освящения народа приносились жертвы козлов и тельцов. В Новом Завете мы имеем очищение в Крови Христа.
Напомним тексты из Евангелия «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Ин 3:16. Иисус Христос пришел на землю, чтобы умереть за наши грехи и беззакония. «Наказания мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились!» — Ис. 53:5.
Христос есть жертва искупления и очищения Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха»- I Ин. 1:7,9.
Пост и молитва направлены на исследование нашего духовного состояния перед Богом.
Ответим на следующие вопросы:
• Что мешает мне быть ближе к Богу?
• Какой грех постоянно нарушает мой внутренний мир и мир с Богом?
Чтение из первого послания к Коринфянам 11:28: «Да испытывает же себя человек и таким образом ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
Каким образом испытывать себя? «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно. спасешь себя и слушающих тебя» — 1 Тим 4:16.
Зададим каждый себе вопрос: Как я пощусь? Что есть пост для меня?
Из практики известно, что для одних пост — это голодание; для других — это путь к примирению с тем, кого он обидел.
Если мы не испытываем себя; не вникаем в Слово Божье, то это влечет за собой последствия. «Оттого многие из вас немощны, и больны, и немало умирают» духовно и физически — 1 Кор.11, 30 .
В свое время народ Израильский задавал вопрос Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Ис. 58:3а. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко от Меня»- Ис. 29:13.
Бог не отвечал на молитвы Своего народа, так как он ушел от Него поклоняться другим богам. Избранный Богом народ оставил истинного Бога, забыл об очищении и освящении. Пост для них стал обрядом, он совершался внешне, для вида. Постясь, они продолжали делать зло, жить по своей воле, не прекращали ссоры, распри и ропот. Потому Бог не отвечал на их молитвы.
Дорогие сестры! Как постимся мы? Не похожи ли и мы на Израильский народ?
Мы можем поститься, молиться, ходить в дом Божий. Но, закончив пост, продолжаем жить такой же греховной жизнью, как жили до этого.
И в результате наши проблемы остаются годами не решенными. И мы тоже задаем Богу вопрос: «Почему Ты видишь наши проблемы и не отвечаешь нам?»
Какой смысл, вкладываем мы в пост и молитву? Что такое пост и молитва для меня лично? Ответим для себя на эти вопросы.
Пение гимна «Научи меня, Боже, молиться». ПВ 23 . Пропойте этот гимн, вникая в его смысл.
Пост, который избрал Господь
Пост и молитва должны совершаться, прежде всего, лично за себя, за свое духовное состояние с тем, чтобы приблизиться к Богу.
«Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой в пустыне,… чтобы испытать тебя, чтобы смирить тебя и узнать что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет?» — Вт 8:2.
Вспомните свой путь следования за Богом. Какие испытания встретились в вашей жизни, как ваше сердце смирялось перед Богом? Какие заповеди вы храните в сердце своем?
Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. Заповеди и повеления Божии обращены к нам.
«Вы – свет мира» — Мф 5:14 Мы являемся светом мира, когда любим ближнего своего и наших врагов, любим братьев и сестер по вере; когда на зло отвечаем добром и исполняем многие другие заповеди.
Пост я молитва нужны для того, чтобы исполнить заповеди Божии, увидеть свое состояние перед Богом, и черпать у Него силы, чтобы побеждать грех, потому что грех имеет природу сатаны.
«Вот пост, который Я избрал: разрешите оковы неправды, развяжите узы ярма и угнетенных отпустите на свободу, и расторгните всякое ярмо» — Ис.58:6-7.
• Разрешите оковы неправды. Бог ждал от избранного народа покаяния в том, что их сердце далеко отстояло от Него, они были связаны узами греха и роптали на Бога.
Не будем судить своих неверующих детей, мужей, родственников за то, что они живут греховной жизнью; не станем роптать, как нам трудно жить с ними.
Мы судим их неправедным судом, так как сами живем неправедной жизнью, не являемся для них светом, а, напротив, заковываем их в оковы неправды.
• Развяжите узы ярма и угнетенных отпустите на свободу.
Скольких родных и близких мы раним своим языком! Всегда ли просим прощения у них? Сколько людей причиняют нам раны? Всегда ли мы прощаем? Ярмо непрощения мы вешаем друг на друга.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой, пойди и примирись с братом твоим»- Мф. 5:23-24.
Прощать нелегко. Нелегко просить прощение. Путь к прощению — это борьба! И мы должны побеждать этот грех, иначе у нас не будет радости, не будет свободы, и мы останемся в узах ярма.
Путь к радости и свободе лежит через покаяние, прощение наших обидчиков и смирение перед Богом.
Вот пост, который хочет видеть Бог! Вот молитвы, которые желает Он слышать от нас!
Победа над грехом совершается через пост и молитву. И если мы вступим на этот путь, то Бог дарует нам силу противостать всем козням дьявола.
«Тогда откроется, как заря свет твой, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» — Ис. 58:8.
Христос будет виден в нас и прославлен через нас. Исцеление наше скоро придет. Мы будем возрастать духовно, и к нам возвратится физическое здоровье.
• Правда твоя пойдет пред тобою, Мы получим оправдание свыше от
Бога, и в таком состоянии сможем «просить, и будет дано нам».
Божие благословение будет сопровождать нас и наши семьи.
Программа молитвы и поста
С чего начать пост и молитву?
Начните с чтения Слова Божия и молитвы за 2-3 дня до проведения поста, чтобы Господь помог вам избрать свободный от работы и от житейских забот день.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» — Мф. 6:6. «Но Он (Христос) уходил в пустынные места и молился» -Лк. 5:16.
Просите Бога подготовить вас к посту.
• Назначьте день, в который не будет делать никакую работу, заранее приготовьте все необходимое для семьи ( еду и прочее).
• Приготовьте место, комнату, в которой вы будете молиться, никому не мешая; отделитесь от окружающего мира, чтобы ничто вас не отвлекало. Отключите телефон.
Что касается пищи, то это дело лично каждого молящегося. Если здоровье не позволяет полностью отказаться от еды, то подкрепляйтесь постной пищей в небольших количествах во время поста.
Время начала поста. Желательно начать пост и молитву рано утром, по возможности в 6 -7 часов.
Молитва благословения. Попросите, чтобы Бог дал вам понимание Слова при чтении Библии, защитил вас и вашу семью от духов злобы поднебесных.
Чтение Слова Божия. Прочитайте отрывки из Библии: Бытие 27:26-40, затем Псалмы: Пс.3:4-6,9, Пс.120:1-8, Пс. 107:14, Пс.17:32-35,40, Пс.139:7-9,11
Помолитесь своими словами, следуя тексту Псалмов. Совершите молитву благословения, пение ИВ 7, 1С.
Прославление и благодарение Господа. Подберите хвалебные Псалмы и другие тексты Писания. Например: Псалмы 22; 83:2-3;5; 8:2-8; 13:2-15 и другие.
Совершите молитву прославления и благодарения, пение ПВ 726, 789, 99, 109.
Исповедание. Прочитайте отрывки из Евангелия Мф. 5:23-24, послания Иакова 3 глава. Проверьте свое сердце. Ведь от избытка сердца говорят уста. Наши уста — это барометр нашего сердца. Тексты для чтения из книги Притчей: 13:3; 11:12; 16:28 и Псалом 50:3-21.
Помолитесь о том грехе, который постоянно препятствует вам иметь мир в сердце и удаляет вас от Бога. От всего сердца совершите молитву покаяния. Пение ПВ 41, 45
Исследуйте Писание. Можно выбрать любую книгу из Библии и читать ее по главам.
Например, послание Иакова 1 глава. Прочитав главу, выберите в одном- двух стихах законченную мысль и размышляйте над тем, что говорит Бог, как этот стих касается вашей жизни. Есть ли в нем поучение? Наставление? Укрепление в вере? И т.д.
Помолитесь и поблагодарите Бога за эти открытия.
Перерыв на отдых. Если вы устали, сделайте перерыв на полчаса. Немощные молящиеся могут, подкрепиться пищей. Например: один стакан чая и кусочек хлеба, или один стакан сока или кефира. Можно принять душ или умыться холодной водой. Чувствуйте себя свободно в выборе отдыха. Сделайте зарядку, если есть потребность в движениях.
Для начинающих это духовное упражнение можно сократить время общения с Богом до четырех часов. Для тех, кто регулярно постится, время молитвы длится восемь и более часов, по вашему усмотрению.
Молитва ходатайства. «Прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков» — 1 Тим 2:1.
Приступайте к молитве о нуждах других. Заранее приготовьте список нужд, о чем и о ком вы желаете молиться.
Продолжайте чтение из послания Иакова 2 глава, исследуйте эту главу и подберите стих, отвечающий вашей нужде, чтобы применить его в молитве.
Можете вспомнить другие стихи из Писания и использовать их в ходатайственной молитве
Прочитайте из послания к Ефессянам 6:10-18, чтобы понять, где и у Кого черпать силы в молитве. Вы вступаете в духовную борьбу. Ваше оружие описано в стихах 14, 16, 17и 18.
Молитесь после каждой нужды и прославляйте Господа пением.
Завершение поста и молитвы. Закончите пост и молитву прославлением Господа. Поблагодарите Его за время общения с Ним.
Молитва и пение ПВ 84, 1827.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Испытаем силу молитвы и поста! Да благословит вас Господь!
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.