Содержание
Молитва и Крестное знамение
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
В настоящее время некоторые добровольно уже принимают печать антихриста на челе и на десной руке, потому что ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крестным знамением; сперва поступают так в обществе и ради человекоугодия, а потом от обычая не полагают на себя крестного знамения и дома перед вкушением пищи и пития и в других случаях, чем сотворяют радость велию врагам душевным, для которых они, будучи не ограждены силою креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем (прп. Амвросий, 1).
Крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святой Троицы, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», или с именем Единого от Троицы, нас ради вочеловечшегося и волею распеншегося, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» (прп. Амвросий, 1).
Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей 152 и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей (прп. Амвросий, 1).
Любил один лишнее выпивать. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водки и предлагает выпить. Но вот заблудившийся предварительно по своей привычке осенил себя крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышался лай собаки. Придя в себя, он увидел, что забрел в какое-то болото и находится в весьма опасном месте, и, если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда (прп. Амвросий, 2, ч. 1).
Советую вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т.е. ограждать себя крестным знамением и при ястии, и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякого дела, ибо крестом ограждаемые врагу бывают страшны, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т.е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут или подумают о нас (прп. Антоний, 20).
Утром и вечером весь скит приходит к игумену, и он всех благословляет. Великое значение имеет крестное знамение: никто не знает, что породит наступающая ночь, а потому так важно оградиться силой Честного и Животворящего Креста (прп. Варсонофий, 20).
Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами – слова Иисусовой молитвы (прп. Варсонофий, 20).
Великое имеем мы, верующие, оружие – это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беспомощны: это все равно как если бы человек совершенно безоружный ночью отправился в дремучий лес, – да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защититься ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово страшны для врагов Христа, нас спасут от лукавых сетей диавольских (прп. Варсонофий, 20).
Что-то мрачное, ужасное грядет в мир. Человек остается даже как бы беззащитным; настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Все эти забастовщики. Даже внушается самоубийство и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамения. Никто не согласится сотворить молитву Иисусову да крестное знамение: «Это такие археологические древности, совершенно отжившие свой век, ведь мы. » (прп. Варсонофий, 32).
Крестное знамение
Кре́стное зна́мение – осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.
Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.
«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.
Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.
Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).
Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).
В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».
Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).
Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий
Молитва. Крестное знамение и поклоны
Прежде чем начать молиться, надо успокоиться и сосредоточиться на Божественном, только после этого произносить слова молитвы. Можно прежде поставить свечи перед иконами святых, к которым будет обращена молитва.
Молитву надо совершать тихо, не мешая другим молящимся. Для этого надо выбрать удобное место, где другие прихожане не помешают сосредоточиться на общении с Богом и святыми Его. Не следует вытеснять других верующих с их мест перед иконами, лучше подождать, пока они уйдут, или выбрать другое место. Молиться можно не только по собственной нужде, но и принимая участие в богослужении, во время которого есть время как для личной, так и для общей молитвы.
Даже не говоря ни слова и не понимая языка, на котором проводится богослужение (в православных храмах служба проводится на старославянском языке), все равно можно почувствовать свою причастность ко всему происходящему в церкви. Это помогает внутренне настраиваться на духовные размышления.
Когда мысли во время богослужения невольно рассеиваются, рекомендуется читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Крестное знамение и поклоны
Православному христианину, пришедшему в церковь, следует знать, когда и как нужно совершать крестное знамение. Практика показывает, что очень многие выполняют его неправильно.
Крестное знамение выражает веру человека в Иисуса Христа как своего Спасителя. Вера во Христа означает любовь к Нему и исполнение Его святой воли в своей жизни. Именно такая вера спасает от власти зла. «Крест есть орудие и знамя победы Христовой над грехом и смертью», – сказано в Законе Божием. Поэтому именно крест стал знаком, принятым христианами для исповедания своей веры.
Первые три пальца, сложенные вместе, выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как в единосущную Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, означают Христа во время Его сошествия на землю, когда в нем были соединены две сущности – божественная и человеческая.
Таким образом, само крестное знамение, как и крест, носимый на шее, не приносит освобождения или спасения, их нельзя использовать как талисманы или защиту от злобных демонических проявлений этого мира. По православному вероучению, только истинная вера может спасать. Крестное же знамение – только видимое проявление этой веры.
Православные осеняют себя крестным знамением следующим образом: большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе концами, а безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
Осеняя себя крестным знамением, надо приложить сложенные пальцы сначала ко лбу (для освящения ума), затем к животу (для освящения внутренних чувств), после чего к правому и левому плечам (для освящения телесной, физической силы). Раньше допускалось делать нижний конец креста на груди, а не на животе. Однако таким образом крест получается перевернутым, что в настоящее время является символом сатанистов.
Опустив руку, следует поклониться, так как, изобразив на себе Голгофский крест, верующий обязательно выразит свое поклонение совершившему на нем подвиг Христу. Нельзя делать поклон одновременно с крестным знамением.
Креститься нужно только правой рукой.
Крестное знамение следует стараться совершать правильно. При этом не надо спешить, иначе получится простое махание рукой, что выглядит не очень хорошо и может быть воспринято другими верующими как кощунство.
Поклоны верующий совершает в знак смирения перед Богом. Поклоны бывают поясные и земные. Во время поясных поклонов кланяются до пояса, а во время земных верующий становится на колени и касается головой земли.
Крестное знамение совершается обычно в следующих случаях:
Видео (кликните для воспроизведения). |
– при приближении ко всему святому (при входе в храм, прикладывании ко кресту или иконе и т. п.);
– в начале, во время и в конце любой молитвы;
– в начале утрени;
– когда священник возглашает: «Благословен Бог»;
– при вознесении имени Пресвятой Троицы, например: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…»;
– во время возношения имени Пресвятой Богородицы;
– во время молитвы «Честнейшую»;
– когда произнесено имя святого дня на отпусте;
– в ключевые моменты богослужения, например, при возгласе «Твоя от Твоих» и т. п.
Если крестное знамение совершается не во время молитвы, следует при этом говорить про себя: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Молитва и Крестное знамение
КРАТКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ МИРЯН
[[ 1.Есть поклоны начальные. 2.Молитвы начальные. 3.Молитва вечерняя. 4.Помянник о живых. 5.Об усопших. 6.Окончание молитвы.
Сильно занятому человеку следует, по благословению преподобномученника Макария Каневского прочитать одну молитву . Если же имеешь времени несколько больше, то, по благословению преподобного Серафима Саровского чудотворца-прочитай три раза, , три раза и один раз. Всем малозанятым людям и ревнующим о стяжании (приобретении) духа молитвы усердно советуем выполнять Оптинское правило Пятисотницы-нижепомещённое. Ставши на молитвы, положи с начала , затем читай и после , (Пс.50) и — произнеси не спешно сто молитв Иисусовых: , из них: 10 молитв с земными поклонами, 20 Молитв с поясными поклонами и 70 без поклонов, стоя прямо. Вставши начинай тем же порядком вторую и третью сотню молитв Иисусовых. также и четвёртую. Пятую сотню раздели на две части, а именно: 50 молитв Ангелу-Хранителю: , из них: 5 молитв с земными поклонами, 10 с поясными и 35 без поклонов, в конце с земным поклоном молитву: . Таким же порядком, как святому Ангелу-Хранителю, произнеси остальные 50 молитв всем святым: (5 земных поклонов, 10 поясных, 35 стоя) и опять молитва: с земным поклоном. (Стр.106).
МОЛИТВА ЦЕРКОВНАЯ И СВЯТОЙ ХРАМ
Молитва домашняя, или частная совершается у себя в комнате (Мтф.6:6), а молитва церковная в доме Божием, в храме, и поэтому нужно сказать, что насколько храм выше и святее частного жилого дома, настолько и молитва церковная выше, превосходнее домашней. Можно сказать, что в храме одна молитва имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Проходя, или проезжая мимо храма, обязан снять шапку, фуражку и перекреститься, творя молитву. Работать в праздничные дни запрещается, исключая тех случаев, когда работа обращается не в житейское занятие. (стр.57,68).
КРЕСТ И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
[[ Изречение: «что в храме одна молитва имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому», просто не поддается никакому толкованию. Неужели для Господа важно где я молюсь? «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Ин.4:20-21. Разве после такого ответа нашего Господа, можно утверждать, что для него важно место молитвы? И как я могу снять фуражку перед храмом, разве камни, и все что находиться внутри имеет для Господа значение? Не призвал ли нас Бог молиться непрестанно (1Фес.5:17)? Новозаветная молитва не зависит от места и времени!
А молитвенники, которые продаются в церквях, разве это не является тем же уничижением? Представьте, что вы встретившись со своей любимой девушкой, прочитали бы ей наизусть целую поэму. И на каждой встречи вы рассказывали бы ей эту же поэму. Вы этого никогда не сделаете, ибо девушка просто уйдет от вас. Она захочет услышать слова из вашего сердца, а не заученные наизусть. Она просто отвернется от вас, если вы, желая признаться ей в любви, начали бы искать бумажку, и с той бумажки вы бы прочитали признание Михая Еминеску в любви к Веронике Микле. В этих молитвенниках не ваши слова, а чужие, не исходящие из вашего сердца. Вы хотите говорить с Богом по шпаргалке? Разве, когда ваш сын приходит домой, вы хотите, чтобы он вам зачитывал просьбы других детей, записанные в его блокноте? Нет! Вы вырвите у него блокнот и будете говорить с ним не по шпаргалке, а смотря ему в глаза. Почему же люди так издеваются над Богом? Только потому, что они не верят Ему, не верят, что отношения с Ним, могут сложиться как в любящей семье! Они не читают Его Книгу, в которой Он раскрывает Свою волю, а читают деяния отцов и их молитвы. Благослови вас Бог иметь с Ним общение, как с любящим Отцом.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Мтф.6:7-8. Не обращается ли Господь сегодня такими же словами к тем, которые по 50 раз творят одну молитву, не исходящую из сердца, а выученную наизусть? Разве Господь глухой? Или мы его делаем таким, сводя его к магическим произношениям? Знает ли Отец, чего я хочу? Знает! Но Он хочет, чтобы я с ним поговорил как с Отцом, а не вращал рукой вокруг своего тела и вел себя как испорченная пластинка. С кем на земле мы поведем себя так как ведем себя перед Богом?
Крестное знамение возникло как видимый знак, напоминающий о крестной смерти Христа, но уже в начале третьего века Тертулиан с горечью констатирует, что многие употребляют этот знак механически, забывая о его сути. В настоящее время крестное знамение приобрело характер молитвы. Считается, что достаточно осенить себя и пищу крестным знамением, и молитву над пищей можно не совершать. Никакого богословского обоснования такого поведения нет. Поэтому, хотя само по себе крестное знамение не является грехом, но своим применением многих склоняет ко греху. Поэтому, и в этом лучше не уклоняться от евангельской истины, требующей поклонения Богу в «духе и истине» (Ин.4,23), т.е. поклонения, не связанного с местом, временем и видимыми материальными знаками (иконами, крестным знамением и т.д.), которые призваны играть посредническую роль, но на деле отвлекают от истинного богопоклонения. Совершенно излишне, с точки зрения Священного Писания, крестное знамение, которое широко употребляется в православии. Ап. Павел свидетельствует, что Бог «не требует служения рук человеческих» (Д.А.17,25).
[[ «. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» 4Цар.18:4. (Чем отличаются православные от сынов Израилевых? Господь сделал чудо в Израиле посредством медного змея, а евреи впали в грех, кланяясь ему. Господь сделал чудо посредством крестной смерти, а мы повторяем ошибку тысячелетней давности.) Этот стих Священного Писания веками является свидетельством того, как люди чтят предметы, посредством которых Бог оказал в их жизни сверхъестественную помощь. Этот стих Писания говорит как против крестов на перекрестках улиц, также против всех икон и крестиков! Разве медный змей оказал услугу Израилю или вера в Бога? Не кадим ли мы сегодня разным деревянным идолам, могилам, крестам и иконам? Да, может в определенный момент нашей жизни произошло что-то сверхъестественное, но разве Бог нас учит, чтоб мы искали причину помощи в окружающих предметах или в Нем? Кого мы должны прославить: «медного змея» или Бога?
Есть предание, по которому императору Константину было дано видение креста, и, что под этим знаком он победит. Но никто из православных не спрашивает себя: кто дал ему видение креста и послал на войну? Если Иисус учил не воздавать злом за зло, то неужели, после Своего воскресения, Он изменился и стал посылать людей убивать друг друга с крестом на своих щитах?
«Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. 3Цар.19-18. По Священному Писанию существует святое лобзание между братьями, но нигде мы не найдем, что нужно было целовать ковчег и святые предметы в храме. Если верующему человеку объясняется, что он поклоняется не иконе, а святому, который изображен на ней, какой смысл целовать ее? Если эти предметы говорят о мертвых людях, разве не запрещено по Ветхому Завету к ним прикасаться, а тем более целовать?
Каждый из нас может себе задать вопрос: что было бы, если бы Христа пригвоздили на столбе или убили бы мечом? Какое знамение делали бы вы? Столбное или ножевое? Что носили бы вы на груди? А хоть раз вы видели, чтобы кто-то хвалил топор, которым убил самого дорого человека? А если бы смерть Христа была бы не от страданий на кресте, а от меча, которым пронзили ему бок? Поставили бы вы на купола ножи и мечи? Представляете ли вы священника, ходящего постоянно с ножом, как на груди так и в руке? Может вам смешно, а как быть тому, кто прочитав Библию, видит, как люди уходят от «простоты во Христе», и доходят до того, что отказываются читать Священное Писание, если на нем не нарисован крест? Но что для вас важнее: крест на Библии или Сама Книга?
Павел говорил: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Гал.6:14. Опираясь на этот стих, православные, в доказательство своего почитания креста, утверждают, что для Павла деревянный крест, на котором был распят Иисус, имел большое значение. Но смысл был иной, ибо Павел хвалится тем, что сделал для нас Господь Иисус на кресте, а не самим крестом. Ибо если это не так, тогда он сам себе противоречит: «чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом» 1Кор.1:31. Слово крест имеет два значения: орудие казни и страдания. Это отражается также и в Евангелиях, где Господь Иисус утверждает, что «кто не берет креста своего, тот недостоин» Его. Господь призывает к страданиям, а не к ношению деревянных крестов, ибо Сам Он в буквальном смысле понес деревянный крест лишь в конце жизни.
Также, православные апологеты, не прочитав правильно стих из Библии, утверждают, что Павел говорит в 1Кор.1:18, что крест есть сила Божия. Но я думаю, что любой читатель замечает, как перетягивается Священное Писание в свою пользу. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;» 1Кор.1:18,23-24″Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину». Рим.1:16. Как мы видим, не крест есть сила Божия, но проповедь (слова) о том, что произошло на кресте. Для нас христиан не дерево есть сила, а Тот, Кого распяли. Он жив и Он нас слышит, а дерево . .
Из Ветхого и Нового Завета следует, что крест есть алтарь Божий, на который был принесен в жертву Иисус Христос. Из этого и вытекают выводы о почитании и поклонении алтарю (кресту).»семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится». Исх.29:37 «Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» Мф.23:19. Когда была жертва, алтарь был, но сегодня в них нет необходимости. Также, если существовал один алтарь, тогда давайте святить один крест, найденный императрицей Еленой! Мог ли еврей носить алтарь с собой и при желании приносить жертву?
«Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Евр.13:15-16. Итак, мы видим, что Бог ждет не плода наших рук, а плода наших уст. Он хочет с нами поговорить, как со Своими сыновьями. В Священном Писании не сказано, что мы можем себя осенять или освящать каким-то знаком. Все происходит посредством Слова, но никак посредством рук и знаков. Если Бог не обращает внимание на лицо человека, а Его интересует его сердце (1Цар.16:7), то тем более Он не будет смотреть на руки и на положение пальцев. Мы хотим превратить Бога в какого-то джина, который бы выполнял наши просьбы, после того как мы «трем свой лоб», подобно кувшину в сказках. Конечно, наши ноги и руки должны работать, ибо Бога надо прославлять и в душе и в теле, но не превращать движения рук и ног в средство общения с Богом. В таком случае, нам остается подобно фарисеям обращать внимание на чистоту рук, а не на чистоту сердца!
«Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш». Лев.26:1″И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: `половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Ис.44:19″Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах». Иер.10:3-5
Итак, обидется ли Господь Иисус Христос на меня за то, что я всю жизнь не буду пользоваться крестным знамением, молитвенниками или святой водой, и грех ли это? По Священному Писанию, мы с уверенностью можем сказать: нет.
Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
Человек общается с Богом через молитву. Молиться можно в любом месте: дома, в дороге, в поле, в лесу. Но есть особые места, которые специально предназначены для молитвы, — храмы. Об этом речь пойдет немного позже.
Изображение восьмиконечного креста соответствует историческому Кресту, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву. Небольшая верхняя перекладина символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал по-еврейски, по-гречески, по-римски: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф 27, 37).
Самая нижняя перекладина изображает подножие. Слева условно рисуется копье (К), которым воин пробил ребра Иисуса Христа, а справа — трость (Т) и губка с уксусом, которую поднес воин Спасителю. Над средней перекладиной принято писать сокращенно имя Иисуса Христа: IC XC. Под ней греческое: НИКА — Победитель. Наверху, над табличкой, надпись: «Царь Славы». На самой табличке или около нее — «Сын Божий» или сокращенно IНЦI — «Iисусъ Назорей, Царь iудейскiй». В практике расположение приведенных надписей имеет определенное разнообразие.
Две пары букв на кресте МЛ РБ означают: «Место Лобное Рай Бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому лобное место (Голгофа) стало раем.
Два пальца, пригнутых вниз, показывают, что наш Спаситель Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, одновременно и Истинный Бог, и настоящий Человек, так как Он принял наше человеческое естество. Сложив пальцы правой руки таким образом, мы осеняем себя крестом, прикладывая их сначала ко лбу (чтобы освятить наш ум и все мысли), потом к животу (для освящения нашего внутреннего, душевного и телесного естества), затем кладем пальцы на правое плечо и на левое (в знак того, что мы освящаем, посвящаем все наши действия служению Богу и спасению души). Творя крестное знамение, мы стоим прямо, а положив его на себя, совершаем поклон, как бы поклоняясь начертанному кресту. Если мы не читаем никакой другой молитвы, крестное знамение сопровождается словами (можно произнести их про себя): «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Мы осеняем себя крестом во время молитвы дома, на службе в храме, когда проходим мимо храма или хотим зайти в него. Отправляясь в путь, в минуту опасности и вообще во всякое удобное время призываем Бога на помощь.
Азы Православия. О поклонах и крестном знамении
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Креститься без поклонов следует:
Креститься с поясным поклоном следует:
Креститься с земным поклоном следует:
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.