Содержание
Мученик Анато ́ лий Никомидийский
День памяти
Житие
Мученики Анатолий и Протолеон Никомидийские
Память мучеников Анатолия и Протолеона отмечается в один день со святым великомучеником Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество св. Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили.
Великомученик Георгий Победоносец, мученики Анатолий и Протолеон Никомидийские и иные
Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.
Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.
Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.
Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» – повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», – отвечал святой.
Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.
Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.
Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое – умертвить. Но и зелья не действовали – святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.
На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, – я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин.14:12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. – «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим – слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».
Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее.
Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.
Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».
Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» – спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.
Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.
На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.
Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.
В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет – и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».
Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.
По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.
Святой Георгий Победоносец был Ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во Святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».
Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) – сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия – стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией – страной Георгия).
Акафист священномученику Анатолию, митрополиту Одесскому
Кондак 1
Избранный угодниче Христов и премудрый архипастырю, в святости стадо Христово хранивший, священномучениче Анатолие, восхваляя дивное житие твое, смиренно молим тя: моли о нас Человеколюбца Господа, да помилует нас, ищущих твоего за нас к Нему предстательства и зовущих ти:
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Икос 1
Ангелом небесным уподобился еси, святителю Анатолие, егда от младых лет, духовную науку постигая, во иночестве послужити Богу возжелал еси. Мы же, воспевая ангельскую чистоту твою, вопием ти сице:
Радуйся, светом Христовым во святом крещении просвещенный.
Радуйся, в честь святаго Апостола Господня Андреем нареченный.
Радуйся, материю твоею благочестию наученный.
Радуйся, со Христовою Церковью навеки обрученный.
Радуйся, в разуме Богом просвещенный и умудренный.
Радуйся, в вере Православней сердцем и душею утвержденный.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 2
Видя Господь непорочное житие твое, плотскими страстями не омраченное, сподоби тя, священномучениче Христов, принятия ангельскаго образа. Ты же, с ревностию монашеския обеты исполняя, Богу воспевал еси непрестанно хвалу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум чист душею восприяти сподобился еси, богомудре Анатолие, в богословских трудех преуспевая. Мы же, восхваляя вся, яже ко прославлению Господа подъял еси, воспеваем тебе сице:
Радуйся, измлада смирения и молчания хранителю.
Радуйся, заповедей Божиих усердный исполнителю.
Радуйся, молитвы и воздержания ревнителю.
Радуйся, спастися желающим мудрый учителю.
Радуйся, человеческаго суемудрия и неправды обличителю.
Радуйся, веры Православныя неустанный насадителю.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 3
Силою свыше облече тя Дух Святый, егда пастве Казанстей во епископа поставляем был еси. Ты же, яко добрый пастырь, словесныя овцы во дворы Господни приводя, укрепляющему тя Иисусу воспевал еси: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй в сердце своем свет Христов, угодниче Божий, сошедый на тя в чуднем явлении, ревностно хранил еси его во всем житии твоем. Темже и претерпел еси до конца вся скорби и гонения, кротостию и смирением своими Христу уподобляяся. Мы же, взирая на добродетели твоя, восхваляем тя тако:
Радуйся, сосуде Божественнаго избрания.
Радуйся, плод зрелый добраго воспитания.
Радуйся, не уклонивыйся от Господнего призывания.
Радуйся, не посрамляющий нашего на Него упования.
Радуйся, не отвергающий нашего воздыхания.
Радуйся, исполненный райскаго благоухания.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 4
Бурею христоубийства дышуще, воздвигоша гонение на Церковь Божию лютии безбожницы. Ты же, исповедниче Христов, не убоялся еси прещения их, но всегда готов был еси за веру Православную пострадати, воспевая Господеви: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше православнии людие о ревностном служении твоем Церкви Христовой, притекаху к тебе в нуждах и скорбех, отеческаго наставления твоего ищуще. Ты же с любовию всех приемля, поучал еси верность Христу хранити и все упование на Бога возлагати. Мы же, воспоминая сие, тако вопием ти:
Радуйся, образе служения неленостнаго.
Радуйся, всею душею взыскавый Царствия Небеснаго.
Радуйся, чадом твоим спасения подателю.
Радуйся, истины утвердителю.
Радуйся, неправды обличителю.
Радуйся, заблудших вразумителю.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 5
Боготечная звезда Православныя веры был еси, священномучениче Анатолие, указующая пастве твоей единый надежный путь ко спасению, да вси единым сердцем и едиными усты взывают спасающему Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя в тебе непоколебимую веру и мужество, боголюбиве Анатолие, яко и во узах темничных не преставал еси о пастве твоей пещися, восхваляем Бога, даровавшего ти крепость и силу и тебе, угоднику Его, тако взываем:
Радуйся, единаго Христа всем сердцем возлюбивый.
Радуйся, верность Ему до конца сохранивый.
Радуйся, душу свою Пастырю Небесному всецело покоривый.
Радуйся, венец из руку Творца на небеси получивый.
Радуйся, собою образ пастыря достойнаго явивый.
Радуйся, яко бесплотный ангел житие свое поживый.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 6
Проповедником истины Христовы явился еси, славный священномучениче Анатолие, егда не терпящия безбоязненнаго служения твоего богоборцы во узы тя заключаху. Ты же, на Господа все свое упование возложив, сладко воспевал еси Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси, святителю Анатолие, яко светильник, светяй на свещнице истинныя веры Христовы, высотою ума твоего озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия и неверия. Сего ради притекаху к тебе яко к истинному отцу и наставнику вси житейскими бурями колеблемии и, помощь от тебе получивше, тако ублажаху тя:
Радуйся, воли Божией всецело себе предававый.
Радуйся, богомыслием уныние неленостно отревавый.
Радуйся, помыслы плотския молитвою прогонявый.
Радуйся, чадом духовным всепрощения у Господа умолявый.
Радуйся, козни богомерзския присно побеждавый.
Радуйся, нетленное наследие в души своей стяжавый.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 7
Хотяй стадо Христово целым и невредимым к пажитям небесным привести, святителю Анатолие, велие попечение о Церкви имел еси, от раскола и ересей верных ея сохраняя и Христу во вся дни воспевая: Аллилуиа.
Икос 7
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дивное показал еси долготерпение, священномучениче Анатолие, Христову долготерпению подражая, егда в годину тяжких испытаний паству твою окормлял еси, будучи ей щитом и оградою от всякия напасти вражия. Людие же, умиленно на тя взирающе, душами умиротворяяся, во благом уповании на Бога укрепляхуся. Мы же, притекая к тебе, воздаем ти похвалы сия:
Радуйся, яко путь в Царствие Небесное обрел еси.
Радуйся, яко сим путем невозвратно шествовал еси.
Радуйся, яко небесная паче земнаго возлюбил еси.
Радуйся, яко Ангелом житием своим уподобился еси.
Радуйся, яко Господа чистым сердцем зрети сподобился еси.
Радуйся, яко Пресвятей Троице с благоговением поклонятися всех научал еси.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 8
Странно бысть маловерным и малодушным зрети, святителю отче Анатолие, како в лютых гонениях праведное житие провождая, утверждал еси слабеющих в вере, укреплял еси немощных духом, призывал еси к терпению во исповедывании Христове, поминая слова Спасителя: «Не бойтеся убивающих тело, души же не могущих убити», воспевая купно с ними: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси в Бозе богомыслием и, укрепляемый Божией благодатию, неприступен явился еси коварному врагу, ищущему погибели всякой душе человечестей. Руководи убо и нас непреткновенно ходити путем заповедей Христовых, да вопием ти:
Радуйся, страже Церкве Христовы неустрашимый.
Радуйся, исполнителю заповедей Его неутомимый.
Радуйся, за Господа неверными гонимый.
Радуйся, Спасителем на всех путех хранимый.
Радуйся, Пречистою Девою выну покрываемый.
Радуйся, Ангелами и святыми на небесах приятый.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 9
Вси видящии тя, святителю Христов Анатолие, зело дивляхуся твоему непоколебимому стоянию за веру истинную, заветы бо отеческия соблюдая, не токмо не страшился еси уз и прещений, но мужественно вся сия за Христа терпя, и иных научал еси мужественно подвизатися за веру Православную, непрестанно поя: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию восхвалити вся страдания твоя, за Христа и Церковь Его Святую претерпенныя. Мы же, мужество твое поминая и скорби твоя сердечныя ублажая, умиленно поем сице:
Радуйся, яко в райских обителех ныне пребываеши.
Радуйся, яко с высоты небесныя на нас призираеши.
Радуйся, яко своим заступлением нам помогаеши.
Радуйся, яко твоими молитвами милость Божию на ны изливаеши.
Радуйся, яко своим предстательством от бед ны избавляеши.
Радуйся, яко плачущих и страждущих с любовию утешаеши.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 10
Спасти хотяй души многия от погибели вечныя, непрестанно слово Божие проповедал еси, святителю богомудре, твердыми быти в вере научая и от Церкви Божией в годины бедствий и гонений не отпадая. И тако привел еси к отечеству Небесному многия, жаждущия жизни вечныя, ныне же поющия Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною твердою и крепкою оградою пастве твоей явился еси, святителю Христов Анатолие, богомудрым водительством Церковь и словесныя овцы стада Христова сохраняя. И ныне светом Божественныя мудрости твоея тьму неверия отжени от нас, да тобою просвещаеми, вопием сице:
Радуйся, яко тобою Церковь Божия благоукрашается.
Радуйся, яко тобою вера Христова утверждается.
Радуйся, яко тобою край наш просвещается.
Радуйся, яко тобою мир во языцех укрепляется.
Радуйся, яко тобою души наша услаждаются.
Радуйся, яко тобою милость с небесе ниспосылается.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, святителю отче Анатолие, прославляюще твоя за Христа страдания и молим тя: испроси нам у Господа нашего Иисуса Христа выну в Православии пребывати, козней лукаваго избегати и с тобою купно воспевати: Аллилуиа.
Икос 11
Со светлым и радостным лицем последовал еси на страдания, уготованныя ти от мучителей, священномучениче Анатолие, и вся безропотно претерпевая до конца верен Христу пребыл еси. Мы же, воспоминая мученическую кончину твою, со умилением зовем ти:
Радуйся, края Таврическаго немеркнущая славо и украшение.
Радуйся, градов наших крепкая защито и ограждение.
Радуйся, паствы твоея от бед избавление.
Радуйся, путей неправедных истинное исправление.
Радуйся, веры Православныя в земли нашей утверждение.
Радуйся, сирых и обездоленных покров и защищение.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 12
Благодать свыше ти данную познавше, отче наш Анатолие, тебе, нашего милостиваго отца, прилежно просим: пролей ныне теплую твою молитву о нас, грешных, ко Господу, яко да укрепит Церковь Свою Святую, от распрей и расколов незыблему да сохранит, и вся православныя христианы в мире и благоденствии соблюдет, да купно вси воспеваем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое прославление, ублажаем тя, священномучениче Анатолие, и, воспоминая страдальческую кончину твою, тако в похвалу вопием ти:
Радуйся, всем с верою приходящим токи чудес изливаяй.
Радуйся, лишенным смысла ум здравый подаваяй.
Радуйся, в сониих и видениих помощь твою являяй.
Радуйся, светом истины Христовы нас озаряяй.
Радуйся, Божественною любовию души наша согреваяй.
Радуйся, страну нашу православную от бед и напастей ограждаяй.
Радуйся, священномучениче Анатолие, Архиерею Небесному верно послуживший.
Кондак 13
О святителю дивный, архипастырю Божий Анатолие, прими ныне приносимое нами тебе моление, и испроси у всеблагаго Бога нашего даровати миру умирение и душам нашим спасение да во Царствии Небеснем выну воспеваем: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).
Молитва
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
О священномучениче святителю отче Анатолие! К тебе, молитвеннику теплому и пред Богом предстателю усердно притекаем. В лютую годину гонений и испытаний земли нашея, внегда безбожныя врази предаша смерти верныя рабы Божия и храмы святыя сокрушиша, яви тя Господь Церкве Своея аки столп непоколебим и людем Божиим пастыря добра, душу свою за овцы полагающа и волки душепагубныя далече отгоняюща. Ныне убо призри на нас, со умилением душею и сокрушенным сердцем тебе призывающих, крепость бо наша в нас оскуде и вражия ловления и сети окружиша нас. Молися за нас, да не погибнем до конца со беззаконьми нашими, но да обратит нас Господь на стезю покаяния и спасения, да простит нам вся согрешения наша и ниспошлет мир на грады и веси наша, избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений. Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадах Православныя Церкве, испроси нам от Господа мужества дар, да явимся наследницы Царствия Небеснаго, сохраняя верность до конца жизни нашея Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва анатолий никейский
|