Медитация это молитва

Медитация это молитва в полной и расширенной версии, специально для Вас.

О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки

Медведев Михаил Юрьевич, старший миссионер Пермской епархии, редактор газеты «Православная Пермь».
Калашникова Татьяна Павловна, кандидат медицинских наук, преподаватель Пермской медицинской академии.

Предисловие

А. С. Старицын, доктор медицинских наук, профессор

О восточной медитации
в свете Православной веры и современной науки

Список литературы
1. Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. 4 изд. – М., 1903, с. 274.
2. Л. А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. – М., 1997. с. 74-75.
3. Там же, с. 75.
4. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – Свято-Троицкая Лавра, 1994, с. 155.
5. Иерей Владимир Елисеев. Православный путь ко спасению и восточные оккультные и мистические учения. – М., «Данилевский благовестник», 1995, с. 2б.
6. Карл Густав Юнг. О психологии восточной религии и философии. – Московский философский фонд «Медиум», М., – 1994.
7. А. Позов. Логос-медитация древней церкви. – Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 1966. с. 65.

Чем медитация отличается от молитвы?

Вопрос духовнику обители

Вопрос: Сейчас на ютубе есть популярные ролики о том, что с помощью «особых техник медитации», которые нужно прослушивать несколько дней подряд по два раза в день, исполняется какое-либо желание или появляются удача и разные жизненные блага. Я пробовала несколько раз слушать, потом задумалась, а можно ли вообще такое слушать? Пыталась найти, как уживаются вместе медитация и православная молитва, но нашла разные ответы. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос.

Ответ: Я думаю, Вам никогда больше не надо смотреть этот видеоканал. Всё это бесовщина, приправленная соблазнами, обещаниями жизненных благ, удачи, исполнения желаний — только войди в общение с дьяволом, и всё будет у тебя. Похоже на евангельское искушение Христа в пустыне: всё это дам тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4: 9; см.: Мф. 4: 8).

Конечно же, это шарлатанство и ложь.

Медитация — это когда человек со своим «Я», со своей гордостью вдруг начинает лезть на небо своими силами. И куда он залезет, кто его там встретит? Когда-то архимандрит Софроний (Сахаров) писал, что выход в астрал без покаяния — это смертельно для гордой души.

А молитва — это доверие к Богу. Господь не обещает нам блага на этой земле, наоборот, говорит: яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 12). Здесь же, на этой земле, мы боремся, и за молитву в том числе. В молитве прежде всего важно смирение и покаяние. Мы понимаем, что недостойны, но просим Бога о милости, о любви. И Бог слышит нас.

И мы не молимся о достатке, о благах этого мира, мы молимся о том, чтобы Господь помиловал наши души, исцелил их и чтобы нам с вами не остаться без любви в вечности.

Молитва или медитация?

Как современному человеку, посещающему различные тренинги и занятому личностным ростом, совместить традиционные представления о себе — «я православный», или «я мусульманин» с йогой, медитацией и прочими методами развития?

В начале будет простой и краткий ответ для деловых и очень занятых людей. А ниже для тех, у кого есть желание разобраться в этом глубже.

В двух словах…

Медитация — это углубленное размышление об интересующем объекте с целью его познания. Влияние медитации на сознание зависит от качеств ее объекта. Если объект божественной природы, то такая медитация приведет к тому, что сознание окрасится божественными качествами. Если же человек погружен вы размышление о личности демонической природы, то соответствующие качества начнут переходит к нему.

Сам метод, как инструмент развития, очень полезен, но используемый неправильно, без опытного руководства, может стать причиной деградации.

Молитва – это способ общения с Богом и Его приближенными. Так как Бог и Его святые — это высшие личности в мире, то в общении с ними, нужно быть крайне внимательным и сосредоточенным. Представьте, что некоему человеку удалось попасть на встречу с президентом страны. И вот он тянет руку, желая задать главному человеку в стране, волнующий его вопрос. Президент, заметив его, дает ему возможность обратится к нему. Человек задает свой вопрос, а когда президент начинает отвечать, этот человек отвлекается на кого-то в зале. Понятно, что подобное поведение — это неуважение к президенту, а также говорит о том, что ему не важен его ответ. Поняв логику этого примера становится очевидным, что молитва должна обладать качеством медитации. То есть молитва является формой медитативного действия.

Если человек ходит на тренинги, где просят медитировать, вначале нужно задуматься о том, насколько благоприятным будет для него объект этой медитации и если нет, то можно ли его заменить благоприятным (из личного опыта автора статьи). В таких вопросах может помочь опытный духовный наставник. То есть, проблемы выбора между молитвой и медитацией не существует. Есть лишь задача: найти опытного духовного наставника; найти опытного ведущего тренингами; разобраться в вопросе выбора разных курсов и семинаров по личностному росту – будут ли они благоприятными.

А теперь подробнее…

Лучший способ разобраться в этом вопросе, получить свой собственный опыт. Но чтобы приступить к этому, нужно избавиться от сомнений (множества услышанных мнений) получив знание из авторитетного источника (вот короткая статья «Кому верить?» на тему ведического метода познания https://zen.yandex.ru/media/id/5c46c941003f2c00b0462cef/komu-verit-5c68c6ef704af500ae526984 ). Поэтому в этой статье будут цитаты из ведических священных текстов.

Читайте так же:  Земелька с канавки молитва

Прежде всего нужно дать определения основных понятий:

Молитва

В Ведах, на санскрите, молитва обозначена словом « ванданам ». Ванданам — это одна из девяти главных форм служения Богу ( нававидха бхакти [i] ). Об этом говорит великий святой Индии 16-го века Шри Рупа в своей фундаментальной работе «Бхакти-расамрита синдху» (отчасти перевод этой работы на русском языке доступен в форме книг «Нектар преданности» издательства ББТ и «Бхакти расамрита синдху бинду» издательства Шри Бхактиведанта Гаудия Матха). Его учение о молитве объясняет другой святой Индии 19-20 веков Шри Сарасвати:

«Молитва бывает трёх видов: 1) молитва вручения себя на волю Бога ( сампрартханатмика ) – это молитва от чистого сердца, когда Господу предлагают своё тело, ум — всё, чем человек обладает. Так молится тот, кто еще не осознал своих вечных отношений с Богом (у кого ещё не пробудилась рати , или бхава [ii] ), но он жаждет этого; 2) смиренная молитва ( дайньябодхика ) — молитва, обнаруживающая собственную ничтожность и бесполезность; 3) молитва о сокровенном служении Богу ( лаласа-майи ) — это молитва того, кто осознает свои вечные отношения с Богом (в ком пробудилась рати ). Слово « лаласа » — означает сильное желание. С появлением в сердце рати приходит сильное желание служить Господу определённым образом согласно своему вечному настроению ( стхайибхаве ), например как верного слуги, друга, или родителя. Это молитва о служении, которое преданный всегда жаждет» («Шикшаштака», издательства Шри Бхакти Веданта Самити, «виврити», страница 107,).

Медитация

Памятование

В связи с темой медитации или дхараны , в ведических текстах говорится о памятовании ( смаранам ) Бога как одной из девяти важнейших форм преданного служения Ему. Постоянное удержание ( дхарана ) своих мыслей в памятовании Бога является ключевой практикой йоги. Шри Рупа говорит, что служение Богу без следования правилам и ограничениям данным в Ведах — это беспокойство для себя и окружающих. Но Веды — это очень большая библиотека, а правил и ограничений там еще больше, поэтому жизни не хватит чтобы прочесть все это и прийти к правильному выводу о том, когда, где и кто каким наставлениям Вед должен следовать. Поэтому Шри Рупа говорит, что среди всех правил и ограничений одно правило и одно ограничение являются царем и царицей, а остальные лишь их слуги. Главное правило – это всегда помнить Бога, а главное ограничение – это никогда Его не забывать.

Процесс развития памятования Бога описан Шри Сарасвати, в его комментарии «Анувритти» к восьмому стиху «Упадешамриты» Шри Рупы (издательства Международное общество «Гаудия Веданта» 2001 год):

Те, кто пытался молится, медитировать и помнить Бога, знают на собственно опыте как это трудно. Потому что ум очень беспокоен, словно маленький ребенок он носится по всей вселенной, постоянно меняя объект своего интереса. Как же в этом случае подчинить себе свой ум? Шри Рупа говорит, что самый могущественный способ духовного развития или служения Богу — это громкое и совместное прославление Его имён, образов, деяний и так далее ( сакиртана ).

Секрет успеха в прославлении

«В Кали‑югу нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути духовного совершенствования, кроме повторения Святого Имени, повторения Святого Имени, повторения Святого Имени» («Шри Хари-нама маха-мантра» издательства Шри Бхактиведанта Гаудия Матх, 2002 год).

«Когда Кришна приходит в век Кали, у Него золотистый цвет тела ( акришна ). Он постоянно поет два слога:­ криш­на. Его сопровождают Его воплощения, слуги, оружие и близкие спутники. Разумные люди поклоняются Ему, совместным пением имён Кришны (совершая санкиртана­ягью )» («Шримад Бхагаватам» 11.5.32).

То есть согласно свидетельству Вед, совместное прославление имён Бога является не только рекомендуемой духовной практикой ( юга-дхарма ), но и самым совершенным и могущественным способом призвать Бога и обрести любовь к Нему. Этот метод включает в себя все остальные: молитву, медитацию, памятование и другие формы преданного служения. Он полностью независим от прочих методов духовного развития, но все остальные методы полностью зависят от совместного прославления имён Бога ( санкиртаны ). То есть если кто-либо желает достичь успеха в молитве, памятовании, паломничестве, храмовом служении на алтаре, и так далее, то ему лучше всего начать с санкиратаны , а уже потом совершать другие виды служения Богу. И если при этом петь имена Бога то выполняемое служение Богу станет совершенным.

Эта тема очень обширна и нет возможности рассказать о всех ее аспектах.

Автор статьи: Дхаранидхара дас, 46 лет, 30 лет изучения Вед. в традиции гаудия вайшнавов.

[i] Нававидха бхакти – состоит из трех санскритских слов: 1) « нава » — означает девять; 2) « видха » — означает видов, форм; и 3) « бхакти » — означает служение Богу с любовью. Шри Рупа в своем описании форм служения опирался на авторитет «Шримад Бхагаватам» (7.5.23-24) где об этом сказано следующее:

«Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы , быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание».

Он сделал это чтобы начинающий подвижник не сомневался в том, что он делает – является ли преданным служением Богу а не еще одной формой эгоистической деятельности.

Читайте так же:  Молитва Господь впереди

[ii] Рати или бхава – это предварительная ступень обретения любви к Богу ( према ), когда подвижник осознает свои вечные отношения с Богом в одной из пяти главных форм этих отношений ( раса ), и когда пробуждаются его вечные привязанность ( рати ) и переживания ( бхава ) к Богу. Шри Рупа определяет бхаву так:

«Когда преданное служение совершается на трансцендентном уровне, в чистой благости, оно подобно солнечному лучу любви к Кришне. На этом уровне под воздействием разнообразных вкусов преданного служения сердце размягчается. Эта ступень называется бхавой [эмоцией]» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 23.5).

Отличие молитвы и медитации

Медитация и молитва

Слово медитация (meditatio) латинского происхождения. Оно пришло не из языческих религий, а из христианского Запада. Оно восходит к глаголу meditor – размышляю, обдумываю и означает углублённую сосредоточенность, связанную с отрешённостью от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний.

На христианском Западе это слово имело два смысла. С одной стороны, оно обозначало философское сосредоточение на исследовании какой-либо интеллектуальной темы. С другой стороны, оно использовалось в религиозном значении, отражая умственное сосредоточение на религиозном предмете (например, медитация на страданиях Христа). Вместе с тем, оба смысла медитации (религиозный и философский) обозначали некую человеческую инициативу, то есть направление ума и сосредоточение сил души, не требующее живого ответа со стороны Бога, не предполагающее общения с Ним как диалога, осуществляющегося лишь в молитве.

Сосредоточение на религиозном предмете – начальная стадия любого религиозного опыта. Для любой религии очевидно, что человеку необходимо сосредоточиться на объекте своего поклонения и пожертвовать ради этого чем-то преходящим. Однако для христианства такое сосредоточение может быть лишь некой предварительной ступенью духовной жизни, но не может заменить ее по существу. Христианство построено на живом Богообщении, на непрестанном взаимодействии Бога и человека. Поэтому человеческое направление ума к Богу не имеет здесь самодовлеющего смысла. Направляя свой ум к Богу, христианский подвижник ожидает Божественный ответ и только с этим ответом его духовная жизнь начинает наполняться реальным содержанием. Такие ответы могут быть разнообразными – от действий через внешние обстоятельства до действия благодати Святого Духа, без которого невозможно быть христианином. Но в любом случае это опыт личного общения с Богом, который и называется молитвой.

Кроме индуизма и буддизма медитация присутствует и в исламе (суфийские практики). Исламские мистики (суфии) используют своеобразную психическую технику для самосовершенствования. В эту технику входят танцы, физические движения (например, систематические качания головой), длительные коллективные произношения молитв под музыку (радения) и прочие психофизиологические состояния, ведущие лишь к изменению человеческого сознания, но не к живому соединению с Богом.

Об искажениях в молитве

Если мы сопоставим описание того демонического феномена, который называется “прелестью” в творениях Святых Отцов, молитвенную практику монашеских орденов в католичестве, приемы йогов и упражнения многих современных психотерапевтов по аутотренингу, то увидим здесь поразительное сходство: прельщенные во время молитвы визуально представляли духовный мир и доводили себя до такого состояния, когда слышали голоса духов, которых принимали за ангелов, ощущали запах, который принимали за благоухание небесного мира и т.д., то есть для них, как для последователей Сведенборга, духовный мир представлялся продолжением и аналогом земного мира, только принадлежащим к более высокой ступени бытия. Нам трудно сказать, создавали ли они эти фантастические представления духовного мира силой своего воображения и этим оказывались во власти духов зла – демонов, или же демон, как художник и живописец, влагал в их воображение свои собственные картины, как бы присасываясь к их душе. Все это визионерство вызывало у человека чувство собственной избранности и значимости, переходящей в духовную гордость. А так как в Православной Церкви, к которой они принадлежали, действовала противостоящая им сила благодати, то нередко такое прельщение переходило в беснование.

В западной церкви и, прежде всего, в самом большом по численности и влиянию монашеском ордене иезуитов, разработан целый комплекс упражнений: полумедитаций-полумолитв, где монах, запираясь в своей келии, визуально представляет ад и рай в картинах, напоминающих “Божественную комедию” Данте. Отождествлять духовный мир с картинами и образами материального мира это значит добровольно вводить себя в круг духовной лжи.

Описание духовного мира у Святых Отцов основано на символе, который дает не только определенные ассоциации и аналоги для направления и возвышения человеческой мысли, но подчеркивает его условность, то есть остается средством изображения; а здесь символ становится фотографией, слепком, отражением. У такого человека происходит напряжение душевных чувств до степени соматических ощущений: он может обжигаться о представляемое пламя, чувствовать боль от пыток, переживать восторг, похожий на экстаз, когда он картинно представляет себя в раю; у него могут открыться раны на руках и ногах – то, что называется стигмацией, когда он внутренне отождествляет себя с Иисусом, пригвожденным к кресту.

Мир духовной лжи, в который добровольно вводит себя иезуит посредством медитации, искажает не только его религиозную жизнь, но и нравственное чувство. Другой известный не менее, чем Лойола, визионер, Фома Кемпийский намекал, что к нему в келию приходит Христос для беседы с ним. Многие трактаты католических монахов написаны в форме диалогов с Христом, то есть для католика, поверившего в истинность таких встреч, произведения визионеров должны казаться продолжением Евангелия – бесед Христа с учениками.

Нам кажется, что только на основе коллективного, разгоряченного воображения мог быть принят догмат о непогрешимости папы. Характерно, что творцами и комментаторами этого догмата явились иезуиты.

Мы здесь не говорим о таких католических “аскетес”, как Анжела, которые представляли Христа в виде возлюбленного не в символическом, а в буквальном смысле. Надо сказать, что во всей православной святоотеческой литературе мы не найдем ни одного произведения, которое было бы написано в форме беседы Христа с человеком, разумеется, кроме гимнографических произведений, имеющих условно-символический характер.

Видео удалено.
Читайте так же:  Молитва православная на любовь взаимную любовь
Видео (кликните для воспроизведения).

В йоге разработаны комплексы упражнений, способствующих развитию силы воображения и фантазии. В разделе “Раджа йога”, что значит “царский путь йоги”, варьируются разнообразные визуальные медитации. Здесь ментальная сила человека проверяется способностью строить по своему желанию яркие образы, и жить среди этих образов, как в сотворенном им мире. Сами йоги проговариваются, что некоторые из их соматических (телесных) феноменов невозможны без участия духов.

В последнее время книжный рынок заполняют различные руководства по психотерапии, где главное место занимает аутотренинг. Эти упражнения основаны на самовнушении и мысленном контакте с образом, построенном собственным воображением. Между всеми перечисленными явлениями существует какая-то генетическая связь, а также чрезвычайное сходство. Надо сказать, что подобные приемы существуют в дзен-буддизме и в некоторых мусульманских дервишских орденах. Надо сказать, что визуальное представление духовного мира является не только вульгаризацией высшего метафизического бытия, но представление и фантазия также тесно связаны с человеческими страстями, поэтому в сферу религии врываются душевные страсти и образуют ложные духовные переживания, то есть суррогат религии. Здесь одна из причин, почему для нас неприемлемы экуменические учения о спасительности всех христианских конфессий, в частности взгляд, что Православие и католицизм только внешне отличаются друг от друга.

Мы также считаем гибельным для человека призыв теософии: изучать опыт всех религий, особенно шиваитских сект, адвайта – йоги и других, чтобы посредством их “углублять” христианство.

Я слышал, что профессор Бутейко верит в Бога. Одна из его учениц, по специальности врач, говорила, что он даже советует во время упражнения по волевому удерживанию дыхания произносить Иисусову молитву, ссылаясь на то, что такие указания содержатся у некоторых из отцов. Но это не так. Для упражнений по Бутейко надо максимально расслабиться, между тем как Святые Отцы учат, что во время Иисусовой молитвы нужно определенное напряжение, идущее к сердцу; не только бодрствование души, но и бодрствование тела. Расслабление вводит человека в дремотное состояние, и молитва из внутренней беседы с Богом здесь превращается в отсчет дыхания.

Опасно экспериментировать не только с богословием, но и с мистикой, поэтому мы должны принимать учение о Иисусовой молитве так, как заповедовали нам творить ее аскеты Православной Церкви, на основе благодатного опыта, ставшего частью церковного Предания.

Как перейти от медитации к молитве, если есть опыт медитации, но нет опыта церковной жизни?

Есть люди, которые медитируют, а есть те, которые молятся. Христианин на всех этапах своей молитвы отдает себе отчет и понимает, что он перед Кем-то, в то время как в восточных религиях, где бог — существо безличностное, человек предоставлен сам себе и находится наедине с собой. Он как бы познает самого себя для того, чтобы понять свое отношение к абсолюту.

Христианин — это совсем другое. Христианин ищет прежде всего диалога без посредников с абсолютом, с высшей личностью, с Богом. Полагаю, тому, у кого в жизни был опыт медитации, нужно не перейти на другое состояние молитвы, а опуститься на самую землю, начать с самого простого — взять в руки обычный молитвослов и начать читать простые молитвы. Чтобы просто понять, что ты просто грешник и что для твоего спасения нужно милосердие Божье, ты не можешь спасти себя сам.

Иисусова молитва и медитация – в чем разница?

Архимандрит Захария (Захару) — автор книг по православной аскетике — The Enlargement of the Heart («Расширение сердца») и The Hidden Man of the Heart («Сокровенный сердца человек»). Наставником отца Захарии был архимандрит Софроний (Сахаров, 1896-1993), основатель монастыря святого Иоанна Крестителя в Эссексе, ученик и биограф преподобного Силуана Афонского (1866-1938).

К сожалению, среди неосведомлённых людей имеет место широко распространённое заблуждение, согласно которому Иисусова молитва считается чем-то вроде йоги в буддизме, или трансцендентальной медитации, и другой подобной восточной экзотики. Похожесть однако в основном внешняя, а любое внутреннее сходство не идёт далее естественной «анатомии» человеческой души. Фундаментальная разница между христианством и любой другой верой заключается в том, что Иисусова молитва основана на открытии истинного живого и личного Бога как Святой Троицы. Никакой другой путь не допускает возможности живых отношений между Богом и человеком, молящимся Ему.

Восточный аскетизм направлен на освобождение ума от всего относительного и временного так, чтобы человек мог отождествляться с обезличенным Абсолютом. Этот Абсолют рассматривается в качестве первоначальной человеческой «природы», которая пережила деградацию и вырождение путём вхождения в многообразную и постоянно меняющуюся приземлённую жизнь. Аскетическая практика, подобная этой, прежде всего, сосредоточена на самости и полностью зависима от человеческой воли. Её интеллектуальная суть отказывается от полноты человеческой природы, поскольку не берёт в расчёт сердце. Главная задача человека состоит в возвращении к безымянному Сверхчеловеческому Абсолюту, чтобы быть растворённым в нём. Поэтому он должен стремиться отказаться от души в пользу этого безликого океана Сверхчеловеческого Абсолюта, а в этом и состоит негативная суть такого подхода.

Это ограничения восточных стилей религиозного осмысления, которое не претендует на осмысление Бога и фактически является осмыслением человеком самого себя. Оно не идёт дальше пределов созданной личности и даже близко не подходит к Истине Самой Первой Личности, к несотворённому живому Богу, Который Сам явился человеку. Такой религиозный подход, безусловно, способен обеспечить некоторую релаксацию или заострить человеческие психологические и интеллектуальные функции, однако «рожденное от плоти есть плоть» (Иоанн 3:6) и «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8).

Читайте так же:  Какие молитвы читать в среду и пятницу

Чтобы быть истинным, любое освобождение разума от его страстных наклонностей до видимых и временных элементов этой жизни должно быть соединено с истиной о человеке. Когда человек видит себя, будто он предстоит перед Богом, его единственным ответом может быть покаяние. Такое покаяние само по себе есть дар Божий, и оно приводит к сердечному страданию, что не только очищает разум от греховности, но и соединяет его с невидимыми и вечными свойствами Бога. Другими словами, освобождение разума само по себе только половина дела, оно должно подкрепляться усилиями человека. Христианство, с другой стороны, предписывает аскету прилагать усилия с надеждой и упованием на то, что его душа будет покрыта и окружена благодатью Божией, приводящей его к полноте вечной жизни, для которой, как ему известно, он был создан.

Многие почитают Будду и сравнивают его с Христом. Будда, в частности, привлекает своим участливым пониманием человеческого состояния и своим выразительным учением о свободе от страданий. Но христианин знает, что Христос, Единородный Сын Божий, Своим Страданием, Крестом, Смертью и Воскресением добровольно и свято испытал полноту человеческой боли в свидетельство Своей совершенной любви. Таким путём Он излечил Своё создание от смертельной раны, причинённой первородным грехом, и воссоздал его для вечной жизни. Сердечное страдание поэтому очень ценно в молитве, и его присутствие свидетельствует, что аскет недалёк от истинного и святого пути любви к Богу. Если Бог через страдание явил Свою совершенную любовь к нам, то у человека, в свою очередь, есть возможность через страдание ответить любовью Богу.

Следовательно, молитва — выражение любви. Человек выражает любовь через молитву, и если мы молимся, то это показатель нашей любви к Богу. Если мы не молимся, это означает, что мы не любим Бога, то есть мера нашей молитвы — мера нашей любви к Богу. Святой Силуан отождествляет любовь к Богу с молитвой, и Святые Отцы говорят, что невнимание к Богу, «забывчивость» по отношению к Нему — самая большая из страстей, так как это единственная страсть, с которой не борются молитвой с призыванием Имени Бога. Если мы смирим себя и призовём Божию помощь, доверяя Его любви, нам будут даны силы для преодоления любой страсти, но если мы не думаем о Боге, враг свободен уничтожить нас.

Перевод: Алексей Шугаль специально для сайта «Православие и Мир»

Молитва и медитация

Молитва и медитация

Молитва стала первой попыткой человечества заставить мозг мыслить в правильном направлении. Уже в наши дни были проведены исследования, которые показали, что у воспитанников Духовной академии и семинарии во время молитвы наблюдалось постепенное ослабление ритма биотоков мозга вплоть до доминирования только медленных дельта-ритмов. При этом фактически бодрствующий человек оказывался в состоянии так называемого медленного сна. Подобное состояние мозга бывает во время бодрствования лишь у младенцев, да и то только до двух месяцев: Электроэнцефалограмма показывала у наиболее усердно молящихся практически полное выключение коры мозга, хотя те и находились в полном сознании! Интересно, что когда человек прекращал молитву, ритм электрических импульсов коры его головного мозга тут же возвращался к биологической норме. Подобное состояние, по мнению специалистов, помогает разрушить патологические связи как в мозгу, так и в организме, произвести, выражаясь компьютерным языком, перезагрузку. В предыдущей главе мы говорили о том, что, когда у Гайдна пропадало вдохновение, он молился и снова мог писать музыку. Великий композитор просто… перегружал свой мозг, очищая «оперативную» память от ненужных шаблонов.

Весьма близка к христианской молитве и восточная медитация. Существует множество ее видов, и не все они исследованы до конца. Пока же мы можем сказать лишь то, что состояние, достигаемое при некоторых видах медитации, представляет собой что-то среднее между бодрствованием и дремотой.

После сеанса медитации отмечается уменьшение физического и психического напряжения и повышение общей психической активности. Одной из задач медитации и одним из ее преимуществ является своеобразная «пустота» разума — состояние, которое вряд ли можно описать словами и очень важное для очищения сознания от «шаблонов». Сегодня медики пытаются с помощью медитации лечить различные психологические страхи и зависимости. Учитывая, что идеальной панацеи пока не придумано, можно сказать, что и этот метод не хуже прочих, тем более что порой он дает нужный эффект.

Небольшое отступление: в нашей жизни значительную роль играет гормон под названием мелатонин. Вырабатывается он эпифизом — шишковидным телом, расположенным глубоко под полушариями головного мозга. Не будем излишне вдаваться в научную терминологию и подробности, лишь скажем, что мелатонин выполняет в нашем организме ряд очень важных функций:

— регулирует деятельность эндокринной системы;

— замедляет процессы старения;

— усиливает эффективность функционирования иммунной системы;

— обладает антиоксидантными свойствами;

— нормализует и восстанавливает полноценный сон;

— устраняет и сглаживает последствия стрессов.

А также, что более интересно в контексте данной книги, регулирует работу головного мозга и повышает работоспособность. Еще мелатонин называют «гормоном счастья».

Вы, наверное, уже поняли, что если в организме не хватает этого гормона, человек становится более подвержен стрессам, у него нарушается сон, дают сбои многие процессы в организме. Но, как выяснили французские исследователи, можно заставить организм вырабатывать мелатонин. Для этого необходимо молиться. Исследования, которые проводили французские ученые, были основаны на чтении так называемой Иисусовой молитвы, которая произносилась именно так, как заповедовали первые учителя христианства: на вдохе следовало произносить «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», на выдохе «…помилуй мя, грешного!». Кстати, именно эту молитву читали и российские семинаристы по просьбе русских ученых. Дело тут, как утверждают исследователи, не в произносимых словах, а в том состоянии, в которое впадает мозг при произнесении этой краткой формулы по определенным правилам.

Читайте так же:  Молитва вагітної жінки за дитину

Важно то, что молитва читается не мысленно, а вслух. И это неслучайно: современные исследования показали, что совершение жевательных движений стимулирует работу гиппокампа — области мозга, отвечающей за усвоение и хранение информации. Понятно, что и дыхание регламентируется не просто так: размеренное питание мозга кислородом положительно воздействует на мыслительные процессы.

Заметьте, как интересно: мы пишем, что «французские ученые совершили открытие», а ведь такое воздействие молитвы было известно нашим предкам уже много веков назад!

Мантры, аналогичные по действию Иисусовой молитве, можно найти и в буддизме, и в индуизме, и в других религиях. Они — первый придуманный человеком способ воздействия на мозг. Стоило немного сосредоточиться, произнести заветные слова, и психика тут же успокаивалась, активизировались мыслительные процессы, повышалась работоспособность. Но человеку всегда хотелось большего. Ну, подумаешь, стал думать чуть-чуть более продуктивно, вот если бы сила мозга сразу увеличивалась в несколько раз!

И человечество обратилось к химии. Вернее, в те времена про химию еще не знали, но вот различные растения можно было собрать прямо под ногами. Любой слышал про женьшень, элеутерококк или лимонник — самые популярные стимуляторы мозговой деятельности.

А еще мы каждый день пытаемся стимулировать себя совсем уж простыми методами: с помощью чая и кофе, а некоторые — еще и с помощью курения.

Известно, что лучше всего влияет как на весь организм, так и на работу мозга зеленый чай. В последнее время стал популярен чай матэ, в котором масса витаминов и аминокислот, и который обладает способностью концентрировать внимание и улучшает работу кратковременной памяти. Но вот кофе многие пить не рекомендуют: несмотря на сильную стимуляцию, действие этого напитка кратковременно, и подъем быстро сменяется длительным спадом.

Основным воздействующим на нас компонентом этих напитков является кофеин.

МЕДИТАЦИЯ-МОЛИТВА

Ошо говорил о четырех уровнях общения — сексе, любви, молитве и медитации. Самый низший уровень — секс. Это общение двух тел. Любовь выше. Это общение двух умов, двух душ. Еще выше молитва — это глубокое сопричастие, глубокая любовь между вами и всем бытием. Но все еще существует двойственность. В медитации эта двойственность прекращается. Вы не обращаетесь с чем-то вне себя, вы не состоите в общении с божеством или бытием. Вы стали единым целым с ними, единым со всеми.

Ошо говорил раньше, как можно использовать секс, чтобы идти к медитации, и как использовать любовь, чтобы идти к медитации (см. «Книгу тайн», где подробно обсуждаются техники, использующие секс и любовь).

Здесь он говорит о том, как для этого использовать молитву.

«Для меня молитва — значит чувство, значит, плыть в потоке природы. Если хотите говорить, говорите, но помните, что ваши слова действуют на Бытие. Они подействуют на вас и это, может быть, хорошо, но молитва не заменит божьих намерений».

«Она (молитва) может изменить вас, но если она не изменит вас, то это просто трюк. Можете молиться годами, но если это не меняет вас, оставьте ее, выбросьте. Это мусор. Не тащите ее больше за собой».

«Молитва не изменит Бога. Вы всегда думаете, что если вы молитесь, намерения Бога изменяются. Он будет больше благоприятствовать вам, Он больше станет на вашу сторону. Нет! Огромное небо, всецелость может быть с вами, только если вы можете быть с ним. Нет другого способа молиться».

«Я тоже предлагаю вам молиться, но молитва должна быть энергетическим явлением — не «поклонением Богу», а энергетическим феноменом».

«Просто погрузитесь в молчание, просто откройте себя. Поднимите обе руки ладонями вверх, к небу, и просто чувствуйте, как Бытие течет через вас. Когда энергия (или прана) стекает по вашим рукам, чувствуйте легкую дрожь. Будьте, как лист на ветру, — дрожащим. Позвольте этому случиться, помогайте этому. Тогда пусть все ваше тело вибрирует энергией. Просто позвольте случиться тому, что случилось».

«После двух-трех минут, когда вы почувствуете себя совершенно наполненным энергией, склонитесь и поцелуйте землю. Станьте просто проводником, чтобы позволить божественной энергии слиться с землей. Опять почувствуйте, что вы течете с землей: небо и земля, верх и низ, инь и ян, мужское и женское. Плывите по течению, смешивайтесь, бросьте себя полностью. Вас нет. Вы стали едины со всем, растворились, смешались».

«Эти две стадии нужно повторить семь раз, чтобы разблокировать каждую из чакр. Можно повторять и больше, но нельзя делать это меньше, чем семь раз. Иначе у вас возникнет беспокойство и бессонница».

«Лучше совершать эту молитву ночью, в затемненной комнате, и ложиться спать сразу после нее. Или ее можно совершать утром, но тогда за ней должны следовать пятнадцать минут отдыха. Отдых обязателен. Иначе вы будете себя чувствовать как будто пьяным, в ступоре».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Это слияние с энергией и есть молитва. Она изменяет вас, а когда изменяетесь вы, изменяется и все Бытие».

Медитация это молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here