Содержание
Преподобный Мартирий Зеленецкий
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, «в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены». В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, «где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит».
Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы — Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской — и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз — плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю — «Зеленой Мартириевой пустыни». Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. «Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей», — вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста — Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: «Мир всем православным», — в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
Мартирий зеленецкий молитва
О т ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в, / оте́чество оста́вил еси́ / и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся, / в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́; / отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню, / крестови́дною заре́ю пока́занную, / жела́тельне ю́ обре́л еси́, / и, в ней всели́вся, / и́ночествующих собра́л еси́, / и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо, / трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу, / Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие, // дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
О те́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́, / и, в пусты́ню всели́вся, / та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́, / и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́. / Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице, / е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́, / и о всех правове́рных, да зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.
Мартирий зеленецкий о чем молятся
Жизнь преподобного Мартирия Зеленецкого полна чудес и тонких видений. Случались в ней и скорби и сомнения — но только до того, как святой пришел на Зеленый остров, скрытый среди бескрайних болот. Основав Зеленецкый монастырь, он исполнил предначертанное ему дело.
В миру преподобный Мартирий звался Миною. Из Жития святого известно, что юношеские годы его пришлись на царствование великого князя Московского Иоанна IV Васильевича (в будущем Грозного царя), то есть даже если считать, что это был ранний период Иоаннова правления, когда он пребывал в младенческих летах, то получается, что родился Мина не ранее 1520-х годов. Произошло это в Великих Луках.
Своего духовного отца, монаха Боголепа, преподобный Мартирий знал еще белым священником, когда тот был настоятелем городского собора. Позже Мина вслед за ним ушел в монастырь, где принял монашеский постриг с именем Мартирий, поселившись с Боголепом в одной келье. Вскоре у него появился духовный друг, боярский сын Афанасий, ставший по прошествии некоторого времени монахом Авраамием.
В 1556 году Авраамий ушел в Тихвин помолиться Тихвинской иконе Божией Матери, да и остался там — спустя четыре года на месте, где стоял Успенский собор, в котором хранился чудотворный образ, был основан монастырь — Авраамий вступил в его братию.
Не зная, как разрешить эту дилемму, Преподобный Мартирий отправился в Смоленск — помолиться Смоленской иконе Божией Матери и преподобным Авраамию и Ефрему Смоленским. Последние явились ему в тонком видении и поддержали святого в его стремлении к пустынножительству. Ободренный Мартирий пошел после этого в Тихвин, где его с радостью принял ранее обосновавшийся там Авраамий.
В долгих беседах, которые они вели, преподобный Мартирий говорил о том, что ищет уединенное место, где смог бы исполнить волю Божию, и однажды его собеседник признался ему, что знает такое место:
Во время появления преподобного Мартирия в Твери умер после тяжелой болезни сын Симеона Бекбулатовича Иоанн — видя безутешное горя отца, святой возложил на грудь умершего юноши бывшие при нем Тихвинскую икону Божией Матери и образ Святой Троицы и совершил молебен, после чего Иоанн восстал со смертного одра живым и здоровым.
По возвращении из Москвы, где святой игумен получил жалованную грамоту государя Феодора Иоанновича на земли и рыбные ловли, он на средства князя Симеона Бекбулатовича возвел в монастыре каменную Тихвинскую церковь, а также храм Иоанна Златоуста.
От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси, и всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси, отонудуже уведев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную, желательне ю обрел еси, и в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати душам нашим велию милость.
Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому, глас 8-й
Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа, уклонитися возжелел еси, и, в пустыню вселився, тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси, и чада послушания и смирения в нем возрастил еси. Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице, еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси, и о всех правоверных, да зовем ти: радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любителю.
Величание преподобному Мартирию Зеленецкому
Ублажаем тя, преподобне отче Мартирие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому от бесовских искушений и злых людей, всякой скорби и болезней
О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, — ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, — яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, — даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мартирий Зеленецкий, преподобный
Преподобный Мартирий, по мирскому имени Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, благочестивые и зажиточные, Косма и Стефанида, скончались, когда отроку было менее десяти лет, и он учился Псалтири. Произошло это в первой половине XVI века.
С самого детства Мина был назнаменован особенной благодатью Божией. Под руководством своего духовного отца, священника городского Благовещенского храма Бориса, он, чем более возрастал телом, тем более прилеплялся душою к Богу, питаясь наставлениями достойного пастыря. По принятии же Борисом иноческого образа в обители святых Космы и Дамиана с именем Боголепа, он был вскоре назначен строителем Великолуцкого монастыря во имя преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Мина не захотел более оставаться в мире: раздав нищим имение свое, поспешил к чтимому учителю и был пострижен им в иночество с именем Мартирия.
В то время пришел боярский сын Афанасий. Тронутый до глубины души примером добродетельной жизни иноков, Афанасий вскоре поселился в их обители и сам принял монашеский образ с именем Аврамия. Боголеп поручил его руководству Мартирия. Случилось, что Аврамий впал в тяжкий недуг, грозивший ему смертью, но после данного им обета, по совету Мартирия, сходить в Тихвин помолиться Пречистой Деве перед чудотворной Ее иконой, болящий инок получил исцеление. В чувстве глубокой благодарности к Пресвятой Деве Аврамий решил посвятить себя служению в честной Ее обители. Оставив монастырь преподобного Сергия, Аврамий пошел в монастырь Тихвинский, где архиепископом Новгородским Пименом, в то время полагавшим начало той обители и распределявшим братию по службам, был поставлен ключехранителем церковным, чтобы всегда быть первым и последним при чудотворной иконе Царицы Небесной за проявленную на нем неизреченную милость Ее. Это произошло в 1560 году, в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного.
Преподобный Мартирий, ожидая возвращения Аврамия и раздумывая о нем и о святом месте его пребывания, увидел однажды во сне, будто бы над Тихвином высится огненный столп, а на самой вершине его блистает явленная икона, к которой он устремлялся, чтобы приложиться. Видение это возбудило в душе Мартирия пламенное желание посетить самому обитель Тихвинскую и перед иконой Царицы Небесной молить, чтобы Владычица указала, не шумен ли, не мятежен ли путь его настоящей жизни в избранном монастыре, и куда укрыться ему для совершенного безмолвия.
Какие же побуждения были у преподобного Мартирия идти в уединение из людного Тихвинского монастыря?
Пустыня просветлела святою жизнью отшельника, и уже безбоязненно все более и более начали приходить в нее люди, не только чтобы назидаться словом и делом преподобного, но многие и для водворения вместе с Мартирием и для восприятия отшельнического жительства. Умножившееся братство учеников преподобного побудило его приступить к построению первой для служения малой церкви во имя Живоначальной Троицы. В убогую церковь, украшенную иконами из часовни, были перенесены на время и две иконы Пресвятой Богородицы: Тихвинская, принесенная самим Мартирием, и другая — Живоначальной Троицы, принесенная учеником его Гурием. Инок этот по выходе из храма увидел на небе крест, сиявший над крестом церковным, во свидетельство благодати Божией к месту сему и храму.
Скоро стало весьма многим известно население пустыни иноками, так что именитые люди новгородские и бояре начали присылать приношения сюда на храм и на братию. В числе их известный своей ревностью к церкви Христовой, богатый новгородец Феодор Сырков, построивший несколько храмов своей казной, даровал обильные средства для сооружения в Зеленой пустыне каменной теплой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот благодетель Зеленецкой пустыни, называемый то царевым мужем, то новгородским посадником, подпал вместе с другими новгородскими жителями под опалу царя Грозного в последнее пришествие его в Новгород в 1570 г. и был замучен.
Господь благословлял пустынно-подвижнические труды преподобного, и благодать Божия видимо почивала на нем самом. По его словам, однажды в тонком сне ему явилась Божия Матерь.
Вскоре после этого преподобный Мартирий, не имея возможности противиться настояниям многих учеников своих и опасаясь оставить их без пастыря духовного, должен был идти в Новгород, дабы принять от архиепископа сан священства и игуменства. Достоверно неизвестно, который из архиепископов Новгородских, Александр или Леонид, управлявшие епархией в 70-х годах XVI века, удостоили священства и игуменства преподобного Мартирия. Но по писцевым книгам Обонежской пятины видно, что преподобный Мартирий в 1582 году был уже игуменом и имел 12 человек братий в Зеленецкой обители.
Сотворив молитву перед бывшими с ним иконами Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы, преподобный начал молебное пение с освящением воды, положив иконы на перси отрока, и тот, будто пробуждаясь от сна, встал с одра здоровый. С этой минуты Зеленецкая обитель обрела в царе Симеоне самого ревностного и щедрого почитателя. Не мог преподобный отречься от дара благотворительности и принял некоторую часть из тех значительных сумм, какие царь Симеон понуждал его принять на полное обстроение монастыря. Преподобный представлял при этом преклонность своих лет и невозможность ему начинать обширные сооружения; тем не менее пожертвования царя были приняты и вскоре построены и украшены церковь Богородицы честной иконы Тихвинской и церковь святителя Иоанна Златоуста, во имя Ангела царевича Иоанна. Вместе с тем же казной Симеона устраивались и улучшались и другие части обители.
Велика была печаль стада Христова, глубоки были рыдания сердечные, теплы молитвы и искренни излияния преданности и благодарности доброму пастырю, который обитель свою, возросшую из малой хижины до благоустроенного монастыря с большими и благолепными храмами, оставлял в наследие инокам достаточно уже обеспеченной в ее ежедневных нуждах.
Молитвы преподобному Мартирию Зеленецкому
От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси, и всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси, отонудуже уведев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную, желательне ю обрел еси, и в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати душам нашим велию милость.
Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому, глас 8-й
Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа, уклонитися возжелел еси, и, в пустыню вселився, тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси, и чада послушания и смирения в нем возрастил еси. Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице, еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси, и о всех правоверных, да зовем ти: радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любителю.
Величание преподобному Мартирию Зеленецкому
Ублажаем тя, преподобне отче Мартирие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому от бесовских искушений и злых людей, всякой скорби и болезней
О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, — ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, — яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, — даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобному Мартирию, Зеленецкому чудотворцу.
Тропа́рь, гла́с 2:
От ю́ности, богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в, оте́чество оста́вил еси́ и, все́х мирски́х мяте́жей уклони́вся, в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́; отоню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню, крестови́дною заре́ю пока́занную, жела́тельне ю́ обре́л еси́, и, в не́й всели́вся, и́ночествующих собра́л еси́, и си́х уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на не́бо, трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу, Ему́же моли́ся, богому́дре Марти́рие, дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Стихи́ра, гла́с 6:
Преподо́бне о́тче, во всю́ зе́млю изы́де веща́ние исправле́ний твои́х, те́мже на небесе́х обре́л еси́ мзду́ трудо́в твои́х, де́монския разори́л еси́ по́лчища и Ангельския дости́гл еси́ чи́ны, и́хже житию́ непоро́чно поревнова́л еси́; дерзнове́ние име́яй ко Христу́ Бо́гу, ми́р испроси́ душа́м на́шим.
Кано́н преподо́бнаго, гла́с 8.
Пе́снь 1.
Ирмос: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Припев: Преподобне отче Мартирие, моли Бога о нас.
Благи́ми нра́вы украси́вся, Христу́ прилепи́лся еси́ от ю́ности, плотски́я стра́сти умертви́в воздержа́нием, и к животу́, преподо́бне, преста́вился еси́.
Глаго́лов и зако́нов Бо́жиих исполни́тель бы́в, испо́лнился еси́, о́тче прему́дре, Боже́ственных даро́в и чуде́с все́м лучи́ бога́тно испусти́л еси́.
Кре́постию Христа́ возмо́г, держа́ву же и си́лу вра́жию низложи́л еси́ и похвалу́ побе́дныя по́чести, преподо́бне, чуде́сными сия́нии улучи́л еси́.
Со́весть име́л еси́ бла́гу, о́ко серде́чное, взира́ющее к Бо́гу, те́мже вня́т моли́тве твое́й, прему́дре, с преподо́бными сочета́ тя́, богоблаже́нне.
Богородичен: Стра́сти пло́ти моея́ и ума́ моего́ двиза́ния неподо́бная утоли́, молю́ Тя́, Пречи́стая Де́во, и испра́ви мя́, заблу́ждшаго умо́м.
Пе́снь 3.
Ирмос: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ве́сь прилежа́ Вседержи́телю, преподо́бне о́тче прему́дре, всея́ бесо́вския зло́бы избе́гл еси́ досточу́дным водворе́нием в непроходи́мая.
Высото́ю смире́ния украша́ем, све́ргл еси́ на зе́млю велехва́льнаго гордели́вца пло́ти своея́ Боже́ственными веле́ньми и до́брыми де́лы твои́ми.
Пло́тию обложе́н, о́тче прему́дре, смири́л еси́ надме́нную вы́ю нечести́ваго благи́ми к Бо́гу воздыха́ньми, непоро́чне.
Име́я поспешеству́ющую тебе́ Бо́жию си́лу, прему́дре, я́ко чу́ден во пло́ти сы́й бы́в, чудеса́ источи́л еси́ воскресе́нием ме́ртваго, и ны́не отго́ниши неду́ги.
Богородичен: В ложесна́ Твоя́ воплоща́ем, Всенепоро́чная, всели́ся Зижди́тель на благодея́ние ве́рно пою́щим Тя́.
Седа́лен, гла́с 4:
Стра́стное порабо́тил еси́ пло́ти своея́ мудрова́ние и ни́зшее свое́ покори́л еси́ вы́сшему, о́тче пресла́вне, сокруши́л бо вы́и бесо́в смире́нием и посто́м, во всечестны́х дея́ниих су́щи, возсия́л еси́ в ми́ре; те́мже я́ко луча́ светоли́тнаго сия́ния Христо́ва возсия́ на́м, дне́сь воспева́ющим тя́, Марти́рие преподо́бне.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Пое́м Тя́, Богоневе́сто, Ма́ти Христа́ Бо́га, сла́вяще Рождество́ Твое́ непостижи́мое, и́мже изба́ви ны́ ле́сти и кова́рствия вра́жия и от вся́ких бе́д, Влады́чице Богоро́дице, и ве́рно Тебе́ вопие́м: поми́луй ста́до Твое́, еди́на Пречи́стая.
Пе́снь 4.
Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Соде́яв, пресла́вне, ду́шу твою́ хра́м Свято́му Ду́ху, бы́л еси́ насле́дник го́рняго Ца́рствия, с вы́шними чина́ми водворя́яся, всече́стне о́тче.
Многоболе́зненныя стра́сти всегда́ врачу́еши приступа́ющих к тебе́ те́пле: благода́ть бо, преподо́бне, и́маши от Го́спода содева́ти зна́мения и чудеса́, пребога́те.
Красне́йшим прозябе́нием, о́тче, в дому́ Бо́жии прозя́бл еси́, доброде́тельми укра́шен и плоды́ чуде́сными облагоуха́ем.
Богородичен: Нива духо́вная, я́коже из бразды́ кла́с изнесла́ еси́, всю́ тва́рь пита́ющаго вся́ческих Бо́га, Присноде́во.
Пе́снь 5.
Ирмос: Утренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны, Ты́ бо еси Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не зна́ем.
Умо́м очи́щенным пресла́вне зри́ши, преподо́бне, добро́ту неизрече́нную — Христа́, вся́ческих Бо́га на́шего.
Якоже Илия́ на колесни́це, о́тче, доброде́тельми твои́ми возше́л еси́ на не́бо и та́мо чи́сте зри́ши Святу́ю Тро́ицу, к Не́й же ду́хом горя́ и возлета́я.
Стягну́в те́ло твое́, чистото́ю опелена́я и воздержа́нием покоря́ его́ ду́ху, стро́потная вся́ оста́вил еси́ любве́ ра́ди Христа́ своего́ и небе́снаго приобре́тения.
Богородичен: Исцели́, Милосе́рдная Ма́ти, неду́гующаго ума́ моего́ душевре́дное омраче́ние и озари́ све́том ра́зума Христа́ Твоего́, Всенепоро́чная.
Пе́снь 6.
Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.
Лука́вый умертви́ся зми́й свяще́нными по́двиги твои́ми, преподо́бне Марти́рие, те́мже и моля́щимся тебе́ вспомоществу́еши разреши́тися от его́ зло́бы, блаже́нне.
Отсе́кл еси́ приле́жно серпо́м, его́же ви́де Заха́рий серпови́дный, стра́сти от души́ твоея́, те́мже, приобре́т прему́дрости семена́, пожа́л еси́ мно́гих исцеле́ний бога́тныя кла́сы.
Кре́постию ду́ха, о́тче, и тве́рдостию постоя́ннаго ума́ твоего́ возмо́гл держа́ву вра́жию и си́лу его́ низложи́ти от себе́ и те́м похвалу́ побе́дныя по́чести прия́л еси́, преподо́бне, ве́рных осиява́я умы́.
Богородичен: Пресвята́я Чи́стая, Творе́ц устро́и Тя́ в жили́ще Себе́, Христо́с Бо́г на́ш, те́мже хода́тайствы Твои́ми изба́ви на́с от о́бласти льсти́ваго, я́ко да по до́лгу Тя́ чти́м и ублажа́ем.
Конда́к, гла́с 8:
Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́, и, в пусты́ню всели́вся, та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́, и ча́да послуша́ния и смире́ния в не́м возрасти́л еси́. Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице, е́же моли́тися, богоблаже́нне, о на́с, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́, и о все́х правове́рных, да зове́м ти́: ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́телю.
Возлюби́в, преподо́бне, Христо́вы боже́ственныя за́поведи и возненави́дев пло́ть и я́же по не́й земна́я мудрова́ния, прише́л еси́ усе́рднейше в непроходи́мую пусты́ню бла́тную, и, та́мо всели́вся любве́ ра́ди Христо́вы и душе́внаго обогаще́ния, я́ко свети́льник, просия́л еси́ чуде́с дарова́нии: ца́рскаго бо сы́на я́ко от сна́ возста́вил еси́ и те́м царя́ Симео́на удиви́л еси́. Сия́ облобыза́я, ве́рнии, припа́дая, мо́лимся: просвети́ о́чи на́ша душе́вныя воспева́ти досто́йно по́двиги твоя́: поще́ния, бде́ния, сле́зы и боле́зни, изможде́ние те́ла блаже́нныя ра́ди бу́дущия жи́зни, ея́ же наслажда́яся, моли́ непреста́нно о все́х на́с.
Пе́снь 7.
Ирмос: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Проше́д по́двиги по́стныя, о́тче, умо́м кре́пким го́рдую вы́ю смири́л еси́, боже́ственным вдохнове́нием и спаси́тельным богообра́зным подви́жничеством ду́шу твою́ укра́сил еси́, поя́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Красне́йшее прозябе́ние, о́тче, в дому́ Бо́жии произра́сл еси́ ве́рою, сугу́бейший пло́д прине́сл еси́ доброде́тельми, те́ми укра́шен, чудесы́ облагоуха́л еси́.
Просвети́в твое́ се́рдце умиле́нием, нача́льник бы́л еси́ свяще́ннейшаго собо́ра, о́тче, наказу́я, и уча́, и вся́ к Бо́жией во́ли приводя́, пою́ще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Богородичен: Но́во Отроча́ ро́ждшая, Пребезнача́льнаго Сло́ва, обетша́вшия ны́ зело́ грехо́м, ве́рныя обнови́ла еси́, Де́во, и воспева́ти научи́ла еси́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8.
Ирмос: Богоглаго́ливии о́троцы в пещи́, со огне́м пла́мень попира́юще, поя́ху: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Насле́дниче боже́ственных селе́ний, Ангельски, о́тче, пожи́л еси́; те́м, со Ангелы водворя́яся, лику́ет в черто́гах небе́сных со святы́ми ду́х тво́й.
Невозвра́тным умо́м и невозвра́тными стопа́ми, богому́дре о́тче, ше́ствовал еси́, досточу́дне, к небе́сным селе́ниям, ева́нгельскою стезе́ю направля́емь, от стро́потных путе́й до конца́ уклони́лся еси́.
Все́льшеюся в тя́ благода́тию Свята́го Ду́ха, о́тче Марти́рие, благоустроя́еши ду́ши притека́ющих к тебе́: лука́вно бо страстьми́ в челове́цех де́йствующии нечи́стии ду́си отгоня́еми быва́ют.
Богородичен: Вода́ еси́ неисчерпа́емая, Деви́це, Дще́рь Царя́ Небе́снаго, от Нея́же вси́ ве́рнии, пию́ще, благода́ти исполня́емся, душе́ю и те́лом освяща́еми.
Пе́снь 9.
Ирмос: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.
Исцеле́ние источа́ет бога́тно честна́я твоя́ ра́ка Бо́жиим Ду́хом, и стра́сти многовре́менныя исцеля́ет, о́тче, приходя́щих к тебе́, и прогоня́ет лука́выя ду́хи лю́тыя, и воздвиза́ет ве́рныя восхваля́ти твоя́ све́тлыя по́двиги.
Яко вели́кое со́лнце, на́м вели́чием по́двиг твои́х возсия́л еси́ в преде́лех страны́ сея́: уме́рый бо, преше́л еси́ от све́та к Све́ту, от гро́ба возсия́вшему. Те́м вопие́м ти́: просвети́ и на́ша помышле́ния, о́тче преподо́бне Марти́рие.
Те́ло твое́, блаже́нне, терпели́вое, вяза́вшееся вери́гами, стра́сти неисце́льныя прикоснове́нием исцеля́ет, Бо́гу и Спа́су, тя́ вельми́ просла́вльшу, о́тче прему́дре и досточу́дне Марти́рие, я́ко де́лы твои́ми до́брыми просла́вльшуся, преподо́бне.
Процве́л еси́ в по́стнических удо́лиях, прехва́льне о́тче на́ш, яко ши́пок многоцве́тен, и, я́ко кри́н, облагоуха́л еси́ со́вести ве́рных доброде́тельми и чудесы́. Те́мже, преподо́бне, отжени́ от на́с стра́сти смердя́щия.
Богородичен: Просвети́, Чи́стая Де́во, се́тующее се́рдце мое́ при́сно преступле́ньми и жите́йскими молва́ми, не оста́ви мене́ враго́м бы́ти в ра́дость, я́ко да сла́влю Тя́ и любо́вию пою́, Препе́тая.
Свети́лен:
Мирска́го пристра́стия, я́ко от скве́рны уклони́лся еси́, и хвра́стие страсте́й веле́нием Бо́жиим я́ко огне́м попали́л еси́, и а́лчбою пло́ть свою́ увяди́л еси́, о́тче, и небе́сною сла́вою со Ангелы обогати́лся еси́: те́мже непреста́нно моли́ о на́с Христа́ Бо́га, преподо́бне Марти́рие.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Тя́ Предста́тельницу и́мамы, вси́ гре́шнии, о Пресвята́я Де́во, ты́ благопреме́нна сотвори́ Сы́на Твоего́ ма́терними Твои́ми к Нему́ моли́твами.
Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому
Преподобный Марти ́ рий Зеленецкий
Дни памяти
28 июня (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых
Житие
Краткое житие преподобного Мартирия Зеленецкого
Родом из Великих Лук, Псковской губернии, святой с юных лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители. Желая уединенных подвигов, он поселился на острове Зеленом и основал там монастырь. Преподобный Мартирий прославился даром чудотворения. Скончался он в глубокой старости в 1603 г.
Полное житие преподобного Мартирия Зеленецкого
В годы правления благочестивого государя, царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея Руси самодержца, родился сей блаженный и преподобный отец наш Мартирий в области Великого Новгорода, в городе, называемом Великие Луки. И нарекли имя ему Мина. Когда ему исполнилось восемь лет, отдали его учиться грамоте. Но книжное учение давалось ему с трудом. Когда же выучился он псалмам, тогда родители его преставились от жизни сей к Богу. И так отрок, возложив всю надежду и упование на верную Помощницу Богородицу и на Бога, к спасительному пути направился, постоянно пребывая в храме Божией Матери, честного и славного Ее Благовещения.
Много слышав о преславных чудесах и благих богоугодных делах, в непроходимой этой болотной пустыни дивно совершающихся, обещает некий государев муж из Великого Новгорода, именем Федор Сырков, что и он вскоре еще одно строение в непроходимой пустыни прибавит, что и свершилось. Ибо поставили по его повелению во славу Божию и Богоматери церковь с трапезной деревянную во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного и славного Ее Благовещения, для соборного предстояния и усердного славословия, чтобы горячие молитвы к Господу Богу в спокойствии всеми воссылались. Для братии же и всех правоверных настал ненарушаемый покой, и общежительная жизнь в Боге была благоустроена.
Из-за таких забот и великих трудов преподобный Мартирий мало имел покоя и братию в этом укреплял. Братия же этой пустынной обители, видя такую его жизнь и стремление к Богу и заботу о всех, молили его, чтобы он был их пастырем и принял чин игумена. Преподобный же, только лишь уступая их мольбам, пошел в Великий Новгород и там архиереем был рукоположен в чин пресвитера. И принял жезл пастыря. И обратно приходит преподобный в пустынь, где прежде положил основание подвижнической жизни и совершенного безмолвия. Братия же и все оказавшиеся тут правоверные встретили его с честью и приняли с любовью, как отца и учителя, во всем повинуясь ему, как Христу. Он же стал пасти Христово стадо словесных овец как истинный пастырь, последуя во всем истинному Пастырю Христу, Спасителю нашему.
В последние же годы своей жизни возлюбил преподобный совершенное безмолвие и возжелал высшего, посту и молитве и нощному стоянию в честных своих сединах еще более предался. Так хорошо и богоугодно прожил он много лет и достиг глубокой старости. Тогда преподобный предивно к непрестанному любомудрию обращается и его объемлет, и с любовью лобызает. Ископал он себе ров глубокий и гроб там своими руками устроил, и входил в ров, когда хотел, и любил сидеть при гробе, с умилением плача, – и год и шесть месяцев так провел, презирая и прогоняя от себя жизнь сию временную, быстро исчезающую. Так блаженный готовил себя к смерти каждый день, возвышая ум к лучшему, от тленного к нетленному, от временного к бесконечному.
Братья же и все тут бывшие, услышав все это, с плачем воскликнули: «О, святой наш отец, пастырь и наставник преблагой! Хотели бы мы сегодня не остаться без тебя, и все готовы погребенными быть с тобою, но это не в нашей воле. Об одном ныне тебя усердно молим: не забывай и после своего к Богу отшествия с любовью посещать пустынную обитель свою. Чтобы эта болотная пустынь благими и богоугодными делами возрастать не переставала. Также и нас, недостойных чад твоих, и всех правоверных не оставляй сиротами, но всегда направляй на стремления к высшему, побеждая козни растлевающего души врага». Блаженный же, благодаря их, сказал: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк.1:68).
Затем преподобный, поучив их достаточно, причастился Святых Пречистых Христовых Таин. Потом в духовной радости подал братии последнее благословение и с любовью изрек мир всем правоверным, и предал святую свою душу в руки Бога всех в год 1603-й месяца марта в 1-й день. Братия же, с честью убрав честно и много потрудившееся тело отца своего и учителя, почтили его песнями надгробными и погребли его близ церкви Богоматери, которую преподобный сам создал по велению и вере бывшего царя Симеона, во славу Единосущной и Неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иное жизнеописание преподобного Мартирия Зеленецкого
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, «в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены». В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, «где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит».
Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской – и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз – плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю – Зеленой Мартириевой пустыни. Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. «Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей», – вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста – небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами «Мир всем православным» в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий († 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.