Содержание
Иисусова молитва для мирян
Разъясняют пастыри
Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?
Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами
– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.
Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.
Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.
Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах
- «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
- Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
- Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
- Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
- Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
- Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
- Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
- И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.
Через молитву Иисусову мы со Христом везде
Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей
– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.
Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.
В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.
Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.
Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.
Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.
Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов
Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.
Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.
Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие
– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.
Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.
Молитва мирян
Из наследия Оптинских старцев
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Чтение утреннего правила. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко |
В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове.
Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:
«Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления».
Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно.
Старец Амвросий напоминал в связи с этим:
«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».
Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.
На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал:
«Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».
Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность. С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение:
«Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило».
Благословение на молитвенное правило
Фото: Э. Гатауллин / Expo.Pravoslavie.Ru |
Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь. Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения. Рассуждение с советованием – вот царский путь, который рекомендуют святые отцы.
«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».
Также преподобный Антоний писал:
«Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам».
Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души:
«Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно».
Невозможность выполнить правило
В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:
«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».
Постоянная молитвенная память
Старцы напоминали нам, что, кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!» Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.
«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил старец Иларион (Пономарев).
Преподобный Никон напоминал:
«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;
«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».
На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:
«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».
Просьба о молитве за других
Молитва школьного директора. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru |
Иногда люди обращаются с просьбой помолиться за них к другим. Бывает и так, что, заказав панихиду или молебен, сами не присутствуют на них и не молятся.
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий наставлял:
«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила».
А иногда повторял народную поговорку:
«Боже-то, поможи – да и сам мужик не лежи».
Оптинские старцы советовали при молитве оставлять многословие, пустословие, так как этим нарушается молитвенный настрой, отгоняется благодать. Преподобный Никон писал:
«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!»
Речь, конечно, не идет о необходимых деловых беседах или общении с родными, воспитании детей – имеется в виду пустословие, в которое мы так часто впадаем.
Старец Амвросий советовал:
«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит»;
«Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».
Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться. Преподобный Никон писал:
«Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».
О молитвенных дарах
Молитвенный подвиг сопровождается дарами усердным молитвенникам. Оптинские старцы предупреждали о том, что нельзя самовольно добиваться этих даров, таких как слезы на молитве или чистота и бесстрастие. Это может быть опасно для неопытного молитвенника.
«Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих».
Он же наставлял желающих достичь чистоты и бесстрастия:
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся».
Как узнать, правильно ли мы молимся?
Молитва – духовное делание, которое приносит духовные плоды. Плоды духа: любовь, кротость, терпение, мирное душевное устроение. Конечно, чтобы плоды созрели, должно пройти время. Но стремиться к ним следует, духовной рост должен происходить. Человек должен бороться со своими страстями, немощами, дурными привычками.
Молитва, сон и подготовка к исповеди. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко |
Преподобный Моисей (Путилов) учил каждый день проверять себя, испытывать свою совесть:
«Поверяй самого себя каждодневно… Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, не сокрушился сердцем ни однажды, не смирился в мысли, милости не оказал или милостыню никому не подал, не простил виноватого, не стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое».
Преподобный Макарий предупреждал:
«Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы… советую стараться, сколько можно, обращать внимание ваше на дела любви к ближним; в отношении к матушке вашей, супруге и детям – пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним».
Тот, кто правильно подвизается, идет средним, «царским» путем. Уменьшается раздражительность и, наоборот, растет благодушие, реже приходят помыслы гнева, осуждения, ропота. Мирное устроение, терпеливое отношение к немощам и недостаткам окружающих переживается все чаще и постепенно становится постоянным.
Какие молитвы нельзя читать мирянам и почему
Молитвою своею не наведи на себя негодование, но проси себе того, что достойно Бога.
Свт. Василий Великий
Молиться можно везде — на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.
Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему. Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.
Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.
Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.
Но отчего в наше время все чаще раздаются полные тревоги голоса священства о молящихся? Искренне желая обратиться ко Господу, заступнику нашему и Спасителю в разных горестях, болезнях и нуждах, по незнанию люди, только еще приходящие к вере или пришедшие недавно, нередко пользуются молитвенными текстами, взятыми из журналов, сборников, календарей, составленных людьми невежественными и безразличными к своим читателям, для которых все равно что печатать — магические заклинания или святые молитвы, — лишь бы издание раскупалось и приносило доход. На одной странице такого издания можно увидеть молитвы, причем часто искаженные, искореженные, помещаются иконы, освящаются православные даты, а на другой — ритуалы и заговоры белой и черной магии, призывы всяких «ясновидящих», колдуний, то есть тех, кто получает свои ответы от сатаны, но никак не от Бога. Тут же будет реклама каких-либо курсов по астрологии, экстрасенсов и так далее. Издатели этой душегубительной газеты выхватывают из православного Богослужебника куски, преподавая их читателям как молитвы, имеющие как бы «магическое целебное свойство». Подумать только, какое святотатство совершается таким образом!
Вот что пишет об этом архимандрит Георгий, наместник Тимашевского Свято-Духовного мужского монастыря в своей статье «Мираж исцеления?»: «Я убедительно советую — не читать подобных газет и тем более «молитв», которые в них печатаются. Эти молитвы скомбинированы и искажены, а зачастую и просто выдуманы самими оккультистами, чтобы привлечь к себе побольше любознательных (и безграмотных в Православии) читателей. Неграмотные христиане увлекаются такими молитвами потому, что они действительно видят перед собой некий текст, в котором упоминается Имя Господа, Богородицы, святых, и обольщаются этим».
Кроме того, в подобных изданиях часто помещают православные молитвы, читаемые в различных болезнях, к примеру «молитвы для исцеления слуха», «для исправления зрения», «от кожных болезней» и так далее.
Те издания, которые печатают подобные молитвы (якобы для исцеления всех органов человека), совершенно не знают, что многие из этих молитв смогут помочь больному только в том случае, если их читает только священнослужитель, а не сам больной и тем более не «целитель». Такие газеты берут большинство молитв из святого Требника, которым может пользоваться только человек, который принял таинство священства, то есть священник. Мало того, все те молитвы, взятые «целителями» из святого Требника, полностью ими искажены. Вот, к примеру, в газете краснодарских «целителей и ясновидящих» дается молитва «для исцеления мозга», а ведь такая молитва читается только тогда, когда у человека «умопомрачение», то есть душевная болезнь, а не просто болезнь головы. Все эти молитвы предназначены только для священников, а для мирян есть свои молитвы.
В новозаветной Церкви установлено таинство священства, совершаемое только архиереями. В чем заключается это таинство? В момент его совершения на того, кто рукополагается, сходит благодать Духа Святого, освящающая и дающая ему духовную власть в таинстве покаяния прощать наши грехи. Власть эта передается по преемству еще от апостолов Христовых, которым ее даровал Сам Господь, посылая их в мир: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23).
Существуют литургические и молебные чины, составленные отцами Церкви Христовой. В их чинопоследованиях есть молитвы, которые могут читать только священники. Даже диакон не имеет права и власти читать их. Не имеющие священнического сана, читая такие молитвы, например для освящения дома, для изгнания нечистой силы и прочие, просто оскверняются.
Каких только рекомендаций и советов не увидишь в газетах так называемых «народных целителей»! Как уберечь свой дом от зла и порчи? Оказывается, надо обойти со свечой дом или квартиру и говорить при этом заговоры (они тут же печатаются), в которых упоминается имя Христа или Богородицы! Это и будет освящением дома. А ведь это просто суеверный обычай. Все эти советы лишь насаждают в народе сектантские заблуждения, вносят смуту в ряды новоначальных, оскорбляют святую Церковь и священнослужителей.
Если следовать таким советам, то человек ни чем другим и заниматься не должен, как совершать с утра до вечера какие-то ритуалы да сутками читать заговоры и тексты, сфабрикованные из всевозможной духовной литературы.
У всех свои обязанности. В обязанности священника входит совершение треб — молитвенных чинов и молитвословий — для призывания помощи Божией в нуждах, то есть требах, житейских потребностях православных христиан — мирян.
Ни в одном законе Священного Писания не написано, чтобы обращались мы, когда заболели, за помощью к целителям, ясновидящим и так далее. В Священном Писании написано только одно: «Если болеешь, позови пресвитеров Церковных (то есть священников), и они молитву творят. » И только эта молитва, произносимая священниками, в сочетании с большой верой больного может дать больному желаемое исцеление, и «даже многие забытые грехи ему простятся».
Будьте бдительны, братия и сестры. Сейчас стало модным печатать без разбору в газетах и книгах молитвы от всех недугов. Многие миряне пользуются этими молитвами, а ведь это очень большой грех, так как молитвы эти берутся из церковно-богослужебных книг.
Какие книги относятся к церковно-богослужебным?
Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий и Канонник. Эти книги составлены на основании Священного Писания и Святого Предания отцами и учителями Церкви. И называются «церковно-богослужебные».
Служебник — книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и литургии. В конце Служебника помещены отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, то есть список святых, ежедневно воспоминаемых Церковью.
Архиерейский Служебник (или Архиерейский чиновник) отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и другое.
Часослов — книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме литургии.
Требник — книга, заключающая в себе чинопоследования святых таинств (кроме таинств святого причащения и священства) и других треб — чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и другие.
Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на разные случаи жизни.
Октоих, или Осмигласник, заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и прочее), разделенные на восемь напевов, или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви святым Иоанном Дамаскиным еще в VIII веке. Ему приписывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие святой Митрофан, епископ Смирнский, святой Иосиф Песнописец и другие.
Минея месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.
Минея общая заключает в себе песнопения, общие целому лику святых, например в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и прочее. Она употребляется при богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее месячной.
Минея праздничная содержит в себе службы великих праздников, извлеченные из Минеи месячной.
Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово «Триодь» греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней Триодь цветная получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней вместо обычных девяти песней канона.
Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня святой Пасхи до недели Всех Святых (то есть до 9-го воскресенья, считая со дня Пасхи).
Типикон, или Устав, содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.
Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).
Какие молитвы должны читать миряне
Чтобы поддерживать свое духовное и физическое здоровье, миряне, прежде всего, должны читать утренние и вечерние молитвы. Надо приучить себя: не прочту вечерних молитв — не лягу спать. Не прочту утренних молитв — не буду есть. Архимандрит Георгий, слова которого уже приводились в этой брошюре, говорит: «Никакие другие молитвы не заменят утренних и вечерних молитв. Так, человек употребляет пищу, чтобы набраться сил для физической и умственной работы; любая еда — это пища для плоти, а для подкрепления души — нужна духовная пища, которой всегда являлись утренние и вечерние молитвы. Их нужно читать ежедневно, не пропуская. Утренние молитвы, к примеру, занимают всего 20 минут — это вполне доступно для любого человека».
Кроме того, обязательными для христианина должно быть чтение Псалтири и Евангелия. Ни одна книга не прославляет Бога так, как Псалтирь. «Читая Псалтирь, — говорит святой преподобный Ефрем Сирин, — даже тот, кто не имеет мудрости, получит ее, а если у него много грехов — простятся ему эти грехи. «
Обязательно нужно читать молитву перед едой и после вкушения пищи. «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились» — говорил преподобный Серафим Вырицкий. Но это не значит, что мирянин целый день стоит на молитве. Есть время для работы и есть для молитвы. Если вы поработали 3-4 часа, можно 20-30 минут уделить молитве. Лучше идти средним путем, который называется «царским, спасительным», и не брать на себя больше того, что ты должен и можешь.
Итак, если мирянин будет читать запрещенные для него молитвы (которые должен читать только священник), то от такого самовольства бесы страшно ополчатся на такого человека. Человек, читающий молитвы для священников, становится душевнобольным, то есть за подобный грех Господь попускает бесам вселяться в такого человека и творить с ним различные несчастья. К сожалению, эти молитвы сейчас публикуются в разных светских изданиях. Надо быть очень осторожными! И лучше всего не выискивать новых молитв, но молиться по обычному православному молитвослову.
Все эти молитвы были составлены древними святыми отцами Церкви — очень опытными в деле спасения, и нет оснований не доверять им. А искать якобы более сильных молитв — это очень грешно и опасно.
Какие молитвы нельзя читать мирянам и почему
Молитвою своею не наведи на себя негодование, но проси себе того, что достойно Бога. А прося, что достойно Бога, не отступай, пока не получишь.
Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в Законе Божием: молитва – беседа или разговор с Богом.
Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери можем обращаться к Богу, к нашему Отцу небесному, и к владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, как хлеб надсущный необходим для души нашей. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему.
Молитва – это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.
Мы пробуждаемся от сна и благодарим Господа за то, что Он сохранил нас в ночи, благодарим по окончании дела за помощь, после вкушения пищи – за то, что Он дал нам ее, а вечером, отходя ко сну, возносим слова благодарности за проведенный день. Мы благодарим и славим Господа, когда все в нашей жизни обстоит благополучно.
Такие молитвы называются благодарственными, а само молитвословие благодарением.
В огорчениях, неприятностях, горестях и скорбях усиливается наша молитва. Слезы – частые спутники ее. Мы взываем к Господу, просим о помощи. Просим не оставить нас в горести, а наставить и утешить. А как важна и необходима молитва, когда несчастье случается с нашими близкими – родственниками или друзьями. Преподобный Серафим Вырицкий, великий молитвенник и святой говорил: «И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу».
Молитвы, в которых мы просим Господа о чем-то, называются просительными, а само молитвословие называется прошением.
Человек постоянно согрешает, провиняется перед Богом. Поэтому должен молиться о прощении, каяться в совершенных им грехах.
Такие молитвы называются покаянными. О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться, а потом уже просить о наших нуждах. То есть любая просительная молитва начинается с покаяния.
Приступая к молитве, надо примириться с теми, кого обидел, кому причинил зло, а потом уже со вниманием и благоговением встать на молитву. Потому что, как мы будем просить что-нибудь у Бога, имея нечистое сердце, как будем просить о прощении, если сами не простили своему ближнему даже малых обид?
Молиться можно везде – на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе – христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.
Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему… Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.
Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.
Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.
Сила молитв служителей Церкви основана на силе самой Церкви, на том, что церковная молитва – истинный путь к спасению, конечно, для тех, кто ищет спасения, стремится к нему очищением своего сердца. Поэтому нужно верить в силу молитв Церкви.
Когда во время богослужений вы не в храме, мысленно пребывайте в нем, вспоминайте о нем и духом будете в нем за совершаемым священнодействием, молитвой.
Молитва – проявление жизни Церкви. Духовная связь членов ее с Богом и всех между собой происходит через молитву. Она так неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитвы – нити живой ткани тела Церковного. Она соединяет каждого члена Церкви с небесным Отцом нашим, членов земной церкви между собой и членов земных с небесными.
Молитва не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва озаряет дух, помогает удалиться от земной суеты. Душа, беседуя с Богом, успокаивается, вновь обретает надежду. Кто не испытал это на себе? Лучшие наши поэты в лучших своих стихах говорили об этом.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.