Содержание
Какие же бывают виды молитв по своему содержанию?
Первое, самое для нас понятное – это молитва просительная. Все используют эту молитву, когда просят у Господа чего-нибудь. Хорошо ли это? Хорошо. Господь говорит: «Просите, и дано будет вам» (Матф.7:7). И мы просим. Господь охотно выполняет наши просительные молитвы, наши прошения, но не всегда, а в том случае, когда мы просим Господа компенсировать нашу немощь, восполнить наши недостатки, нашу ограниченность. Когда же мы просто ленимся, сами ничего не делаем, только просим у Господа, чтобы Господь что-то сделал, Господь не будет делать. Не будет выполнять наших молитв, наших прошений. Так что, просить у Господа – это хорошо, но делать это надо с умом.
Другой вид молитвы – это благодарственная когда мы с неким радостным, даже в чём-то детским чувством признаём Бога «виновником» всякого блага в нашей жизни. И мы благодарим Его за те благодеяния, которые Он нам оказывает. А поводов для этого, на самом деле, великое множество. Мы должны просто посмотреть вокруг и увидеть, что за всё мы можем поблагодарить Бога. И за то, что мы существуем, за то, что мы живём. За то, что мы утром сегодня проснулись и пошли на работу. За то, что в нашей жизни есть наши родители, наши жёны, мужья, дети. За то, что мы можем наслаждаться тем, как светит солнце, голубым небом над головой, тем, как поют птицы. За то, что мы просто живём.
В общем, поводов для благодарности великое множество. И святитель Иоанн Златоуст говорил: «Вера есть удел душ благодарных». Если человек не видит поводов поблагодарить Бога, то он по-настоящему никогда и верить не будет. Он будет считать, что его обделили, что ему что-то недодали. Что в жизни кому-то больше повезло, а ему меньше повезло. В общем, по-настоящему у него не будет ни радости, ни счастья. И Веры у него по-настоящему не будет.
Поэтому смотрите вокруг, замечайте, как Господь благ и сколько благодеяний Он каждому из нас ежесекундно оказывает. Как благ Господь! Сколько Он нам всего делает. И за это Бога благодарите. Это есть благодарственная молитва. «Вера есть удел душ благодарных».
Другой род молитвы – это молитва славословная. Это некое благоговейное удивление, прославление, хвала Богу! Такая молитва рождается от того, что мы лицезреем Его милость! Его Славу! Его Величие! Его Мудрость! Его Любовь к нам! Когда мы видим это и прославляем Бога. Нужна ли Богу такая молитва? В общем-то, нет. Господь не нуждается в том, чтобы мы неуклюже ещё Его прославили.
- Во-первых, Он самодостаточный Сам по Себе.
- Во-вторых, бесчисленная тьма ангелов молятся и славословят Творца.
В общем-то, славословная молитва – это молитва ангельская. Поэтому там еще и наш голосочек Богу не нужен. Но Он, поскольку любит нас, радуется, что мы это видим и за это Его прославляем. Здесь отношение Любви. Бог любит нас. А мы должны любить Его. И когда ты любишь, то у тебя в душе, конечно же, рождается и восхищение тем, кого ты любишь. Ты готов и комплимент какой-то сказать, и похвалить, и восхищаться этим человеком. Это даже в нашей повседневной жизни так происходит. Насколько же больше это происходит, когда мы отношение к Богу выражаем таким образом. Так что, молитва бывает славословная. Может быть, поэтому наша вера называется православной, то что мы славим Бога правильно. Вот такой род молитвы.
И ещё молитвы бывают ходатайственные, когда мы не благодарим Бога, а молимся уже не за себя – за других людей. И эти молитвы могут быть со смирением, а могут быть и с дерзновением. Но это дерзновение рождается у человека, который живёт, тщательно соблюдая заповеди Божии. У него рождается само по себе некое дерзновение пред Богом.
Какие виды молитв существуют?
В молитве мы общаемся с Богом. Как мы это делаем, зависит от нашего эмоционального состояния, обстоятельств, в которых мы находимся и, что очень важно, от нашего духовного состояния (т.е. от того, насколько в нас проявляются плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22). Поэтому, например, существенно различаются молитва гордого и молитва смиренного человека.
Мы можем приходить к Богу просто для того, чтобы общаться с Ним и поклоняться Ему, делиться с Ним своими сокровенными мыслями и желаниями. Мы можем просить Бога о решении наших нужд. Бог также учит нас молиться молитвой веры и молитвой ходатайства за нужды других людей. Великую силу имеет совместная (вместе с другими верующими) молитва.
Какой бы вид молитвы мы не практиковали, ясно одно — пока мы не начнем молиться от всего сердца, никаких существенных, качественных изменений в нашей жизни происходить не будет. Ответы от Бога приходят только в результате молитвы.
Дальше поговорим о разных видах молитвы.
Молитва прошения
Когда мы просим что-то у Бога, то надо верить, что Бог услышал и ответил, даже если мы пока не видим того, о чем просили. Нет ограничений в том, что можно просить у Бога. Можно просить обо всем, главное, с верой в сердце ожидать, говорить и поступать так, как будто это уже есть.
«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:22)
Молитва посвящения
В молитве посвящения я отдаю мои заботы и дела Богу. Я признаю, что Бог способен решать мои проблемы и нужды. Я все доверяю Богу, пусть Он решит так, как хочет, а я буду отдыхать от этих забот.
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Матф. 6:25-27)
Молитва веры
Во время молитвы верь всем своим сердцем, что все, что ты скажешь, — сбудется. Говори слова веры, называй несуществующее, как существующее. Если говоришь и веришь тому, что ты говоришь, то будет тебе то, что ты скажешь. Если скажешь Слово Божье (исцеление, благословение, помощь от Господа), получишь по Слову Божьему. А если скажешь дьявольское слово (неверия, страха, волнения), то будет тебе по дьявольскому (болезни, недостатки, нищета, поражения). Говори слова веры, независимо от обстоятельств.
«Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.» (Марка 11:22-23)
Ходатайственная молитва
Это молитва не за нас самих, а за кого-то другого. В молитве ходатайства мы соглашаемся вместе с Богом, чтобы Божья воля исполнилась в жизни этого человека. Ходатайство — это одно из самых высших проявлений любви.
Через смерть и воскресение Иисус Христос стал нашим посредником между нами и Богом. Именно Он (а не святые люди) ходатайствует за нас, сидя одесную Бога-Отца. Иисус Сам пережил все то, что мы переживаем в жизни. Он понимает человека лучше всех. И тех, кто приходит к Нему, Он спасает.
«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евреям 9:24)
Мы должны выделить время, чтобы молиться за близких нам людей, молиться друг за друга. Для успешной молитвы нам надо хранить мир и взаимопрощение. Также важно молиться за тех, кто у власти, за начальство страны. Этим мы определяем ход истории нашей страны.
Условиями для успешного ходатайства являются безусловная любовь к тому, за кого мы молимся, сострадание к неверующим людям, дерзновение и смелость, а также усердие, настойчивость в молитве. Нам нужно понимать, что Бог любит всех людей, и мы призваны участвовать в том, чтобы примирить людей с Богом.
Если Бог дает тебе глубокое внутренне желание молиться за кого-то, не угашай его. Продолжай молиться, пока не увидишь ответ. Дух Святой помогает нам в ходатайстве.
Молитва согласия
В этом случае несколько человек соглашаются о чем-то просить у Бога и вместе продолжают верить, что Бог ответит на их просьбу. В этой молитве должно быть полное согласие в вере, в исповедании, в поступках. В такой полной гармонии Бог будет отвечать на их просьбу. Это очень сильная молитва.
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Матф. 18:19-20)
Примеры молитв
Часто в жизни встречаются ситуации, когда понимаешь, что молитва к Богу — единственный выход. А что при этом говорить, не знаешь. В этом случае начинай просто говорить то, что у тебя на душе, от всего сердца проси Бога помочь тебе. Не важно, какими словами ты выражаешь свою просьбу, главное — верь, что Бог ответит тебе. Ведь Библия говорит, что Бог нас очень сильно любит. А кто любит, то обязательно хочет помочь.
Мы собрали для вас на страничках нашего сайта примеры молитв. Некоторые молитвы произносили известные люди. Также вы узнаете, как молились библейские персонажи, проявляя героизм веры. И конечно же, целый раздел посвящен примерам молитв в разных жизненных ситауациях.
Если вы хотите, чтобы команда наших консультантов помолилась за вас, оставьте свою молитвенную просьбу здесь.
Какие виды молитв существуют?
Б иблия раскрывает множество видов молитв и использует множество слов для описания данной практики. Например, в Посланиях к 1Тимофею 2:1 сказано: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков…». Здесь все четыре основных греческих слова, используемых для молитвы, упомянуты в одном стихе.
Вот основные виды молитв в Библии:
Молитва веры: В Иакова 5:15 говорится: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В этом контексте молитва предлагается в вере для больного, прося у Бога исцеления. Когда мы молимся, мы должны верить в силу и благость Бога: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Марка 9:23).
Молитва единодушная (также известная как совместная или общая молитва): После вознесения Иисуса, Его ученики «все они были единодушно вместе» (Деян. 1:1). Позже, после Пятидесятницы, ранняя церковь «посвятила себя» молитве (Деяния 2:42). Их пример побуждает нас молиться вместе с другими.
Молитва прошения (или мольба): Мы должны вознести наши просьбы к Богу. В Посланиях к Филиппийцам 4:6 говорится: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом…». Часть победы в духовном сражении состоит в том, чтобы «всякою молитвою и прошением молиться во всякое время духом, и стараться о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Ефесянам 6:18).
Молитва благодарения: Мы видим другой вид молитвы в Посланиях к Филиппийцам 4:6: благодарение или благодарность Богу. «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом…». Многие примеры молитв благодарения можно найти в Псалмах.
Молитва поклонения: Молитва поклонения похожа на молитву благодарения. Разница в том, что поклонение фокусируется на том, кто есть Бог; благодарение фокусируется на том, что сделал Бог. Руководители Церкви в Антиохии молились так, постясь: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:2-3).
Молитва посвящения: Иногда молитва — это время отделить себя, чтобы следовать воле Бога. Иисус совершил такую молитву в ночь перед Своим распятием: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).
Молитва ходатайства: Много раз наши молитвы включают прошения о других, когда мы ходатайствуем о них. Нам говорят просить «обо всех» в Посланиях к 1Тимофею 2:1. Иисус служит нам примером в этом вопросе. Вся 17 глава Евангелия от Иоанна – это молитва Иисуса о Своих учениках и всех верующих.
Молитва проклятия: Молитвы проклятия можно найти в псалмах (например в 7, 54, 68). Они используются для того, чтобы призвать Божий суд над нечестивыми, и тем самым отомстить за праведников. Псалмопевцы используют этот вид молитвы, чтобы подчеркнуть святость Бога и достоверность Его суждения. Иисус учит нас молиться за благословение наших врагов, а не проклинать их (Матфея 5:44-48).
Подписывайтесь:
Библия также говорит о молитве в Духе (1Коринфянам 14:14-15) и молитвах, когда мы неспособны выразить наше прошение словами (Римлянам 8:26-27). Тогда Сам Дух ходатайствует за нас.
Молитва – это разговор с Богом, и ее следует совершать непрестанно (1Фессалоникийцам 5: 16-18). По мере возрастания в любви к Иисусу Христу, у нас естественным образом рождается и желание общаться с Ним.
Источник — gotquestions.org
Перевод — Ирина Грицак для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 9.12 (Украина). Спасибо!
Молитвослов
Что такое молитва?
«Молитва есть восхождение ума и сердца к Богу» преподобный Нил Синайский
«Во время молитвы мы беседуем с Богом» святитель Иоанн Златоуст
«Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения» праведный Иоанн Кронштадтский
Зачем нужна молитва?
Для соединения человека с Богом.
«Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять Духа Божия» преподобный Макарий Великий
«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом».
«Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному» праведный Иоанн Кронштадтский
Чем христианская молитва отличается от молитв иных религий?
Действием Божественной благодати, Святого Духа.
«Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа» преподобный Серафим Саровский
Потому, что так угодно Богу. Свидетельства о многочисленных случаях помощи святых проходят через всю историю Церкви. Если было это не угодно было Богу, то Он не давал бы им такое служение.
Если живые могут просить молитв друг у друга, то что нам мешает призывать праведников, чья святость засвидетельствована Церковью, в сомолитвенники к Богу? Неужели с потерей тела люди автоматически теряют любовь и сострадание?
«Наши молитвы ко Пресвятой Богородице и святым в конечном итоге все обращены ко Христу».
Как надо молиться?
От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2:8) и во всякое время (Еф.6:18).
«Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия» свт. Тихон Задонский
Мы идём в гору. Царствие Божие на горе. Остановиться – покатиться назад. Этот духовный закон в полном объёме касается молитвы.
прот. Валентин Свенцицкий
Какую заповедь исполняет человек молитвой?
Первую заповедь: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим” (Лк. 10:27) .
«Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния. Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди». свт. Игнатий (Брянчанинов)
О чем просить Бога в молитвах?
В первую очередь о том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.
«Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления». преподобный Нил Синайский
«Всё то, чем живет человек, — все заботы, все скорби наши и страдания, наши нужды, даже самые малые, — составляют нашу духовную жизнь, ибо все наши переживания, все наши нужды кладут отпечаток на жизнь нашего духа. А если так, то они и в очах Божиих важны, ибо цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы стать чистым, святым.
Оттого всегда просите Бога обо всем, что вам надо, не смущаясь мыслью, что недостойно Его воссылать молитвы о повседневных своих нуждах. Как малые дети, простирайте к Богу руки, всегда просите обо всем без смущения, просите то, что нужно вам: с детским доверием, ожидая помощи во всем, что не противно воле Божией».
свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
В чем заключается истинная молитва?
В обращении к Богу ума и сердца.
«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23) . Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать».
святитель Тихон Задонский
Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!»
преподобный Никон Оптинский
Самое популярное
- Молитвы на сон грядущим с толкованием — 4.5 млн.
- Молитвы ко Пресвятой Богородице — 2.5 млн.
- Молитвы о детях и крестниках — 2.3 млн.
- Отче наш. Молитва Господня — 2.2 млн.
- Молитвы утренние с толкованием — 1.7 млн.
- Молитвы утренние (без толкований) — 1.5 млн.
- Последование ко Святому Причащению — 1.5 млн.
- Главная — 1.4 млн.
- Молитва последних Оптинских старцев — 1.4 млн.
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу — 1.3 млн.
Сейчас в разделе: чел.
Всего записей: 450
- Основные молитвы
- ●Толковые молитвословы
- ●Главные молитвы
- ●Ко Пресвятой Богородице
- ●Молитвы в продолжение дня
- ● Псалтирь
- ●Ко Святому Причащению
- ● Великого поста и Пасхи
- ●Ангелам
- ●Ко святым
- ●Тропари, кондаки и величания
- ●Прокимны и аллилуиарии
- ●Каноны
- ●Акафисты
- О Молитве
- ●Статьи и книги о молитве
- ●О молитвенном правиле
- ●Исихазм (Иисусова молитва)
- ●Медитация и молитва
- ●О поклонах
- ●Ребёнок и молитва
- ●Тест: О молитве
- ●Тесты: Значение слов
- Молитвы на разные случаи жизни
- ●О вере
- ●О болящих
- ●Брак, семья, дети
- ●В памятные даты
- ●О путешествующих
- ●О даровании молитвы
- ●О стяжании добродетелей
- ●Об избавлении от страстей
- ●В скорбях и искушениях
- ●Смерть и поминовение
- ●Молитвы разные
- ●О благоденствии
- ●О воинах
- ●О мире
- ●О монашеской жизни
- ●О земледелии и промысле
- ●Редкие молитвы
- ●Апокрифические молитвы
- ●На английском и греческом
Толковые молитвословы
Главные молитвы
Молитвы ко Пресвятой Богородице
Молитвы в продолжение дня
Псалтирь
Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия
Молитвы Великого поста и Пасхи
МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Брак, семья, дети
Молитвы в скорбях и искушениях творимые
( с м . скорби, искушение)
Молитвы о болящих
( с м . болезнь)
Молитвы о путешествующих
О даровании угодной Богу молитвы
Молитвы о вере
Молитвы в памятные даты
Молитвы о стяжании добродетелей
( с м . добродетель)
Молитвы об избавлении от страстей
( с м . страсть)
Молитвы о мире
Молитвы о благоденствии
Молитвы об успешном земледелии и промысле
О монашеской жизни
Молитвы о воинах
Смерть и поминовение усопших
Молитвы
Об усопших детях
Псалтирь по усопшим
О самоубийцах
Каноны
Молитвы разные
Каноны
( с м . канон ):
- Сборник канонов (292 канона)
- Канонник
Акафисты
( с м . акафист ):
- Сборник акафистов (546 акафистов)
- Аудиозаписи акафистов
- Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
- Акафист Иисусу Сладчайшему
- Акафист Слава Богу за всё
Молитвы Ангелам
( с м . ангелы ):
Молитвы ко святым
( с м . святые ):
Тропари, кондаки и величания
( с м . тропарь, кондак, величание ):
Прокимны и аллилуиарии
( с м . аллилуиарий, прокимен ):
Редкие молитвы
Апокрифические молитвы
Молитвы на английском и греческом языках
Молитвы на английском языке
Молитвы на греческом языке
Православный календарь
Какие бывают виды молитвы?
Молитвословия условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.
Чем отличается молитва от заговора?
Молитва – это обращение к Богу, а заговор – обращение к падшим духам.
Плоды молитвы.
Исполнение евангельских заповедей и приобретение христианских добродетелей.
«Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного» святитель Григорий Нисский
«Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых. но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе». епископ Игнатий (Брянчанинов)
В чём причины рассеянности и искушений в молитве?
Действие падших духов и падшего человеческого естества. Противление этому называется духовной борьбой.
«Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу»
святитель Григорий Нисский
Для чего нужны иконы?
Иконы – это средство для восхождения ума к небесному и очищения от суетных образов.
Можно ли молиться своими словами?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нужно! Одно не исключает другого, более того, и молитвословия, составленные святыми, могут претворяться в свои собственные.
«Навыкаем мы молиться по молитвенникам, – молясь посредством готовых молитв, переданных нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве. Но на этом одном останавливаться не должно; надо далее простиратся и, навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощию, надо делать опыты возношения к Нему – и своего собственнаго, доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей.
Ибо как из сосуда – переполненного – сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва»
св. Феофан Затворник
Когда молитва может быть не исполнена?
Когда просимое будет неполезно или несвоевременно.
«Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Господь – премудрый Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и, если видит, что просимое вредно или, по крайней мере, бесполезно ему,- не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена. Поэтому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано,- полезно. Дарующий праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его – зависти. Если Он медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив. Он хочет видеть твое терпение».
преподобный Ефрем Сирин
«Прежде всего надо знать, что не всего, чего хотим, позволительно нам просить и что не во всяком случае мы умеем просить полезного. С великой осмотрительностью должно делать прошения, сообразуя их с волей Божией. А неуслышанным надо знать, что необходимо или терпение, или усиление молитвы». святитель Василий Великий
«Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения. Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по неведомым причинам оставил твое прошение неисполненным». епископ Игнатий (Брянчанинов)
Согласно Евангелию, одним из условий услышанности молитвы является примирение с ближними. В Евангелии говорится: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).
Молитва и Священное Писание
Православное богослужение, как церковное, так и домашнее, основано на Священном Писании. Без его знания многое будет непонятно даже при переводе на современный язык.
Какие молитвы бывают в Православии
По предметам апостол различает четыре вида молитв:
Молитва есть моление или умаливание о грехах, когда кто, пришедши в сокрушение о содеянных им настоящих или прошедших грехах, испрашивает прощения в них; моление бывает, когда кто, молясь, что-либо приносит или обещает Богу, говоря: «я то и то сделаю, только ущедри, Господи!»; прошение бывает, когда, находясь в горячности духа, возсылаем молитвы за других, о тех, кого мы любим, или о мире всего мира; благодарение — когда ум приносит Богу благодарность и славословие, вспоминая прошедшие благодеяния Божии, или видя настоящие, или прозревая, какие в будущем уготовал Бог блага любящим Его.
Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, во что одеться, чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.
Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения — каяться. Такие молитвы называются покаянными.
Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться, и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
Что значит поемое часто в церкви Господи, помилуй? Это вопль виновного и осужденного на казнь, просящего помилования. Мы все повинны вечному проклятию и вечному огню за свои бесчисленные грехи, и только благодать Господа Иисуса Христа, ходатайствующего о нас пред Отцем небесным, спасает нас от вечного наказания. Это вопль кающегося и изъявляющего твердое намерение исправиться и начать новую жизнь, подобающую христианину. Это вопль грешника кающегося, который готов сам миловать других, как безмерно помилованный и милуемый Богом, Судиею дел его.
Эту молитву произносим мы при начале каждого дела.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: «Слава Богу» (или, как еще принято: «Слава Тебе, Господи!»). Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милость к нам.
Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Это молитва мытаря (сборщика податей), покаявшегося в своих грехах и получившего прощение, как видно из притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Иди мытаревым путем, и спасешься.
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Молитва эта называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Поэтому эта молитва — самая главная молитва из всех.
Всевозможно старайся о том, чтобы славился чрез тебя Отец твой, Иже есть на небесех.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Исключительно важное значение Церковь придает Молитве Иисусовой. Монашествующие должны повторять ее постоянно, а живущим в миру предлагается пользоваться ею для отражения всякого дурного движения души и при совершении всякого ответственного дела.
Молитва Иисусова — это общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию. нет иного такого оружия, которое бы более ее посекало бесов; она опаляет их, как огонь попаляет терние. Эта молитва, как огонь, разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости и сладости забывает об этой жизни и все в веке сем считает за сор и пепел.
Лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою, потому что только Он, один Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Молитву эту (ангельскую песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое») нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Молитва эта — просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно. Слова: «имене Твоего ради» относятся опять ко всем трем Лицам Святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».
Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Молитва эта к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатною, то есть исполненною благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий,
«Богородице Дево. » читать 12 или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.
Читать хоть с поясными поклонами, как одной (рабе Божией), явившись во сне, сказала Сама Божия Матерь, прибавив, что это для ее же пользы.
Потрудись не в молитвенный час, а в другое свободное время обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты и во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы.
Святые Божии люди имели просвещенные очеса сердца (Пс. 49, 15) и этими очами ясно созерцали нужды нашей растленной грехом природы, ясно видели, о чем нам нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как славить Господа, и оставили нам превосходнейшие образцы молитв всякого рода. — О, как хороши эти молитвы! Мы иногда не чувствуем и не знаем цены их, между тем, как прекрасно знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, цену музыке, цену светской литературе, именно цену романам, этому красноречивому, пустому многословию, — и, увы! — драгоценный бисер молитвы попираем ногами своими; и тогда как все светское находит просторный приют в сердцах большой части, молитва — увы! — не находит и тесного уголка в них. А когда она попросится к нам и взойдет хотя одной ногою, ее тотчас выталкивают, как нищего, как человека, не имеющего одеяния брачного.
Молебен
Молебен
В трудные времена или, наоборот, в то время, когда благодарить Бога легко, люди заказывают молебен. Молебен — это особое богослужение. Верующие вместе просят о ниспослании милости, славят Господа, благодарят. От простой молитвы молебен отличает то, что он обычно касается какого-то определенного дела или начинания. В Русской Православной Церкви молебны называют «требами» — то есть потребностью обратиться к Богу, Богородице, святым с просьбой или благодарением.
Помимо келейной, домашней молитвы, верующим важно собираться вместе для молитвы именно в храме, чтобы явить друг другу христианскую любовь, преодолеть обиды и ссоры, если они были. Незримо, рядом с теми, кто молятся, присутствуют святые, к которым обращаются молящиеся, среди святых сложно сохранять вражду. преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать снисходит на тех, кто искренне молится, а такая молитва угодна Богу.
Молебен иногда называют «молитвой о малом», потому что молебен обычно — прошение или благодарение о чем-то конкретном.
Какие бывают молебны
Один молебен может отличаться от другого по назначению:
- Благодарственный молебен;
- Молебен о здравии;
- Молебен о путешествующих;
- Молебен о прекращении войны;
- Молебенн о прекращении засухи.
Также молебны бывают:
- Простые;
- Благодарственные;
- Водосвятные;
- Акафистные.
Простой молебен совершается в честь святых. Обязательная часть такого богослужения: в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен можно заказать в день именин или за болящего.
Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, точное расписание лучше узнать в храме или монастыре, куда вы собираетесь пойти помолиться.
Благодарственные общецерковные молебны служат по большим праздникам. Но и верующий может заказать благодарственный молебен Господу по своему желанию.
Разными молебны бывают и потому, к кому обращаются молящиеся:
Благодарственный молебен обращен ко Господу.
Как заказать молебен
Бывают общецерковные молебны и молебны, которые заказывают верующие по своим потребностям. Чтобы заказать молебен надо:
- Подать записку в храме.
- В записке указать вид молебна и, к кому он обращен.
- Если молебен обращен к святому или святым, важно указать, к кому именно.
- Важно не забыть перечислить имена тех, за кого вы хотите заказать молебен. Хотя, в любом случае, Господь ведает их имена!
Молебны никогда не совершаются после Литургии. Служение молебна как части Литургии противоречит уставу Русской Православной Церкви.
Почему? Объяснение есть в книге «Евхаристия» профессора Архимандрита Киприана (Керн):
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
В каких случаях заказывают молебен
Молебен заказывают в двух случаях:
Молебен обычно выражает прошения о живых, потому что молитву об усопших называют «панихидой».
Что входит в чин молебна?
Молебен похож на сокращенный вариант утрени. Евангелие на молебне читают не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне читают канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением ирмосов или припевов канона.
В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. К молебну может добавляться пение акафиста.
Что означает Водосвятный молебен?
Чины освящения жилья, автомобиля, предметов быта тоже относятся к молебнам. Отдельным же видом молебнов выделяют Водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время, когда людям требуется святая вода.
Водосвятные молебны служат в храме ежедневно или по воскресным дням. На водосвятном молебне также могут освятить иконы и нательные крестик.
Благодарственный молебен для тех, кто желает присоединиться к благому начинанию
Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды).
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Твоих благодеяний, и даров туне яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже прещедрый».
И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Богородице, Христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.
Премудрость, вонмем. (Апостол ко Ефесеем, зачало 229 — 230-е)
«Братие, якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно богови: и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть: сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля божия. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениихъ и песнех духовных, воспевающе и поюще въ сердцах ваших господеви, благодаряще всегда о всех о имени господа нашего иисуса христа богу и отцу, повинующеся друг другу в страсе божии.»
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!
Мир всем. Услышим Святаго Евангелия чтение. Вонмем. (Евангелие от Луки, зачало 85-е.)
«Во время оно, входящу Иисусови в некую весь, сретоша Его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча. И тии вознесоша глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны. И видев рече им: шедше покажитеся священником. И бысть идущым им, очистишася. Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая, и той бе Самарянин. Отвещав же Иисус рече: не десять ли очистишася? Да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? И рече ему: востав иди, вера твоя спасе тя.»
Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!
Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;
Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы.
Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:
Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея.
Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа.
Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси.
Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева.
Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное.
Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися.
Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси.
Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати.
Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки;
во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в века века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя.
На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.
«Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй».
«Якоже ныне, милостивно услышал еси молитвы рабов Твоих, Господи, и явил еси на них благоутробие человеколюбия Твоего, сице и в предняя не презирая, исполни во славу Твою вся благая хотения верных Твоих, и яви всем нам богатую милость Твою, вся нам согрешения презирая: молимся Ти, услыши и помилуй».
«Благоприятно, яко кадило благовонное и яко тучная всесожжения, да будет, Всеблагий Владыко, благодарение сие наше пред величеством Славы Твоея, и низпосли всегда яко щедр рабом Твоим богатыя милости, и щедроты Твоя, и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов Церковь Твою Святую (обитель сию, или град сей, или весь сию) избави, людем же Твоим всем безгрешное со здравием долгоденствие, и во всех добродетелех преспеяние даруй, молим Ти ся, Всещедрый Царю, милостивно услыши и скоро помилуй».
По окончании ектений: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…», «Аминь», «Господу помолимся», «Господи, помилуй»!
«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей (или весь сию, или обитель сию) от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши».
«Слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков», после чего поется великое славословие: «Слава в вышних Богу» или же песнь святого Амвросия, епископа Медиоланского: «Тебе Бога хвалим »
По окончании пения: «Премудрость», «Честнейшую херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».
Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец. Аминь!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.