Иван грозный молитва о сыне

Иван грозный молитва о сыне в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Содержание

Иван Грозный молится по сыну

(Поэтическая обработка сказа-песни)

Эх, да собирается, Православный Царь
Эх, да ко заутрене, наш то Государь
Ко тому ли свету, светику-светлУ
К Великому Ивану, ходит по утрУ!

Ой, да как станОвится, наш то Грозен Царь
На своём вишь месте, справа, как и встарь
Молится у клироса и поклон кладёт
Низко наклоняется тулово вперёд.

А позадь то встали,бояры да князья
Ухмылочки послали, взглядами скользя
Знать то ухмыляется, а Царю гневнО
Углядел лукавых, углядел давно.

И чему, чему же, больно рады вы?
Али не слыхали горькыя молвы?
Али не ведОмо, горюшко моё
Кручина незнакома, али не в знатьё?

Знаете угасла, местная свеча
Ох звезда упала, искорки меча!
Поднебесна свЕтла, звёздочка сошла
С царевичем померкла, как и не была!

Периоды создания русских исторических песен

Учёные считают, что в развитии русской исторической песни существует несколько периодов: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века и песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года.

Темы и герои. XVI век

В исторических песнях XVI века не только отразилась идея единства Русской земли, но и нашло воплощение народное представление о личности царя. Большой цикл песен посвящен времени правления Ивана Грозного. Наиболее яркой песней этого цикла является «Взятие Казанского царства». Её герой не богатырь. а рядовой воин, пушкарь, который твёрдо верит в победу и не боится предстать перед царём и сказать правдивые слова.

Ты великий, сударь-князь Московский!
Не вели ты нас, канонеров 1 , казнити:
Что на ветре свеча горит скорее,
А в земле-то свеча идёт тишее.

Взятию Казани было посвящено множество исторических песен, и это свидетельствует о разнообразии народного восприятия народом этого события. Важно, что в этих песнях психологически достоверно воссоздаётся образ Ивана Грозного — сильного и неумолимого политического деятеля, беспощадного к любому изменнику.

И в то же время Грозный характеризуется как любящий отец, который не находит покоя после убийства собственного сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

Иван Грозный молится по сыне

Эх да собирается наш православный царь
Да он к заутрене,
Ко тому ли свету, свету-светику
Ивану Великому 2 .
Эх да как становится наш православный царь
У правого клироса.
Эх да уж как молится наш православный царь,
Да он низко кланяется.
Эх да как позадь-то его все бояре-князья
Они остановилися,
Как промеж-то себя ухмыльнулися,
Князья ухмыльнулися.
Эх да уж как гневно на них православный царь
Да он оглядается:
«И чему-то, чему вы, бояре-князья,
Чему больно радостны?
Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете
Горя-то великого?
Знать, не ведома-то вам кручинушка
Безысходна царская!
Эх да как угасла-то свеча местная,
Закатилась-то звезда,
Поднебесна моя светла звёздонька —
Не стало млад царевича».

Другим крупным циклом этого периода были исторические песни о Ермаке. В них отражено стремление казаков к вольной жизни, отношение царя к казакам, как к разбойникам; изображены походы Ермака в Сибирь. Известен исторический факт о том, что Грозный принял посланников от Ермака после его победы над войском Кучума. Этот эпизод нашёл своё отражение в песне. Прибывший к царю Ермак винится перед государем и говорит:

А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйну головушку,
И с буйной головушкой царство Сибирское!

Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке — таков смысл этих песен. В исторических песнях XVI века более широко, по сравнению с ранними историческими песнями, используются элементы лиризма, проникновения в психологию героя.

Темы и герои. XVII век. Песня-плач

В XVII веке произошли важные для России события. Они были связаны с крестьянским восстанием под руководством Ивана Болотникова (1606—1607), с борьбой с Великим княжеством Литовским за Смоленск и присоединением Смоленска к Российскому государству, с появлением самозванца Гришки Отрепьева, с политикой русского царя Бориса Годунова.

Исторические песни этого периода всё более и более тяготеют не только к передаче событийной стороны явлений, но и к проникновению в характер героя, к психологизму.

Читайте так же:  Защитная молитва от чародейства

В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач Ксении» (Ксения — дочь Бориса Годунова), в котором лирическое причитание вплетается в историческую основу события:

Сплачетца мала птичка,
белая пелепёлка:
«Охти мне, молоды, горевати!
Хотят сирой дуб зажигати,
моё гнёздышко разорити,
мои малый дети побита,
меня, пелепёлку, поимати».
Сплачетца на Москве Царевна:
«Охти мне, молоды, горевати,
что едет к Москве изменник,
ино Гриша Отрепьев Рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
черненский чин положити! 3
Ино мне постритчися не хочет,
черненского чину не здержати:
отворити будет темна келья,
на добрых молотцов посмотрити.
Ино, ох милый наши переходы! 4
а кому будет по вас ходити
после царского нашего житья
и после Бориса Годунова?
Ах, милый наши теремы!
а кому будет в вас да седети
после царского нашего жития
и после Бориса Годунова?»

С этой песни началась история жанра песни-плача; это произошло, скорее всего, в 1605 году в период с 13 апреля (день смерти Бориса Годунова) по 20 июня (день вступления в Москву Лжедмитрия I). Песня записана в 1619—1620 годах. Во время захвата Москвы Лжедмитрием I на глазах царевны были убиты её мать и брат Фёдор. Красавица Ксения была насильно сделана наложницей самозванца, а затем пострижена в монахини.

В песнях этого времени осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы — защитники Отечества. Прославляется в исторических песнях подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия и польских захватчиков.

Песни о Степане Разине.
20-е годы XVII — начало XVIII века

Большое количество исторических песен создано в период после 20-х годов XVII — до начала XVIII века. Многие из них посвящены Степану Разину, которого в песнях славят как сильного атамана, человека вольного, независимого. Песни о Степане Разине, в отличие от исторических песен предшествующих периодов, становятся более короткими, стремительными, лиричными. Разин в исторических песнях наделяется исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью. Об этом он говорит посланным против него солдатам:

Пуль-пороху, други, не теряйте!
Ваши пушечки меня не возьмут,
Мелки ружьицы не хлопнут.
Никово я, Стенька Разин, не боюся,
Никово я, братцы, не страшуся.

Разин обращается к солдатам не как к врагам, называет их «другами», «братцами». Здесь не столько фольклорная традиция обращения к солдатам, сколько понимание создателей песни, что солдаты выполняют не свою волю.

Мысль о единении Русской земли отражается в многочисленных песнях о Смоленске, причем интересно, что некоторые из них возникли и были записаны в северной земле, в бывшей Олонецкой губернии.

Широко отражена в исторических песнях деятельность Петра I. Его воинские доблести прославляются в песнях о взятии Азова. Показательно, что эти песий имеют многочисленные варианты — свидетельство их широкого распространения и бытования в народе.

Солдатские песни. XVIII—XIX века

В начале XVIII века наибольшее распространение получают солдатские песни. Это связано и с расправой Петра со стрельцами, и с войнами, которые велись в Петровскую эпоху. Судя но многочисленным деталям, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка, авторами солдатских песен были сами солдаты. С XVIII века солдатская песня становится основной исторической песней на Руси. В ней найдут отражение победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года. Персонажами этих песен станут Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов.

«Истории живые голоса»

Во вес времена историческую песню характеризовала особая публицистичность тона, которая позволяла поэтически точно и красочно выразить отношение создателей и исполнителей к отображённым в песнях событиям. Любимыми героями песенного исторического фольклора являлись народные заступники, независимые и смелые люди, борцы за справедливость и правду. В песнях достаточно точно и художественно своеобразно передавался дух эпохи, давалась оценка многим реальным событиям п фактам, характерным деталям исторических событий. Именно поэтому фольклорная историческая песня привлекла в дальнейшем многих литераторов и получила развитие в литературной исторической песне.

Исследователь исторической песни Л.И. Емельянов писал: «Мы часто говорим, что народная историческая песня — это ключ к пониманию истории. Это, конечно, так. Но не в том (вернее, не только в том) смысле, что она сохранила многие сведения, факты, подробности, не отражённые письменными источниками. По историческим песням, как и по былинам, историю изучать затруднительно. Зато в этих песнях отражено, воплощено нечто такое, чего не могут заменить никакие, пусть самые подробные исторические описания. В песнях живёт само время, их породившее, реальный, живой человек, современник Ивана Грозного и Петра I, Степана Разина и Суворова, человек эпохи Смутного времени и 1812 года, Азовских походов и крестьянских войн. События, факты, подробности, рассыпанные там и тут в песнях, быть может, мало скажут нашей памяти, нашему знанию, но человек, их современник и их автор, его мировосприятие, его кругозор, строй его мыслей и чувствований — всё это, воплощённое в песне с удивительной художественной силой, властно перенесёт нас в его время, в его жизнь и скажет нам о многом, о бесконечно многом. Такова тайна народной исторической песни».

Вопросы и задания

  1. В чём самое главное отличие исторической песни от летописи?
  2. Если историческая песня — не документальное воспроизведение фактов, то что она, в чём сё значение?
  3. Повторите определение термина «конфликт» в литературном произведении. На чём строится конфликт в исторических песнях?
  4. Определите отличие исторической песни от былины.
  5. В какое время начали записывать и научно обрабатывать исторические песни? Расскажите о первых учёных-фольклористах.
  6. Назовите основные периоды создания исторических песен. Чем характеризуется каждый период и в чём особенность песен, созданных в разные эпохи?
  7. Назовите известные вам жанры народной песни.
Читайте так же:  Молитва в церкви

1 Канонёр (канонир) — пушкарь, соллат в артиллерии русской и некоторых других армий.

2 Иван Великий — кремлёвская колокольня, в просторечии называемая Иваном Великим (церковь Иоанна Лествичника под Колоколы).

3 . Постритчи, черненский чин положити — постричь и монахини.

4 Переходы — галереи, крытые сени по бокам дома.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ

Эх да собирается наш православный царь

Да он ко заутрени,

Ко тому ли свету, свету-светику

Эх да как становится наш православный царь

Да он на своем месте.

Как становится наш православный царь

У правого клироса.

Эх да уж как молится наш православный царь

Уж он молится, наш православный царь,

Да он низко кланяется.

Эх да как позадь-то его все бояре-князья

Как промеж-то себя ухмыльнулися, Князья усмехнулися.

Эх да уж как гневно на них православный царь

Да он оглядается:

«И чему-то, чему вы, бояре-князья,

Чему больно радостны?

Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете

Знать, не ведома-то вам кручинушка

Эх да как угасла-то свеча местная,

Поднебесна моя светла звездонька —

Не стало млад царевича».

ПРАВЕЖ

Что у нас было на святой Руси,

На святой Руси, в каменной Москве,

Середи-то торгу, братцы, среди площади,

Тут бьют доброго молодца на правеже,

Нагого, босого и разутого.

Поставили его на бел горюч камень,

Стоит молодец — сам не тряхнется

Русы его кудри не ворохнутся,

Лишь из глаз горючи слёзы.

Лучилося тут ехати

Самому царю православному,

Грозному царю Ивану Васильевичу.

Как возговорит царь Иван сударь Васильевича

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

За что вы пытаете доброго молодца

Нагого, босого и разутого,

Поставя его на бел горюч камень?

Стоит молодец — сам не тряхнется,

Русы его кудри не ворохнутся,

Только катятся из глаз горючи слезы

По белому лицу по румяному».

Тут возговорят бурмистры-целовальнички:

«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь, Грозный царь Иван сударь Васильевич? Пытаем мы с него золоту казну, Золоту казну, платье цветное, Не много, не мало — сорок тысяч». Возговорит тут православный царь:

«Ох ты гой еси, добрый молодец! Почему тебе золота казна доставалася И как она тебе приходила?» Возговорит добрый молодец:

«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь, Грозный царь Иван сударь Васильевич! Была у меня дубиночка вязовенькая, И клал я дубиночку на плечико, Ходил я, добрый молодец, по чисту полю, По чисту полю, по темну лесу,

Нашел я воров-разбойников,

Тут-то они дуван дуванили,

Золотую казну делили мерою,

А цветное платье делили ношами.

Тут-то я ее отбил у них».

Возговорит православный царь,

Грозный царь Иван сударь Васильевич:

«Куда ты девал эдаку золоту казну?» Возговорит добрый молодец:

«Точил я ее всё по домам по питейным, А поил я всё голь кабацкую, А цветное платье — одевал всё наших босыих». Возговорит православный царь:

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички! Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей, А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».

О чем иван грозный молится по сыне читать

Учёные считают, что в развитии русской исторической песни существует несколько периодов: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века и песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года.

Ты великий, сударь-князь Московский!
Не вели ты нас, канонеров 1 , казнити:
Что на ветре свеча горит скорее,
А в земле-то свеча идёт тишее.

Взятию Казани было посвящено множество исторических песен, и это свидетельствует о разнообразии народного восприятия народом этого события. Важно, что в этих песнях психологически достоверно воссоздаётся образ Ивана Грозного — сильного и неумолимого политического деятеля, беспощадного к любому изменнику.

И в то же время Грозный характеризуется как любящий отец, который не находит покоя после убийства собственного сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

Иван Грозный молится по сыне

Другим крупным циклом этого периода были исторические песни о Ермаке. В них отражено стремление казаков к вольной жизни, отношение царя к казакам, как к разбойникам; изображены походы Ермака в Сибирь. Известен исторический факт о том, что Грозный принял посланников от Ермака после его победы над войском Кучума. Этот эпизод нашёл своё отражение в песне. Прибывший к царю Ермак винится перед государем и говорит:

А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйну головушку,
И с буйной головушкой царство Сибирское!

Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке — таков смысл этих песен. В исторических песнях XVI века более широко, по сравнению с ранними историческими песнями, используются элементы лиризма, проникновения в психологию героя.

В XVII веке произошли важные для России события. Они были связаны с крестьянским восстанием под руководством Ивана Болотникова (1606—1607), с борьбой с Великим княжеством Литовским за Смоленск и присоединением Смоленска к Российскому государству, с появлением самозванца Гришки Отрепьева, с политикой русского царя Бориса Годунова.

Читайте так же:  Молитва об избавлении от пьянства сына

Исторические песни этого периода всё более и более тяготеют не только к передаче событийной стороны явлений, но и к проникновению в характер героя, к психологизму.

С этой песни началась история жанра песни-плача; это произошло, скорее всего, в 1605 году в период с 13 апреля (день смерти Бориса Годунова) по 20 июня (день вступления в Москву Лжедмитрия I). Песня записана в 1619—1620 годах. Во время захвата Москвы Лжедмитрием I на глазах царевны были убиты её мать и брат Фёдор. Красавица Ксения была насильно сделана наложницей самозванца, а затем пострижена в монахини.

В песнях этого времени осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы — защитники Отечества. Прославляется в исторических песнях подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия и польских захватчиков.

Большое количество исторических песен создано в период после 20-х годов XVII — до начала XVIII века. Многие из них посвящены Степану Разину, которого в песнях славят как сильного атамана, человека вольного, независимого. Песни о Степане Разине, в отличие от исторических песен предшествующих периодов, становятся более короткими, стремительными, лиричными. Разин в исторических песнях наделяется исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью. Об этом он говорит посланным против него солдатам:

Пуль-пороху, други, не теряйте!
Ваши пушечки меня не возьмут,
Мелки ружьицы не хлопнут.
Никово я, Стенька Разин, не боюся,
Никово я, братцы, не страшуся.

Мысль о единении Русской земли отражается в многочисленных песнях о Смоленске, причем интересно, что некоторые из них возникли и были записаны в северной земле, в бывшей Олонецкой губернии.

Широко отражена в исторических песнях деятельность Петра I. Его воинские доблести прославляются в песнях о взятии Азова. Показательно, что эти песий имеют многочисленные варианты — свидетельство их широкого распространения и бытования в народе.

В начале XVIII века наибольшее распространение получают солдатские песни. Это связано и с расправой Петра со стрельцами, и с войнами, которые велись в Петровскую эпоху. Судя но многочисленным деталям, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка, авторами солдатских песен были сами солдаты. С XVIII века солдатская песня становится основной исторической песней на Руси. В ней найдут отражение победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года. Персонажами этих песен станут Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов.

Во вес времена историческую песню характеризовала особая публицистичность тона, которая позволяла поэтически точно и красочно выразить отношение создателей и исполнителей к отображённым в песнях событиям. Любимыми героями песенного исторического фольклора являлись народные заступники, независимые и смелые люди, борцы за справедливость и правду. В песнях достаточно точно и художественно своеобразно передавался дух эпохи, давалась оценка многим реальным событиям п фактам, характерным деталям исторических событий. Именно поэтому фольклорная историческая песня привлекла в дальнейшем многих литераторов и получила развитие в литературной исторической песне.

1 Канонёр (канонир) — пушкарь, соллат в артиллерии русской и некоторых других армий.

2 Иван Великий — кремлёвская колокольня, в просторечии называемая Иваном Великим (церковь Иоанна Лествичника под Колоколы).

3 . Постритчи, черненский чин положити — постричь и монахини.

4 Переходы — галереи, крытые сени по бокам дома.

(Поэтическая обработка сказа-песни)

Эх, да собирается, Православный Царь
Эх, да ко заутрене, наш то Государь
Ко тому ли свету, светику-светлУ
К Великому Ивану, ходит по утрУ!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ой, да как станОвится, наш то Грозен Царь
На своём вишь месте, справа, как и встарь
Молится у клироса и поклон кладёт
Низко наклоняется тулово вперёд.

А позадь то встали,бояры да князья
Ухмылочки послали, взглядами скользя
Знать то ухмыляется, а Царю гневнО
Углядел лукавых, углядел давно.

И чему, чему же, больно рады вы?
Али не слыхали горькыя молвы?
Али не ведОмо, горюшко моё
Кручина незнакома, али не в знатьё?

Знаете угасла, местная свеча
Ох звезда упала, искорки меча!
Поднебесна свЕтла, звёздочка сошла
С царевичем померкла, как и не была!

ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ

Эх да собирается наш православный царь

Да он ко заутрени,

Ко тому ли свету, свету-светику

Эх да как становится наш православный царь

Да он на своем месте.

Как становится наш православный царь

У правого клироса.

Эх да уж как молится наш православный царь

Уж он молится, наш православный царь,

Да он низко кланяется.

Эх да как позадь-то его все бояре-князья

Как промеж-то себя ухмыльнулися, Князья усмехнулися.

Эх да уж как гневно на них православный царь

Да он оглядается:

«И чему-то, чему вы, бояре-князья,

Чему больно радостны?

Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете

Знать, не ведома-то вам кручинушка

Эх да как угасла-то свеча местная,

Поднебесна моя светла звездонька —

Что у нас было на святой Руси,

На святой Руси, в каменной Москве,

Середи-то торгу, братцы, среди площади,

Тут бьют доброго молодца на правеже,

Нагого, босого и разутого.

Поставили его на бел горюч камень,

Стоит молодец — сам не тряхнется

Русы его кудри не ворохнутся,

Лишь из глаз горючи слёзы.

Лучилося тут ехати

Самому царю православному,

Грозному царю Ивану Васильевичу.

Как возговорит царь Иван сударь Васильевича

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

За что вы пытаете доброго молодца

Читайте так же:  Молитва о неверности жены

Нагого, босого и разутого,

Поставя его на бел горюч камень?

Стоит молодец — сам не тряхнется,

Русы его кудри не ворохнутся,

Только катятся из глаз горючи слезы

Тут возговорят бурмистры-целовальнички:

«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь, Грозный царь Иван сударь Васильевич! Была у меня дубиночка вязовенькая, И клал я дубиночку на плечико, Ходил я, добрый молодец, по чисту полю, По чисту полю, по темну лесу,

Нашел я воров-разбойников,

Тут-то они дуван дуванили,

Золотую казну делили мерою,

А цветное платье делили ношами.

Возговорит православный царь,

Грозный царь Иван сударь Васильевич:

Иван Грозный молится по сыне: анализ исторической песни. Как сделать?

Историческая песня «Иван Грозный молится о сыне» написана в конце 16 века, и следовательно ее можно отнести ко второму периоду создания исторических песен.

Поводом для написании песни послужила смерть царевича Ивана, которая тут же обросла многочисленными слухами. До нас дошла в качестве основной версия о том, что царевича убил сам Иван Грозный в припадке ярости. Однако эта версия не находит своего отражения в народной исторической песне.

В тексте песни Иван Грозный истово молится в церкви за упокой души своего сына, а бояре, князья в это время со злорадством или иронией переглядываются и ухмыляются:

Иван Грозный обрывает эти неуместные ухмылки и показывает, что он все еще царь.

Песня описывает конкретный исторический эпизод, образ царя в ней показан ослабленным горем, полным раскаяния, но любимым народом, ведь для описания его горя используются слова «Безысходная кручинушка»

В песне присутствуют многочисленные повторы обращения «Православный царь».

1) Данное произведение относится к жанру исторической песни и представляет собой лирический рассказ, в центре которого — горе царя, потерявшего своего старшего сына. Причина гибели не называется, но в тексте песни слышно явное сожаление:

Царь, поглощенный своим горем пытается молиться, но видит, что его скорбь не находит поддержки в ближайшем окружении и от этого боль его становится еще острее.

2) Песня эта, небольшая по размеру, но очень важная для понимания обстановки: бояре и близкий круг царя — равнодушно спокойны и только народ высказывает настоящее, истинное сочувствие, сочувствие, корень которого — в великой способности русского человека глубоко чувствовать и разделять чужое горе.

3) Языковые особенности: наличие повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (звездонька, свету-светику и т.д.), постоянных эпитетов, характерных для русского фольклора (млад-царевич, безысходна кручинушка). Еще одна характерная черта — отсутствие рифмы, ее заменяют повторы, которые придают ей певучесть.

4) Смысл песни, если так можно выразиться, — врачевание души. Царь не одинок в своем горе, весь народ разделяет его.

5) Известно, что старший сын царя умер в 1581 году, песню можно датировать концом 16 века. Эту песню с полным правом можно отнести к циклу исторических песен об Иване Грозном.

Насколько полон учебный текст исторической песни “Иван Грозный молится по сыне”?

В учебнике литературы для восьмого класса в разделе «Исторические песни» приводится отрывок «Плача». Он начинается со слов «Эх да собирается наш православный царь» и заканчивается на словах «. Не стало млад царевича».

В сети я смог найти лишь отрывки такого же объема (включая приводимый по ссылке).

Поскольку в тексте повторения встречаются в зачине, но не в завершении приводимого отрывка, а также поскольку «конфликт» лирического героя с «боярами-князьями» не разрешен, то я склонен считать приводимый отрывок неполным.

Правильно ли моё предположение, и если да, то где можно найти полный текст песни?

Насколько полон учебный текст исторической песни “Иван Грозный молится по сыне”?

В учебнике литературы для восьмого класса в разделе «Исторические песни» приводится отрывок «Плача». Он начинается со слов «Эх да собирается наш православный царь» и заканчивается на словах «. Не стало млад царевича».

В сети я смог найти лишь отрывки такого же объема (включая приводимый по ссылке).

Поскольку в тексте повторения встречаются в зачине, но не в завершении приводимого отрывка, а также поскольку «конфликт» лирического героя с «боярами-князьями» не разрешен, то я склонен считать приводимый отрывок неполным.

Правильно ли моё предположение, и если да, то где можно найти полный текст песни?

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ, ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ 1. К какому периоду относится песня? 2. Какая основная тема песни? Какие события послужили для основой ее? 3.Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения? 4. Какие образно-выразительные средства присутствуют в тексте песни? они индивидуальны или имеют признак постоянных художественных средств, свойственных фольклору вообще? 5. Имеются в тексте повторы? Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой цели? 6. Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни (например, песня-плач, солдатская) 7. какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Проверено экспертом

«Иван Грозный молится по сыне»

Анализ исторической песни:

1. К какому периоду относится песня?

Правление Ивана Грозного,конец 16 века,второй период исторических песен.

2. Какая основная тема песни? Какие события послужили для неё основой ?

Основная тема песни-горе и скорбь Ивана Грозного,раскаяние и печаль царская. Смерть старшего сына царя-царевича Ивана, послужила основой для песни,слухи и обвинения переполнили царство.

3.Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения?

Лирический герой-царь Иван Грозный,он полон скорби,а за его спиной злословят бояре-князья.Характер царя противоречив,он страшен в гневе и безутешен в горе.Царь даёт понять злословцам,кто правит в государстве и кто Государь.

Читайте так же:  Молитва чтобы продать бизнес

4. Какие образно-выразительные средства присутствуют в тексте песни?

Повторы и параллелизм усиливают смысл и делают акцент на главном.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы,показывают отношение к персонажам:кручинушка,звездонька.

Постоянные эпитеты -православный царь,свету-светику,Ивану Великому,бояре-князья;инверсия (перестановка порядка слов);ассонанс (повторение гласных) добавляет певучесть и ритмичность песни.

Градация: в тексте песни идет явное усиление действия,нарастает темп,события развиваются быстрее.

Образно-выразительные средства автор использует на основе постоянных художественных средств, свойственных фольклору:повторы,постоянные эпитеты,уменьшительные суффиксы,параллелизм.

5. Имеются в тексте повторы? Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой цели?

Повторы усиливают смысл и делают акцент на главном,по мнению автора:»Православный царь»-показывает отношение к вере,власти и воле.

Для усиления картины,автор использует параллелизм: Эх да .

6. Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни ?

В песне упомянуты реальные исторический личности,описаны реальные события.Используется динамичное повествования, характерное для исторической песни,лиро-эпическая форма повествования, живая речь разговорная речь и народные взгляды на событие-всё это признаки исторической песни.

7. Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.

Идея песни-показать ,что скорбь отца,царя,государя искренняя,злые языки сеют слухи и сплетни,а царю-батюшке тяжело пережить смерть сына,горе его велико,скорбь беспредельна.

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ, ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ 1. К какому

Ответы

Анализ исторической песни «Иван Грозный молится о сыне»

1. Историческая песня «Иван Грозный молится о сыне» написана в конце 16 века.

2. Поводом для написания песни послужила смерть царевича Ивана, которая тут же обросла многочисленными слухами. По одной из версий, не нашедшей отражения в песне, Грозный сам убил своего сына.

3. Лирическим персонажем этой песни является Иван Грозный. Царь представлен раскаивающимся, находящимся в глубоком горе, истинно верующим, замаливающим грехи. Также отражен непростой нрав царя, когда он гневается на бояр, усмехающихся за его спиной.

4. Чтобы передать все эмоции и чувства, в песне используются, характерные для фольклора образно-выразительные средства: повторы, например, да как становится наш православный царь, да уж как молится наш православный царь; краткие формы прилагательных – заутрене, радостны, безысходна; оценка действий главного героя народом: эх да уж как гневно, больно радостны; эпитеты, например, православный царь, звездонька поднебесна; а также используются уменьшительно-ласкательные суффиксы у имён существительных – звездонька, бояре-князья, свету-светику, кручинушка.

5. В песне присутствуют многочисленные повторы , например, « да как становится наш православный царь», «да уж как молится наш православный царь». Еще одна характерная черта этого произведения — отсутствие рифмы, ее заменяют повторы, которые придают ей певучесть

6. Известно, что старший сын царя умер в 1581 году, песню можно датировать концом 16 века. Эту песню можно отнести к циклу исторических песен об Иване Грозном, что подтверждается тем, что главный персонаж всех песен – Иван Грозный

7. Основная идея песни – рассказать о горе Ивана Грозного, отразить черты его характера, его гневливость , а также исподволь передать быт бояр и царя того времени. Это подтверждается следующими строками:

«Эх да, уж как гневно на них православный царь

Анализ исторической песни «Иван Грозный молится по сыне»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:53, творческая работа

Краткое описание

Историческая песня «Иван Грозный молится по сыне» относится к периоду 16 века. В песне рассказывается о трагической судьбе великого политика и просто любящего отца – Ивана Грозного. Так сложилась судьба, что у православного царя погиб сын. По одной из версий, причиной этому стала ярость самого Ивана Великого.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ исторической песни.docx

Анализ исторической песни «Иван Грозный молится по сыне».

Историческая песня «Иван Грозный молится по сыне» относится к периоду 16 века. В песне рассказывается о трагической судьбе великого политика и просто любящего отца – Ивана Грозного. Так сложилась судьба, что у православного царя погиб сын. По одной из версий, причиной этому стала ярость самого Ивана Великого.

В песне очень подробно, ярко и лирично описывается поведение, портрет, черты характера, уважение к законам и традициям, а также почтение великого царя к своему родному сыну. Чтобы передать все эмоции и чувства, в песне используются, характерные для фольклора образно-выразительные средства: повторы, например, да как становится наш православный царь, да уж как молится наш православный царь; краткие формы прилагательных – заутрене, радостны, безысходна; оценка действий главного героя народом: эх да уж как гневно, больно радостны; эпитеты, например, православный царь, звездонька поднебесна; а также используются уменьшительно-ласкательные суффиксы у имён существительных – звездонька, бояре-князья, свету-светику, кручинушка.

Идея этой песни – передать истинные чувства и эмоции великих людей, показать положительные и отрицательные стороны Ивана Грозного и рассказать о традициях, законах Древней Руси.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что с помощью исторических песен мы изучаем историю нашего государства, а также его непосредственных породителей. Такие произведения необходимы для того, чтобы расширить своё мировоззрение, а также узнать о заслугах великих людей, которые связаны с историей нашей страны.

Иван грозный молитва о сыне
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here