Иисусова молитва пятисотница

Иисусова молитва пятисотница в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Оптинское келейное правило

Кроме церковных служб: Литургии, утрени и вечерни с повечерием, на которых обязательно были все братия обители, многие из них ежедневно читали в келлии одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола также по ряду, начиная с Деяний святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса Иоанна Богослова; причем последние семь глав Апокалипсиса читали по одной в сутки; тогда последняя из них читалась в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинали вновь с первых глав новый круг чтения.

Из Псалтири читали по одной кафизме в сутки, начиная с первой и до последней включительно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его предоставлялось воле и благословению старца или духовного отца.

Иисусова молитва пятисотница

Почему для монаха так важна пятисотница?

Предлагаем Вам наставление о Иисусовой молитве и Чин пятисотницы из монашеского правила.

ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ.
Первая сотница:
С молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
10 — земных,
20 — поясных,
70 — умносердечных.

В конце сотницы — земной поклон и молитву:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вторая и третия сотницы подобны первой.

Четвертая сотница:
С молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.
10 — земных, 20 — поясных, 70 — умносердечных. В конце сотницы — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице. Пятая сотница:
5-ая сотница делится пополам. Из них, 50 молитв: Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. И 50 молитв: Вси святии молите Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. На последней — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице, с земным поклоном.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Земной поклон.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Примечание: Проходить эту пятисотницу, когда кто может. Также читай после молитв 1 главу Евангелия, 2 главы из Апостола, 1 кафизму из Псалтири в сутки, начиная с первой до последней включительно.
(Правило читать не скоро, без лености, со умилением и сокрушением сердца, тихо и разумно, со вниманием, не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемое).

Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до недели ап. Фомы, правило совсем отлагается, а в дни полиелейных праздников и под субботы проходится без земных поклонов.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Прист­рас­тия к ми­ру опа­сай­ся, хо­тя он и льстит спо­кой­стви­ем и уте­ше­ни­ем, но они так крат­ков­ре­мен­ны, что и не уви­дишь, как ли­шишь­ся их, а нас­ту­пит мес­то рас­ка­я­ния, тос­ка, уны­ние и ни­ка­ко­го уте­ше­ния.

оптинские
книги

Оптинские
праздники

30 ноября ст. ст.

Расписание Богослужений

декабрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

ПЬЯНСТВО

О том, как бороться с грехом пьянства

Ксению да утешит Господь в скорби и мужа ее Николая да избавит от пьянства. Пусть Ксения молебен отслужит Пресвятой Богородице о нем.

Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и св. Тайн приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у нее помощи. В аптеке же есть трава Черногорка. Пусть мелко изрежет две столовые ложки с верхом этой травы, заварит их пятью чашками кипятка, даст полчаса настояться, а потом пусть все пять чашек сразу выпьет. Можно с сахаром. И Петр пусть так же сделает, и пусть молебен отслужит Божией матери, и сам старается удерживаться от вина.

ПЯТИСОТНИЦА

Справлять пятисотницу — долг каждого монаха перед Богом

Господь да благословит тебя начинать и справлять всегда пятисотницу — это непременно надо.

Пятисотницу надо исполнять неотступно.

Пятисотницу старайся не пропускать и матушкино правило справляй.

Пятисотницу справлять Бог благословит. Это непременно надо.

Пятисотницу непременно надо справлять — за это Господь с монаха взыщет. А сто поклонов можно и не класть, разве только заповедь имеешь от духовного отца.

пятисотницу не велят оставлять, как бы монах не был занят — это долг перед Богом.

О том, как справлять пятисотницу

Про пятисотницу у своей матушки спрашивай. Если велит справлять, то надо справлять. Но только на Пасхе до Троицина дня и на Святках пятисотница не справляется, однако, если матушка благословит справлять, то можно.

Пятисотницу старайся не оставлять. Можно и по частям справлять ее.

В дни бдения пятисотница не справляется

Когда в церкви бывает бдение, то в этот день пятисотница не исправляется. Если два дня или три сряду случится быть бдению, то в те дни не надо исправлять и правило.

В неисправлении пятисотницы следует приносить покаяние

На другой день пропущенную пятисотницу можно не исправлять, а надо просто приносить покаяние в упущении и быть, по возможности, исправнее.

Почему следует писать о пропуске служб и пятисотниц

Писать подробно, сколько пропустила служб и пятисотниц, следует. Через это и сама внимательнее будешь, да, может быть, значительное количество пропущенного в страх или сокрушение приведет.

РАДОСТЬ

Если когда чувствуешь радость внутри себя, то не верь этой радости и не обращай на нее внимание. Считай себя недостойной радости, а твори молитву с сокрушенным духом, с покаянием. Себя считай хуже и грешнее всех.

А чтобы радость иметь, нужно почаще читать «помянух Бога и возвеселихся», по псаломнику.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Раздражительность бывает от врага

На сестру раздражаться не надо. Думай, что это от врага. Он и сестру искушает, чтобы делала тебе напасть. Отчаиваться же в милосердии Божием не надо — это грешно. Господь всем грешникам желает спасения.

С раздражительностию старайся бороться. Понуждай себя.

С раздражительностью бороться надо. Крепости учись, особенно в обращении с другими.

При раздражительности смиряйся больше

Пишешь, что раздражительна стала. — Смиряйся больше, и себя укоряй в этом, и покаяние Богу приноси.

Когда раздражишься, укоряй себя за немощь свою. Что делать? И свои немощи терпеть надо. Христосоваться можно и первой подойти — этим бы разрушила всю неприятность.

Что раздражительность бывает, то это нехорошо. Надо кротости и смирения просить у Господа.

Раздражительности не следует предаваться. Надо зазирать себя в этом.

РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность уменьшится, если будешь творить молитву Иисусову со вниманием

Слова молитвы Иисусовой говори реже, со вниманием — тогда реже будешь рассеяна.

В церкви старайся творить Иисусову молитву, тогда и рассеянность меньше будет у тебя.

Чтобы победить рассеянность, нужно понуждать себя к этому

Также и при рассеянности надобны труд, и понуждение себя, и призывание помощи Божией. А случится поддаться, то надо скорее покаяние приносить и не смущаться.

РАССУЖДЕНИЕ

Во всяком деле требуется рассуждение

Во всяком деле требуется рассуждение. Есть время молчать и время глаголати полезное и спасительное. Господь да умудрит тебя!

РОПОТ

Надо не роптать, а смиряться

Евстолия пусть смиряется, и себя укоряет, и терпению обучается. А роптать не надо, надо просить помощи у Господа.

РУКОВОДСТВО

О руководстве духовными чадами

Если замечаешь вред от того, что сестры одна другой передают свои смущения, то надо запрещать им. И едва ли от этого может быть польза. Хорошо передавать тому, кто может рассудить, а неопытную душу можно лишь на осуждение навесть.

С духовными твоими чадами да поможет тебе Господь умудряться. Больше склоняй их к смирению и к сознанию своей греховности. Можно понести их немощи и неисправности, потому что не сразу все делается, а с трудом и терпением. Но от сплетен старайся отучать. Надо, чтобы говорили о себе, о своих немощах, а не других осуждали. Обижаться на тебя за то, что с другими лучше обращаешься, никто не должен. Это не их дело. А то можно таких обидчивых и не принимать некоторое время. Да исправятся в мыслях. И очень потрафлять им нет надобности. Делай, как делаешь.

О необходимости духовного руководства в монастырях

Пишете, что сделали ошибку, приняв одну сестру. — Что делать? Без ошибки век не проживешь. Вы написали, что не хотелось вам принимать эту сестру. Замечу вам при сем, что внутренним чувством пренебрегать не следует. А теперь держите ее, как вы и держете, в строгости. Хорошо бы поручить ее какой-либо строгой монахине, которая не дозволяла бы ей ни к кому ходить по кельям, а тем паче за ограду монастырскую, и к себе никого не принимать, в особенности же мужской пол, которая побуждала бы ее, по возможности, ходить ко всем церковным службам и исполнять по силам послушание. А там увидите, как она будет себя вести.

Хорошо, когда сестрами духовно руководит пожилой священник

Вы написали, что священник ваш подал прошение о переводе его в другой приход. — Значит, он не меняется с другим священником и ваше место должно остаться праздным. В таком случае хорошо бы вам съездить к владыке митрополиту и попросить его, чтобы он определил к вам пожилого священника, который бы мог назидать сестер обители вашей и словом, и примером жизни своей, умалчивая о нравственности отходящего от вас священника

Надо держаться одной духовной матери или отца

Пишешь, что матушка отказывается тебя принять. Ну, в другой раз приди, а если ей уж очень некогда, то можно пойти к м. Агнии. Но только это делай изредка. Надо держаться одной матушки, а переменять одну на другую — неполезно.

От духовника не уходи. Этим только скорбь себе найдешь, лучше Богу за него молись. Если не велит записки подавать, то поминай про себя сама. Бог на сердце смотрит и тайную молитву слышит.

Если затрудняешься принимать кого-л. на откровение, то можно отказать

Пишешь, что затрудняешься принимать Пашу на откровение. Что ж, можешь отказать. Это совершенно твоя добрая воля, Пусть лучше старших слушается, смиряется, других не осуждает, тогда и спасение получит. А если когда пожелаешь сказать ей слово ко вразумлению, то доброе дело сделаешь. Все твои заключения правильные. Надо больше вкоренять в нее смирение и самоукорение, чтобы себя больше осуждала, а не других. Что ей говоришь, то пусть она только и знает, а другим пусть не передает никому. Господь ее да вразумит. Молись Богу за нее.

Если видишь, что лучше не принимать иную сестру на беседу, то можешь ей и отказать — это на твоей воле, тебе виднее.

САМОВОЗДЕРЖАНИЕ

Если не можешь воздерживаться, то надо смиряться

Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться, и укорять себя будем, и не осуждать других.

САМОВОЛИЕ

Смирением и терпением отсекай свою волю во всем

Все исповеданные твои искушения советую с помощью Божиею преодолевать. Смирением и терпением отсекай свою волю во всем. Да будет тебе примером всегда ученик аввы Дорофея, который за пять лет был спасен за отсечение своей воли и благопокорливость.

Самочиние должно быть наказуемо

Чтобы избавиться от неприятностей со стороны городского духовенства и отбить охоту и у других к самочинию, подобному м. Зинаиды, лучше обо всем донести владыке и просить о лишении м. Зинаиды штатной должности. Хорошо, если бы владыка, делая резолюцию на ваше прошение, дал бы соответственное сему случаю такое наставление для всех сестер, которое, при наказании одной из них, имело бы самое благое действие и на остальных.

Пишете еще, что некоторые сестры самочинствуют. Например, живописицы берут заказы без вашего ведома. — Ну, а как же быть на самом деле? Если вы в отлучке, заказчики не будут выжидать вас. Хорошо бы на время вашего отсутствия поручить одной какой-либо матушке принимать заказы, а по прибытии вашем в монастырь пусть она тотчас доводит до вашего сведения, имеются ли заказы. Но если кто сработает малую незаметную работу в свою пользу, а уличить нельзя, то уж делать нечего — так и оставьте. Есть и пословица: «Не всякое лыко в строку». А говорить сестрам, чтобы они не самочинствовали и берегли свою совесть, все-таки надо.

. нельзя считать священника неправым. Какое ему дело до монастырских порядков? Кто бы что ни дал ему, для него это все равно. А вы можете взыскивать с сестры — почему отдала иконы, не благословившись у вас. И даже можете, в пример другим сестрам, чем-нибудь оштрафовать ее. Священник же, по моему мнению, в этом случае вам не подвластен и требовать от него возвращения икон, кажется, вы не в праве.

А самочинно пекущих просфоры и от себя продающих нельзя одобрить. Можно с ними и построже, чтобы сего не делали.

Самочинная жизнь ведет душу к погибели

Матери же Евфимии при удобном случае можете объяснить, что самочиние в св. обителях никоим образом допускать нельзя, так как самочинная жизнь ведет и приводит душу не ко спасению, а к погибели; потому-то и вы требуете, чтобы сестры все дела делали с благословения настоятельницы. И еще скажите, что Бог вам внушит.

САМОЛЮБИЕ

То, что подумала, отчего сестра не хочет к тебе ходить, и при этом почувствовала недовольство, говорит о том, что страсть самолюбия дала себя знать.

Пятьсот Иисусовых молитв. Св. Ахинея 151-153

В моей сатирической атеистической книге «Святая Ахинея» собраны (из Интернета) более двухсот забавных вопросов прихожан храмов различных конфессий и не менее забавные ответы священнослужителей.
А также комментарии автора, который над всем этим изрядно позабавился.
И, вдобавок, забавная переписка автора с большими любителями Бога.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

151. ПЯТЬСОТ ИИСУСОВЫХ МОЛИТВ

ВОПРОС. Примерно полгода назад Вы меня благословили пользоваться четками при чтении 150 раз «Богородице Дево, радуйся. » и Пятисотницу. Вначале думал, что Пятисотница, это — 300 молитв Иисусовых, 100 Богородице, 50 ангелу-хранителю, 50 святому. Но большинство моих знакомых относят к Пятисотнице 500 Иисусовых молитв. Какую именно Пятисотницу мне творить?

ОТВЕТ. Читайте Пятисотницу так: 400 – Иисусовых молитв, и 100 — «Пресвятая Богородице, спаси нас». Вначале каждой сотницы делайте 10 земных и 20 поясных поклонов, итого – 50 земных поклонов и 100 поясных. Спаси вас Господь!

КОММЕНТАРИЙ Гарантирую, что после такого количества ежедневных молитв и поклонов вы очень скоро превратитесь в дёргающегося, невнятно бормочущегося зомби, и никакой Господь вас уже не спасёт.

152. УМ НЕ ДОЛЖЕН ВЯКАТЬ

ВОПРОС. При поклонах, например, перед правилом, ум должен молчать, или молиться?

ОТВЕТ. Перед поклоном надо осенить себя крестным знамением с молитвой, а затем сделать поклон, держа в уме, что мы кланяемся невидимо предстоящему Богу.

КОММЕНТАРИЙ. И перед поклоном, и после поклона, И перед молитвой, и после молитвы.
И перед сном, и после сна. И утром, и днём, и вечером – ум простака должен знать своё место, молчать и не вякать! Простак всегда должен пребывать в уверенности, что за него уже подумали. А не мудрствовать лукаво!

153. РОМА ИДЁТ НА РЕКОРД!

ВОПРОС. Произношу сто молитв Иисусовых с поклонами за 16 минут. Как вы считаете, по времени — нормально?

ОТВЕТ. Роман! Иисусову молитву надо говорить в темпе неторопливой речи, не привязывая число к времени.

КОММЕНТАРИЙ. Рома! Книга Гиннеса по вас плачет!

Иисусова молитва для мирянина

Иисусова молитва для мирянина.

Прерывание другой молитвой.

а) молитва по четкам.

б) составить десять молитв.

читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.

в) рассматривание помыслов.

Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.

г) крестное знамение и поклоны.

Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).

д) молитва на четыре стороны.

Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.

е) чтение писания или святых отцов.

Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.

ж) слово молитвы на узелке.

Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.

Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.

Применение вставок. Молитва перед иконами.

Изменение окончаний молитв.

Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.

Сокращение слов в молитве.

Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.

Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.

а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.

б) за секундной стрелкой.

Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.

Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.

г) по точкам или линиям.

Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.

Б) механические ритмичные:

а) во время ходьбы.

б) во время копания.

На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.

в) при однообразной работе.

Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.

Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.

Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.

Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.

Иисусова молитва

Преподобный и богоносный Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий.

Беседы с духовными детьми.

Жизнь есть блаженство. Эти слова могут показаться странными. Как можно жизнь назвать блаженством, если в ней на каждом шагу встречаются неудачи, разочарования, огорчения. Сколько горя терпят люди! Жизнь, говорят некоторые, есть труд, и часто труд неблагодарный, какое уж тут блаженство?

Блаженством для нас станет жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять светом Солнце Правды – Господь, к Которому мы устремляемся. Все Евангельские заповеди начинаются словом «блаженны»: блаженны кроткие. блаженны милостивые. блаженны миротворцы. (Мф.;5,;5.;7.;9).
Отсюда вытекает как истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье.

История христианских мучеников с особенной яркостью подтверждает это. Какие только мучения ни переносили они, каким пыткам ни подвергались, весь ад восставал на них. Резали и жгли тела исповедников Христовых, разрывали их на части, измученных бросали в смрадные темницы, а иногда в склепы, наполненные мертвыми костями и всевозможными гадостями. Иногда для большего устрашения им показывали покойников, восстающих из гробов и устремляющихся на них, а мученики радовались.

Из безчисленного сонма мучеников вспомним хотя бы святую Перепетую. Ее подвергали ужасным пыткам, желая вынудить отречение от Христа, но святая мученица осталась непоколебимой. Вот, наконец, ей выносят смертный приговор. Услыхав о нем, святая Перепетуя исполняется такой неизреченной радости, что лицо ее сияет. Удивленный мучитель спрашивает:
– Какова причина твоей радости? Сейчас ты расстанешься с жизнью – и вдруг ликуешь?
– Умирая за Христа, – отвечала святая, – я получу Вечную Жизнь в Царстве Жениха моего.
– Пришли нам из этого Царства плодов, – со смехом сказал мучитель.
Святая обещала. Как только ее голова упала под ударом палача, явился юноша необычайной красоты. Он держал вазу, наполненную плодами, от которых исходило дивное благоухание. Подавая плоды мучителю и окружавшему его синклиту, юноша произнес:
– Это прислала вам святая мученица Перепетуя из рая Жениха своего.
И с этими словами он стал невидимым. Все присутствующие исполнились удивления, вкусили от предложенных плодов, и множество людей уверовало во Христа.

Вспомним, что из числа мучеников много было истинных аристократов, изнеженных девушек, как, например, святые великомученицы Екатерина и Варвара, но все они мужественно претерпевали различные истязания, и красной нитью через все жития проходит, что они радостно страдали и с торжеством отходили ко Господу, Который во время их подвига подкреплял их Своей Благодатью. Помощь Божия всегда была близ мученика.

Поддерживает Господь и тайных мучеников-отшельников. Явные мучения терпят от людей, тайные – от бесов. Всякий народ принес Христу как жертву мучеников из своей среды. Больше всего явных мучеников было среди греков, а тайных – среди русского народа. Меньше всего было мучеников у индейцев и персов. Даже в Китае была проповедь о Христе, но были ли мученики – неизвестно51. В древних китайских памятниках говорится, что из Палестины пришли к ним евреи и проповедовали нового Царя. Многие уверовали, и было отправлено посольство, но когда оно пришло, Христос уже пострадал и воскрес.

Без Христа жизнь действительно не имеет никакой цели, она вполне безсмысленна. Недавно в «Братском листке», издаваемом в Саратове, было сообщено о самоубийстве одной девушки. Она жила самостоятельно, обладала колоссальным богатством, капитал ее доходил до девяносто миллионов рублей, что дает в месяц около девяносто с лишним тысяч рублей. Подле нее нашли записку: «Не вижу смысла жизни». И немудрено, что не видела! Смысл жизни – в исполнении заповедей Евангельских, и пойди она со Христом, сколько добра могла бы сделать, но она не искала Христа и погибла. Конечно, исполнение Евангельского закона вначале может показаться трудным, но не оставляет Господь работающих Ему.

Однажды я возвращался от батюшки Амвросия и на пути заехал в Васильсурск. Остановился в знакомом монастыре, и мне предложили посетить послушника монастыря брата Василия, жившего отшельником в лесу. Постучался я, сотворил молитву. Старец с любовью меня принял.

– Кто ты такой будешь? – спросил он меня.

– Я – воин Павел, благословите меня, батюшка.

– Какой я батюшка, я – простой послушник.

Разговорились мы с ним. Стал я расспрашивать, как он живет, как угождает Господу.
– Жить в лесу – от людей спокойно, – сказал старец, – вот только с бесами воевать приходится. Каких только страхований не нагонят они! Однажды среди белого дня вдруг вижу, едет к моей келье множество саней, в которых сидят чуваши. Остановились, стучат в дверь. «Отвори скорее, – говорят, – мы иззябли». Отец настоятель запретил мне пускать кого-либо без молитвы, вот я и говорю: «Сотворите молитву». «Какую там молитву, – отвечают, – отвори». – «Скажите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». За дверью раздался смех. Затем все сели в сани и уехали. Вышел я на улицу посмотреть, вижу – никаких следов на снегу, сугробы кругом моей кельи огромные, следовательно, все это было призрачное. А то покойник приходил по ночам, стучит кулаком и ревет что есть мочи.

– Да, такие искушения были и у преподобного Серафима, – сказал я.

– То – преподобный, а то – я, и молитва у меня слабенькая, а все-таки Господь помогает. Больше всего упражняюсь в Иисусовой молитве.
Я попросил указания, как ее совершать.

– Страшная это молитва, – отвечает пустынник, – очень не любит ее сатана и старается всеми силами отомстить тем, кто ее совершает. Без руководства эту молитву проходить опасно. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми четки – у тебя есть? По четочкам сто молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, все равно. Такой раз был случай со мной, никому не рассказывал, а тебе расскажу.
– Отчего же мне такое предпочтение?
– Оттого, что ты будешь монахом и больше того…

Стал я вечером на молитву, есть у меня не то что рогожа, а так себе, ковришко. Ну, стою я на коленях и вдруг чувствую – шевелится ковер. Все больше и больше, и поднимаюсь на воздух. Достигнул потолка, он раздвинулся, я поднялся на страшную высоту. Узенькой ленточкой виднелась Волга и Сура с ней, наш город казался совсем крошечным, подо мной расстилалась бездна. Господи! Если грохнусь, косточек не останется! Прильнул головой к своему коврику и стал молиться: «Господи, спаси меня. Господи, помози мне!» Поднимаю голову и вижу, что я опять в своей келье.

Много и других искушений пришлось вытерпеть старцу.

Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим бичом.

Они начинают нашептывать ему (конечно, невещественными устами) всевозможные сомнения: как это доказать, какой смысл в этом, это неправда, этому никто не верит, это обман и так далее. Чем же бороться подвижнику с этими помыслами? Непринятием их? Но легко сказать – не принимать помыслы. Выполнить это дело настолько нелегко, что борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество.
Хотя молитва Иисусова требует от человека труда, она же несет с собой высокие утешения.

В Оптиной при батюшке отце Макарии был один инок, часто приходивший за советом к старцу, по-видимому, с искренним желанием исправления. Старец сказал ему, что ближайший путь к усовершенствованию есть непрестанная Иисусова молитва.
– Отчего же именно эта молитва, батюшка, – возразил инок, – ведь о ней ничего в Евангелии не сказано.
– А ты читаешь Евангелие?

— Как же, каждый день по главе.

– Ну, если читаешь, то должен помнить слова Спасителя: . именем Моим бесы ижденут. (Мк.;16,;17).

– Помню, помню эти слова! Значит, они и сказаны о молитве Иисусовой?

– Ну, конечно, в этой молитве и призывается имя Иисусово.

Инок начал говорить молитву Иисусову. Через некоторое время приходит он опять к отцу Макарию с печалью.

– Ну что, брат? – спрашивает старец.

– Прохожу, отче, Иисусову молитву, но какая может быть от нее польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону.

– Ты не понимаешь, – возразил старец, – зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, брате, и по силе продолжай молитву.

Прошло немного времени после этой беседы, и инок приходит к батюшке. С радостью он сообщает, что Иисусова молитва открывает ему Таины Божии. Старец возразил ему: «Не обращай внимания и не придавай этому значения». Вскоре опять инок сообщил отцу Макарию о тех же духовных дарованиях, которые дает молитва Иисусова, и снова старец запретил ему придавать этому значение. Другим же отец Макарий сообщил, какой великой милости Божией сподобился брат в такое короткое время. Ему возразили, что вот такой-то много лет совершает Иисусову молитву, а откровений не имеет. От чего это? От недостатка смирения. Сам Христос кроток и смирен сердцем. С приобретением смирения мы достигаем полного спокойствия душевного

Совершение молитвы Иисусовой очень важно. В Оптиной пустыни все иноки обязаны ежедневно совершать пятисотницу, то есть правило, состоящее из трехсот молитв Иисусовых, ста – Божией Матери, пятидесяти – Ангелу-хранителю и пятидесяти – всем святым. Хотя это правило обязательно только для иноков, но хорошо было бы, если бы миряне совершали его по возможности. Хорошо также ежедневно прочитывать 90-й и 50-й псалмы, 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго» полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот псалом далеко отгоняет его прочь. Апостол Павел говорит: Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Пет.;5,;8). Как поэтому необходимо всегда творить молитву Иисусову, которая есть крепкое оружие против врага! Господь сказал: . именем Моим бесы ижденут. (Мк.;16,;17). Молитва эта открывает человеку вечные Таины Божии

В Сибири подвизались два друга – Василиск и Зосима. Последний был человеком образованным, а первый даже неграмотным. Несмотря на такое различие, они искренне любили и дополняли друг друга. Василиск, хотя был и неграмотным, отличался высокой духовной жизнью. Непрестанное творение Иисусовой молитвы доставляло ему невыразимое наслаждение и вводило в глубину богопознания. Часто, когда Зосима приходил к Василиску, тот был в таком духовном экстазе, что не мог вести обыкновенную беседу. Василиск сообщал Зосиме высокие истины, которые тот записывал и после даже издал книгу, но многое не было в нее внесено, так как Василиск не все позволил записывать.

Исполняйте и вы, мои детки, по силе, эту молитву, она сохранит вас от всякого зла. Исполняя ее, вы будете постепенно приобретать кротость, смирение и незлобие. Вы сознаете свои недостатки, и вам не захочется осуждать ближнего, к врагам отнесетесь благодушно, к недругам – доброжелательно. Эта святая молитва будет хранителем вашего девства. Если же кто из вас соберется выйти замуж, то она же отведет вас от всякого дурного человека и пошлет доброго, верующего друга для совместной помощи на жизненном пути.

Иисусова молитва пятисотница
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Мороз виктор Николаевич молитва

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here