Содержание
- 1 Память преподобной матери нашей Елисаветы чудотворицы
- 2 Преподобная Елисавета Константинопольская
- 3 7 мая — день памяти прп. Елисаветы Константинопольской, чудотворицы
- 4 Образ преподобной Елизаветы Чудотворицы
- 5 Преподобная Елисавета чудотворица
- 6 Преподобная Елизавета чудотворица, игумения Константинопольская
- 7 Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Алапаевской
- 8 Образ преподобной Елизаветы Чудотворицы
- 9 Преподобной Елисавете чудотворице, игумении Константинопольской
Память преподобной матери нашей Елисаветы чудотворицы
Память 24 апреля
Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери ее было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. С юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь 2743 , постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и богодохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви.
Будучи поставлена игумениею над сестрами, святая показала еще большие подвиги, заботясь о спасении душ их.
Воздержание ее было чрезмерное, ибо она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь. Весьма часто она постилась по сорока дней, подобно великому Моисею, ничего в это время не вкушая 2744 . В течение трех лет, она, подражая смирению Евангельского мытаря ( Лк.18:13 ), не возводила своих телесных очей на небо, душевными же своими очами всегда взирала к Живущему на небесах Богу и, созерцая Его своею мыслию сидящим на престоле высоком и преукрашенном, окруженным серафимами, она не обращала своих мыслей к предметам земным. Когда, по обыкновению, она наедине молилась ночью, то была свыше осияваема небесным светом.
Кроме того, святая Елисавета совершала и многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея; в другой раз она исцелила одну женщину, долгое время страдавшую кровотечением, также изгоняла нечистых духов из людей, совершала много и других чудес. Чудеса совершались ею не только при жизни ее, но и после ее блаженной кончины. На гробнице ее подавались многоразличные исцеления болящим; так например, на гробе ее получали прозрение многие слепые. Да прославляется чрез нее Христос Бог, дивный во святых Своих!
Святая Елисавета была инокинею константинопольского монастыря, построенного в честь святых бессребреников Космы и Дамиана императором Иустином I (царствовавшим с 518 г. по 527 г.). В этом монастыре она впоследствии была игумениею (настоятельницею). Точно время ее жизни и деятельности указать нельзя, за отсутствием сведений об этом в исторических памятниках. Но на основании того обстоятелвства, что в честь ее во второй половине IX в. был написан канон святым Иосифом песнописцем (умершим в 883 г.) делают вывод, что святая Елисавета жила между VI и IX вв.
Моисей постился сорок дней и ночей в то время, когда взошел на гору Синай, где Бог даровал ему заповеди десятословие ( Исх. 24:12–18 ).
Преподобная Елисавета Константинопольская
В Православной Церкви почитают многих святых, но особым уважением в религиозном мире пользуются целители. Они могли вселить веру и надежду в любого человека, что немаловажно. Одной из них была преподобная Елисавета Константинопольская, сумевшая пройти не один круг земного ада и остаться кристально чистой в душе. День её памяти приходится на седьмое мая.
В двадцатилетнем возрасте девушку удостоили чести быть игуменией над сестрами по церкви. В знак благодарности, святая сумела показать своими действиями еще большие подвиги, нежели раньше. К ней приходили люди со всей России, ожидая своей очереди неделями. К тридцати годам она начала придерживаться строжайшего поста, исключив со своего рациона хлеб, мясо и каши. Около пяти лет преподобная питалась лишь овощами и фруктами, а пила лишь воду. Стоит отметить, что масло и вино она ни разу в жизни не попробовала. Также Елисавета очень часто вела сорокадневные посты (подражая святейшему Моисею) и долгими годами не возводила свои глаза на небо, тем самым показывая собственную покорность Господу Богу.
В старости женщина не утратила свои способности и доказала на склоне лет свою мощную духовную силу. В один день, когда к ней пришли в дом гости, на крыльцо приползла огромная змея, начавшая извиваться вокруг одного из её родственников. Елисавета сразу же начала молиться Господу, чтобы помиловал её родича и уберег дом от дьявольских проделок. Через секунду змей упал замертво, а все присутствующие преклонились перед святой в почтении и благодарности. Также нужно отметить, что она за несколько секунд сумела исцелить женщину, которая долгие годы изнемогала от кровотечения. После этого, немощная женщина начала прислуживать Елисавете до конца дней.
И даже после смерти верующие приходили к ней на гробницу, молясь и прося помощи об исцелении. Слава преподобной Елисаветы настолько велика, что сохранилась в былом объёме до наших дней. На сегодняшний день, большое количество православных христиан приходят в церковь, чтобы почтить память этой, поистине удивительной женщины. Также в её честь было построено несколько монастырей, которые собирают и распространяют всевозможную информацию о целительнице.
7 мая — день памяти прп. Елисаветы Константинопольской, чудотворицы
Преподобная Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа.
Преподобная Елисавета чудотворица
С детства родители отдали девочку в монастырь. Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные.
Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.
Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу. В полуночных молитвах преподобную осиявал и просвещал Небесный Свет.
Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.
Молитва преподобной Елисавете чудотворице
О пречудная мати наша, великая угоднице Божия Елисавето! Леностию и иными страстьми побеждаемии, недостойны есмы возносити молитвы тебе, вся тяготы монашескаго подвига понесшей и души своея ради возлюбленнаго тобою Христа не пощадевшей. Но како востанем со одра болезни без врача, или уразумеем премудрость без учителя? Сего ради припадаем к тебе, наставнице нашей и чудотворице, и молим: исцели нас от страстей, отверзи очи наша сердечныя, да возненавидим грех, живущий в нас, и омывше душу слезами покаяния, всем сердцем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа возлюбим и Ему, отвергшеся себе, поработаем. Молим тя и о ближних наших: болящих исцели, в бедах и обстоянии сущих защити, неплодным женам радость о чадех даруй, юных от прельщений мира сего покрый, и вся ны на спасительныя стези направи, да сподобимся в небесных обителех непрестанно славити Всесвятую Троицу во веки веков. Аминь.
Образ преподобной Елизаветы Чудотворицы
Икона преподобной Елизаветы Чудотворицы. Конец XIX века. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
6/19 января 2002 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю из храма свв. апп. Петра и Павла на Яузе были возвращены две чтимые святыни обители: древний чудотворный образ Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с обручем и икона св. прп. Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской. Храм свв. апп. Петра и Павла, не закрывавшийся в советский период, стал промыслом Божиим хранителем этих святынь Ивановской обители, в которую они вернулись вскоре по возрождении в ней монашеской жизни.
Обратимся прежде к образу прп. Елизаветы, так как ее храм был восстановлен первым в обители в 1995 г., и до освящения Собора Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи богослужения совершались в домовом Елизаветинском храме. Икона прп. Елизаветы Чудотворицы написана во второй половине XIX века для нового собора возобновленной в 1879 г. обители. Не более 40 лет просуществовал монастырь после возобновления. В 1918 г. он был закрыт одним из первых, а на основной его территории размещен концлагерь. Собор продолжал действовать вместе с Елизаветинской церковью до 1926-начала 1927г.
По описи имущества, которое находилось в пользовании Православного христианского общества при храме cв. Иоанна Предтечи, в 1923 г. образ этот находился в главном алтаре монастырского Собора: «Икона Св. прп. Елизавефы в киоте под стеклом с чеканной золотой каймой живописная, размер 11/2 арш. х 1 арш. 3 вершка*» 1 . Икона выполнена, как и множество других, подобных ей икон, на металле — цинке. Об этом свидетельствует та же опись: «В стенах храма живописные на цинке и полотне изображения святых разных размеров в золоченых багетах» 2 .
После закрытия Собора cв. Иоанна Предтечи в конце 1926 — нач. 1927 г. община верующих перешла с некоторым церковным имуществом обители в храм св. Троицы в Серебряниках. Икона прп. Елизаветы находится в «Описи богослужебных предметов и церковного имущества, перевезенных из храма б. Ивановского монастыря в храм св. Троицы в Серебреническом пер.» 3 от 30 апреля 1927 г. Когда черед закрытия дошел и до храма св. Троицы, икона прп. Елизаветы была передана в храм свв. апп. Петра и Павла.
Сейчас отреставрированная икона прп. Елизаветы Чудотворицы находится в соборе св. Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского монастыря 4 .
Домовый храм во имя св. прп. Елисаветы Чудотворицы в Иоанно-Предтеченском женском монастыре был устроен по благословению свт. Филарета Московского и по завещанию богатой вдовы и благотворительницы монастыря Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой в честь ее небесной покровительницы.
Промыслом Божиим древняя святая игумения V века Елизавета Чудотворица внушила Елизавете Алексеевне благую мысль о возрождении древней московской обители, разоренной французами в 1812 г. Елизавета Алексеевна, поминая своего покойного супруга, тезоименитого Иоанну Предтече, и молитвами св. прп. Елизаветы исполняя волю Божию, завещала все свое немалое состояние на обновление монастыря. А святая игумения Елизавета стала одной из покровительниц Иоанно-Предтеченской обители.
Образ преподобной игумении выполнен в мягком сочетании розовых, голубых и нежно-зеленоватых оттенков, и являет нам духовный облик святой. Прп. Елизавета изображена в полный рост стоящей на берегу реки или озера, за которым как бы в легкой дымке виднеются очертания ряда невысоких холмов. Облечена святая в красноватого цвета, подобного земле у ее ног, хитон и зеленую мантию, которая, как и синева небес вокруг покрывает ее. Глава святой окутана сиреневатым омофором и такого же цвета схимнический аналав виден под мантией на хитоне. Никаких внешних символов игуменской власти на иконе нет, но молитвенно-сосредоточенный лик Святой и сдержанный, цельный и мягкий облик являют в ней дары непрестанного молитвенного предстояния Господу и духовной власти — попечения о тех, кто просит ее помощи. Правая рука ее согнута к персям и как бы указывает на сердце, которое непрестанно обращено к Богу. Левая рука прп. Елизаветы держит развернутый свиток со словами молитвы о всех прибегающих под ее покров:
«Господи Боже мой, услыши мя, даждь поминающему имя Елизаветы отпущение грехов, и в час исхода прими душу его с миром и даждь ему место покойно».
Таковы духовная власть, сила и дерзновение святой, заботящейся о прощении грехов, покаянии и вечной участи душ, на которые она призывает милость Божию.
Особым промыслительным даром и поистине чудом Божиим явилось открытие полного жития св. Елизаветы, которое сохранилось лишь в одной флорентийской рукописи XIV века, обнаруженной в 50-х гг. XX века 5 , Первое издание ее было осуществлено в 1973 г. католическим ученым-агиографом, членом конгрегации иезуитов-болландистов о. Франсуа Алькеном в сборнике Analecta Bollandiana 91 6 . Болландисты известны, как общество ученых монахов, занимающихся исследованием и изданием Житий Святых Восточной и Западной Церкви. Начало деятельности этого общества положил в 1643 году Иоанн Болланд 7 . Несколько лет назад житие было переведено с греческого на русский ученым-историком А.Ю. Виноградовым и впервые издано на русском языке Иоанно-Предтеченским монастырем в 2002 году. В нем св. Елизавета Чудотворица является не только покровительницей женского общежительного монашества, но и тем сосудом Св. Духа, из которого истекают благодатные дары чудотворений и исцелений от различных болезней.
Св. прп. Елизавета Чудотворица — покровительница Иоанно-Предтеченской обители — молится и ныне о всех прибегающих к ее помощи. Особым духовным родством она была связана еще до своего зачатия и рождения со св. Пророком Иоанном и его праведными родителями более пятнадцати столетий назад. И этот особый молитвенный покров и единение мы видим в нашей обители в устроении и возрождении двух храмов св. прп. Елизаветы и св. Пророка Иоанна, и в одновременном возвращении двух святынь после открытия монастыря.
* Аршин=71,12 см (16 вершков), вершок=4,445 см.
1 -ЦГАМО. Ф 66. Оп. № 18. Д. № 334. Л. 18 об.
2 Там же. Л. 22 об.
3 Там же. Л. 46. № 9.
4 В 2002 г. икона была помещена в домовый Елисаветинский храм обители, где пребывала до 2005 г. По просьбам паломников, с благословения настоятельницы обители, икона перенесена из домового храма в собор.
5 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxellex, 1957. № 2121.
6 Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 79, 213.
7 Жития святых свт. Димитрия Ростовского. 1991. сентябрь. Кн. 1. С. XXVI.
8 Житие преподобной Елисаветы Чудотворицы. М.: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2002. С.6.
Преподобная Елисавета чудотворица
Преподобная Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа.
С детства родители отдали девочку в монастырь. Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные.
Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.
Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу. В полуночных молитвах преподобную осиявал и просвещал Небесный Свет.
Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.
Преподобная Елизавета чудотворица, игумения Константинопольская
Икона преподобной Елизаветы Чудотворицы. Конец XIX века. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
1.»Многие дочери сотворили силу, многие приобрели богатство» 1 , – говорит мудрейший Соломон, пророчески возвещая то, что не только мужчины, но и женщины в различные времена просияли красотою всяческих добродетелей, стали сопричастны дарам Божественного Духа и необыкновенным образом сотворили удивительные чудеса и знамения по всей вселенной. Ибо Писание представляет, как десятки тысяч и бесчисленное множество женщин и в законе, и по благодати 2 превратили женскую немощь в мужественную волю, при помощи воздержания и многотрудного подвижничества доблестно отразили силою Вышнего древнего обманщика праматери Евы и общего врага и супостата рода человеческого и увенчались блистательными знаками победы.
2. Одна из них и достохвальная и прославленная чудесами Елизавета: родиной ее был столичный город Гераклея Фракийская 3 , а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдающиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом 4 , матери же – Евфимия). Живя согласно значению своих имен 5 , боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непорочны 6 и, подражая гостеприимству патриарха Авраама 7 , щедро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева 8 , достойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя после их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они оставались бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбели, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на сердца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же желания боящихся Его 9 Господь благосклонно внял их молитве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.
10. Однако же достойно упомянуть словом и о чудесах, случившихся после преставления блаженной, и вкратце поведать о них на пользу слушающим. Некий муж с высохшей рукой, без пользы прибегавший ко всякому врачебному искусству, притек к гробнице преподобной, ободряемый только верой в нее, и благодаря ей вскоре сподобился удивительного исцеления. Ибо случилось, говоря по-евангельски, что он уверовал и его сухая рука стала здоровой, как и другая 42 , после помазания святым маслом. А другой человек, слепой, с тем же рвением и верою приблизился к раке преподобной и благодаря подобному помазанию святым маслом ушел, ясно видя и величая милость и силу чудотворицы. Иной же, одержимый нечистым духом и бесчинно им мучимый, припал к святой раке преподобной и тотчас освободился от губительного беса, в здравом уме возвратившись домой и рассказывая всем о великих делах Божиих 43 . Таковы преподобной нашей чудотворицы Елизаветы чудеса, [а суть также] и другие, много большие и удивительнейшие этих, однако из-за своего обилия они не перечислены в настоящей книге, но записаны в другом месте.
11. Таково житие [Преподобной], таковы деяния и дарования, которыми ее и при жизни, и после преставления достойно прославил Владыка всех. Ее предстательством и мы все, стремящиеся стяжать ее покровительство и заступничество, да сохранимся всегда превыше телесных, равно как и душевных страстей, неповрежденно избегнем соблазнов невидимых и умственных врагов и, мирно окончив настоящую жизнь, сподобимся вместе с ней небесного блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Настоящий перевод выполнен по изд.: Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse a Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.
1 Ср. Притч. 31,29.
2 Т.е. в ветхозаветное и в новозаветное время.
3 Гераклея Фракийская (иначе Перинф) – крупный город в Восточной Фракии, на берегу Мраморного моря, столица провинции Европа.
4 Дисипат («дважды консул») – высокий византийский чиновничий сан.
5 Евномиан означает по-гречески доброзаконный, а Евфимия – доброславная.
Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Алапаевской
Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
Кондак святой преподобномученице Елисавете Алапаевской, глас 2-й
Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Ин кондак святой преподобномученице Елисавете Алапаевской, глас 5-й
От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших.
Молитва святой преподобномученице Елисавете Алапаевской о покровительстве врачам, исцеления от тяжких болезней
Образ преподобной Елизаветы Чудотворицы
Видео (кликните для воспроизведения). |
Икона преподобной Елизаветы Чудотворицы. Конец XIX века. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
6/19 января 2002 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю из храма свв. апп. Петра и Павла на Яузе были возвращены две чтимые святыни обители: древний чудотворный образ Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с обручем и икона св. прп. Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской. Храм свв. апп. Петра и Павла, не закрывавшийся в советский период, стал промыслом Божиим хранителем этих святынь Ивановской обители, в которую они вернулись вскоре по возрождении в ней монашеской жизни.
Обратимся прежде к образу прп. Елизаветы, так как ее храм был восстановлен первым в обители в 1995 г., и до освящения Собора Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи богослужения совершались в домовом Елизаветинском храме. Икона прп. Елизаветы Чудотворицы написана во второй половине XIX века для нового собора возобновленной в 1879 г. обители. Не более 40 лет просуществовал монастырь после возобновления. В 1918 г. он был закрыт одним из первых, а на основной его территории размещен концлагерь. Собор продолжал действовать вместе с Елизаветинской церковью до 1926-начала 1927г.
По описи имущества, которое находилось в пользовании Православного христианского общества при храме cв. Иоанна Предтечи, в 1923 г. образ этот находился в главном алтаре монастырского Собора: «Икона Св. прп. Елизавефы в киоте под стеклом с чеканной золотой каймой живописная, размер 11/2 арш. х 1 арш. 3 вершка*» 1 . Икона выполнена, как и множество других, подобных ей икон, на металле — цинке. Об этом свидетельствует та же опись: «В стенах храма живописные на цинке и полотне изображения святых разных размеров в золоченых багетах» 2 .
После закрытия Собора cв. Иоанна Предтечи в конце 1926 — нач. 1927 г. община верующих перешла с некоторым церковным имуществом обители в храм св. Троицы в Серебряниках. Икона прп. Елизаветы находится в «Описи богослужебных предметов и церковного имущества, перевезенных из храма б. Ивановского монастыря в храм св. Троицы в Серебреническом пер.» 3 от 30 апреля 1927 г. Когда черед закрытия дошел и до храма св. Троицы, икона прп. Елизаветы была передана в храм свв. апп. Петра и Павла.
Сейчас отреставрированная икона прп. Елизаветы Чудотворицы находится в соборе св. Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского монастыря 4 .
Домовый храм во имя св. прп. Елисаветы Чудотворицы в Иоанно-Предтеченском женском монастыре был устроен по благословению свт. Филарета Московского и по завещанию богатой вдовы и благотворительницы монастыря Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой в честь ее небесной покровительницы.
Промыслом Божиим древняя святая игумения V века Елизавета Чудотворица внушила Елизавете Алексеевне благую мысль о возрождении древней московской обители, разоренной французами в 1812 г. Елизавета Алексеевна, поминая своего покойного супруга, тезоименитого Иоанну Предтече, и молитвами св. прп. Елизаветы исполняя волю Божию, завещала все свое немалое состояние на обновление монастыря. А святая игумения Елизавета стала одной из покровительниц Иоанно-Предтеченской обители.
Образ преподобной игумении выполнен в мягком сочетании розовых, голубых и нежно-зеленоватых оттенков, и являет нам духовный облик святой. Прп. Елизавета изображена в полный рост стоящей на берегу реки или озера, за которым как бы в легкой дымке виднеются очертания ряда невысоких холмов. Облечена святая в красноватого цвета, подобного земле у ее ног, хитон и зеленую мантию, которая, как и синева небес вокруг покрывает ее. Глава святой окутана сиреневатым омофором и такого же цвета схимнический аналав виден под мантией на хитоне. Никаких внешних символов игуменской власти на иконе нет, но молитвенно-сосредоточенный лик Святой и сдержанный, цельный и мягкий облик являют в ней дары непрестанного молитвенного предстояния Господу и духовной власти — попечения о тех, кто просит ее помощи. Правая рука ее согнута к персям и как бы указывает на сердце, которое непрестанно обращено к Богу. Левая рука прп. Елизаветы держит развернутый свиток со словами молитвы о всех прибегающих под ее покров:
«Господи Боже мой, услыши мя, даждь поминающему имя Елизаветы отпущение грехов, и в час исхода прими душу его с миром и даждь ему место покойно».
Таковы духовная власть, сила и дерзновение святой, заботящейся о прощении грехов, покаянии и вечной участи душ, на которые она призывает милость Божию.
Особым промыслительным даром и поистине чудом Божиим явилось открытие полного жития св. Елизаветы, которое сохранилось лишь в одной флорентийской рукописи XIV века, обнаруженной в 50-х гг. XX века 5 , Первое издание ее было осуществлено в 1973 г. католическим ученым-агиографом, членом конгрегации иезуитов-болландистов о. Франсуа Алькеном в сборнике Analecta Bollandiana 91 6 . Болландисты известны, как общество ученых монахов, занимающихся исследованием и изданием Житий Святых Восточной и Западной Церкви. Начало деятельности этого общества положил в 1643 году Иоанн Болланд 7 . Несколько лет назад житие было переведено с греческого на русский ученым-историком А.Ю. Виноградовым и впервые издано на русском языке Иоанно-Предтеченским монастырем в 2002 году. В нем св. Елизавета Чудотворица является не только покровительницей женского общежительного монашества, но и тем сосудом Св. Духа, из которого истекают благодатные дары чудотворений и исцелений от различных болезней.
Св. прп. Елизавета Чудотворица — покровительница Иоанно-Предтеченской обители — молится и ныне о всех прибегающих к ее помощи. Особым духовным родством она была связана еще до своего зачатия и рождения со св. Пророком Иоанном и его праведными родителями более пятнадцати столетий назад. И этот особый молитвенный покров и единение мы видим в нашей обители в устроении и возрождении двух храмов св. прп. Елизаветы и св. Пророка Иоанна, и в одновременном возвращении двух святынь после открытия монастыря.
* Аршин=71,12 см (16 вершков), вершок=4,445 см.
1 -ЦГАМО. Ф 66. Оп. № 18. Д. № 334. Л. 18 об.
2 Там же. Л. 22 об.
3 Там же. Л. 46. № 9.
4 В 2002 г. икона была помещена в домовый Елисаветинский храм обители, где пребывала до 2005 г. По просьбам паломников, с благословения настоятельницы обители, икона перенесена из домового храма в собор.
5 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxellex, 1957. № 2121.
6 Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 79, 213.
7 Жития святых свт. Димитрия Ростовского. 1991. сентябрь. Кн. 1. С. XXVI.
8 Житие преподобной Елисаветы Чудотворицы. М.: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2002. С.6.
Преподобной Елисавете чудотворице, игумении Константинопольской
Тропарь, глас 8:
Добродетельми украсившеся, всехвальная, и богобоязнством предивная всех явися, нищим сокровище, богатство на Небесех восприимше, чтущих поминай нас, праведным слава.
Канон, глас 8
Песнь 1
Ирмос: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Страстными мя бурями всепобедно объята, волнами мыслей, душею пореваема, на тихо пристанище божественныя воли, молитвами управи, да воспою тя, Елисавето.
Девственными дары сияеши, богоблаженная, честно Словеси невеста бысть духом, измлада поношением, Того жизненным стопам последовавши, крест свой на рамо носяще.
Огненную сласть в телеси росою погаси пощения труд, темже ти возсия безстрастное солнце, милость цельбы даровав духовных, незаходяща светлососудне.
Богородичен: Тебе, рождшую, Пречистая, Нераздельное Бога Отца Слово, чистою совестию любящи, изящная Елисавета бысть Духа Святаго сосуд, добродетельми сияющи.
Песнь 3
Ирмос: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты мене́ утверди́ в лю́бви Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.
В небесный чертог светло вселися, невеста бывша Творцу избранна, дево, исцеления реки источавши, страстна течения изсушающии.
Илие ревнующе и Моисеови, дево, многи дни, якоже и она, в посте пребысть, хлеб небесный, ведение мудрственных, ведуще благодатию Духа Божия.
Очи сердечнии на Небеса имущи, три лета очию своею не возведе, восследующе отеческия заповеди, Духом Святым правяще тя.
Седален, глас 3.
Труды понесе воздержания, дар приятен безстрастия и цельбы, Елисавето богодуховная, исцелевати человеком недуги и отгонити нечистыя, достославная, Христу Богу молися о нас даровати нам велию милость.
Песнь 4
Ирмос: Ты моя́ кре́пость, Го́споди, / Ты моя́ и си́ла, / Ты мой Бог, Ты мое́ ра́дование, / не оста́вль не́дра О́тча / и на́шу нищету́ посети́в. / Тем с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: / си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Змия лютого умертвила еси молитвами, прежде свержавши лукаваго все козни Божиею силою, и того на пищу предав зверем, Елисавето, и всяком и птицам, всех Владыку прославляющи.
Видения божественнаго достойна бысть, Елисавето, внутрь бо служащи чистителю свет о нем виде и благодать Духа Невещественного, Того бо светяще нань, паче же твоя света чувственная и богодуховная.
Винограда лоза бысть и Сильного, Елисавето, вседневне носящи духовно добродетели милость, исцеления и умиления каплющи, имже ныне веселишися, верно чтущая равно ангелом житие.
Богородичен: Бога Едина носящи во чреве Твоем, Яже бытие всем подает, Егоже возлюби и Тому обручишася Елисавето богодуховно, Пречистая Богородице, ангелом чудо, бесом врежение, Препетая.
Песнь 5
Ирмос: Вску́ю мя отри́нул еси́ / от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, / и покры́ла мя есть чужда́я тьма, окая́ннаго? / Но обрати́ мя и к све́ту за́поведей Твои́х / пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Иссуши течения греховная лиянии слезными и крови устави многолестное течение говением, оным пришедшим ти, Елисавето преподобная и прехвальная.
На многая времена хлеба отвержеся ясти, славная, пощения труды душу благочестно чистящи, бесплотное во плотных подражающи, Елисавето богоневестная.
Красными ти пятама Еву прельстившаго врага попра, недавши има покрыватися обувением, не терпящи злострадания постническа, Елисавето, девам похвала.
Богородичен: Вышша бысть сил вышних, Слово порождши, Пречистая, Отцу, Богородице, Безначальна и Соприсносущна, Егоже всем просвещьшися, Елисавето, похотей кроме тьму отгна.
Песнь 6
Ирмос: Очи́сти мя, Спа́се, / мно́га бо беззако́ния моя́, / и из глубины́ зол возведи́, молю́ся: / к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя, / Бо́же спасе́ния моего́.
Милостыню Божию постнически восприяти возжелевши, дево, маслина вкушения измлада уклонися, умастишася болезни и труды прилежании.
Житие светло, добродетельми удобрися, умертвие священно и чудесы сияя, бесы прогоняя и зиму страсти, и благодатию греет вся ны.
Священней ти души преставльши к Богу, видена бысть светла, хлевину просвещая и предстоящая ти честному телеси, Елисавето богоневестная.
Богородичен: Зачав, Пречистая, во чреве Предвечнаго и породи, во плоти родом Бесплотна и млеком воздои Питателя миру, Богородице Непосаженная.
Кондак, глас 6:
Истинне изрядне слово жизни стяжете, церковь свою, праведныя не усомнився высоты, богонаказатели, Богу угодивши, тем паче естества поитеся; сего ради зовем ти: радуйся, Елисавето премудрая.
Песнь 7
Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния / огнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, / сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, / я́ко во цве́тнице, лику́юще, поя́ху: / благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Мысль боголюбия прия, с плотию ангелы подражающи, бдящи усердно, поющи прилежно: Благословен еси, Бог отец наших.
Руку простри милующи, дающи суху руку имущему исцеление, к мощем пришедшу, черноризцам утверждение, Елисавето богоносная.
Персть едина вземлема, точию прикосновением мощей освященная, верным страсть отгонит поющим, Господи Боже, благословен еси.
Богородичен: Виждь печаль мою Дево, юже ми нанесе множество грех, и геены мя огня исторгни вопиюща: Благословен Плод, Пречистая, Твоего чрева.
Песнь 8
Ирмос: Седмери́цею пещь / халде́йский мучи́тель / богочести́вым неи́стовно разжже́, / си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, / Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: / о́троцы, благослови́те, / свяще́нницы, воспо́йте, / лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
К раце приступающе мощей твоих, всегда все прошения верою приемлют, Богу тя величающу, Приимшу тя честныя труды, Емуже вопиеши: священники пойте, люди превозносите Его во веки.
Сердца моего очима свет дарова Духом верою пришедшу к твоей раце и видети сотвори, от Бога богатное целебными дары обогащенна блаженно, к Нему же поеши: священники пойте, людие превозносите Его во веки.
Души моея светило маслом просвещающи милостями; тем в чертог доиде на небеса, славная, с Женихом своим ся радуеши купно, мудрым девам поюще, Елисавето: дети, благословите, людие превозносите Его во веки.
Богородичен: Древом снедным бывше спадены истиннаго Христа Бога нашего, Егоже едина порождеши Богородице Пречистая, исцеленни паки в вечную жизнь вводиши поюща: дети благословите, людие превозносите Его во веки.
Песнь 9
Ирмос: Ужасе́ся о сем Не́бо, / и земли́ удиви́шася концы́, / я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски / и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее Небе́с. / Тем Тя, Богоро́дицу, / А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Насладися доброты Жениховы пречистыя желающи: Где живеши? Где же пасеши? тепле вопияше, да почию аз у Тебе и Твоея чести наслаждуся, Тебе возвеличаю Твою благостыню.
Чудо, како по смерти, долзе во гробе положено, без вреда доселе лежати тело твое видимо есть и благодатию просвещено, знамении и чудесы, и исцелении струя верным всегда подавая.
Разумение имеши в души и смерение же с кротостию, веру немутну, с надеждею любовь Божию, в молитвах обнищанах Богу внимающи, и озарении Того, Елисавето, просвети светло.
Богородичен: Просвети мя Рождшийся Иисусе, Рождешую Тя сохран без тля по рождестве, егда сядеши судити дела моя, беззакония призри моя и грехи моя многия, яко Безгрешен и Милостив Боже Человеколюбец.
Молитва
Видео (кликните для воспроизведения). |
О пречудная мати наша, великая угоднице Божия Елисавето! Леностию и иными страстьми побеждаемии, недостойны есмы возносити молитвы тебе, вся тяготы монашескаго подвига понесшей и души своея ради возлюбленнаго тобою Христа не пощадевшей. Но како востанем со одра болезни без врача, или уразумеем премудрость без учителя? Сего ради припадаем к тебе, наставнице нашей и чудотворице, и молим: исцели нас от страстей, отверзи очи наша сердечныя, да возненавидим грех, живущий в нас, и омывше душу слезами покаяния, всем сердцем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа возлюбим и Ему, отвергшеся себе, поработаем. Молим тя и о ближних наших: болящих исцели, в бедах и обстоянии сущих защити, неплодным женам радость о чадех даруй, юных от прельщений мира сего покрый, и вся ны на спасительныя стези направи, да сподобимся в небесных обителех непрестанно славити Всесвятую Троицу во веки веков. Аминь.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.