Ефросинья полоцкая молитвы

Ефросинья полоцкая молитвы в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Молитвы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Тропарь, глас 4 *

Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию ( Лк.2:41-49 ), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех — Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в Царствие Небесное, где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих благочестиво память твою.

Кондак, глас 8 *

Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.

Перевод: К избранной Богом от самого рождения и призванной на служение Ему, в чине ангельском (в монашестве) Господу послужившей свято, и преподобно прожившей, и сейчас с Небесными силами Господа прославляющей, о нас же, грешных, перед Господом ходатайствующей, с радостью и любовью воззовем: «Радуйся, Евфросиния, невеста Христова, всеми почитаемая».

Молитва 1-я *

Молитва 2-я **

О, преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

Молитвы преподобной Евфросинии Полоцкой

Молитва вторая
О преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам. Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

Святая ефросинья полоцкая о чем молятся

Евфросиния Полоцкая (5 июня день памяти) могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.

Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.

Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.

Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Читайте так же:  Молитва на живой помощи на русском языке

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

– Где тогда находились мощи?

– В Киево-Печерской Лавре.

– Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?

– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

– Как же получилось перенести мощи в Полоцк?

– Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.

– А что случилось с мощами и монастырем после революции?

– В 1914 – 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.

Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство.

И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.

Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Икона Евфросиния Полоцкая

Евфросиния Полоцкая в миру Предслава, вероятное крестное имя Евпраксия или Параскева, была дочерью витебского князя Святослава Всеславича, внучка Всеслава Брячиславича, в период Полоцкого княжества была просветительницей и инокиней.

С раннего возраста у нее была любовь к книгам и молитвам. Она отказалась выходить замуж и приняла постриг с принятием имени Евфросиния. Ее благословил епископ Полоцкий Илия и Евфросиния стала жить при Софийском соборе. Она там переписывала книги, сама изучала их. В просветительской ее деятельности относится открытие ювелирной и иконописной мастерских.

Приблизительно в 1128 году Полоцкий епископ Илия поручил ей организовать женский монастырь. Она отправилась в Сельцо, где станет ее обитель, взяв с собой святые книги. Она организовала Спасо-Преображенский монастырь, в котором обучала девушек шитью, пению, а так же переписыванию книг. Ее усилиями построили собор в 1161 году, который радует православных христиан и в наше время.

В это же время преподобная Евфросиния заказала Лазарю Богше, местному мастеру, изготовить напрестольный крест с реликвиями. Этот крест известен под названием Крест Евфросинии Полоцкой, став белорусской национальной святыней, а так же памятником старобелорусской письменности. Размеры креста впечатляют. Высота его 52 сантиметра, верхняя поперечина 12 сантиметров, нижняя – 21 сантиметр, сам он толщиной 2,5 сантиметра. Сам крест шестиконечный, являлся ковчегом для хранения христианских реликвий.

Читайте так же:  Игнатий брянчанинов молитва

До 13 века Крест хранился в церкви Святого Спаса, затем его перевезли в Смоленск, в начале 16 столетия Иван III перевез в Москву, а Иван Грозный вернул Крест обратно на родину. Когда началась война в 1812 году с Наполеоном, крест спрятали в замурованной нише Софийского собора.

В 21 году прошлого столетия советские власти изъяли Крест, доставили его в Белорусский музей в Могилеве. За это время реликвия потерпела художественные убытки. тринадцать образов святыни были испорчены или выломаны, осталось только два драгоценных камня, исчезли кусочки золота, бусинки жемчуга. Окончательно крест был потерян при отступлении Красной армии в 1941 году из Могилева.

В 1997 году брестский мастер Николай Кузьмичев сделал точную копию креста. Сейчас копия хранится в церкви Евфросинии Полоцкой в городе Полоцк.

По просьбе преподобной Евросинии Патриарх Лука Константинопольский послал в Богородицкий мужской монастырь, который она основала, список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери.

Перед свой смертью святая Евфросиния с сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась по Святым Местам в паломничество. Последним пристанищем для нее стал Иерусалим. Она 24 мая 1173 года мирно почила в Русском монастыре Пресвятой Богородицы. Около 1187 года ее тело было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а затем в 1910 году в основанный ее в Полоцке монастырь перенесли мощи святой.

В Русской Церкви преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась как покровительница женского монашества.

Тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Ин тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 8

Ин кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Молитва первая преподобной Евфросиние Полоцкой

Молитва вторая преподобной Евфросиние Полоцкой

Молитва вторая
О преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам. Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

Ефросинья полоцкая молитвы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

П одража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

Ин тропарь, глас 4:

Б ога́тство свое́ ни́щим расточи́вши/ и сла́ву кня́жескую ни во что же вмени́вши,/ обру́чника вре́меннаго, кра́сная де́во, возгнуша́лася еси́/ и, уневе́стившися Жениху́ Христу́,/ Тому́, я́коже ве́но, чистоту́ душе́вную и теле́сную принесла́ еси́, Евфроси́ние./ Ему́же ны́не в весе́лии предстоя́,// помина́й нас, чту́щих па́мять твою́.

И збра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.

Ин кондак, глас 8:

Ч и́стое свое́ де́вство и честно́е/ ми́лостынею, я́ко свети́льник еле́ем, украси́вшую/ и с му́дрыми де́вами в пресве́тлый черто́г Христо́в вше́дшую,/ Евфроси́нию сла́вную ублажи́м/ и, припа́дше к честны́м ея́ моще́м, наслади́мся ея́ благоуха́ния/ и уми́льне к ней возопие́м:/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу// моли́ изба́витися злово́ния страсте́й и спасти́ся душа́м на́шим.

Ин кондак, глас 4:

П ревита́вши от земли́ По́лотския,/ оте́чество свое́, я́ко Авраа́м, насле́довавши, Евфроси́ние,/ зе́млю высо́ку сообра́зну — Го́рний Сио́н,/ те́мже те́ло твое́ душе́вным благому́жествием, страда́нием по́стным/ я́ко же́ртву приноси́ла еси́// милосе́рдием Свои́м, Да́вшему Себе́ за челове́ки Же́ртву благоприя́тну.

Ефросинья полоцкая молитвы

23 мая (5 июня) ― день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Нетленные мощи святой (а она отошла ко Господу в 1173 году) ныне почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Свято-Евфросиниевского женского монастыря, возрождение которого началось в 1990 году. Почитая Преподобную как главную покровительницу обители и всей Белой Руси, насельницы монастыря бережно сохраняют многочисленные свидетельства ее помощи нашим современникам. Вот лишь некоторые из них.

Бесценное сокровище веры

Многие паломники Спасской обители, а также благочестивые прихожане (жители г. Полоцка и его окрестностей), желающие потрудиться во славу Божию, по благословению настоятельницы, помогают сестрам на различных хозяйственных работах. В августе 2004 года сестре Иулии, которая в то время несла послушание на кухне, помогала чистить картошку одна раба Божия (имя ее, к сожалению, Иулия не запомнила). Но в памяти Иулии хорошо сохранился рассказ этой женщины, удостоившейся чудесного исцеления по молитвам преподобной Евфросинии.

Около полугода женщина страдала от внезапно открывшегося маточного кровотечения. Врачи сказали, что для того, чтобы остановить его, необходима операция. Но эта раба Божия даже не могла лечь в больницу, так как имела немощного отца и детей, которых не на кого было оставить.

Человек малодушный в таком положении, наверное, сразу бы впал в отчаяние. Но у этой женщины было одно бесценное сокровище ― вера. Кроме того, она очень почитала преподобную Евфросинию Полоцкую. И вот однажды болящая пришла в Спасский монастырь и, так как по причине своего недуга не могла войти в храм, стала на дорожке у стены его, с той стороны, где находятся мощи преподобной Евфросинии, и начала просить об исцелении, надеясь на чудо. Как долго молилась она, с какими словами обращалась к Преподобной, останется тайной ее души. А чудо совершилось вскоре. Кровотечение, длившееся почти полгода, уже на следующий день вдруг прекратилось. Произошло это без всякого внешнего вмешательства, сразу после того, как болящая со смирением и верой помолилась у храма святой Полоцкой княжны.

Читайте так же:  Утренние молитвы оптиной пустыни

Послушница Иулия, услышав этот рассказ исцелившейся и благодарной женщины, умилилась сердцем: какие же чудеса творит Господь по нашей вере! Как быстро слышит наши молитвы преподобная Евфросиния!

Рассказ составлен на основании свидетельства послушницы Иулии, насельницы Спасо-Евфросиниевскрго монастыря. Январь 2005 г.

Небесная покровительница Спасской обители

«Я, Ратникова Алла Владимировна, с 1968 года являюсь прихожанкой Спасского храма, а с 1990 года ― со времени открытия Спасо-Евфросиниевской обители ― каждое воскресенье посещаю монастырские богослужения.

Однажды осенью 2000 года мне приснился сон, о котором я хотела бы рассказать: пусть все, боримые страстями и находящиеся в разнообразных искушениях, знают о том, как быстро слышат святые наши молитвы и какое непосредственное участие принимают они в деле нашего спасения.

Как-то прилегла я вечером после работы отдохнуть, заснула, и вот: отчетливо вижу себя в Кресто-Воздвиженском соборе, на том самом месте, где обычно стою во время богослужения. Вдруг из алтаря появляется незнакомая монахиня и направляется по воздуху навстречу мне. Лицо ее я не могу рассмотреть: все очертания очень размыты. Когда стопы монахини оказались примерно на уровне моей груди, и я смогла хорошо разглядеть ее полупальто из черного сукна, она сказала мне: «Собирайся и иди в монастырь! Матушка В. хочет покинуть обитель. Ты еще можешь ее остановить. У сестры В. сейчас очень большие искушения, да и дети ее причиняют ей немалые скорби. Но она не должна уходить из монастыря». Я ясно слышала голос этой дивной монахини и видела ее одежду.

Когда я проснулась, было три часа ночи. Сердце учащенно билось. Я предположила, что виденный мною сон мог предвозвещать скорую смерть нашего дедушки (с нами жил отец моего мужа, который тяжело болел и мог умереть в любое время). Встревоженная, я подошла к дедушке и увидела, что он спал, дыхание его было ровным. Тогда я стала размышлять дальше. Таинственная монахиня говорила о матушке В. Вспоминая знакомых мне сестер Полоцкой обители, я подумала об инокине В., которая несла послушание в иконной лавке. Однако, по моим представлениям, детей у нее быть не могло, так как она пришла в монастырь совсем молодой. Никого больше из матушек по имени В. в тот момент я вспомнить не смогла и в итоге решила, что моему сну не следует придавать никакого значения. Я только подумала, что когда пойду в монастырь к воскресной обедне, то, на всякий случай, спрошу у кого-нибудь о сестре В. Однако к воскресенью я обо всем забыла.

На следующей неделе, в ночь со вторника на среду, мне снова приснился сон, подобный уже виденному ранее: вновь я нахожусь в Кресто-Воздвиженском соборе, и ко мне опять приближается та же дивная монахиня. Она идет по воздуху; вот я вижу ее проходящей между мной и отцом Михаилом (он неподалеку исповедует прихожан), затем слышу ее голос: «Немедленно встань и иди в монастырь! Ты еще можешь удержать матушку В., а иначе будет поздно. Пусть читает Евангелие. ».

Разбуженная среди ночи повелительным голосом таинственной монахини, я стала думать, что же мне делать. Идти ночью в монастырь? Но кого будить? Точно, подумают, что я не в своем уме! И я решила оставить это дело до утра, а утром, часов в семь, по дороге на работу зайти в монастырь и все рассказать.

Кстати сказать, с матушкой В. мы познакомились в монастыре в 2000 году, незадолго до ее поездки в Иерусалим (в то время она еще несла послушание цветочницы). Поскольку я уже бывала в Иерусалиме несколькими месяцами ранее, она просила меня рассказать ей о Святой Земле, а также обо всех подробностях моей паломнической поездки. И вот удивительно! Несмотря на то, что все это было совсем недавно, я о матушке В. вдруг забыла. И мне не пришло в голову, что именно об этой В. говорила мне незнакомая монахиня во сне».

Рассказанное Аллой Владимировной вызвало у инокини В. одновременно чувства благоговейного трепета и страха. Она поняла, что сама Преподобная матерински печется о ее душе. Вскоре мысли об уходе из обители оставили матушку, и по сей день она живет и трудится в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Алла Владимировна Ратникова, жительница г. Новополоцка.

«Зачем я сюда приехала?»

В один из апрельских дней 2004 года в Спасо-Евфросиниевский монастырь приехали паломники из Могилевской области. Когда они вошли в Спасский храм, то одна из женщин, находившихся в этой группе, начала страшно кричать и браниться. При приближении к святым мощам женщина кричала еще громче, из уст ее вырывались скверные слова. Раба Божия Зинаида, дежурившая у мощей преподобной Евфросинии, желая помочь болящей, подошла к ней и стала ее увещевать повторять со смирением: «Преподобная Евфросиния, исцели меня!». На некоторое время несчастная женщина успокоилась, а когда Зинаида отошла к свечному ящику, бесноватая вновь стала истошно кричать. Склонившись под ракой с мощами, она вопила: «Зачем я сюда приехала?». Зинаида еще несколько раз подходила к болящей и сама просила Преподобную о ее исцелении. Время от времени из-под раки были слышны слова, произносимые надрывным голосом: «Не исцеляй!».

Но вскоре бесновавшаяся женщина притихла, успокоилась и смогла проползти под мощами. Нечистый дух оставил ее. Поведение прежде одержимой стало совсем другим: в полном молчании некоторое время она стояла у раки, затем, приблизившись к своим спутникам, о чем-то тихо разговаривала с ними, а перед выходом из храма женщина уже сама, с благодарностью, подошла и приложилась к святыне.

Составлено на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Несостоявшаяся операция

«Хочу описать случай исцеления, происшедший со мною, по милости Божией, у мощей преподобной матери нашей Евфросинии.

В январе 2002 года врачи женской консультации при обследовании обнаружили у меня кистозное образование размером 34×29 мм. К медицинской помощи я не прибегала, и через полгода образование увеличилось (это показали результаты УЗИ). Мне была предложена операция, так как размеры образования стали значительными (49x40x50 мм). Через неделю, пройдя еще одно обследование, я получила подтверждение необходимости хирургического вмешательства.

Накануне предстоящей операции в надежде на помощь преподобной Евфросинии я поехала в Спасо-Евфросиниевский монастырь и провела там два дня (субботу и воскресенье), в течение которых поисповедовалась и сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн. Трижды с молитвенной просьбой о сохранении мне жизни и здоровья прикладывалась я к святым мощам угодницы Божией.

Читайте так же:  Молитва православная за внуков

Уже на следующий день, сразу же по приезде домой, меня госпитализировали в онкологический диспансер. Несмотря на неизвестность того, что могло произойти со мной вскоре, в душе я ощущала мир и спокойствие: чувствовалось, что Господь рядом. Помню, что мысленно я все время призывала в помощь преподобную Евфросинию.

Перед тем как назначить окончательно день операции, врачи решили обследовать меня еще раз, и что же. они не увидели никаких следов прежде обнаруженного образования: оно исчезло. А по прошествии трех недель я получила устный ответ о результатах гистологического обследования: «Абсолютно здорова». Тогда же мне были выданы две выписки с результатами УЗИ, которые свидетельствовали о моем исцелении.

По правде говоря, я особенно в чудеса не верила и никогда не думала, что в моей жизни может произойти подобное чудо. Но объяснить вышеописанное могу только действием силы Божией, все иные объяснения оказываются несостоятельными. «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Валентина Романовна Приходченко, врач стоматологической поликлиники N г. Витебска. Ноябрь 2004 г.

Нет благословения на брак

Однажды в Спасский храм вошли мужчина и женщина. Они поставили свечи и сразу же подошли к раке со святыми мощами преподобной Евфросинии. Казалось, что в их жизни должно было произойти какое-то событие, в преддверии которого они хотели помолиться святой угоднице и испросить благословение Божие. Женщина, трижды перекрестившись, поцеловала святые мощи, а мужчина, после того как дотронулся рукой до края раки, внезапно отпрянул в сторону. Это было так неожиданно, что привело его в крайнее смущение. И мужчина, и женщина были очень огорчены необъяснимым для них происшествием. Было видно, что они о чем-то разговаривали между собой, а затем женщина стала уговаривать своего спутника хотя бы проползти под мощами. Мужчина наклонился и полез под мощи, но вскоре выскочил из-под раки, задыхаясь, и сразу же выбежал из церкви. Следом за ним вышла и женщина.

Спустя некоторое время эта пара вновь вернулась в храм. Монахиня Агриппина и раба Божия Зинаида, дежурившие у мощей, стали расспрашивать их о том, откуда они приехали и что привело их к Преподобной. Оказалось, что женщина была полочанкой, а мужчина ― жителем Москвы. К Преподобной они пришли просить благословение на брак. На вид, женщина была намного старше мужчины, так что, казалось, он годился ей в сыновья. У женщины этой были свои, уже взрослые, дети, у мужчины также ― жена и маленький ребенок. Монахиня Агриппина и Зинаида объяснили «влюбленным» значение происшедшего с ними у святых мощей. Матушки сказали, что преподобная Евфросиния дала им прямой ответ: она не благословляет такой брак.

Рассказ составлен на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Чудом возвращенный к жизни

В августе 2002 года Дмитрий Юнак ехал на своем мотоцикле в гости к другу. В какой-то момент он не справился с управлением, и мотоцикл, сойдя на обочину, с силой ударился в дерево. Дмитрий получил серьезную травму черепа.

Когда пострадавшего в бессознательном состоянии привезли в хирургическое отделение городской больницы, врачи обнаружили у него пролом черепа в лобной части размером со спичечный коробок. Узнав, что случилось с Дмитрием, его мать и брат Андрей поспешили в больницу. Они, конечно же, были потрясены происшедшим и, увидев врача, прежде всего обратились к нему с вопросом: «Будет ли жить Дмитрий?» Хирург сказал, что в подобных случаях выживают редко, но медицинский персонал сделает все, что в его силах.

Более двух часов длилась операция, после которой врачи признали состояние Дмитрия безнадежным. Родственникам больного было сказано, что «он не жилец: ведь не может жить человек с дыркой в черепе». Убитые горем, Андрей с матерью плакали, глядя, как Дмитрия везут из операционной в реанимацию. В это время на консультацию к хирургу приехала монастырская сестра Иоанна с одной из матушек. Увидев Андрея и его мать плачущими, Иоанна подошла к ним и спросила, что произошло. Андрей поведал ей о случившемся. И тогда Иоанна сказала: «Что же вы здесь стоите? Немедленно идите в монастырь к преподобной Евфросинии и просите у нее помощи». Какое-то время Андрей с матерью колебались, но вскоре, обретя в словах послушницы спасительную надежду, последовали ее совету и поехали в монастырь.

В тот день в Спасском храме у святых мощей дежурила матушка Евдокия. Узнав о случившемся с юным Дмитрием, она стала говорить Андрею и его матери, что не нужно терять веру: Богу все возможно. Матушка рассказала им несколько случаев исцелений, совершившихся по молитвам Преподобной, свидетельницей которых была она сама. Поверив, что и их несчастью Господь может помочь, родственники Дмитрия долго молились у мощей преподобной Евфросинии, затем заказали молебен о здравии тяжелоболящего.

Целую неделю после операции Дмитрий находился в реанимации и жил подключенным к аппарату искусственной вентиляции легких. И вот, по истечении недели, ему стало лучше, чего никак не ожидали врачи. Спустя некоторое время сестра Иоанна, увидев Андрея Юнака в монастыре, спросила его о состоянии здоровья Дмитрия. Андрей с благодарностью в глазах ответил, что брат идет на поправку.

В настоящее время Дмитрий Юнак, чудом возвращенный к жизни по молитвам преподобной Евфросинии, живет в Полоцке со своими родными и трудится во славу Божию по мере своих сил.

Рассказ составлен на основании свидетельства Андрея Владимировича Юнака, жителя г. Полоцка. Январь 2005 г.

По книге: Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полоцкая. Житие, чудеса, служба с акафистом.― Минск: Православное братство в честь Святого Архистратига Михаила, 2006.

Преподобная Ефросиния Полоцкая

Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представит себе духовную жизнь и культуру, Беларуси, Православную Церковь Княжна, игуменья, выдающаяся просветительница, про которую «Житие Евфросинии Полоцкой» говорит, что она небопарный орел, попаривши от Запада и до Востока, яко луна солнечная, просветивши всю землю Полоцкую». Евфросиния оставила о себе глубокую память в душе народа.

Славной подвижнице, одной из образованнейших людей того времени, довелось жить в величайшую эпоху домонгольской Руси XII века.Полоцк того времени с его храмами и монастырями, с епископской кафедрой, был крупным центром образования и книжного дела.

Именно здесь около 1101 г. родилась Предслава, получившая в дальнейшем имя Евфросинии Полоцкой. Она была дочерью полоцкого князя Георгия, внучкой Владимира Мономаха. С детства Предслава приобрела любовь к книге. Грамоте ее обучали монахи. «Житие» сообщает о ее больших способностях и стремлению к знаниям. К тому же, в княжеском доме была большая библиотека, где преобладали книги религиозного характера, но была и светская литература.
В двенадцать лет родители решили выдать ее замуж. Но Предслава выбрала себе другой путь. Узнав о намерении отца, она сказала себе «Если выйду замуж, то от печали этого мира нельзя будет избавиться».

Читайте так же:  Молитва от пьянства мужа сильная Матроне

Тайно от отца и матери Предслава приходит в монастырь и принимает постриг. Каким именем наречь Предславу при постриге, сомнений не было. Только Евфросинией, что означает «радость», в честь Евфросинии Александрийской. Князь Георгий делал не одну попытку вернуть дочь к мирской жизни, плакал по ней, как по умирающей, но слезы родного батюшки не поколебали ее. Как повествует «Житие», она оставалась в монастыре в послушании к игуменьи и сестрам, превосходя их всех в посте и молитве, и бдениях ночных, собирая мысли благие свои в сердце своем, как пчела мед».Прожив несколько лет в монастыре, Евфросиния поселилась в Софийском соборе, где, как пишется в «Житии», «начала книги писать своими руками». Она писала собственные поучения, молитвы, переводила произведения с греческого языка. Евфросиния учила людей любить друг друга, иметь доброе сердце, не допускать зависть, раздоры, ненависть и злые страсти. Ее письму свойственна образность, литературный талант. Большой размах распространению письменности она придала, основав в Полоцке женский, а затем и мужской монастыри, где существовали скриптории. Почитатель всего прекрасного, Евфросиния стала первой в Полоцком княжестве меценаткой.

С именем Евфросинии Полоцкой связано и появление на Руси привезенного по ее просьбе из Византии образа Богородицы Эфесской. По мнению специалистов, этот образ является самым ранним произведением иконографического типа Одигитрии на восточнославянских землях.

Евфросиния Полоцкая вошла в историю и как заказчица шедевра древнерусского искусства — креста Лазаря Богши, созданного полоцким мастером в 1161 году. Более ранних аналогов такого креста на Руси нет, а поздние в той или иной степени повторяли полоцкую святыню. При его изготовлении использовались редкие материалы: драгоценные камни, золото, серебро, эмали, основа креста была сделана из кипариса. Крест одновременно был памятником древнерусской письменности. На нем, кроме надписи, свидетельствующей о том, кто его сделал, выбит большой текст с рядом интересных сведений. К сожалению, крест, созданный рукой Лазаря Богши, при стечении ряда обстоятельств, пропал.

Уже в наши дни во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси в 1992 году было решено воссоздать крест. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Беларуси Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом была освящена копия креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

Всю жизнь не покидала Евфросинию мысль наведать святые христианские места. В 1163 году она оставляет Полоцк и отправляется в путь. Прибыв в Константинополь, посещает храм Святой Софии, о котором столь много рассказывалось на Руси, благословляется у патриарха. Везде ее встречали, как дорогую гостью. В конце апреля 1167 года она достигла иерусалимских городских ворот. Но недолгим было ее пребывание на Святой земле. В скором времени она заболела и в мае 1167 года перешла в мир иной. Так закончился земной путь великой подвижницы и просветительницы, Преподобной Евфросинии Полоцкой. Похоронили ее в Феодосийском монастыре Святой Богородицы в Иерусалиме.

В 1187 году, когда Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах – ад – Дином, русские монахи, покидая Палестину, вывезли и мощи Евфросинии. Они были доставлены в Киево – Печерскую лавру. В 1901 году останки Евфросинии были переправлены в Полоцк в основанный ею Спасо – Евфросиниевский монастырь.

Евфросиния Полоцкая была первой женщиной, канонизированной Русской Православной Церковью, и произошло это еще в 1547 году. А в 1984 году она была причислена к Собору белорусских Святых. День смерти Евфросинии стал в Беларуси Днем святой Евфросинии Полоцкой. Впервые он стал отмечаться в 1994 году.

Силой своего духа, своей просветительской деятельностью она возвысила не только свою родину – Полоцк, но всю Беларусь и Православную Церковь.

Молитва преподобной Евфросинии Полоцкой

О преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, Отечеству, обители твоей и всей стране Российстей помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая.

Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преуспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подаждь нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением я помощию возможем безбедно пройти истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Его же и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Ефросинья полоцкая молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here