Содержание
Часослов для чтения мирянам.
Часослов — богослужебная книга, излагающая состав и порядок общественного богослужения; содержит тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических), — то есть для всех служб ежедневного богослужения (утрени, полунощницы, часов с междочасием, изобразительных, вечерни и повечерия). Предназначается для чтецов и певцов. Включает также чины и молитвы, присоединяемые к шести службам дневного круга: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущим.
Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно.
Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит.
В этом разделе опубликованы тексты последований Часослова адаптированные для келейного (домашнего) чтения.
Особо здесь следует выделить последования Полуношницы и Повечерия малого, которые раньше благочестивыми христианами употреблялись вместо утренних и вечерних молитв, а так же Чин обедницы, который в современной практике православные христиане употребляют в случаях когда нет возможности присутствовать на Божественной Литургии в праздники и Воскресные дни.
Альтернатива молитвослову: часослов
Опыт использования часослова в личной молитве мирянина.
Братья Лимбурги. XV век. Иллюстрация к “Великолепному часослову герцога Беррийского”. Весенние месяцы
Статья Владимира Берхина “Молитвослов и его мальчик” поставила под сомнение доброкачественность того опыта, который мы можем получить при использовании молитвослова. Возможно, это личные особенности восприятия, но Владимир в них не одинок. Есть ли альтернативы молитве по молитвослову в рамках православного предания, уже существующего опыта Церкви?
Первая приходящая в голову альтернатива — это использование в личной молитве вместо молитвослова богослужений суточного круга — Утрени, вечерни, часов, полунощницы, повечерия… Александр Королев рассказывает о своем опыте использования этих богослужений.
Что дает вам служба часов в течение дня? отличается ли (и как отличается) день, когда вы служите часы, от дней, когда нет?
Я не могу сказать, что такой день как-то принципиально отличается от тех дней, когда я не служу часы. Для меня это возможность разнообразить свое молитвенное правило, а значит, его оживить, противодействовать механистичности и формализму, которые неизбежно появляются при чтении одних и тех же текстов. Также важно приобщение православной традиции, потому что, как я уже говорил, современный православный человек очень мало приобщен оной. Храмовое богослужение в том виде, в каком оно сейчас существует в храме, надежно защищает верующих от православной традиции.
Если взять темы молитв, которые звучат в текстах молитвослова, и темы, которые звучат в службах суточного круга, — совпадают ли они тематически? Если нет, в чем вы видите разницу?
Я не могу выделить какие-то отдельные молитвы, как любимые. Могу только вслед за о. Александром Шмеманом сказать, что псалмы мне кажутся более живыми молитвами, чем многие молитвы византийского периода, отягощенные тяжеловесной византийской риторикой. Конечно, все это важно служить на русском языке, потому что псалмы на церкословянском — очень часто маловразумительное чтение. Например «уподобиться неясыти пустыней и бых яко нощный вран на нырище» – одни из моих самых любых строчек псалма, входящего в состав великого повечерия. Попробуйте перевести без Гугла).
В целом могу всем пожелать открыть для себя часослов, открыть для себя богослужебное богатство Православной церкви. Не важно, на каком языке, главное, чтобы для вас было близко и понятно. Парадоксальным образом службы часослова стали принадлежности только храмовой молитвы. Хотя изначально часослов — это мирянская книга, потому что монахи были мирянами, часослов был написан для мирянских богослужений, для келейной молитвы. Поэтому служить утреню, вечерню, часы и пр. дома — это не какое-то новшество, а возвращение к сути православной традиции.
Смотрите также:
Псалтирь на русском языке. Качественный современный перевод, который можно рекомендовать для использования тем, кому Синодальный перевод кажется малопонятным. Богослужебный сборник, перевод сщмч. Феофана (Адаменко). Православный богослужебный сборник на русском языке под редакцией сщмч. Феофана (Адаменко) содержит тексты общественного богослужения (Литургии, Всенощного бдения, суточного круга, изменяемых частей), а также утренние и вечерние молитвы, последование ко святому Причастию, молитвы из Требника. Богослужебные переводы о. Феофана получили официальное одобрение митрополита Сергия (Страгородского). Часослов для мирян на русском языке в переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота). 2-ю часть книги составляет приложение к часослову. В состав часослова входят:— полунощницы
— утреня
— 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы
— междочасия
— изобразительные
— вечерня
— малое повечерие
— великое повечерие
— чин о панагии
— молитвы трапезы
В приложение входят: тропари и кондаки, богородичны, троичны, светильны, эксапостиларии, библейские песни (песни Священного Писания).
« Личное молитвенное правило: история и современная практика» — лекция Марии Верховской.
Когда человек приходит в Церковь и спрашивает, как ему молиться, чаще всего ему предлагают молитвослов, а в нем — так называемое утреннее и вечернее правило. Но ведь молитвослов, каким мы его знаем, появился два-три века назад. Как же молились на Руси до появления молитвенного правила, которое мы знаем по молитвословам? Какие другие варианты личной молитвы были в церковной практике? И — если начинать с основ — что говорит о личной молитве Писание и пастырское богословие?
Как и когда должен молиться православный христианин, что такое личное молитвенное правило, какова история происхождения утренних и вечерних молитв и многие другие вопросы.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Преподаватель английского языка, член Преображенского братства, студент СФИ.
Домашняя молитва для мирян
В настоящее время в Русской Православной Церкви принято использовать для домашнего молитвенного правила мирян молитвы, пришедшие из монастырского богослужения. Они специфически монашеские, поэтому не всегда с готовностью читаются не-монахами.
Возможна ли альтернатива для немногих мирян, желающих читать молитвы, не сфокусированные на сугубо монашеском видении мира? Несомненно.
Ведь что такое домашняя молитва? Это семейное богослужение. Следовательно, оно должно включать в себя те же основные элементы, что и общая молитва в храме: начало, конец, псалмы, молитвы, прошения и даже чтение Священного Писания. Должна напоминать о самом главном – о заповедях Божиих.
Начало
Тропари
Псалом
Заповеди Ветхого и Нового Заветов
Писание
Гимн Богородице
Молитва и прошения
Отпуст
По этому принципу игумен Силуан (Туманов) предлагает молитвенное правило для мирян.
УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ для мирян
Начало:
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утéшитель, Дух истины, везде пребывающий и Собою всё наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отец наш Небесный!
Да святится Имя Твоё.
Да наступит Царствие Твоё.
Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе.
Хлеб наш насущный дай нам сегодня;
и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не дай нам впасть во искушение,
но избавь нас от лукавого.
По желанию тропари и молитва ко Пресвятой Троице:
Восстав от сна, Тебе с молитвой поклоняюсь и ангельскую песнь воспеваю, о Всесильный: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог наш! По молитвам Богородицы помилуй нас!»
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. С посте́ли и от сна поднял Ты меня, Господи, ум мой просвети и сердце, и открой мои уста для пения Тебе: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог наш! По молитвам Богородицы помилуй нас!»
И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Внезапно Судия придёт и обнажатся дела каждого пред всеми. И с трепетом взываю в это утро: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог наш! По молитвам Богородицы помилуй нас!»
От сна восстав, благодарю Тебя, Святая Троица, ибо ради великой Твоей любви и терпения не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не погубил меня со злыми делами моими; но проявил ко мне обычное Твоё человеколюбие, и без надежды лежащего утром поднял меня на молитву, чтобы я воспевал любовь и милосердие Твоё. И ныне просвети мои помыслы, воздвигни мой ум поучаться всем словам Твоим, постигать заповеди Твои, и творить волю Твою, и воспевать от сердца всесвятое имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Псалом 90:
Живущий помощью Вышнего под кровом Бога Небесного находит покой.
Скажет Господу: «Защитник Ты мой, прибежище моё, Бог мой! На Тебя уповаю!», ибо спасёт Он тебя от сети ловцов, от злых слов и болезни, смерть приносящей. Крылами своими укроет тебя, под ними в безопасности будешь, щитом и оружием твоим будет верность Ему. Не убоишься страха ночного, стрелы, летящей днём, беды, во тьме приходящей, недуга и беса полуденного. Падёт возле тебя тысяча, и тысячи вокруг тебя, к тебе не прикоснутся. Посмотришь на это очами своими и возмездие нечестивым увидишь. Сказал ты: «Господь упование моё», Всевышнего избрал в защитники себе, потому не случится с тобой беды, и болезнь не приблизится к дому твоему, потому и ангелам прикажет сохранить тебя на всех путях твоих. На руках понесут они тебя, да не споткнётся о камень нога твоя. На кобру и скорпиона наступишь, и одолеешь льва и змея. [Скажет Бог:] «Он Меня возлюбил, и Я помогу ему! Укреплю его, ибо познал он имя Моё. Воззовёт ко Мне, и отвечу ему, с ним Я в скорби, спасу и прославлю его. Долголетием одарю его и дам увидеть ему спасение Моё».
ЗАПОВЕДИ ДЕСЯТОСЛОВИЯ
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоей и всеми силами твоими. И да будут слова эти в сердце твоем, и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая:
Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов.
Не сотвори себе кумиров. Не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его.
Почитай отца своего и мать.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай владеть домом ближнего твоего и ничем, что есть у него.
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
ЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ
Песнь Пресвятой Богородице
Богородица Дева, радуйся; благодатная Мария, Господь с Тобою! благословенна Ты среди жен, и благословен Плод чрева Твоего, ибо родила Спасителя душ наших.
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святой угодник Божий (или: святая угодница Божия) (имя), ибо я усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику (или: скорой помощнице и молитвеннице) о душе моей.
Молитва о живых
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), родственников (имена), начальников, наставников, учителей, благодетелей, помощников, врагов и друзей (имена их) и всех православных христиан.
Об усопших
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: (родителей моих (имена), родственников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольные и невольные, и даруй им Царство Небесное.
МОЛИТВА УТРЕННЯЯ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Прошения о насущном своими словами
Песнь Пресвятой Богородице
Достойно петь Тебя и истинно прославить, Богородицу, Вечноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую херувимов и славой большею без сравнения серафимов, непорочно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.
Завершающая молитва (Отпу́ст)
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси меня, грешного.
ВЕЧЕРНИЕ МОЛИТВЫ для мирян
Начало:
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утéшитель, Дух истины, везде пребывающий и Собою всё наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отец наш Небесный!
Да святится Имя Твоё.
Да наступит Царствие Твоё.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе.
Хлеб наш насущный дай нам сегодня;
и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не дай нам впасть во искушение,
но избавь нас от лукавого.
Тропари покаянные
Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Всякого ответа недостойные, молитву, грешные, Тебе приносим, нашему Владыке: «Помилуй нас!»
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Господи, помилуй нас: на Тебя мы уповаем, не прогневайся на нас совсем и не вспомни беззаконий наших, но не оставь нас Своим милосердием и избавь нас от врагов наших. Ибо Ты – Бог наш, а мы – люди Твои; все мы – создание рук Твоих и имя Твоё призываем.
И ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, да, надеясь на Тебя, не погибнем, но молитвами Твоими избавимся от бед, ибо Ты – спасение рода христианского.
Псалом 50
ЗАПОВЕДИ ДЕСЯТОСЛОВИЯ
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоей и всеми силами твоими. И да будут слова эти в сердце твоем, и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая:
Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов.
Не сотвори себе кумиров. Не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его.
Почитай отца своего и мать.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай владеть домом ближнего твоего и ничем, что есть у него.
ЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ
Молитва святого Макария Великого
Боже вечный и Царю всего созда́нного,
сподобивший меня достичь ча́са вечернего.
Прости мне грехи, что совершил сегодня
делом, словом и всеми моими помыслами,
и очисти, Господи, смире́нную мою душу
от всякой скверны плоти и духа.
И дай мне, Господи, сон мирный в эту ночь,
да поднявшись с постели моей,
прославлю Пресвятое Имя Твоё делами моими,
поступая по воле Твоей
во все дни моей жизни,
нападающих на меня врагов плотских и бесплотных побеждая.
Избавь меня, Господи, от помыслов суетных,
оскверняющих меня, и пожеланий порочных.
Ибо (весь мир) – Твоё царство,
(в нём) Твоя сила и слава:
Отца и Сына и Святого Духа,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Прошения о насущном своими словами
Песнь Пресвятой Богородице
Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, ибо призрел Он на смирение Рабы Своей: отныне блаженной назовут Меня все роды; ибо сотворил Мне великое Сильный; и свято имя Его; и милость Его из рода в род к боящимся Его. Явил Он силу руки Своей; рассеял надменных в помыслах сердец их; низложил сильных с престолов, и вознёс малых; алчущих насытил благами, и богатых отослал ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, помня о милости Своей, как обещал отцам нашим, Аврааму и потомству его навеки.
Достойно петь Тебя и истинно прославить, Богородицу, Вечноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честью высшую херувимов и славой большею без сравнения серафимов, непорочно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.
Огради меня, Господи, силой чтимого и Жизнь подающего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.
Молитва святого Иоанникия:
Упование моё Отец, прибежище моё Сын, покров мой Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе!
Завершающая молитва (Отпу́ст)
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (Трижды). Благослови.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси меня, грешного.
Эти молитвы и другие молитвы и сборники вы можете скачать в разделе «На русском языке» нашей медиатеки.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово.
День с Часословом
Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.
Фото: Православие.Ru |
Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова.
Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.
В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.
Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это – костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.
Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10–15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба – малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте – в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.
Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.
В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», – и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!
Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.
Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.
Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.
Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.
Домашняя молитва с детьми: инструкция по выживанию. Часть 1
Материнские заметки
С древних времен и до наших дней учителя и пастыри Церкви говорили и продолжают говорить о том, насколько важна общая семейная молитва. Собственно, семья как домашняя Церковь складывается из немногих моментов, и среди них – общая молитва, по сути – общее богослужение, служение Богу. Протоиерей и профессор Глеб Каледа так говорил об этом:
«Семья как домашняя Церковь должна иметь совместную молитву… По мере возрастания дети приобщаются к родительской молитве, возникает общесемейное молитвенное правило, которое не исключает индивидуальных молитвенных правил у каждого члена семьи. В условиях современной жизни семье удобнее всего собираться на общую молитву один раз в сутки, вечером» [1] .
Как найти время для молитвы, когда дети не успевают даже уроки сделать на завтра?
То, что это дело важное и нужное, наверное, понятно каждому, кто пытается построить свою семью как семью христианскую. При этом есть люди, у которых все это дело легко, просто и естественно встроено в жизнь – встроено с самого начала жизни семьи, встроено еще до начала этой жизни. Но многим из нас встать всем вместе на молитву, делать это каждый день оказывается совсем не просто. Как найти время для молитвы, когда дети не успевают даже уроки сделать на завтра? Как молиться со всеми детьми, когда они разных возрастов, разной способности простоять на месте хотя бы полторы минуты, разной готовности осмысленно произнести просто «Господи, помилуй»? В каждой семье эти проблемы решаются по-своему, и решений здесь будет фактически столько же, сколько и семей. Мне кажется, важно даже не то, как именно будет устроена общая домашняя молитва, а то, чтобы она вообще появилась в жизни каждого дома.
Как найти время для общей молитвы?
Когда речь идет о семье, где родители работают почти круглосуточно, где дети учатся в школах с многоэтажными домашними заданиями, занимаются хоть какими-то дополнительными занятиями и приходят домой ближе к девяти вечера, где домашние дела – это бесконечные уборки, готовки и прочий быт, то найти время для молитвы кажется почти невозможным. Но здесь вопрос только один: мы действительно считаем общую молитву делом важным, или это только абстрактные слова? Если правда важно – время найдется.
24 часа, положенные нам на каждый день, мы как-то на что-то распределяем. Сначала делаем важные и неотложные дела, а то, что считаем не настолько важным, – по остаточному принципу. При этом, если есть какие-то проблемы со здоровьем или есть желание, чтобы этих проблем не возникло, стараемся находить возможность еще и отдыхать. Тайм-менеджмент и все такое умное трогать не будем. Но есть вполне понятная вещь: то, что мы поставили в список «желательного», но не «обязательного» скорее всего, сделано не будет. Или будет делаться нерегулярно. Поэтому дело за малым: если мы хотим, чтобы в жизни нашей семьи появилась ежедневная общая молитва, нужно просто поставить ее во главу угла, на место дел обязательных. А все остальные дела в нашем списке поставить уже после нее.
Чаще всего в православных семьях реальное общее правило – вечернее. Например, каждый вечер, после ужина и уборки со стола, мы все встаем на общую молитву. Если при этом у кого-то есть срочная работа, или в доме есть что-то вопиюще неубранное, или нужно успеть приготовить что-то назавтра – мы НЕ занимаемся этими срочными делами. Мы просто встаем на молитву. Может быть, эти срочные дела можно будет сделать после правила. Может быть, обнаруженное срочное дело будет отложено на завтра. Но принцип прост: встать на молитву – это на первом месте. Исключения, конечно, могут быть – но если исключения бывают через каждые пару дней, то это уже не исключения, а правило.
Ежедневная молитва строит наш день, строит жизнь нашего дома
Уже упомянутый отец Глеб Каледа так говорил об этом: «Молитвенные циклы создают ритмику христианской жизни, а она перерастает в духовное развитие» [2] . Это о том, что ежедневная молитва строит наш день, строит жизнь нашего дома. И еще это о том, что привычка вставать каждый день на молитву – пусть просто привычка, пусть где-то формальность, но это шанс перевести «ритуал» на уровень «духовного развития».
И еще один момент. Иногда кажется, что мы и наши дети и так перегружены бесконечными работами и учебами – ну, куда еще нам молитвенные правила устраивать? Нам, многоработным и многодетным, «полагается» послабление. Но ведь все дело как раз в том, что общая молитва – не перегруз, не бремена неудобоносимые, а ровно наоборот.
Если наш день – бесконечные дела, изматывающие поездки и рутинный труд, то нам как раз совершенно необходимы остановки, перезагрузки. Необходимо слезать с наших американских горок и иногда лежать на травке, глядя в голубое небо. Модные психологи советуют современным дамам устраивать хотя бы десятиминутные медитации, хотя бы раз в день. Это даже не параиндуистские заморочки – а, скорее, на тему «отбрось все мысли о делах, подумай и великом и прекрасном». Это некий выход из суеты и круговерти ежедневных дел. Это из серии «давайте делать паузы в пути».
Найти время для молитвы – вопрос безопасности. И духовной, и психической
И что в таком случае может быть лучше молитвы?! Трудно вообразить. Это та самая пауза в пути, это перезагрузка, это «отложи житейское попечение» и при этом – «вспомни о том, ради Кого, во Имя Кого все это». Это обращение к Богу, это хотя бы попытка общения с нашим Помощником и Покровителем, с нашим Отцом. И это – «двое или трое собраны во Имя Мое» (Мф. 18, 20)…
Если наши дни, дни наших детей заряжены срочными и бесконечными делами, то ежедневная молитва – крайняя необходимость. Не только в плане духовной жизни. Найти время для молитвы – по-моему, вопрос безопасности. И духовной, и психической.
Полное или сокращенное правило?
Смежный вопрос: а сколько времени может занимать общая молитва? Тоже вопрос растяжимый. Во-первых, что значит «положенное полное правило»? Повечерие с каноном дня? Служба дня? Принятые в России «вечерние молитвы»? Кто-то ссылается на Древнюю Русь, кто-то на греков, чаще ориентируются на изданные молитвословы. Здесь многое зависит от меры каждого человека, и здесь много может помочь священник, который хорошо знает семью и у которого есть опыт общих молитв в его собственной семье.
Но в общем и целом есть такой момент: когда мы молимся всей семьей, это значит, что на молитву встают очень и очень разные люди. Взрослые, подростки, младшие школьники, дошкольники, младенцы – все собираются вместе. И странно было бы ожидать, что все эти присутствующие смогут молиться едиными усты и единым сердцем. Но ведь именно этого мы в конечном счете и хотели бы добиться?
Чтобы общая молитва могла состояться, чтобы стояние на молитве не стало слишком тяжелым испытанием для всех нас, стоит учитывать, что детям класса до четвертого не так просто заниматься монотонным делом долгое время. И этот момент – в пользу короткого правила. К тому же короткое правило, в отличие от длинного, будет гораздо легче вписать в расписание дня. Найти час на молитву трудно. А десять минут? Из 1440 минут, которые есть в сутках, уж десять-то можно посвятить общей молитве. Даже когда аврал, режим сбит, те самые срочные дела или все хотят спать – десять минут реально высвобождаются. Тогда как получасовое правило покажется трудным и, скорее всего, невыполнимым.
Так что каждый решает сам, в совете с мужем, женой, духовником. Но мне кажется, что общее правило должно быть обязательным, ежедневным и примерно десятиминутным. Плюс-минус. Все, что мы, родители, захотим почитать еще – почитаем сами отдельно. Если кто-то из наших детей захочет помолиться подольше, побольше – пусть молится сам или в других возможных комбинациях. У нас иногда кто-то из детей приходит «домаливаться» после общей молитвы к родителям. Но формат общесемейной молитвы, когда в доме много разных возрастов, когда младшие дети хотя бы в начальной школе, или когда подростки не протестуют против молитвы, но и не стремятся к ней – такой формат должен быть, по-моему, минимально-реальным.
Обстановка для молитвы
Мы можем обращаться к Богу в любом месте, в любой обстановке. Но православная, двухтысячелетняя традиция показывает особенную обстановку, которая помогает настроиться на молитву. В первую очередь это традиция молиться перед иконами. Как мы устроим домашний красный угол, поместим ли одну икону на стену, поставим на полку – это, конечно, не принципиально. Можно сказать такую вещь: когда икона очень маленькая, когда лики размером всего в один сантиметр, то сосредоточиться на иконе довольно трудно. Приобрести икону большого размера, где лики будут крупные, сегодня – никаких проблем. Не имея денег на покупку большого образа, можно из церковного календаря вырезать святое изображение и вставить в готовую рамку для фотографий.
Еще одна в буквальном смысле яркая церковная традиция – зажигать лампаду или свечу перед иконой. Кроме символического значения, этот обычай имеет еще очень важные практические функции. Когда мы встанем на молитву – выключим свет, и перед иконой будет гореть живой огонек. В темноте комнаты единственным светлым, ярким местом окажутся иконы. А значит, волей-неволей и мы, и наши дети будем, скорее всего, смотреть именно на лики Спасителя, Божией Матери. А значит, будет шанс, что хотя бы иногда во время общей молитвы мы будем… молиться. Или хотя бы мысли наши будут возвращаться куда-то в эту сторону. Впрочем, бывает, что нужно больше света, когда дети читают по молитвослову. Тогда каждый может держать в руке свечу или на время этого чтения выключать нижний свет. Но вообще, когда за ребенком надолго «закрепляется» та или иная молитва, довольно быстро текст выучивается наизусть, и свет уже не нужен.
А еще горящий огонь успокаивает. Тоже важная вещь: после суматохи дня, после миллиона дел, в преддверии еще одного миллиона дел несделанных огонек лампады помогает утишить свои чувства и мысли. Вокруг суета мегаполиса, бесконечная гонка и нервотрепки – и тут раз в день вечером мы собираемся все вместе, выключаем свет. И перед иконами горит лампада. Так не только гораздо легче молиться. Все это еще и буквально, наглядно, осязаемо выключает мiр, переводит время домашней молитвы в некую параллельную реальность. Собственно, это и есть выход в другое измерение – в область жизни духовной.
Впрочем, многим из нас зажигать свечи, зажигать живой огонь в квартире непривычно и иногда, может быть, даже страшно. И это понятно – пожары никто не отменял, техника безопасности должна соблюдаться. Здесь можно сказать, что самое опасное, наверное, – это тонкая церковная свеча, вставленная в небольшой подсвечник, на деревянной полке перед бумажной иконой. Тонкая свеча легко может упасть, согнуться, сама икона может упасть на огонь свечи. Здесь необходимо внимание и еще раз внимание.
Лампада – совсем другое дело. Это несравненно более безопасная вещь по самой своей сути. Да и огонек лампады такой крошечный, что скорее он сам не вовремя погаснет, чем окажется способен что бы то ни было зажечь.
Тем, кто уж очень боится и не привык иметь дело с лампадами, на помощь могут прийти современные технологии. Так называемые греющие свечки, да еще вставленные в специальные стеклянные или узорчатые металлические подсвечники, – наверное, самый безопасный на свете способ зажечь дома живой огонь. Такая греющая свечка, вставленная в красный стаканчик – это почти лампадка.
Что делать: заниматься уборкой или начать молитву?
Еще один вопрос «внешней обстановки» во время общей молитвы – уборка комнаты. Наверное, есть люди, у которых всегда и везде абсолютная чистота и порядок. Но чаще всего, когда в доме есть маленькие дети, когда вообще в доме дети, к вечеру хоть что-то, да не в порядке. А может быть, вообще все в беспорядке. И получается так: пора вставать на молитву, а в комнате – небольшой или даже большой хаос. Что делать: заниматься уборкой или начать молитву?
Вообще, молитва как таковая стоит того, чтобы ее почтить. Вопрос в том – как. На практике, если у нас все упрется в уборку, то до молитвы дело может и не дойти. Все окажется настолько непростым и суетным, столько негатива скопится вокруг идеи «встать всем вместе на молитву», что наша десяти-пятнадцатиминутная молитва превратится в тяжелое испытание для нервов всех членов семьи. Так что если в комнате действительно очень грязно, то, мне кажется, будет достаточно быстро, вместе, без криков и обвинений убрать что-то основное, что-то сильно выдающееся. А пылесосить и перемывать полы, раскладывать книжки по полочкам не стоит. К тому же ситуацию спасает выключенный свет: темно, торчащих из-под кроватей игрушек и колготок не видно. Зато видна икона, подсвеченная лампадкой. Вот на эту икону мы и будем смотреть во время молитвы.
Вообще, в жизни семьи бывает и другой формат общей молитвы: настоящее домашнее богослужение, когда дома читается церковная служба. И вот тогда можно и хорошо, особенно убираться к этому делу, одеваться, зажигать ладан… Но на каждый день, мне кажется, все это устраивать не обязательно.
Как можно организовать общее правило, о молитве своими словами, о проблемах с «плохим» поведением детей во время молитвы, о малышах и подростках – об этом разговор пойдет во второй части.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.