Батюшки о молитве

Батюшки о молитве в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Святые отцы о молитве

Молитва есть общение и единение человека с Богом.

Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.

Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание.

Филипп, митрополит Филадельфийский

Не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться.

Иннокентий митрополит Московский

В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом.

Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы.

Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться.

Есть чистая молитва и есть созерцание, когда душа приступит тайну, тогда излишни чувства и их деятельность, ибо душа соделывает подобно Божеству и озаряется лучами высшего света.

Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление.

Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться. Как должно.

Св. Нил Синайский

Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро смотреть, а между тем запорашивает свои глаза.

Св. Нил Синайский

Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.

Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь.

Душа, любящая Господа, постоянно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, уме и на устах.

Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатию и приходит с плачем невещественным.

Св. Игнатий Брянчанинов

Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним.

Не желай видеть чувственно Ангелов, или силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам.

Св. Нил Синайский

Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу – так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную.

Иннокентий митрополит Московский

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.

Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя

Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.

Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествуешь ли где или проводишь время в сообществе друзей, – везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу.

Не ищи высших даров Божиих, пока, живя, молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет уготовано место нескверное и чистое.

Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Св. Иоанн Златоуст

Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только произносят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами.

Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.

Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущение. А получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.

Св. Иоанн Лествичник

Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?

Св. Филарет митрополит Московский

В своей частной молитве можно класть земные поклоны и в воскресенье – жены святые, встретив Господа воскресшего, поклонились Ему до земли.

Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.

Св. Феофан Затворник

Молитва совершенная бывает лишь вместе со всеми добродетелями.

Св. Феофан Затворник

Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия.

Слова молитвы произноси очень неспешно, даже протяжно.

Св. Игнатий Брянчанинов

Молится нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу.

Идя дорогой, молись Богу умом.

Св. Антоний Великий

Хорошо приучаться к молитве Иисусовой на церковных службах. Присутствуя на них, к чему бесплодно и душевредно скитаться мыслями повсюду? А этого невозможно избежать, если ум не будет привязан к чему-либо. Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным – вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве.

Св. Игнатий Брянчанинов

Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу.

Св. Филарет митрополит Московский

Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.

За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.

Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что само пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, – прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

Читайте так же:  Молитва иконе дарование молитвы

О молитве

Николаев Сергий, священник

Дыхание соединяет нас с миром, в котором мы живем. Прерывается эта связь — и прерывается жизнь. Молитва — дыхание нашей души, она соединяет нас с Богом. Когда нет этой связи, душа наша страдает, и, хотя, будучи бессмертной, не может умереть, можно говорить о духовном небытии.

Сочетая в себе природу материальную и духовную, мы не можем все свои заботы сосредоточить на одном лишь физическом теле. Неразрывно связанные в земной жизни душа наша и тело, естественно, оказывают друг на друга влияние. И неизбежно страдания забытой нами души влекут за собой скорби плоти. Первая и главная наша забота о душе — молитва. Ей мы и посвятим сегодняшнюю беседу.

Солнце всходит и утро наступает для всех: для верующих и неверующих, для язычников и христиан. И так же как все люди, христианин, пробудившись от сна, встанет, оденется, приведет себя в порядок. Но далее, прежде чем отдаться заботам дня, верующий человек освятит свой день молитвой. С молитвой он сядет за трапезу, с молитвой покинет дом, с молитвой приступит к дневным занятиям. Память о Боге сопутствует ему весь день. И перед тем как отойти ко сну, Ему же. Всемилостивому, предаст христианин заботу о себе в молитве “В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой…”

Молитва есть благоговейное собеседование человека с Богом. Именно в общении с Господом состояло райское блаженство первого человека. Об утрате этого счастья плакал всю свою жизнь Адам. Молитва помогает нам вернуть утраченное. И нужна она прежде всего нам. Наивно полагать, что наши славословия прибавят что-либо к совершенной славе Господа. Или что Ему неведомы наши нужды. Наши слова ничего не прибавят и не убавят от Бога. Не сообщат неведомую Ему информацию. Но в наших словах — наше сердечное расположение, а именно оно есть залог спасения. Залог будущей жизни с Господом.

Как дитяти свойственно обращаться к отцу (а все мы усыновлены Богу нашему единением с Иисусом Христом, Сыном Божиим и Сыном Человеческим), так и нам должно быть свойственно обращаться к Богу в радости и печали, с благодарением и просьбой, славя Его, Небесного Отца и принося обещания, ища у Него утешения в скорбях и испрашивая прощения за грехи. И как дитя воспитывается в общении с родителями, так воспитанию “внутреннего человека”, нашей души, помогает молитва. Она помогает и усвоить истину, и устоять в ней.

Есть ли у вас близкий человек постоянно заботящийся о вас, всегда щедрый, неизменно милосердный, неизмеримо богатый, всемогущий, справедливый, любящий вас независимо от обстоятельств? Вряд ли кто-то обладает всеми этими качествами. Но именно такого собеседника имеем мы в молитве — Господа. И Он нам ближе, чем кто-либо. Господь, по словам св. праведного Иоанна Кронштадтского, ближе к нам, чем наша собственная рубашка.

Вспоминаю слова пятилетней малышки, обращенные к подруге: “Ты только начни молиться, а Господь тут как тут. Тут как тут”. Такое ощущение реального присутствия Господа должно всегда сопутствовать нашей молитве. И вера. Безусловная и непоколебимая вера в то, что Он не только в силах разрешить любую нашу заботу и нужду, но обязательно исполнит это самым лучшим образом для нас. “По вере вашей да будет вам”, — говорит Христос Спаситель ( Мф. 9:29 ). Каковы же должны быть время, место и предмет молитвы?

Домашние молитвы христианина состоят из обязательных утренних и вечерних молитв, так называемого молитвенного правила, молитвы перед едой и по окончании трапезы, а также призывания помощи Божией на всякое дело. Кроме того, многие личные обстоятельства, как то — болезнь близких, предстоящая дорога, притеснение или нужда, страх за родных мог стать причиной особой молитвы. Христианин не забывает и поблагодарить Бога за Его благодеяния. Ведь, согласно словам святых отцов, благодарение за благодеяние — это рука, протянутая за новым благодеянием. Господь не оставит ее пустой.

В воскресные и праздничные дни христиане посещают храм, участвуют в общественной молитве. Такова еще одна обязанность верующего человека. Приходилось не единожды слышать скептическое возражение: “Если так молиться, то и работать некогда”.

Царь Алексей Михайлович ежедневно кроме утренних и вечерних молитв выстаивал двух-трехчасовую службу. А Великим постом и по пять-шесть часов. Клал по тысяче и более поклонов в день. А между тем труд царя в России был всегда личным трудом. Любое государственное дело, будь то политический шаг, закон, новшество в экономике, обдумывалось и наблюдалось в исполнении самим государем. А потому личный труд царя превышал труд любого подданного. У Алексея Михайловича же находилось время и для семьи, и для занятий музыкой, и для охоты.

Александр Данилович Меншиков, губернатор Санкт-Петербурга и ближайший соратник Петра Первого, каждый день начинал с того, что отстаивал церковную службу. Каждый день… До конца жизни не отставал он от этого правила. А дел у всемогущего министра было столько, что хватило бы на современный парламент. Время он ценить умел.

Михаил Васильевич Ломоносов был человеком очень религиозным, читал наизусть не только обычные молитвословия, но и всю Псалтирь. А его недаром назвали “Российской академией”.

Александр Васильевич Суворов почитал церковную службу и сам пел на клиросе, а для воинов при любых обстоятельствах не сокращал молитвенного правила.

Русский министр и поэт Гаврила Романович Державин, также человек действия, немало потрудившийся на благо Отечества, оставил нам много духовных стихов и поэтических переводов псалмов, из которых видно, что молитва часто была предметом его размышлений, а имя Божие не редко было на устах.

Не нехватка времени, не обремененность делами не позволяют некоторым из нас обратиться к Богу с молитвой — а маловерие, нерадение о себе, душевная лень. Несколько минут для молитвы всегда можно найти даже при самом плотном житейском графике. Но…

Люди, которые молятся, знают, как по-разному складывается день в зависимости от утренней молитвы. Одна православная женщина рассказывала: “Если я помолюсь утром как положено, то у меня в сутках как будто часов прибавляется. А если молюсь на ходу, кое-как, то день сокращается часов до пяти-шести. Да и дела идут вкривь и вкось”.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал не оставлять вечернего молитвенного правила, даже если очень устали. Пусть вы отнимите у сна несколько минут, но все же потрудитесь помолиться, и сон ваш будет более полноценным, и проснетесь вы отдохнувшими. Испытайте этот совет.

Читайте так же:  Молитва когда болеешь раком

Молиться можно во всякое время и на всяком месте. Святитель Иоанн Златоуст советует не смущаться никаким местом. Князь Владимир Мономах в своем поучении предлагает и в дороге, если нет дела, повторять молитву “Господи, помилуй”, что, конечно же, лучше, нежели “думать безлепицу ездя”. “Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия”(1 Фее. 5, 18), — учит Апостол.

Не надо ждать некоего “молитвенного настроения” или “внутренней потребности” молиться, на которые ссылаются некоторые ленивые молитвенники. Так можно прождать всю жизнь. Или обратить молитву в тщеславный монолог, о котором Спаситель сказал: “…чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня” ( Мф. 15:8 ). Пусть молитва будет трудовой, с понуждением. “Царство Небесное силою берется” ( Мф. 11:12 ), то есть дается с трудом.

За личной или частной молитвой не следует забывать молитвы общественной, храмовой. “Помни день субботний (день покоя), чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему” ( Исх. 20:8 ), — говорит заповедь. Воскресный день, сменивший ветхозаветную субботу, называли прежде “неделей”, в отличие от “седмицы”, которую мы сейчас называем неделей. В церковном календаре эти названия сохранились и поныне. “Неделя”, то есть время, когда “не делают”, посвящалась всегда церковной службе и различным богоугодным делам: посещению больных родственниками; стариков-родителей детьми; острога, для раздачи милостыни.

Пребывание в храме по воскресным и праздничным дням обязательно для верующих. “Ибо здесь есть нечто большее — соединение многих, союз любви, молитвы священников, — говорит о церковной молитве святитель Иоанн Златоуст. — Для того и поставлены священники, чтобы молитвы народа, которые могут быть слабыми, соединяя с более сильными, возносить на небо”. Домом молитвы называет храм Спаситель.

Церковно дисциплинированные люди знают, как отзывается на душевном состоянии, на ходе всех дел пропуск воскресного богослужения. “Нет радости, нет праздника в душе”, говорят многие в таком случае.

Посещая церковь, мы покупаем и зажигаем перед иконами свечи. Не надо забывать, что свеча — это лишь символ нашей молитвы, нашего горения к Богу. Дело же молитвы остается за нами.

Предметом молитвы может быть любая наша просьба, благодарение или прославление Имени Божия. Чаще всего мы обращаемся к Богу с просьбой, помня Его обещание: “И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” ( Иоан. 14:13 ). “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” ( Мф. 7, 7—8 ).

Правда, полезно помнить и то, что “уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно” (св. Ефрем Сирии). А потому “с великой осмотрительностью должно делать прошения, сообразуя их с волей Божией” (св. Василий Великий).

Нередко случается слышать вопрос: “Можно ли молиться своими словами или нужно использовать только установленные, обязательные тексты?”. Можно молиться и своими словами. В этом нет ничего плохого. Но прочтите молитвы, содержащиеся в Молитвослове. Разве сможем мы так выразить свою любовь к Богу? Свою веру в Его всемогущество, милосердие, человеколюбие? Веру в то, что он простит наши грехи и исполнит наши просьбы? Молитвы эти написаны святыми людьми. Читая их, мы становимся единомысленны с этими святыми. И, кроме того, мы имеем их как бы ходатаями за нас перед Господом. Все равно как если бы в каком-то прошении мы поставили свое имя рядом с именем очень знаменитого и заслуженного человека.

Слова молитв, составленные Божиими угодниками, способны не только выразить наши мысли, но и направить их, способны усилить и развить молитвенное чувство, укрепить в сознании многие понятия. Такие молитвы подобны школе. Но при некоторых обстоятельствах естественнее молиться своими словами.

Есть молитвы, слова которых мы просто обязаны знать. Это молитва Господня — “Отче наш…”, данная нам самим Господом. Это, конечно, молитва “Богородице Дево, радуйся…”, в основу которой легли приветственные слова Архангела Гавриила и праведной Елисаветы. Это молитва “Верую”, в ней в краткой форме содержится то, что составляет основу христианского вероучения.

Удивительную историю о молитве пришлось мне слышать от одной родительницы. Женщина рассказала, что раньше она была довольно равнодушна к религии. Молиться или ходить в церковь ей было, скажем, не интересно. Но однажды ее семилетней девочке приснился сон. “Мне снилось, — рассказала дочка маме, — что я стою на каком-то празднике. Рядом стояли мама, бабушка, дедушка и много знакомых. Я увидела очень красивого человека с длинными светлыми волосами на прямой пробор и с бородой. Я думаю, что это был Иисус Христос. Он подошел ко мне и взял меня и мою подругу Таню за руки. Мы пришли в какую-то комнату. Там стояли парты, почти как в школе, за ними сидели дети. Этот человек стал учить нас. Мы выучили две молитвы”. И здесь девочка без ошибок прочла “Отче наш…” и “Богородице Дево, радуйся…”, которые раньше не слышала. Сейчас это церковная и религиозно образованная семья. Не показывает ли этот случай еще раз нам, что есть молитвы, текст которых имеет божественное, небесное происхождение.

Есть у нас чудотворная Иисусова молитва. О ней написаны книги, она виновница многих замечательных чудес. Слова ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного” — привычны многим верующим. Именно об этой молитве М.Ю. Лермонтов написал замечательное стихотворение, которое хотелось бы напомнить:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучъи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Молитвенный опыт, переданный в стихотворной форме, принадлежит двадцатипятилетнему светскому офицеру. Михаил Юрьевич не определил на дело молитвы и покаяния годы старости, как некоторые из нас. Старости у него не было, он погиб двадцати семи лет. А можем ли мы быть уверены, что доживем до таких лет, когда физическая немощь сделает для нас невозможными развлечения и труд, и мы, как нам кажется, сможем всецело посвятить себя молитве? Не будет ли поздно? Не желая в этом мире отдать несколько минут в день общению с Богом, смеем ли мы надеяться на это общение в будущем? Наша будущая жизнь начинается здесь. Всего несколько слов молитвы. И они у нас есть.

Читайте так же:  Псалом 24 молитва

Сколь содержательна и выразительна такая короткая молитва, как “Господи, помилуй”. В ней исповедание Господа нашим Владыкою и Начальником, признание Его могущества и милосердия, осознание нашей немощи и греховности, и вера, что Господь переменит нашу участь, в ней надежда на спасение. Все это в двух словах, сказанных от сердца.

Плоды молитвы трудно переоценить. Вот что говорит о ней святитель Иоанн Златоуст: “Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех”.

Веря, что молитва — это великое благо, повторим и мы вслед за учеником Христовым “Господи! научи нас молиться” ( Лк. 11:1 ). Аминь.

Для души. ( То, что помогает Вам жить)

Все, что трогает Ваши души и помогает жить, когда хорошее или плохое настроение, в радости или грусти. Молитвы, проповеди, духовные наставления, стихи, проза, музыка, фильмы. Можно делиться, обсуждать и поддерживать друг друга даже на расстоянии.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).

Молиться ли, когда не хочется? Святые Отцы о молитве.

Как ленивую лошадь люди плетью гонят и побуждают идти и бежать, так нам должно убеждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя таковой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Дело жизни нашей идет так: привносит кто в дело от себя труд произволения, и получает, что потребно для него от благодати. Молитва с самопринуждением и терпением рождает молитву легкую, чистую и сладостную. И та, с самопринуждением бывающая, есть дело произволения, а эта, совершаемая с услаждением, есть дело благодати.

Преподобный Зосима Палестинский (ок. 560).

Я дышу и это не доставляет мне труда. Это свойство человеческого существа. Так и молитва была его свойством до падения. Теперь же молитва стала трудом, понуждением, как у больного человека затруднено дыхание.

Иеромонах Василий Оптинский (Росляков) (1960-1993).

Вы говорите: В Бога я верю, но вера моя какая-то неровная. Иногда я молюсь с наслаждением: иногда только по привычке отчитываю молитвы.
И прекрасно делаете, что по привычке их читаете. Этот труд, это понуждение, это изволение первичное, этот навык более в нашей воле, чем то наслаждение, которым Вы довольны. Это один из главных пунктов современных ошибок и недоумения. Мы все нынче ищем сразу сильного чувства, трогательного ощущения, искренности и т. д. Это большая ошибка. Не только ровную молитву приобрести невозможно; но и ровная вера едва ли кому-нибудь доступна, разве великим подвижникам. (И за то, что у них вера всегда ровна, я не ручаюсь; свидетельств святоотеческих на это не помню).

Философ Константин Леонтьев (1831-1891).

Пренебрегающего заповедью о молитве постигают самые тяжкие нарушения прочих заповедей, передавая его одно другому, как узника.

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться увидишь, что плоть сделалась покорною твоею рабою. Молитва и ее оживит.Помни всегда, что плоть лжива.

Говорят: нет охоты — не молись, — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие небесное нудится (Мф. 11, 12); без самопринуждения к добру не спасешься.

Необходимо возбуждать сердце к молитве: иначе оно совсем иссохнет.

Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будем принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя.

Иногда мы стоим в церкви или дома на молитве в расслаблении духа и тела: и бессильна, хладна, бесплодна бывает душа наша, как оная языческая неплодящая церковь; но лишь напряжем сердце свое к искренней молитве к Богу, обратим мысли и сердце к Нему с верой живой тотчас оживет, согреется и оплодотворится душа наша; какое вдруг спокойствие, какая легкость, какое умиление, какой внутренний святой огонь, какие теплые слезы о грехах. Ах! зачем мы чаще не обращаем сердец своих ко Господу! Сколько у Него всегда сокрыто для нас покоя, утешения!

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

Преподобный Агафон Египетский (V век.)

Как в древние времена, так и теперь упражнение в молитве возможно и даже необходимо для всех; молитвою все получается, даже самая молитва, и потому не нужно никогда оставлять ее.

Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле; а молиться с умилением зависит от Бога.

Если и не достигнешь вполне плодов и совершенства молитвы, то хорошо и то, если скончаешься на пути к ней.

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге.

Враг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т. д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу. Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметный плод этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т. д., все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так. Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, трудишься для Бога, Он видит этот твой труд и радуется твоему усилию, этой работе для Него.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Мы, грешные, не можем постоянно находиться в горении, в пламенном желании быть с Богом. Не смущайтесь этим. Вспомните вдовицу, которая дала две лепты. Это так мало, что мы, по-мирскому, швырнули бы эти две лепты: к чему они? Другие давали много, а Христос сказал, что малый дар вдовы был больше всех, ибо она дала всё, что имела. Поэтому не смущайтесь тем, что вам не хочется молиться, что у вас нет покаяния.

Читайте так же:  Молитва о рождении Богородицы

Делайте, делайте внешнее, ибо внешнее зависит от вас, внутреннее же от вас не зависит. Но за внешнее Господь даст вам внутреннее.

Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря (XX век).

Душа, не понуждающая себя к молитве, мертва и несчастна, и зловонна, молитва же и служение Богу, как знамение праведности облачает духовным и божественным одеянием.

Святитель Иоанн Златоуст (407).

Не ослабевайте в молитве. Она то же в духе, что дыхание в теле.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь и силу духовную.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1867).

Если человек не будет понуждать себя на делание, то потеряет благодать, а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).

Мой духовный маяк — прот. Владимир Головин

Мы мучаемся, пытаясь «ходить на голове» — как говорит батюшка Владимир. Наша группа создана помочь людям «встать на ноги», давая ориентир для жизни со Христом!
В нашей группе будут свидетельствоваться факты силы молитвы по соглашению.
Мы расскажем о том, как действует Господь силой Святого Духа при духовном лечении — факты исцелений от телесных и душевных недугов.
И конечно будут размещаться свежие проповеди о. Владимира, которые открывают нам глаза и сердце!

Святые отцы о молитве по соглашению

О том, как включиться в молитву по соглашению вместе с Болгаром, подробно можно прочитать на нашем сайте здесь православный-болгар.рф/разделы/как-включиться-в-молитву-по-соглашению

«Научи меня молиться». О молитве оптинских старцев

В Калужской области, в сердце России расположилась знаменитая Введенская Оптина пустынь. В период XVIII-XX веков в этом монастыре просияла целая плеяда подвижников благочестия. Оптинские старцы имели самое разное социальное происхождение и хорошо понимали душу народа. Поэтому их духовное наследие так важно для нас. Одним из самых известных оставленных ими духовных памятников стала «молитва оптинских старцев».

История появления знаменитой молитвы

В 1918 году большевики закрыли Оптину пустынь, но монахи расходиться не стали. Они назвали себя «сельскохозяйственной артелью» и под видом такой житейской хитрости смогли прослужить в обители ещё пять лет. В 1923 году была закрыта и артель. Последним старцам Оптиной пришлось скитаться по городам и весям Калужской области, находя приют в домах благочестивых мирян.

Примерно в эти годы, когда Евангелия и молитвословы изымались и уничтожались, а издание новых духовных книг было под запретом, и родилась «молитва оптинских старцев». Духовные чада старцев спрашивали их, как им следует молиться в отсутствии молитвословов, и получали в ответ короткие простые прошения. По структуре и содержанию, «молитва» очень похожа на прошения святителя Иоанна Златоуста на каждый час дня и ночи, содержащиеся в вечернем правиле.

«Конкретные слова, вполне вероятно, подобрали и сложили в единый текст последователи и духовные чада оптинских монахов-изгнанников. Но смысл и дух молитвы исходили, безусловно, от этих монахов. Более того, старцы, скорее всего, были знакомы с текстом этой молитвы и благословляли своих чад пользоваться им и распространять дальше», – говорил журналистам экскурсовод Оптиной пустыни иеромонах Исаакий (Гусев).

Духовный камертон современного христианина

«Молитва оптинских старцев» долгое время распространялась в рукописном варианте и имеет несколько версий. Они отличаются по размеру и даже имеют вариации в названиях. Но общий смысл молитвы всегда остаётся одинаковым. В большинстве её прошений человек призывается к надежде на Бога. К доверию к Его святой воле и благому промыслу о нас.

В древние времена императоры Рима бросали христиан на съедение диким зверям. Пытали и мучили их. Но Церковь не исчезала, а лишь росла на крови своих мучеников. «Молитва оптинских старцев» появилась во времена глубокой скорби и, вместе с тем, глубокого возрождения Церкви. С началом большевистских гонений, все слабые духом бежали из Церкви. Зато в оставшихся в Ней исповедниках и новомучениках лишь обострились духовные дары. Именно поэтому составленная ими «молитва» так проникновенна.

Безымянные составители «молитвы» не имели перед собой церковной литературы, но имели в сердцах Духа Святого. Поэтому их лаконичные прошения и оказались духовно гениальными. Каждое из них предельно понятно нам. И каждое из них наполнено глубоким смыслом, который находит живой отклик в наших душах. «Молитва оптинских старцев» служит «духовным камертоном», благодаря которому каждый из нас может правильно настроить свой внутренний диалог с Господом.

Почему мы просим Бога именно об этом?

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой». Несколько раз «молитва» напоминает верующему о благом промысле Божием. Не всё, что случается в нашей жизни, может нам нравиться. Человеку приходится претерпевать определённые лишения и испытания. Но они не даются Богом для того, чтобы сломить человека. Если он правильно примет и переживёт их, то сможет развить свою личность и приблизиться к Богу.

«Руководи моею волею…». «Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой». На первый взгляд, кажется, что это правило только для монахов. Но на самом деле умение отсекать свою волю и с доверием предаваться в волю Господа – это всегда самый правильный путь в Царство Небесное. Для живущих по воле Божией не страшны никакие напасти, ведь «у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк. 12:7).

Господь всегда позаботится о тех, кто твёрдо надеется на Него.

А вот это прошение «молитвы» напоминает горячим новоначальным христианам, что любые духовные подвиги без любви не приносят никакой пользы. И что иногда мир в семье важнее, например, чем постное меню за обедом: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая».

Читайте так же:  Молитва потому что ты со мной

Духовенство о «молитве оптинских старцев»

Многие пастыри наших дней рекомендуют «молитву оптинских старцев» Её советует верующим, например, протоиерей Андрей Ткачёв: «В этой молитве Оптинские старцы как бы советуют человеку быть внимательным к каждому дню и полагаться на Бога – это главный лейтмотив всего там сказанного. Она руководствует человека по прожитому дню, по проживаемому дню. С утра до вечера».

Известный проповедник протоиерей Дмитрий Смирнов на вопрос о том, когда «молитву оптинских старцев» можно читать, ответил так: «Когда её можно читать? Да когда хотите! Хоть каждый час из двадцати четырёх». Некоторые священники своим прихожанам благословляют даже прибавлять «молитву оптинских старцев» к личному ежедневному утреннему правилу.

Оптинские старцы принимали в своём монастыре тысячи паломников. К каждому из них они подходили со вниманием и любовью, пробуждая в душах верующих покаяние и желание достигнуть христианского совершенства. Сегодня, четырнадцать старцев Свято-Введенской Оптиной пустыни почитаются в лике святых. Вы можете вместе с нами молитвенно обращаться к ним со своими нуждами. Как словами их молитвы, так и своими собственными.

Поучения святых отцов о молитве. Как нужно молиться и каких ошибок надо избегать

«. если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
(Мф. 17, 20).

Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и почитание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим: только больным и очень старым дозволяется молиться сидя.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаемся головою земли .

Читай молитвы неспешно, внимай во всякое слово — мысль всякого слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. В этом — все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы.

Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро.

Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога малоумием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его. Израильтяне, оставив без внимания чудеса Божии, совершенные для них в пустыне, просили исполнения пожеланий чрева — и еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня (Пс. 77, 30—31). Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя. Ангелы и архангелы — эти вельможи Его — взирают на тебя во время молитвы твоей, смотря, чего просишь ты у Бога. Они удивляются и радуются, когда видят земного, оставившего свою землю и приносящего прошение о получении чего-нибудь небесного; они скорбят, напротив того, на оставившего без внимания небесное, и просящего своей земли и тления.

Молясь Господу, Божией Матери или святым, всегда помни, что Господь дает по сердцу (даст ти Господь по сердцу твоему — Пс. 19, 5), каково сердце, таков и дар; если молишься с верою, искренне, всем сердцем, нелицемерно, то сообразно вере твоей, степени горячности твоего сердца, подастся тебе дар от Господа. И наоборот, чем хладнее твое сердце, чем оно маловернее, лицемернее, тем бесполезнее твоя молитва, мало того, тем более она прогневляет Господа. Поэтому, призываешь ли Господа, Божию Матерь, ангелов или святых, — призывай всем сердцем; молишься ли о ком из живых или умерших, — молись о них всем сердцем, выговаривая имена их с теплотою сердечною; молишься ли о даровании себе или другому какого-либо блага духовного, или о избавлении себя или ближнего от какого-либо бедствия или от грехов и страстей, худых привычек, — молись об этом от всего сердца, желая всем сердцем себе или другому просимого блага, имея твердое намерение отстать, или желая другим освободиться от грехов, страстей и греховных привычек, и дастся тебе от Господа дар по сердцу твоему.

Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу.

Для чего нужна продолжительная молитва? Для того, чтобы продолжительностию усердной молитвы разогреть наши хладные, в продолжительной суете закаленные сердца. Ибо странно думать, тем более требовать, чтобы заматеревшее в суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотою веры и любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд и труд, время и время.

Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

В конце домашних утренних и вечерних молитв призывай святых: патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, исповедников, преподобных, воздержников или подвижников, безсребренников, — чтобы, видя в них осуществление всякой добродетели, и самому сделаться подражателем во всякой добродетели. У патриархов учись детской вере и послушанию Господу; у пророков и апостолов — ревности о славе Божией и о спасении душ человеческих; у святителей — ревности проповедывать слово Божие и вообще писаниями содействовать к возможному прославлению имени Божия, к утверждению веры, надежды и любви в христианах; у мучеников и исповедников — твердости за веру и благочестию пред людьми неверующими и нечестивыми; у подвижников — расписанию плоти со страстьми и похотьми, молитве и богомыслию; у безсребренников — нестяжательности и безмездной помощи нуждающимся.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя — значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя — они услышат тебя и молитву твою представят Владыке скоро, во мгновение ока, яко Вездесущему и вся Ведущему.

Батюшки о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here